Да придет спаситель
После семи лет разгульной холостяцкой жизни в двери BMW X6 постучалиСорок семь моделей. Сорок, мать их, семь разных моделей Mercedes присутствуют сегодня на нашем рынке (если выделять в отдельную категорию AMG). Не путаются в модельном ряду лишь несколько человек, которые работают в концерне Mercedes-Benz. Потенциальные клиенты давно бросили попытки разобраться, и начали покупать Datsun. Там все понятно: модели всего две. Столько же, сколько у нового Mercedes-Benz GLE вариантов кузова.
Мы прибыли в Китцбл.. Китцблю.. Китцбюэль. Это где-то в Австрии. Но по количеству времени, затраченному на путь сюда, складывается ощущение, что это, скорее, Австралия. Так долго – с тремя пересадками – я не добирался ни до Южной Африки, ни до Лос-Анджелеса. Состояние ума – соответствующее. Вроде едешь на машине, а вроде тебе это снится. Поэтому я официально не ручаюсь за все описанные в этом тексте эмоции.
Итак, после семилетнего одиночества, у BMW X6 появился конкурент. Правда, Mercedes-Benz все это время не сидел, сложа брюки, и пока «икс-шестой» крутил бразильской попой на танцполе в полном одиночестве, разработал несколько моделей и платформ, за которыми теперь придется гнаться уже BMW. А когда закончил, взялся за... Mercedes-Benz GLE Coupe, который вы можете приобрести в салонах по цене от 4 250 000 рублей за самую кислую дизельную версию 350 d. Но именно эта модель, вероятно, станет самой продаваемой.
Вообще-то, в Европе нам показали версию и покислее. Это 250 d (полно- и заднеприводный) с... Нет, я не могу это произнести вслух. В общем, у него четырехцилиндровый мотор и оглушительные 204 лошади. Такой агрегат знаком нам по прошлому ML и будет поставляться для нового GLE. Но поскольку Coupe с таким движком у нас не будет, садимся в 350-й.
Постоянный полный привод, трехлитровый дизельный V6, 258 сил (в России он будет 249-сильным) и 620 Нм момента. И прекрасный 9-ступенчатый автомат, дебютировавший на модели S Coupe. На всех выданных нам машинах стояла опциональная пневмоподвеска и система активного подавления кренов. И вот, что мы скажем. Если вам не хватает этой машины, то что-то пошло не так.
Да, расхода в шесть литров на сотню от нее ждать не нужно – это все-таки V6. Но тяга и устойчивость – выше всяких похвал. Прохватив по извилистым дорожкам, мы обнаружили у себя на хвосте версию AMG S, о которой чуть позже. И нельзя сказать, что она на нас давила: в условиях, где нет длинных прямиков, 350 d не даст себя в обиду.
По рулю эта машина нравится мне даже больше, чем X6 с его странноватым электроусилителем. Однако трехлитровый дизельный X6, с точно такой же мощностью и чуть меньшим моментом, на полсекунды быстрее в разгоне до сотни и на полмиллиона (полмиллиона!) дешевле, если сравнивать базовые версии. И максималка у него выше на пять километров в час. Шах и мат. Стоит, правда, упомянуть, что стартовый GLE Coupe за 4 250 000 – это «Особая серия», которая уже включает неплохой набор опций, за которые в BMW придется доплатить. Так что в битве двух Якодзун исход представляется нам весьма туманным.
Следующая модель GLE Coupe – 400 4MATIC. Тоже три литра и тоже V6, но бензин. Мощности больше (333 силы), момента меньше (480 Нм), едет примерно так же, а топлива просит за двоих. Можно покупать, если в вашем городе нет заправок с нормальным дизелем.
Нужно ли говорить, что внутри «Мерседес» остается «Мерседесом»? Нужно, потому что это касается только дорогих моделей, вроде GLE Coupe. Здесь все качественно и выдержано в мерседесовском стиле. Мы не жалуемся: в нашей машине двухцветный кожаный салон и мониторы для задних пассажиров, с пультом и двумя крутыми bluetooth-наушниками.
И если центральная панель выглядит простовато, перекликаясь по стилю с ранними версиями, например, E-class, то центральный дисплей потрясает графикой. В дорогих комплектациях отрегулировать можно решительно все. И все имеет свою визуализацию. Машинка на экране поочередно зажигает всю подсветку, оказывается на камнях или пыльном бездорожье, может показать, на сколько градусов вы отклонены от вертикальной и продольной осей (такая штука идет в комплекте с offroad-пакетом), как сильно повернуты колеса (на внедорожном пакете или в режиме Sport+ на версии AMG), рассказывает, на сколько процентов нажат газ или тормоз, и выводит на экран вашу свежую флюорографию.
Короче говоря, если вы решите разобраться с меню сразу после покупки, весь день просидите на стоянке дилерского центра. Подвела нас эта штука лишь единожды: когда мы подъезжали к финальной точке маршрута, навигация зависла. А когда перезагрузилась, то обнаружила нас в другой стране. По ее сведениям, мы были не в Мюнхене, где застряли на перекрестке, соображая, в какую сторону повернуть, а в Австрии, посреди альпийского городка Хольвеген, находящегося в 146 километрах. Правда, думала она так недолго. Уже через пять минут система сориентировалась и перенеслась в реальный мир. Мы к тому времени успели здорово заплутать.
я выбрал вместо рекламы.
Там, где у автомобиля здорового человека находится рычаг КПП, у автомобиля Mercedes-Benz расположился селектор (или, как его называют немцы, «роторный актуатор») системы Dynamic Select. В зависимости от модификации, он имеет разные положения и регулирует разные параметры (отклик газа, усилие на руле, алгоритм работы КПП, жесткость пневмоподвески, громкость выхлопа и прочее). Рядом с ним — шайба управления меню и нависший над ней «тачпад» с тремя кнопками снизу. Все это сверкающее, нажимающееся и крутящееся великолепие традиционно управляет традиционной мультимедийкой «Мерседеса». А сам рычаг КПП так же традиционно торчит из рулевой колонки.
Но если вы опустили взгляд на селектор Dynamic Select и увидели там еще одно положение, Sport+, значит вы за рулем AMG-версии, и при этом мертвецки пьяны. Потому что узнать AMG-версию вы должны были сразу, хотя бы по звуку.
Разверзлись хляби небесные и начался библейский потоп. Австрия тонула. Мы ехали на Mercedes-AMG GLE 63 S 4MATIC Coupe (не сломайте язык – это полное название модели). Капли с остервенением лупили по мощным бокам GLE, разбиваясь в прах, и наша машина в такую погоду выглядела вдвойне зловеще. Нужно ли говорить, что с первой секунды я включил режим Sport+? Руль стал тугим, газ – острым и резким, как Ксения Собчак, а выхлопная система начала огрызаться на перегазовках. И чем выше скорость, тем сильнее.
Если крутануть стрелку повыше, и, не добираясь до момента переключения, сбросить газ, позади машины вы услышите Терминатора с роторным пулеметом, который расстреливает полицейские машины. Это не просто автомобиль, это ликвидатор всего. Это громкий, захлебывающийся хохот судьбы над теми, кто остался стоять под дождем, расстрелянный моим выхлопом. Уметь управлять им – как угадывать потайные желания партнерши во время секса: удовольствие внутри удовольствия...
Однако, хватит лирики. Что я получу за свои кровные 7 640 000 рублей и выше? Mercedes-Benz, как вы догадываетесь, успел хорошенько изучить единственного конкурента и выкатил все то же самое, но по-своему. Под капотом – как и у BMW X6 M – V8 с двумя турбинами в развале блока, но большего объема: 5,5 литра вместо 4,4. Мощность зависит от модификации: просто AMG выдает 557 лошадей и 700 Нм, а версия AMG S – 585 л.с. и 760 Ньютон-метров. Чувствуете, да? Эти ребята дали самому мощному GLE на 10 лошадей больше, чем у X6 M, и с чувством выполненного долга пошли в бар. Но это не помогло: разгон до сотни и максимальная скорость у него идентичны показателям BMW: 4,2 секунды и 250 км/ч (ограничено электроникой).
Управляется эта штуковина так, что перестаешь замечать законы физики. 2,3 тонны выстреливают вперед до темноты в глазах. В поворотах нет и намека на крен (пневмоподвеска Airmatic работает в паре с системой ADS Plus, подавляющей крены), а тормоза осаживают машину стремительно и безвозвратно. Но здесь, как и у X6 M, нет и не может быть керамических тормозов, даже в качестве опции. Вообще, GLE Coupe настолько похож на X6 M по управляемости и характеристикам, что если бы завтра всплыла информация о том, что конкуренты объединились, Дмитрий Киселев сказал бы: «Совпадение? Не думаю».
Они оба не созданы для трека. Но там, куда они попадут вдвоем, завяжется знойная драка, на которую будет интересно поглазеть. Они – как Хант и Лауда, как Сенна и Прост, не существуют по отдельности, и раскрываются на полную лишь тогда, когда чувствуют приближение друг друга.
Mercedes-Benz GLE
Но это не все. Вместе с купейной версией появился и плацкарт. Mercedes-Benz GLE – это то, что раньше было моделью ML (пока что они продаются одновременно). GLE и GLE Coupe – это как BMW X5 и BMW X6: идентичная платформа и разные кузова. Но более практичные кузова всегда продавались лучше «купейных» версий, а в битве X5 и ML всегда побеждал последний.
Mercedes GLE, как и купейная версия, построен на платформе прошлого ML. Цифры – все те же, что у GLE Coupe, плюс еще кое-что. Во-первых, в Россию приедет овощная версия 250d, правда, только с полным приводом. Во-вторых, будет и версия 500 4MATIC с бензиновым V8 в 4,7 литра и 435 лошадями. А в-третьих, у нас появится гибридный 500e 4MATIC. И на нем мы тоже прокатились.
Я вспоминаю революционную Toyota Prius и понимаю, что по сравнению с тем, куда сейчас ушли немцы и американцы, это древний город Мачу-Пикчу: продвинутый, но только для своего времени. GLE 500e – это подключаемый гибрид, который можно заправлять бензином и заряжать от розетки. Под капотом – бензиновый V6 в 333 силы, от модели GLE 400, а между мотором и семиступенчатым автоматом затесался электромотор мощностью 85 кВт. Он питается от здоровенной литий-ионной батареи, живущей под полом багажника. Заявленная емкость батареи – 8,7 кВт⋅ч.
Сказать, что гибрид – нечто среднее между версией с V6 и AMG – это как сказать, что нерды – нечто среднее между нерпами и фьордами. Потому что он быстр! Суммарная мощность силовой установки оценивается в 442 силы, крутящий момент – в 650 Ньютонов, а разгон до сотни составляет 5,3 секунды. Неплохо?
Проезжает ли он свои 30 километров на электротяге? Должен, но нет – бензиновый мотор завелся раньше. Вообще, суммарный пробег на электротяге составил в тот день больше 40 километров, но не одним махом, а порциями. При общем пробеге в сто с небольшим километров это очень неплохой показатель. Мы не топтали газ, часто катились с горы, рекуперируя энергию изо всех сил, и получили на выходе среднюю скорость 56 километров в час и расход топлива в 9,6 л/100 (это при условии, что на бензиновом моторе мы проехали 60 километров из ста). Хорошо? Да. Но заявленного расхода 3,3-3,7 л/100 км тут и близко нет.
Главный вопрос, на который производителю по-прежнему тяжело ответить – зачем? Зачем мне нужно покупать двухтонную машину с кучей прибамбасов, которая может проехать 30 километров на электротяге? Ведь она дороже. Она выглядит, как обычный GLE. И эти 30 километров в реальном мире ничего не решают. Об этом и о кое-чем другом мы поговорили с интересным человеком, встреченным нами на презентации машины.
Елена родилась в маленьком городке в Казахстане. Мама – немка, папа – русский. Довольно быстро они переехали в Германию, где Елена отучилась в школе и поступила в институт. Когда родители спрашивали, кем она хочет быть, она отвечала «химиком». Каждый раз после этого отец погружался в уныние. Он просил ее не делать этого, потому что все ученые плохо живут.
Но победить себя Елена не могла: химичила с детства. Разводила мамин пергидроль в ванной с марганцовкой или добавляла зеленку в пшеничную муку, чтобы получить порошок зеленого цвета. Призвание жило внутри нее. После института Елена уехала в Японию, где работала в «Хонде», занимаясь батареями и гибридными установками. Потом получила приглашение от Mercedes-Benz и вернулась в родную Германию, где сегодня руководит отделом HV systems, разрабатывающим батареи и гибридные установки. Мы не могли не воспользоваться ее прекрасным русским языком и тем фактом, что наш соотечественник отчасти определяет то, как будут выглядеть гибриды Mercedes-Benz в будущем.
"Мотор": Почему инженеры бьются за каждый грамм силовой установки вместо того, чтобы облегчить сам автомобиль? Гибридный GLE тяжелее обычного (350 d 4MATIC) на 315 килограммов!
ЕА: А вы купите в XXI веке Mercedes без климат-контроля, кожаного салона и всего остального? Мы гарантируем клиенту определенный уровень комфорта и должны за него отвечать. Перед нами стоят очень сложные задачи, и мы вынуждены работать в их рамках.
Вы сотрудничали с Tesla, у которой нет литий-ионных батарей, а стоят обычные, полимерные. Почему бы не использовать их? Ведь они проще и дешевле.
ЕА: Полимерные батареи – это обычные батареи, как в ноутбуке. Мы решили идти своим путем и создать батарею для работы в автомобиле. Батарею, удовлетворяющую нашим требованиям.
Хорошо, но зачем мне машина, способная проехать 30 километров?
ЕА: 30 километров – это средний дневной пробег обычного немца в день. Представьте, что вы заряжаетесь ночью, по ночному тарифу, и почти никогда не заправляете бензин. Экономия! Но иногда вы используете машину для путешествий. И здесь тесловских 300 или даже 400 километров будет мало. Вы не можете использовать одну машину, которая проезжает 300 километров, а потом должна стоять всю ночь на зарядке. В случае с гибридом вы можете использовать одну машину для всех целей.
Мы поверим в электромобили, когда мобильные телефоны смогут держать заряд хотя бы два дня. Как вы считаете, придет такое время?
ЕА: Оно уже приходит. И мы, и американцы работаем над этим.
Так ли нужна рекуперация? Ведь среднее торможение длится секунду, а батарей, которые заряжаются за секунду, на Земле пока не существует.
ЕА: Тридцать секунд торможения – это один километр на электротяге. Не так уж и мало. И потом, когда машина стоит на месте с заглушенным двигателем, кто-то должен обеспечивать энергией климат-контроль, фары, музыку? Для этого не нужно много энергии, но ее легко получить благодаря рекуперации.
Над чем вы работаете прямо сейчас?
ЕА: Следующее поколение GLE. Его гибридная версия. Выйдет через пять лет.
Вы, конечно же, не расскажете, что это будет за гибрид?
ЕА: Увы, не могу.
Тогда расскажите, как будет выглядеть будущее? Ждать ли нам революции?
Однозначно. У нас уже есть рецепт.
Таблица ТТХ
GLE Coupe 350 d | AMG GLE 63 S Coupe | GLE 500 e | |
---|---|---|---|
Тип двигателя | Дизель, турбо, V6 | Бензин, битурбо, V8 | Бензин, турбо, V6 + электромотор 85 кВт и батарея 8,7 кВт/ч |
Рабочий объем | 2987 см³ | 5461 см³ | 2996 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 258/3600 | 585/5500 | 442 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 620/1600-2400 | 760/1750-5250 | 650 |
Тип привода | полный | полный | полный |
Трансмиссия | Автомат 9G-Tronic, 9 ст. | Автомат AMG Speedshift Plus 7G-Tronic, 7 ст. | Автомат 7G-Tronic, 7 ст. |
Передняя подвеска | Независимая, пружинная (опционально – пневматическая), на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором | Независимая, пневматическая, на двойных поперечных рычагах, с активным стабилизатором | Независимая, пружинная (опционально – пневматическая), на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором |
Задняя подвеска | Независимая, многорычажная, пружинная (опционально – пневматическая), со стабилизатором | Независимая, многорычажная, пневматическая, со стабилизатором | Независимая, многорычажная, пружинная (опционально – пневматическая), со стабилизатором |
Тормоза | Передние и задние – дисковые, вентилируемые, перфорированные | Передние и задние – дисковые, вентилируемые, перфорированные | Передние и задние – дисковые, вентилируемые, перфорированные, с функцией рекуперации |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4900 x 2129 x 1718 | 4918 x 2129 x 1718 | 4819 x 1935 x 1796 |
Колесная база, мм | 2915 | 2915 | 2915 |
Масса, кг | 2250 | 2350 | 2465 |
Макс. скорость, км/час | 226 | 250 | 245 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 7 | 4,2 | 5,3 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 7,1 | 11,9 | 3,3-3,7 |