Renault Duster против Suzuki Jimny: грязевые подробности
Ситуация: раскисшая просека, кроссовер и рамник. Вроде бы всё предсказуемо... Или нет?Renault Duster оснащён 150-сильным турбомотором и механикой. После того, как в этой модели автомат бесповоротно заменили на вариатор, двухпедальный Duster для бездорожья своё существование фактически прекратил. Можно бесконечно демонстрировать на тест-драйвах безотказность и неутомимость вариатора в сложных условиях, но вряд ли кто-то в здравом уме выберет эту трансмиссию для регулярных вылазок в лес и поле. Как бы ни была она доведена и усилена, сама по себе такая конструкция просто не предназначена для высоких нагрузок чаще, чем эпизодически.
Jimny достался в версии с автоматом — и такая, на мой взгляд, предпочтительнее механической. Да, враскачку из засады не выскочишь, но для Jimny это и не особенно актуально. Если прилип в колее на Suzuki, то пытаться буксовать и пробиваться вперёд шажочками по 5 сантиметров бессмысленно. Потому что редуктор моста нагребает перед собой всё больше земли и таким образом лишь укрепляет препятствие. Поэтому пока машина хоть как-то шевелится в колее, путь своим ходом лежит только назад. А после — искать альтернативную траекторию.
я выбрал вместо рекламы.
Duster наоборот, призывает действовать в режиме «банзай». Больше хода и не бросать газ — тогда плоское днище сработает словно лыжа, и пока колёса будут хоть как-то дотягиваться до твёрдой поверхности, Duster не остановится. Хорошая инерция вкупе с жирной турботягой творят против силы трения настоящие чудеса — на половине препятствий тестового маршрута французский кроссовер в руках одного и того же водителя уезжал дальше японского внедорожника! И всё это — на абсолютно беззубой шоссейной резине, стравленной до 0,7 бара против сдутой до 0,3 (позволяет малая масса Suzuki) куда более подходящей для грязи «шиповки». Что же было бы на одинаковой шине!..
я выбрал вместо рекламы.
Но использовать Duster как настоящий внедорожник — значит принимать повышенные риски, которых для кондового Jimny практически не существует. Например, ошибка при прохождении препятствий ходом чревата не только перспективой застрять слишком сильно и глубоко, но и возможным повреждением бамперов о рельеф. А если центральный бруствер колеи хорошо утрамбован, то перебрав со скоростью, и рычаги погнуть недалеко — такие случаи с Дастерами не единичны.
Стоит нормально увязнуть на турбо-Renault, и любая попытка тронуться из вязкого плена приведёт либо к срыву в букс, либо к заглохшему двигателю. Устойчивый навык вождения на механике не поможет — просто у моторчика объёмом 1,33 литра нет достаточной тяги, чтобы плавно тронуть с места влипший в почву кроссовер. Приходится стартовать с оборотов наддува, где момента для деликатного старта уже многовато — с 1700 оборотов в минуту мотор выдаёт максимальные 250 Ньютон-метров. Это намного больше, чем 195 Нм у двухлитрового атмосферника, поэтому наддувный Duster так дико и прёт под полным газом.
А вот любая попытка поехать по бездорожью внатяг заставит мотор вскоре заглохнуть. Разработчики, будто ощущая себя виноватыми, оставили водителю компенсацию: если успеть оперативно перезапустить двигатель, то деактивированная ранее противобуксовочная система не успевает включиться обратно. Jimny же подобные сложности неведомы в принципе — он может ползти с любой скоростью и трогаться с любой плавностью.
Чахлый моторчик, едва разгоняющий Suzuki до 140 км/ч на асфальте, на лесной просеке становится надёжным товарищем. Масса машины 1,1 тонны и увеличивающий крутящий момент гидротрансформатор архаичного автомата успешно компенсируют скромное количество тяги — 130 Нм при 4000 об/мин. А ведь есть ещё понижайка. Поэтому японскому автомобильчику лучше подходит более консервативная техника преодоления внедорожных преград: размеренно, плавно, взвешенно. Пока водитель Дастера рубится как викинг, готовый в любой момент отправиться в Вальгаллу, владелец Jimny вдумчиво пальпирует рельеф колёсами, зная, что в большинстве случаев автомобиль позволит отыграть неудачный ход обратно.
А когда Jimny не может самостоятельно вырваться из западни, при эвакуации внедорожника не приходится ни за что опасаться — цепляй трос покрепче, да дёргай. В то время как если, к примеру, тащить французский кроссовер тросом назад, то можно отстегнуть при контакте о грунт передний бампер — на некотором рельефе он может скрести своей кромкой. А рывковой стропой нужно действовать деликатнее, чем в случае с рамной машиной — чтобы не деформировать нагрузками кузов, к которому она крепится вместо рамы. Но по меркам кроссоверов Duster действительно крепкий автомобиль.
Не всякий тру-внедорожник защищён снизу таким объёмом брони, какой прикручен к днищу Дастера. Металлические пластины надёжно прикрывают редуктор, выхлоп, бак, топливопроводы и тормозные шланги, коробку и двигатель. Но если много «рубиться» в жидкой грязи, то под все защиты и в лонжероны набивается безумное количество глины, которую нужно извлекать и вымывать с частичным разбором днища — на такое самопожертвование пойдёт далеко не каждый сервисный центр (откройте ссылку, не пожалеете). Jimny собирает на своё пузо намного меньше грязи, да и отваливается она легко — большим комьям просто негде скапливаться.
я выбрал вместо рекламы.
И пусть у Jimny спорная в условиях грязевой колеи геометрия, в большинстве ситуаций она всё равно будет выигрышнее. Например, зимой редукторы мостов неплохо мнут под собой целину, и днище не прилипает к снегу, как это происходит у Дастера. А короткая база (при одинаковом с Renault клиренсе 210 мм) и практически отсутствующие свесы позволяют проявлять недоступные французской машине чудеса ловкости в канавах, на косогорах и скалах. Не стоит забывать и про «моральную проходимость» — в отличие от французской машины, кузову японского внедорожника практически невозможно причинить ссадины и увечья.
А минимальный и легко обратимый тюнинг (лифт кузова, колёса побольше, расширенная колея и пара железок под днищем) сразу же переводит Suzuki в другую лигу. С Дастером так не получится: размер колёс можно увеличить совсем незначительно, а замена подвески даст лишь незначительный лифт. Поэтому народный Renault — идеальное решение «из коробки», которое даже вполне готово при необходимости или большом желании (помноженном на отсутствие возможностей) двигаться навстречу приключениям в одной колонне со стандартными внедорожниками. Но при этом нацеленное больше на результат, нежели на удовольствие от процесса.
Поэтому учиться за рулём Дастера основам офроуд-вождения почти бессмысленно, так как в сравнении с тру-внедорожниками он многое требует делать наоборот. А вот Jimny — идеальная школьная парта, чтобы постигать за ней уроки преодоления пересечёнки. За счёт легковесности и кондовости автомобильчика цена ошибки минимальная, а движение по маршруту такое стабильное и размеренное, что не лишено даже какой-то медитативности. Это как в приставочных играх-платформерах: играя за ловкого, но не слишком брутального персонажа (Duster), стремишься перепрыгивать через супостатов и скорее мчать к концу уровня; а сильным героем уместнее покрошить недругов в техничной схватке на пути к выходу.
я выбрал вместо рекламы.
Но бездорожье однажды заканчивается, и на твёрдом покрытии Duster c Jimny вновь становятся просто автомобилями. Точнее, Suzuki безуспешно пытается, а Renault блестяще справляется. Его турбодвигатель такой бодрый, что отныне на Дастере можно легко опережать темп потока. И управляемость вполне соответствует потенциалу мотора. Посадка водителя во втором поколении модели стала значительно лучше (хотя спинка кресла по-прежнему люфтит), материалы и формы внутри современнее, аудиосистема совсем недурна по меркам класса. И на дальние расстояния без проблем: шумность умеренная, обороты низкие, расход мизерный.
Jimny полная противоположность во всём, начиная с запаса хода: 350 километров между заправками — это его предел. Дальше, чем до границы области, ехать не хочется — ор мотора, гул ветра, беспомощная суетливость автомата и шалтай-болтай на прямой утомляют быстро. Хотя я знаю владельцев, которые умудряются и путешествовать, и даже спать в Jimny. Удивляет и общая неотёсанность недешёвой машинки: климат работает в режиме жарко/холодно почти без промежуточных вариантов; вентилятор при незабитом радиаторе практически не умолкает; даже бережное переключение режимов автомата зачастую происходит с ударами; приоткрытые стёкла болтаются в рамках дверей; в багажнике поклажа с грохотом летает по скользкому пластику пола.
Все недостатки японского внедорожника нужно принять и простить — это неотъемлемая составляющая его личности. Милой, но грубоватой. За «бейбифейсом» скрывается взрослый характер и серьёзный потенциал для тех, кто знает, как с ним обращаться. Эта хранимая системой стабилизации нелепая неваляшка при съезде с асфальта превращается в точный инструмент. Такие вещи всегда стоили дорого, и Jimny не исключение.
Duster дешевле и универсальнее, но не дарит столько радости и смысла в процессе барахтания в грязи. Сила французского кроссовера в том, что при должной отваге водителя (желательно, без традиционно прилагающегося слабоумия) он способен заменить Jimny в отсутствие возможности обладать оным. Хотя, может для забав лучше купить отдельный старый «УАЗик», чем мочалить Duster в столь ускоренном темпе?
Renault Duster TCe150
Suzuki Jimny
Подробные технические характеристики
Renault Duster TCe150 | Suzuki Jimny | |
---|---|---|
Тип двигателя | бензиновый R4 турбо | бензиновый R4 |
Рабочий объем, см³ | 1332 | 1462 |
Макс. мощность, л.с. /об/мин | 150/5250 | 102 /6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 250/1700 | 130/4000 |
Тип привода | полный | полный подключаемый |
Коробка передач | механическая 6-ступенчатая | автоматическая 4-ступенчатая |
Передняя подвеска | пружинная, McPherson | пружинная, зависимая |
Задняя подвеска | пружинная, многорычажная | пружинная, зависимая |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4341 x 1804 x 1621 | 3560х1645х1725 |
Колесная база, мм | 2673 | 2250 |
Снаряженная масса, кг | 1377 | 1090 |
Объем багажника, л | 428 | 85 |
Разгон 0–100 км/ч, с | 10,7 | н.д. |
Макс. скорость, км/ч | 194 | 145 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 6,7 | н.д. |
Объем топливного бака, л | 50 | 40 |
Цена, руб. | от 1 402 000 | от 1 919 000 |