Загрузка...
13 января 2012, 14:32

Тук-тук

Выясняем, насколько реальны электрические «Мазды»

Фото компании Mazda
Михаил Цымбал

Признаюсь честно я никогда не понимал причин «зеленой» эйфории, развернувшейся вокруг электромобилей и старательно подогреваемой маркетологами с одной стороны и коллегами-автожурналистами с другой.

Идея машин на экологически чистой (формально) электротяге, конечно, красивая, но пока что утопичная. Достаточно вспомнить о том, каким способом в современном мире вырабатывается электроэнергия, а потом попробовать узнать, где находится ближайшая «электрозаправка» к твоему дому или какой запас хода у электрокаров, уже доступных на рынке.

Но вот я стою перед совершенно обычным с виду хэтчбеком Mazda2, который плавно трогается и бесшумно уезжает на тестовый круг по полигону «Мазды», проложенному на территории завода в Хиросиме, и понимаю, что электрическое будущее, оказывается, подкралось-то совсем близко. Стоит на пороге и трезвонит в дверь.

Внешне электрокар «Мазда» - обычный хэтчбек на небольших колесиках, только без выхлопной трубы.

И ведь Mazda не самый крупный и далеко не самый богатый японский автопроизводитель. Несмотря на это, уже в следующем году на дорогах Японии появятся первые электромобили под брендом "Мазда". Купить их, правда, пока будет нельзя ограниченную серию электрокаров планируется передать в лизинг государственным и частным организациям для тестов. 
Впрочем, здесь интересен скорее сам факт появления электромобиля, разработанного японцами самостоятельно, и уже готового к ежедневному использованию, потому что о партнерстве в области электрических технологий Mazda пока не объявляла.

Технические характеристики «электро-Мазды» пока не раскрываются: инженеры говорят, что работа над прототипами еще не закончена. Известно, что у машины один электромотор мощностью около 100 лошадиных сил, расположенный под капотом и вращающий передние колеса. Коробки передачи нет, вместо нее простенькая одноступенчатая трансмиссия для отбора мощности с электродвигателя.

Батарейный блок находится под днищем и равномерно «распределен» почти по всей его площади. Тем самым удалось сохранить оптимальную развесовку по осям и максимально занизить центр тяжести. Еще один плюс такого размещения аккумуляторов нормальный багажник, размер которого по сравнению с Mazda2 не уменьшился ни на миллиметр.

Электрокар года

Европейским "Автомобилем года 2011" стал электромобиль Nissan Leaf, который сумел опередить по баллам куда более реалистичные и практичные модели Alfa Romeo Guilietta и Opel Meriva.

Внутри традиционный интерьер Mazda2 со знакомой передней панелью и селектором «автомата», у которого место спортивного режима занял режим «Эко»: в нем снижается мощность силовой установки и сокращается расход энергии бортовыми системами. На рукоятке появилась дополнительная кнопка, которая активирует систему рекуперации энергии, а место тахометра на приборной панели занял стрелочный указатель режима работы электрической установки спортивный, экономичный или режим подзарядки батарей.

Электронный топливометр перепрограммирован, и теперь показывает заряд батарей и запас хода. Расчетная автономность электромобиля Mazda около двухсот километров. По крайней мере, к этой цифре стремятся разработчики и она кажется вполне достижимой после десятка тестовых кругов по полуторакилометровому треку в очень неэкономичном стиле, с разгоном до максимальных 140 километров в час по спидометру, прибор показывал запас хода около 135 километров.

Для тестовой поездки нам, похоже, достались настоящие прототипы, а не «серийные» машины об этом говорило полуразобранное рулевое колесо и затянутая черным скотчем дырка на центральной консоли на месте штатной аудиосистемы. Приветствую инструктора, сидящего слева (машины-то праворульные!), устраиваюсь в кресле, перевожу селектор в «драйв», отпускаю обычный механический ручник и трогаюсь.

Тишина абсолютная. Раз, и мы уже едем.

То, насколько тихо умеют ездить электрокары, производит самое сильное впечатление. На 50-60 километрах в час слышно лишь как шелестят шины, да что-то побрякивает в багажнике тестового прототипа. И только с ростом скорости из под капота начинает доноситься вой шестеренок, смешанный с гулом электромотора, все вместе это напоминает звук самолета на взлете.

Вообще, шумоизоляция электромобилей настоящая головная боль для разработчиков. Когда у машины нет гудящего мотора и бубнящей выпускной системы, аэродинамические и прочие шумы начинают лезть в уши с утроенной силой. Но учитывая то, что электрокары и так недешевы, увеличивать затраты на дополнительную "шумку" автопроизводители не спешат.

Разгоняется электрокар Mazda не то чтобы умопомрачительно быстро, но динамичнее обычной «двушки». По-крайней мере по ощущениям. Реакции на педали газа как у обычной машины: давишь слегка и скорость растет плавно, нажмешь в пол и вот уже мчишься на «максималке», искуственно ограниченной на отметке 140 километров в час. Похоже на автомобиль с вариатором, только мотора не слышно.

Если отпустить акселератор, то электрокар начнет плавно замедляться, а стрелка на приборной панели переместится в зону «подзарядка». Однако в «драйве» рекуперация энергии работает не в полную силу как говорят разработчики, этот режим предназначен для «динамичной езды». Поэтому, если хочется заставить силовую установку подзаряжать аккумуляторы более активно, можно нажать кнопку сбоку на ручке селектора. Или выбрать режим «эко».

В движении электромобиль выдает свою сущность в первую очередь тем, насколько менее охотно, по сравнению с обычной Mazda2, он меняет направление движения: возросшая масса дает о себе знать. К тому же, на тестовых машинах руль показался слишком «искусственным», чересчур легким и без четкого «ноля». Впрочем, на то они и прототипы эти недочеты наверняка исправят.

Зарядка от бытовой электросети с напряжением 240 вольт у Mazda2 EV занимает около восьми часов. Но всего за 40 минут батарея подзаряжается примерно на треть -- то есть, можно добавить к запасу хода еще 50-60 километров.

И все же серийные электрокары «Мазда» мы не увидим еще 5-6 лет. За это время, как надеются японцы, в большинстве стран будут разработаны льготные условия приобретения и владения электромобилями, появится необходимая инфраструктура. Пока же Mazda займется доводкой технологий и тестами первые 20 испытательных машин, по слухам, уже собраны и ждут своих клиентов.


Пять фактов о заводе Mazda в Хиросиме


Музей

Музей, расположенный на территории завода в Хиросиме совсем небольшой. И мотоциклов, с которых начиналась транспортная история марки, здесь нет, зато есть первые трехколесные грузовички с мотоциклетными моторами и первые легковые машины, появившиеся в массовом производстве лишь после 1960 года, спустя почти 40 лет с момента основания компании.

>
Reload
1 / 10

В360 Truck (1967г.)

Роторное купе Mazda RX-8 автомобиль, которым в "Мазде" очень гордятся. И ему отведен собственный павильон: один стенд рассказывает о разработке дизайна и силовой структуры кузова с необычными распашными дверями, другой о создании двигателя. Выставлен даже один из прототипов, разбитых в ходе краш-тестов...

>
Reload
1 / 5

Зал поменьше посвящен гоночному прототипу 787В с роторным мотором, который выиграл 24-часовой марафон Ле-Ман.

>
Reload
1 / 2

Попасть в этот музей с улицы не так просто он находится на территории огромного завода, поэтому покупать экскурсии надо в здании штаб-квартиры. Зато сюда часто привозят школьников из Хиросимы: потомственность в вопросе занятости на местных предприятиях у японцев очень развита.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...