Опубликовано 24 апреля 2012, 21:54

Мальчикам понравится

SEAT решил вернуться в Россию с новым хэтчбеком Ibiza
Сеат, Сеат… Вроде вертится на языке, но как-то непривычно? Говорят, продать машину сложно и для нашего климата она не очень приспособлена. За свою недолгую историю в России марка насобирала больше стереотипов, чем популярности.
Фото автора и компании SEAT
Фото автора и компании SEAT

Сеат, Сеат… Вроде вертится на языке, но как-то непривычно? Говорят, продать машину сложно и для нашего климата она не очень приспособлена. За свою недолгую историю в России марка насобирала больше стереотипов, чем популярности.

У нас ее начинали продавать дважды, силами нескольких дилеров, но покупателям это не очень-то понравилось. В третий раз на российский рынок SEAT пойдет под крылом Volkswagen, поэтому перезапуск бренда решили сделать по полной программе: показать журналистам новый Ibiza, а заодно продемонстрировать барселонский завод и музей.

Для испанцев SEAT большая национальная гордость, а главный ее носитель – как раз Ibiza. Для нас это практически новый автомобиль – в предыдущий заход "Ибица" в России продавалась вяло. Но теперь хэтчбек пережил небольшой рестайлинг и именно с ним мы приехали знакомиться в Барселону.

Мальчикам понравится

Внешность как раз основная отличительная черта испанских машин. Убери ее и что останется? Немецкие двигатели и платформа? Поэтому линии кузова вырисовывали особенно тщательно.

Изначально дизайн Ibiza делал Люк Донкервольке, который до этого работал над Lamborghini. Однако нынешний рестайлинг – работа испанца Даниэля Эрваса. Вместе у них получилось сделать Ibiza настоящим хулиганом. Испанец добавил на середину капота еще одну линию, словно от сложенной бумаги, переделал фары, в результате чего около носа появились черные треугольники, а также немного переиначил бамперы и заднюю оптику. Получилось почти кричаще. А если присмотреться к линзе (на фарах со светодиодами), то можно заметить милый хромированный козырек как на старых семафорах.

Кроме того, он не зря увеличил противотуманки – теперь помимо своей основной функции они еще и подсвечивают повороты.

Мальчикам понравится

Ibiza построена на платформе PQ25, поэтому у нее есть много общего с хетчбэками Polo и A1. В России SEAT предлагает практически весь модельный ряд Ibiza с некоторыми исключениями по двигателям. На российский рынок поступят сразу три кузова – трехдверка (SC), пятидверный хетчбек (5D) и даже универсал (ST). Причем испанцы предложат нам еще и спортивные версии FR (Formula Race), а вот огнедышащую Cupra чуть придержат до следующего года (о предшественнике Cupra можно прочитать тут).

Каждый кузов немного отличается по стилистике задних фонарей, но самое большое впечатление производит универсал. В белом и красных цветах он просто великолепен. Часто такие машины рисуют в последний момент, наспех приделав кургузый багажник к маленькому хэтчу, но этот явно разрабатывался с чистого листа.

Мальчикам понравится

Когда садишься за руль маленькой машинки B-класса, часто не покидает ощущение, что попал в какой-то детский сад. Не знаю, какой маркетолог привил дизайнерам мысль, что на них ездят только юные девочки, но этим грешат многие производители: Opel Corsa, Citroen C3, Toyota Yaris, Ford Fiesta, Mazda2. В "Ибице" этого, к счастью, нет. SEAT серьезней. Если внешне он выпендривается, то внутри – сдержанная практичность. Даже мальчикам должно понравиться.

S.E.A.T.

Марка SEAT под ее нынешним именем появилась в 1950 году. В оригинале S.E.A.T. – это сокращение от Sociedad Espanola de Automoviles de Turismo, что в переводе означает «Испанское сообщество легковых автомобилей». Соучредителями «Сеата» стали государственный Национальный институт промышленности, шесть банков и концерн Fiat, который предоставил испанцам лицензию на выпуск легковушек. В 1980 году Fiat отказался от своей доли в компании, а в 1990 году марку купил немецкий концерн Volkswagen. Тогда же сокращение SEAT стало официальным названием бренда.

И в первую очередь им понравится «гоночная» FR. Пластик на центральной консоли у нее все еще жесткий, но в центре и над бардачком на него сделали приятную глазу мягкую накладку. В бардачке тоже провели ревизию и, увеличив объем, не забыли про практичные кармашки для ручек, карточек и прочей мелочи. В салоне удобно – боковая поддержка кожаных сидений выполнена в лучших традициях раллийных ковшей. Единственный недочет – места сзади в трехдверном кузове очень мало и навороченные кресла его не добавляют.

Но кто в спортивной машине думает о пассажирах? Тут главное, чтобы водителю было хорошо. С этой точки зрения Ibiza FR близок к идеалу. Скошенный снизу руль хорошо лежит в руках, а по-немецки точная роботизированная коробка работает четко и быстро.

Интерьер "Ибицы" достаточно строгий, но при этом не консервативный - чуть повернутая в сторону водителя центральная консоль, "агрессивная" красная подсветка блоков управления "музыкой" и климатической установкой, красная строчка на руле и сиденьях. При этом качество исполнения скорее немецкое, чем испанское. В обычной версии все будет немного по-другому. Ibiza с комплектацией Style получит обычный круглый руль, сиденья в ней утратят высокие бортики по бокам, но в остальном салон сохранит свою серьезность.

Интерьер "Ибицы" достаточно строгий, но при этом не консервативный - чуть повернутая в сторону водителя центральная консоль, "агрессивная" красная подсветка блоков управления "музыкой" и климатической установкой, красная строчка на руле и сиденьях. При этом качество исполнения скорее немецкое, чем испанское. В обычной версии все будет немного по-другому. Ibiza с комплектацией Style получит обычный круглый руль, сиденья в ней утратят высокие бортики по бокам, но в остальном салон сохранит свою серьезность.

Спортивному «Cеату» FR не досталось кнопки запуска двигателя, поэтому заводить его приходится по-старинке, повернув ключ зажигания. Под капотом – 150-сильный бензиновый двигатель объемом 1.4 литра, с настроенным выхлопом и перенастроенной программой управления двигателем.

Дороги в Испании не хуже немецких автобанов. Прямые платные автострады с идеальным покрытием сменяются лихо закрученными серпантинами в гористой местности. В стране действует жесткое ограничение скорости в 120 километров в час, но людей на красных и желтых «Сеатах» это не останавливает. FR легко поддерживает высокий темп: трехдверка едет очень бодро, так и подзуживая нарушить скоростной режим.

Подвеска отличается даже в разных версиях FR – самой жесткой оказалась трехдверка, пятидверка чуть мягче, а универсал почти на порядок комфортней. В трехдверке же каждый стык, каждый ухаб очень ощутим, особенно пассажирам сзади. Комфорт принесли в жертву управляемости – подвеску испанцы специально настраивали, чтобы добиться более спортивного результата. Сзади тут обычная балка, но в последнее время все инженеры стали творить с ней просто чудеса. Не важно, серпантин впереди или скоростной поворот на шоссе – автомобиль до последнего цепляется колесами.

Эффект заметен – управляемость просто отличная. Про пятидверку можно сказать то же самое, а вот с универсалом так уже не поскачешь – сказывается лишний вес.

Но почему же такие драйверские машины прошли мимо России? Удивительно, но на большинстве отечественных сайтов с объявлениями невозможно обнаружить подержанных «Сеатов» с какими-либо моторами, кроме 85-сильных 1.4. Похоже, именно в этом и заключается секрет провала SEAT во время предыдущих запусков – не было разнообразия.

Зато теперь для России предусмотрено сразу четыре двигателя. Самый слабый – все тот же 1.4 мощностью 85 лошадиных сил. К нему добавятся два мотора одинаковой мощности в 105 сил: турбированный 1.2 для мегаполисов и атмосферник 1.6 для глубинки. Последний – самый оптимальный вариант, особенно с «роботом» DSG. А вот универсал надо брать со 150-сильным мотором, иначе весь спорт превратится в тяжкий труд.

Самый практичный вариант «Ибицы» – пятидверный хетчбэк. А с двухлитровым дизельным двигателем (тоже версия FR), который нам удалось попробовать в самом конце поездки, он просто летит вперед – иначе и не скажешь! Только вдумайтесь – небольшой автомобиль B-класса с двигателем от кроссовера с крутящим моментом 320 Нм. Вот это SEAT!

Подъемы он вообще не замечает, а на спусках лихо тормозит двигателем – только успевай переключать передачи шестиступечатой "механики". Причем средний расход составляет всего 5,6 литра на 100 километров. Почти сказочный автомобиль с тягой, которой позавидуют иные горячие "хэтчи". В прошлой жизни так себя вела дизельная Fabia RS, но Ibiza FR еще веселей.

Пересев из трехдверки в пятидверную машину разницы в поведении сперва не чувствуешь, но, наткнувшись на пару стыков, становится ясно – подвеска чуть мягче, да и кузов не такой жесткий. Но внутри изменений немного – разве что пассажирам добавили места для ног и немного места над головой. Багажник увеличился незначительно. Но главное – ощущение спортивной подтянутости никуда не пропало, а комфорта добавилось. Правда, в России дизельные хэтчбеки продаваться не будут ни в версии FR, ни в более доступных модификациях с дизельным же 1.6. Почему – объяснил глава SEAT Россия Роман Кузьмин.

?? Спасибо за дизельную пятидверку. Запоминающийся автомобиль. К нам в Россию он будет поставляться?

?- Да, мне тоже понравилась эта машинка – вроде и небольшая, а едет как взрослый автомобиль. Но, к сожалению, дизели пока не для нашего рынка. Сами знаете – зимой холодно. Качество топлива еще полбеды, а вот холод в салоне это проблема. Придется устанавливать догреватели, а это поднимет цену такой Ibiza за миллион. Кто ее у нас купит? Поэтому дизелей пока не будет. Но вот за бензиновые версии я спокоен. Они прекрасно себя показали в Финляндии, где Ibiza стала автомобилем года. Там тот же климат, что и у нас, так что никаких проблем не возникнет.

?? Как насчет SEAT Exeo?

?- Нет смысла выводить этот автомобиль в Россию всего на два года – слишком маленький срок.

?? Какие выводы вы сделали после не очень удачной работы предшественников? Что было не так?

?- Главное – это доступность машин для покупателей. Естественно, теперь у SEAT будет больше возможностей по доставке. Заодно мы откроем общий с VW склад запчастей. То, что дилеры делали раньше, сложно назвать слаженной работой. Сейчас у нас 10 дилеров. Четыре в Москве, два-три в Санкт-Петербурге и есть большие планы на наши южные регионы.

?? А продажи?

?- В этом году мы надеемся на наши три основных модели. 40 процентов – Freetrack, еще 30 – Leon и столько же придется на новую Ibiza. В сумме будет около 7000 машин.

?? Вас не смущает конкуренция со Skoda?

?- Наши клиенты моложе. Им понравятся спортивные нотки и броский, необычный внешний вид. Что касается цен, то они немного выше, чем у чехов, но если сравнить оснащение и комплектации, то получится столько же. Reference (85 л.с.) – 549 тысяч, Style (105 л.с.) – 599 тысяч, а FR (150 л.с.) – 899 тысяч 990 рублей.

Прототип SEAT Toledo показали на Женевском автосалоне в марте. Сначала там собирались представить родственный Skoda Rapid, но испанцам, похоже, было важнее показать свою бюджетную модель раньше чехов, поэтому последних "подвинули" на осень: дебют "Рапида" в Европе состоится на Парижском автосалоне.

Прототип SEAT Toledo показали на Женевском автосалоне в марте. Сначала там собирались представить родственный Skoda Rapid, но испанцам, похоже, было важнее показать свою бюджетную модель раньше чехов, поэтому последних "подвинули" на осень: дебют "Рапида" в Европе состоится на Парижском автосалоне.

?? Чтобы завоевать наш рынок, нужен бюджетный седан или кроссовер. Что собирается предложить SEAT россиянам?

?- Сейчас решается вопрос, на каком из двух заводов в России запустят новый Toledo (аналог Skoda Rapid – прим. «Мотора»). А в конце 2014 года должен появится новый кроссовер на базе Tiguan. Как раз к Олимпиаде в Сочи.

Это и ответ на вопрос, почему «Сеат» возвращается в Россию именно сейчас. Эмоциональная внешность, южные корни и зыбкое позиционирование между «Шкодой» и «Фольксвагеном» – только верхушка маркетинговой стратегии. Ее фундамент – бюджетный седан, точнее «лифтбэк», который будут выпускать в России.

А Ibiza, Leon, и даже полноприводный минивэн Altea, – всего лишь гарнир к основному блюду. Что, впрочем, тоже неплохо: из них получится неплохая альтернатива заполонившим наши улицы корейцам и японцам. Альтернатива с немецким качеством, испанским дизайном, да еще и по вменяемым ценам.


Три факта об Испании

Мальчикам понравится

Технические характеристики SEAT Ibiza

1.4 (85 л.с.)1.2 TSI1.61.4 (150 л.с.)
Тип двигателябензиновыйбензиновыйбензиновыйбензиновый
Рабочий объем1390119715981390
Макс. мощность, л.с./об/мин85/5000105/5000105/5600150/5800
Макс. момент, Нм/об/мин132/3800175/1550-4100153/3800220/1250-4500
Тип приводапереднийпереднийпереднийпередний
Трансмиссияручная пятиступенчатаяручная пятиступенчатая (DSG)ручная пятиступенчатая (DSG)DSG
Передняя подвескаНезависимая Макферсон со стабилизаторомНезависимая Макферсон со стабилизаторомНезависимая Макферсон со стабилизаторомНезависимая Макферсон со стабилизатором
Задняя подвескаполунезависимая пружиннаяполунезависимая пружиннаяполунезависимая пружиннаяполунезависимая пружинная
Тормозавентилируемые дисковые спереди и барабанные сзадивентилируемые дисковые спереди и невентилируемые дисковые сзадивентилируемые дисковые спереди и барабанные сзадивентилируемые дисковые и дисковые
Габариты (ДхШхВ), мм4061х1693х14454061х1693х14454052х1693х14454088х1693х1441
Колесная база, мм2469246924692469
Снаряженная масса, кг10751090 (1115 с DSG)1090 (1120 с DSG)1254
Макс. скорость, км/час177190189 (188 c DSG)212
Разгон 0‑100 км/ч, с11,89,8 (9,7 с DSG)10,4(10,1 с DSG)7,6
Расход топлива (комб.), л/100 км5,95,36,3 (5,8 с DSG)6,3
Выбросы СО2, г/км139124149 (139 с DSG)146
Объем топливного бака, л45454545
Ценаот 549 990 рублейот 599 990 рублейот 599 990 рублейот 899 990 рублей

По знакомой дорожке

В портовом районе Барселоны «Зона Франка» расположен старый завод. К мятежному генералу Франко он не имеет никакого отношения – просто здесь была свободная от налогов зона и именно тут расположен самый первый производственный комплекс SEAT. Сейчас тут находится склад металла, но в одном из корпусов разместился музей «Сеата».

Завод Зона Франка в 1961 году

Завод Зона Франка в 1961 году

Несмотря на почтенный возраст, сеатовцы считают себя молодым производителем. По крайней мере, 37 процентам их покупателей еще нет 40 лет.

История SEAT во многом похожа на развитие российского автопрома. В 1950 году они начали с SEAT 600 – того самого «горбатого Запорожца». Рожденный в первой жизни итальянцем, он смог «поставить Испанию на колеса», да и в СССР разошелся немаленьким тиражом. Заручившись поддержкой Fiat, испанцы затем выпустили пару машин побольше. Одной из них стал SEAT 124 – этих машинок тоже наделали немало, целый миллион. Затем последовало несколько рестайлинговых моделей в которых с трудом, но все же можно разглядеть вазовскую «трешку», «шестерку» и «пятерку».

SEAT 124

SEAT 124

Следующей вехой в истории SEAT стал развод с Fiat в 1980 году. Самобытность марки привела скорее к изоляции и как результат – к жутковатому модельному ряду, основанному на перелицованных ископаемых итальянцах. В 1986 году дела пошли в гору. Правительство Испании передало контрольный пакет акций крупному автомобильному концерну, причем никому и в голову не пришло рассуждать о самобытности марки и целесообразности передачи национального автогиганта в чужие руки. C приходом Volkswagen испанцы получили очень мощные инвестиции и в 1993 году построили новый завод в Мартореле, на открытии которого присутствовал король Испании.

Завод в Мартореле

Завод в Мартореле

В последние годы далеко не все у SEAT шло идеально. Американский рынок до сих пор не освоен – несмотря на большие успехи в Мексике и Европе. Завод SEAT сейчас балансирует на грани кризиса, как и вся Испания. Правда, у «Сеата» есть все для того, чтобы выжить. Их завод настолько хорош, что недавно выиграл тендер на производство модели для Audi и теперь помимо «Сеатов» с конвейера сходят новенькие Q3. Для бренда в целом главная надежда – развивающиеся рынки. Китай, Россия... Отсюда и бюджетный седан Toledo, который станет первой "глобальной" моделью "Сеата".