Бродяга и симпатяга
Что получается, когда две родственные компании делают «горячие» машины с одинаковым моторомКогда к ловеласу и кутиле Чарли Харперу переехал его брат Алан, Чарли пришлось повзрослеть и начать заботиться о своем нерадивом родственнике. Ситуация напоминает связь RenaultSport с Nismo. Французы регулярно щекотали нервы удивительными машинами, а марка Nismo несколько лет пребывала в забвении, лишь недавно решив вернуться в игру. Сегодня мы решили устроить встречу между Renault Clio RS и Juke Nismo RS – двумя братьями по альянсу с одинаковым сердцем, но разными взглядами на мир. И вот, что из этого вышло.
Обе машины – детища компаний, которые выиграли столько гонок, что хватит на все индийские и китайские бренды вместе взятые. Но на их кузовах не пафосные шильдики Porsche или Ferrari, а почти народные RenaultSport и Nismo. И эти названия будут в новинку только тому, для кого машины бывают либо стиральными, либо швейными.
Juke Nismo RS выглядит так, словно из него сейчас выйдет Бэтмен в полной амуниции и спасет сексапильную шатенку от мужика в костюме медсестры. Со всеми этими спойлерами, накладками и прочими боевыми кровоподтеками и ссадинами в виде красных акцентов, «Джук» похож на избитого, но непобежденного боксера.
Clio RS на фоне «Ниссана» – простачок, машина студентки первого курса. Потому что он красный. Даже большие 17-дюймовые колеса и хищный оскал бампера не выдают в маленьком французе «заряженный» хэтчбек. «Клюха» и не задумывалась экстравагантным хот-хэтчем, но мы все равно ждем от нее подвига.
Ведь еще недавно в RenaultSport делали Clio с установленным в багажнике V6, а во время турбо-экспансии оставались верны старым добрым атмосферникам. А что сейчас?
К сожалению, нынешний Clio RS с машиной прошлого поколения роднит только название. На смену «механике» пришел «робот» с двумя сцеплениями, на смену неутомимым Brembo – обычные тормоза, а вместо передней подвески с отдельными поворотными кулаками стоят обычные стойки McPherson.
А новая 1,6-литровая 200-сильная «турбочетверка», сменившая атмосферный двигатель той же мощности, вообще такая же, как на Nissan Juke. Одно сердце, но две разные философии: хэтчбек и кроссовер. Меч или катана, сыр тофу или камамбер?
У Juke Nismo RS тоже нет гениальных инженерных решений. Двигатель – такой же 1.6 с наддувом, но здесь он выдает на 14 сил больше. И это не все отличия. У кроссовера есть продвинутая система полного привода с парой многодисковых муфт, дозирующих тягу на каждом из задних колес независимо друг от друга. А еще японцы оказались большими шутниками и затолкали в «заряженный» кроссовер вариатор.
В плотном вечернем потоке на ТТК бесступенчатая трансмиссия не вызывает агонии. Мотор хорошо тянет с трех тысяч, а дальше вам, как правило, нужно уже давить по тормозам, чтобы не отправить «Джук» под ползущую со скоростью червяка поливалку.
Но вырвавшись на оперативный простор, вариатор начинает вести себя так, как и должен. То есть плохо. При спокойной езде стрелка тахометра зависает на четырех тысячах оборотов, как Windows во время обновления. Xtronic пытается имитировать смену ступеней, но получается неумело и неправдоподобно.
Но есть выход: не смотреть на тахометр. Несмотря на неочевидный для быстрой машины выбор трансмиссии, кроссовер умеет ездить очень шустро, уезжает первым со светофоров и оставляет не у дел неповоротливые бизнес-седаны «с вэ-шесть».
Шестиступенчатый «робот» Clio RS работает лучше, но тоже неидеально. Для смены передачи ему требуется всего 200 миллисекунд, поэтому передачи меняются споро, без дерганий и нервозности. Проблема появляется в пробках с регулярными стартами на сверхкороткие дистанции: Clio RS в таких условиях теряет концентрацию и начинает нервничать.
Если же пробок нет, то «Клюха» становится одним из самых понятных автомобилей для активного передвижения в городе. Несмотря на то, что двигатели у Clio и Juke практически идентичные, настроены они по-разному. Во французском исполнении агрегат готов поделиться приятными порциями тяги чуточку раньше – уже с двух с половиной тысяч. И пускай у Clio теперь обычная подвеска и простенькие тормоза, управляется этот хот-хэтч отлично.
Похоже, французы сдали свои души дьяволу оптом, а он научил их делать отличные шасси.
Правда, в случае с Clio RS последнего поколения, эта магия работает где угодно, только не на треке.
Moscow Raceway. Красный хэтч Renault встает на дугу без колебаний и намеков на недостаточную поворачиваемость, но вдруг кузов заметно кренится на бок, а на выходе из поворота коробка переключается на передачу выше. Эй, экономия топлива – это последнее, о чем я сейчас думаю.
Пока не нажата кнопка RS Drive, ручной режим трансмиссии остается «нечестным»: если раскрутить мотор до отсечки, коробка прыгает наверх и не спешит понижать передачу даже после официального распоряжения от их величества подрулевых лепестков – их власть здесь очень условная.
Своенравность коробки не дает по-настоящему эффективно тормозить двигателем, и после двух боевых кругов у Clio «кончаются» тормоза — приходится снижать темп, чтобы остудить их.
Да, теперь трек для Clio RS уже не родной дом, а реквизированное большевиками семейное имение. Но если машина с такой родословной, как у «Клюхи», сдается на треке через два круга, то какие после этого могут быть шансы у Juke? Тем более с вариатором.
В режиме 2WD «Джук» уныл. Во время активных бросков на апексы кроссовер пытается уехать мордой наружу, а крены слишком велики. Спасают ситуацию активная работа рулем, цепкие 18-дюймовые шины Continental и ковши Recaro, жесткие боковины которых оставляют на ногах водителя вульгарные синяки. Но стоит щелкнуть тумблером, подключающим заднюю ось, как «Ниссан» за доли секунды преодолевает весь путь тыквы из «Золушки».
Крены, конечно, никуда не исчезают, но поворачиваемость становится близкой к нейтральной и прозрачной, как родниковая вода. Juke Nismo RS прописывает повороты по той траектории, которую наметил водитель, а не законы физики. Любые намеки на силовые скольжения мягко и быстро гасятся системой стабилизации, а тормозам, кажется, забыли рассказать, что такое усталость.
Вариатор? Это все еще не лучший выбор для трека, но его работа в боевом режиме не досаждает, если не пользоваться ручным режимом, бесполезнее которого будет только шелуха от семечек.
Несмотря на то, что эти машины делали на разных концах земного шара, общий у них не только мотор. И Juke Nismo RS, и Clio RS – это быстрые городские автомобили, но выезжать на них на трек отважатся только безумцы вроде нас. Конечно, на гоночной трассе они лучше, чем любой гражданский хэтчбек, а их поведение в условиях, близких к экстремальным, не вызывает у водителя панических атак. Но остроты и запаса прочности, подталкивающих к поиску их физических пределов, нет ни у Renault, ни у Nissan.
Но если для «Ниссана» это вполне ожидаемо, то в случае с Renault – с маркой, которая постоянно делала автомобили, близкие к выдающимся, – такое положение дел наводит на грустные мысли.
Представьте, что вы пришли в магазин за самым жгучим в мире чили, а дома обнаружили, что вместо него вам положили лечо из болгарского перца. Это про Clio RS. Зато купленная в том же магазине бутылка пива оказалась превосходным крафтовым стаутом. И это – про Juke Nismo RS.
Фото Кирилла Калапова
Технические характеристики
Renault Clio RS | Nissan Juke Nismo RS | |
---|---|---|
Тип двигателя | Бензин, турбированный, R4 | Бензин, турбированный, R4 |
Рабочий объем см3 | 1618 | 1618 |
Макс. мощность л.с./об/мин | 200/6000 | 214/6000 |
Макс. момент Нм/об/мин | 240/1750 | 250/2400–6000 |
Тип привода | Передний | Полный |
Трансмиссия | РКП-6 | Вариатор (8 виртуальных ступеней) |
Макс. скорость, км/час | 230 | 200 |
Разгон 0–100 км/час, с | 6,7 | 8,0 |
Габаритные размеры ДхШхВ (мм) | 4090х1945х1434 | 4165х1765х1565 |
Колесная база (мм) | 2589 | 2530 |
Снаряженная масса (кг) | 1364 | 1449 |
Расход топлива (комб.) л/100 км | 6,3 | 7,4 |
Цена | от 1 503 000 руб. | от 1 617 000 руб. |