Удар под дых
Восхищаемся качествами бюджетного кроссовера Renault DusterЗнаете, какой автомобиль большинство российских автолюбителей считают идеальным? Кроссовер. Вместительный, с большим дорожным просветом, массивными колесами и полным приводом. Но проблема в том, что цены на подобные машины начинаются примерно от 750 тысяч рублей, вот и приходится покупать бюджетные седаны или недорогие псевдокроссоверы – обычные хэтчбеки с "джиперской" атрибутикой.
Но все меняется. Сначала Renault Logan наглядно показал, что даже бюджетная иномарка может оказаться достойным автомобилем. А теперь Renault Duster должен доказать всем, что бюджетный кроссовер – тоже не утопия.
Россиянам, впрочем как и бразильцам, повезло больше всех – нам достались самые красивые и самые оснащенные машины! Дело в том, что комплектация, набор двигателей и даже внешний вид "Дастера" несколько разнятся в зависимости от рынка сбыта. Потому то мы и получили машину почти на два года позже европейцев – из-за модернизации и адаптации производственных процессов. А также из-за того, что Renault Duster решено было выпускать в России, на московском "Автофрамосе".
Планы по «локализации» этой модели в Renault начали вынашивать еще более четырех лет назад. В 2007 году, например, когда кроссовер существовал только в виде прототипов, один из опытных образцов привезли в нашу страну и пригласили около трехсот потенциальных клиентов, чтобы те рассказали, что бы им хотелось изменить или увидеть в будущей машине.
Все пожелания затем были проанализированы и «взвешены по цене» – французы применяли только те решения, которые позволили бы сохранить максимальную унификацию и удержать стоимость машины на приемлемом уровне. В результате, у «Дастера» появились «16-е» диски, широкие колесные арки, пластиковый обвес по периметру кузова, а у российской версии дополнительно была перерисована решетка радиатора, фары получили темную окантовку, зеркала - хромированные накладки, а на багажной двери над номерным знаком появилась блестящая вставка с названием модели.
Кроме того, российские клиенты не хотели видеть даже в бюджетном кроссовере аскетичный «логановский» интерьер. Им не нравилась центральная консоль с убогими кнопками центрального замка и электростеклоподъемников и скучная комбинация приборов. Но дизайнеры "Рено" постарались «малой кровью» исправить большинство недочетов: центральную консоль перерисовали, добавили "двухдиновую" магнитолу, доработали блок климат-контроля, слегка изменили приборную панель. И получилось очень неплохо! Не последний писк моды, конечно, но со вкусом.
Организация места водителя, правда, осталась «логановской» со всеми ее особенностями. Мощные основания оконных стоек передних дверей по-прежнему перекрывают обзор через боковые зеркала, а кнопка клаксона, как и раньше, находится на торце левого подрулевого выключателя. Но это мелочи. Хуже то, что «баранка» все так же «задрана» вверх и регулируется на коротком плече, а настройка рулевой колонки по вылету, естественно, не предусмотрена.
Сиденья – плоские и без выраженной боковой и поясничной поддержки, зато изначально высокое расположение подушки кресла, которое так досаждало в «Логане», в «Дастере» уже в самый раз. Из недочетов можно отметить никак не подсвеченные кнопки стеклоподъемников, невнятные рисунки на «шайбах» управления микроклиматом и неудачное расположение рукоятки регулировки боковых зеркал – под «ручником».
Про вместительность «Дастера» я бы сказал так: если на заднем сиденье «Логана» вам было нормально, то и в новоиспеченном тесно не будет. Конечно, с точки зрения эргономики задний диван ничем особенным похвастать не может: никаких подстаканников и подлокотников, и уж тем более дефлекторов системы вентиляции здесь нет. Зато на «галерке» просторно. Огорчило лишь то, что в задней части салона нет какого-либо источника освещения.
В России "Дастер" будет доступен с тремя двигателями: двумя бензиновыми четырехцилиндровыми агрегатами объемом 1,6 литра (102 лошадиные силы) и 2,0 литра (135 лошадиных сил), и с одним турбодизелем объемом 1,5 литра (90 лошадиных сил). Но если мотор, потребляющий солярку, доступен только в сочетании с полным приводом, то оба бензиновых «движка» можно заказать и в моноприводном исполнении.
Все полноприводные версии Renault Duster комплектуются шестиступенчатой трансмиссией TL8 с тросовым приводом, разработанной на базе коробки передач TL4 – она используется на других переднеприводных автомобилях Renault и Nissan. Переднеприводный автомобиль с 1,6-литровым двигателем получил более простую пятиступенчатую "механику" семейства JR5 c жесткими тягами в механизме выбора передач.
Автоматическая четырехступенчатая коробка передач пока будет доступна только для двухлитровой переднеприводной версии – автомобили с «автоматом» в исполнении 4х4 появятся не раньше 2013 года. Почему "автомат", а не "вариатор", например от "Кашкая"? Разработчики говорят, что так было дешевле.
Однако на ездовой презентации в Узбекистане нам были доступны только полноприводные автомобили с механическими коробками передач, и только в дорогих комплектациях с 1,6- и 2,0-литровыми моторами. Младший, 102-сильный моторчик, уже знаком по «логановскому» семейству. Но если на том же Renault Sandero его возможностей вполне хватает на то, чтобы не чувствовать себя «аутсайдером» ни в городе, ни на трассе, то в случае с «Дастером» дополнительные 230 килограммов и наличие полноприводной трансмиссии заставляют напрягаться и двигатель, и водителя.
«Укороченные» передачи механической коробки передач вынуждают активно орудовать трансмиссионным рычагом, который, правда, отличается умеренными ходами и приемлемой избирательностью. В переднеприводном режиме 2WD машина кажется чуть «живее», но не настолько, чтобы это решало проблемы с динамикой. Говоря откровенно, едет такой «Дастер» где-то на уровне «Лады-2114» или Daewoo Nexia, коих в Узбекистане немало. Любопытные водители соседних машин то и дело пытались догнать нас, чтобы получше рассмотреть необычный кроссовер, и, признаться честно, от их назойливых взглядов мне уйти не удавалось: после 100-110 километров в час динамика разгона ощутимо падает.
Да и с акустическим комфортом не все гладко. Уже на «крейсерской» скорости в 100 километров в час шумы начинают проникать в салон – и от качения колес по дороге, и от набегающего потока воздуха и, конечно же, от силового агрегата, который работает на повышенных оборотах. Из-за короткого, «внедорожного» передаточного ряда в трансмиссии при движении с такой скоростью мотор даже на высшей ступени развивает три тысячи оборотов. А стоит добавить еще 20 километров в час и стрелка тахометра поднимется еще на тысячу оборотов.
На двухлитровой версии мне прокатиться не удалось, но по словам коллег, которые опробовали 135-сильный мотор, такая машина едет лучше.
Но при всех минусах невысокой энерговооруженности "Дастера" с мотором 1.6 у него есть очень жирный плюс – его подвеска. По разбитым узбекским дорогам французкий кроссовер летит стрелой. И не важно, что под колесами, мелкие трещины или здоровые ямы – Duster одинаково комфортно сглаживает все дефекты дорожного полотна.
Несмотря на кажущуюся мягкость, "Дастер" неплохо держит прямую, на волнах практически не раскачивается и живо реагирует на команды водителя. Рулевое управление на кроссовере получило более мощную рулевую рейку, более производительный гидронасос и другие настройки управляющей электроники. Однако информативности «баранке» немного не достает, и она "по-логановски" туговата.
Плотная подвеска, невысокие крены – можно «зажечь»? Лучше не надо. Duster лениво проходит виражи и при первой возможности стремится распрямить траекторию. Шасси кроссовера настроено на выраженную недостаточную поворачиваемость, и даже в полноприводном режиме автомобиль не будет «докручивать» корму под тягой. Зато и при резком сбросе газа на сухом асфальте задняя ось машины неохотно срывается в скольжение, что хорошо для не очень опытных водителей, ведь система стабилизации на "Дастер" поначалу не будет устанавливаться даже за доплату.
Бездорожье тоже было. Причем, организаторы прокладывали "оффроуд-маршрут" еще тогда, когда в горах было сухо и солнечно, а к нашему приезду пошел снегопад и дорожные условия резко изменились: каменистую тропу засыпало снегом и стало очень скользко.
И пусть Renault Duster – не внедорожник-профи, но по своим способностям вне дорог он готов составить конкуренцию даже настоящим "джипам". В первую очередь, за счет удачных показателей геометрической проходимости – они у «Дастера» совсем немного не дотягивают, например, до Chevrolet Niva. Да и хода подвески у машины внушительные. Добавим к этому короткие свесы и невысокую массу машины, штатную металлическую защиту моторного отсека, а также неокрашенный пластиковый обвес по периметру кузова, и получим неплохо подготовленный автомобиль для езды там, куда на обычной легковушке лучше не соваться.
"Дастер" – король грунтовок и плохих дорог. Один из немногих «паркетников», на котором можно смело мчаться практически по любому проселку: 60, 80 километров в час по колдобинам? Берите выше – Duster на пухлых шинах спокойно держит «сотку»! Подвеска просто непробиваемая. Там, где проскочила «Нива», проскочит и «Дастер». Его реальные возможности ограничиваются лишь высотой переднего бампера, дорожным просветом и, конечно же, рассудком водителя.
В полноприводной трансмиссии у Renault Duster нет понижающего ряда, как нет и блокировок межосевого или межколесных дифференциалов – задняя ось здесь подключается обычной многодисковой муфтой. Однако французские инженеры сделали на полноприводных версиях с шестиступенчатой «механикой» очень короткую первую передачу, которая позволяет уверенно ползти со скоростью пешехода на холостых оборотах (5,79 км/ч при 1000 об/мин).
На небольшом подъеме можно смело отпускать педаль акселератора – машина не глохнет и спокойно карабкается наверх, словно породистый вездеход. Но в нашем случае подъемы были гораздо серьезнее, поэтому давить на газ все же приходилось. К тому же, из-за выпавшего снега и гражданских покрышек многие препятствия получалось брать только с «разбега». Будь на «Дастере» шины «позубастее», он смог бы штурмовать и более крутые буераки.
Короткая первая передача помогала и на крутых спусках, но тормозами приходилось пользоваться часто – уж слишком опасной казалась горная тропа. Спускались мы буквально «шепотом», но уклон был настолько крутым и скользким, что некоторые участки машина волей-неволей по инерции преодолевала с заблокированными колесами. Почему "спала" антиблокировочная система? В режиме "4WD Lock" с заблокированной муфтой АБС переходит во «внедорожный» режим работы, позволяя шинам слегка блокироваться, чтобы создать перед колесами спасительную горку грунта или снега.
я выбрал вместо рекламы.
Система полного привода на основе многодисковой муфты GKN от кроссовера Nissan Murano ничем особым не выделяется – она не хуже и не лучше аналогичных конструкций, используемых конкурентами. В режиме "Auto" при пробуксовке передних колес задняя ось подключается с небольшой задержкой. В режиме "4WD Lock" муфта блокируется и если верить инструкции, честно держит преднатяг на скоростях до 60 километров в час. Однако создатели говорят, что в действительности «Дастер» способен двигаться в таком режиме на скоростях до 80 километров в час.
Стойкость муфты к перегреву мы не проверяли, в горах у нас были совсем другие задачи: подняться наверх и затем спуститься целыми и невредимыми, так что отложим проверку до теста в Москве.
С диагональным вывешивании "Дастер" справляется через раз. В первую очередь, из-за отсутствия противобуксовочной системы, которая будет поставляться вместе с системой стабилизации лишь через некоторое время после старта продаж. Поэтому сложные участки лучше преодолевать сходу или точно расчитывать траекторию, заставляя машину правильно перераспределять вес, цепляться буксующими колесами за поверхность и продолжать движение.
Итак, в плюсах "Дастера" оригинальная внешность, удобный салон, «неубиваемое» шасси и главное – невысокая стоимость. В списке недостатков – не самый мощный мотор (если речь идет о версии 1.6) и простенький интерьер. Но все это, откровенно говоря, вполне простительно для машины с такой ценой и с такими «вездеходными» задатками.
И как мне кажется, своего покупателя найдут все версии французского кроссовера. Моноприводный Duster, например, сгодится на роль вместительного универсала с «внедорожным» имиджем и солидным дорожным просветом в подарок. Тем более, что универсалов дешевле полумиллиона рублей на нашем рынке нет, если не брать в расчет продукцию "АвтоВАЗа" или «голую» комплектацию Skoda Fabia Combi с базовым 1,2-литровым мотором мощностью 70 сил.
Полноприводные модификации «Дастера» – это и вовсе мощный удар "под дых" почти всем производителям кроссоверов и внедорожников. Наверняка часть покупателей, которым не очень важен статус автомобиля и привлекательность его интерьера, но которые обращают внимание на эксплутационные качества машины, обязательно задумаются: а стоит ли переплачивать 150 тысяч рублей за Nissan Qashqai в схожем оснащении? Несладко придется и китайским «паркетникам» – ведь теперь главный аргумент китайцев в виде низкой цены померкнет на фоне бюджетного «француза».
Но больше всего пострадает, конечно же, Chevrolet Niva: Renault Duster «отобьет» у нее в первую очередь тех покупателей, которые приобретали «Ниву» не для специализированных вылазок на бездорожье, а для повседневной эксплуатации. У которых «оффроудные приключения» заканчивались проселочной дорогой до дачного участка, ближайшего озера, штурмом городских бордюров или сугробов в поисках парковочного места.
Неспокойный сон ждет и маркетологов Chevrolet, Ford, Hyundai, Kia и Volkswagen, продающих в России бюджетные модели. Ведь у клиентов этих марок появится интересная альтернатива – купить вместо «Поло седана», «Соляриса» или «Рио» полноценный кроссовер.
А французы из "Рено", конечно, молодцы. У них проявился настоящий дар создавать недорогие машины! Renault Duster – это еще один нормальный автомобиль с адекватным ценником, приличным оснащением и простой и надежной конструкцией. Автомобиль, который не стыдно посоветовать родственникам и друзьям или самому задуматься о покупке. Вопрос лишь в том, как долго компания Renault сможет удерживать столь "вкусные" цены на свой Duster.
Технические характеристики Renault Duster
1,6 4х4 (Privilege) МКПП | 2,0 4х4 (Luxe Privilege) МКПП | |
---|---|---|
Тип двигателя | Бензиновый, R4 | Бензиновый, R4 |
Рабочий объем, см³ | 1598 | 1998 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 102/5750 | 135/5500 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 145/3750 | 195/3750 |
Тип привода | полный | полный |
Трансмиссия | 6‑ступенчатая, механическая | 6‑ступенчатая, механическая |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, МакФерсон | независимая, пружинная, МакФерсон |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная, со стабилизатором | независимая, пружинная, многорычажная, со стабилизатором |
Тормоза | дисковые, вентилируемые спереди и барабанные сзади | дисковые, вентилируемые спереди и барабанные сзади |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4315х1822х1625 | 4315х1822х1625 |
Колесная база, мм | 2673 | 2673 |
Снаряженная масса, кг | 1318 | 1377 |
Макс. скорость, км/час | 158 | нетданных |
Разгон 0‑100 км/ч, с | 13 | нетданных |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 8,2 | 7,8 |
Объем топливного бака, л | 50 | 50 |
Размер шин | 215/65 R16 | 215/65 R16 |
Цена | 624 500рублей | 687 000 |