Какой большой!
Тест-драйв пятидверного MINI, который перерос своего прадедушку ровно на метрЭтой осенью MINI выводит на рынок пятидверный хэтчбек – это будет самый крупный "Мини" за всю 55-летнюю историю британского бренда и, пожалуй, самый непонятный для всех поклонников марки. Потому что появление кроссовера в гамме MINI еще можно объяснить требованиями рынка и историческим наследием, а вот классической пятидверки размером с VW Golf – уже сложнее. Однако фанатам придется придержать проклятия – классическую пятидверку собирались выпускать еще создатели оригинального MINI.
Как писал в своей книге "Мини: Подлинная история" Джон Пресснелль, идея создания более практичной, пятидверной версии MINI витала в Лонгбридже, где располагалась штаб-квартира British Motor Corporation, еще в 1957 году – за два года до старта серийного производство оригинальной микролитражки. В ее основу планировалось положить удлиненную на четыре дюйма платформу серийной модели – это шасси впоследствии использовали для производства утилитарных модификаций Morris Mini van и Countryman, а также Austin Se7en Traveller.
Прототип пятидверного MINI был разработан в 1962-1963 году инженерами BMC – чтобы посмотреть, как такая модель будет выглядеть вживую. Автомобиль собрали в единственном экземпляре, но в серию он так и не пошел. Почему? Никто толком не знает. Неизвестно и то, куда подевался этот прототип, потому что до наших дней он не дожил. Говорят, сгорел во время одного из пожаров на заводе.
Главными рынками сбыта пятидверки станут Англия, США, Китай, Германия. Прогнозировать спрос на новинку в MINI пока не хотят, но как минимум каждый третий "Мини" теперь будет продаваться с пятью дверями.
Впрочем, на втором витке истории судьба пятидверного MINI сложилась не так трагично – уже скоро новый хэтчбек можно будет купить в любом салоне британской марки. Причем даже в России и всего на 10 тысяч рублей дороже, чем аналогично оснащенную трехдверку! Совсем немного за пару дополнительных дверей, подросший багажник и вменяемый запас места в салоне.
Платформа у самого большого "Мини" та же, что и у трехдверного хэтчбека. Только колесная база была увеличена на 72 миллиметра (и все они пошли на увеличение пространства для ног задних пассажиров), а габаритная длина – на 161 миллиметр, до 3982 миллиметров. Версия Cooper S с бамперами, напоминающими дипломную работу выпускника факультета пластической хирургии, получился еще длиннее – 4005 миллиметра.
Случайно такое совпадение или нет, но это ровно на метр длиннее оригинального MINI, представленного в 1959 году.
Пятидверный MINI подрос не только в длину. У него на 15 миллиметров больше места в салоне над головами пассажиров и на 61 миллиметр – в ширину на высоте локтей. При этом габаритная высота и ширина увеличились всего на 11 миллиметров. Багажник тоже стал вместительней на 67 литров: при поднятых задних спинках его объем составляет 278 литров, а при сложенных – 941 литр. Так что теперь в грузовой отсек MINI влезет не только пара коробок с "Конверсами", а на задние сиденья – не только неприхотливые дети, но и кто-нибудь постарше.
Места на заднем диване пятидверки действительно хватает для того, чтобы даже за высоким водителем пассажиры могли сидеть нормально, а не в позе Человека-паука. Правда, только вдвоем – третьему будет не очень комфортно из-за высокого центрального тоннеля и нехватки места над головой. Есть еще одна проблема – задние двери получились слишком узкими, поэтому забираться на второй ряд придется аккуратно, чтобы не приложиться головой о стойку кузова.
При этом дополнительные двери и подросшие габариты, по которым пятидверный MINI скоро можно будет сравнить с VW Golf, добавили новинке всего 60 килограммов лишней массы.
Означает ли это, что и ехать он будет так же зажигательно, как трехдверка?
Полторашка
Помимо топовой версии Cooper S в России будет доступна и пятидверка с новым турбомотором 1.5 мощностью 136 лошадиных сил. И это, похоже, будет самый оптимальный вариант для любителей комфорта.
Да. Это как раз тот случай, когда размер действительно не имеет значения. Подросший и потяжелевший пятидверный хэтчбек так же подвижен и даже резок в реакциях, как и трехверный, и так же жестко преодолевает любые неровности посерьезнее зубочистки. Именно жестко: слово "упруго" здесь тоже, в принципе, уместно, однако оно не совсем точно передает ощущения водителя, который чувствует себя оператором вибростенда с промышленным перфоратором в руках вместо руля.
Здесь, правда, нужно сделать важное замечание: на тесте в Англии, где мы ездили на праворульных машинах по левосторонним британским B-roads (сельским дорогам) с асфальтом, положенным еще во времена королевы Виктории, были только "заряженные" версии Cooper S с 192-сильным двухлитровым турбомотором и Cooper SD с 184-сильным дизелем. Которые, как мы помним еще по трехдверкам, отличаются далеко не самыми комфортными настройками шасси. Не спасают даже электронноуправляемые амортизаторы с изменяемой жесткостью – все равно трясет. Даже в комфортном режиме.
С другой стороны, это означает, что покупателю пятидверки не придется идти на компромиссы: приобретая пару лишних дверей, нормальный багажник и задние сиденья, на которых теперь можно сидеть, ему не потребуется жертвовать… ничем.
Управляемость – все такая же безбашенно-азартная. Динамика – более чем достойная для пятидверки, причем не только у версии Cooper S. Салон – тоже не изменился ни на йоту: здесь такие же непривычно качественные для MINI материалы, неплохая эргономика и настолько харизматичный дизайн, что покупатели японских малолитражек от обиды должны сделать себе сэппуку.
Набор развлекательной и вспомогательной электроники перекочевал с трехдверки на пятидверку тоже без каких-либо изменений, включая доступ в интернет, систему распознавания знаков и камеру заднего вида с автоматическим парковщиком. Да-да, я не оговорился – у него есть камера заднего вида и автоматический парковщик. Просто нынешний MINI настолько располнел, что для его парковки теперь требуется помощь.
В конце теста у меня остался только один вопрос – на кой черт MINI вообще потребовалась классическая "пятидверка", когда у них уже есть кроссовер Countryman с теми же пятью дверями (и с передним приводом), а совсем скоро появится версия Clubman с огромным багажником?
По словам главы MINI Йохена Голлера, который заскочил к нам на ужин во время британского запуска "пятидверки", этот тип кузова должен приглянуться тем, кто присматривался к трехдверному хэтчбеку (или уже владеет таковым), но кому вдруг потребовалась большая практичность. "Ну сами знаете, как это бывает – появились маленькие дети или завели собаку. И вообще это обычное дело, когда в модельной линейке хэтчбека помимо трехдверной версии присутствует еще и пятидверная – с учетом остальных моделей мы теперь закрываем почти все потребительские запросы наших клиентов".
А почему этим клиентам не подойдет "Кантримен"? "Countryman – это очень успешный продукт, но ведь он совсем другой, – говорит Голлер. – Посадка в нем выше. И вообще это – кроссовер! А в пятидверном MINI водитель сможет получить ту же порцию адреналина и удовольствия от вождения, что и в трехдверке. Кстати, поэтому мы не стали придумывать новой модели отдельного имени, а оставили просто MINI".
Следуя логике о необходимости присутствия MINI во всех рыночных сегментах, означает ли это, что теперь нам нужно ждать седан? Ну а что, практично, и китайцам понравится… Однако Голлер непреклонен: «Конечно, никогда не говори никогда, но пока мы не планируем выпускать седан. Сейчас у MINI сколько, 5–6 моделей? Этого вполне достаточно».
Интересно, как же быть с теорией исторической цикличности, доказавшей свою состоятельность на примере пятидверки? Ведь, если верить книге все того же Джона Пресснелля, в середине прошлого века в Лонгбридже существовал прототип трехобъемного автомобиля MINI. Жаль только, что его фотографии не сохранились.
MINI 5-door
Технические характеристики MINI 5-door
Cooper | Cooper S | |
---|---|---|
Тип двигателя | Бензиновый, R3 | Бензиновый с турбонаддувом, R4 |
Рабочий объем | 1499 см³ | 1998 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 136 / 4500–6000 | 192 / 4700–6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 220 / 1250–4000 | 280 / 1250–4750 |
Тип привода | передний | передний |
Трансмиссия | механическая, шестиступенчатая (шестиступенчатый автомат) | механическая, шестиступенчатая (шестиступенчатый автомат) |
Габариты (ДхШхВ), мм | 3982 x 1727 x 1425 | 4005 x 1727 x 1425 |
Колесная база, мм | 2567 | 2567 |
Снаряженная масса, кг | 1145 | 1220 |
Объем багажного отсека, л | 278–941 | 278–941 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 8,2 (8,1) | 6,9 (6,8) |
Максимальная скорость, км/ч | 207 (207) | 232 (230) |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 4,8 (4,9) | 6,0 (5,5) |
Объем топливного бака, л | 44 | 44 |
Цена в России, рублей | от 939 000 | от 1 199 000 |
❊ - в скобках приведены данные для автомобиля с автоматической трансмиссией