Битва аббревиатур
Что взять: полноприводный хот-хэтч Mercedes A 45 AMG или "заряженный" кроссовер Audi RS Q3?Это уже не дурачество и не плоды больной фантазии маркетологов – это мейнстрим. Спортивные кроссоверы сейчас делают все. Начали с крупного калибра – все эти безумные Porsche Cayenne с моторами-монстрами уже не первый год распугивают бабушек на тротуарах. Но сейчас, согласно заветам даунсайзинга, мощные кроссоверы стали компактнее. Мы взяли новый Audi RS Q3 и выяснили, настолько ли он хорош, чтобы стать альтернативой горячему хэтчбеку. Например, такому как Mercedes-Benz A 45 AMG.
Разница в цене велика, но не фатальна: Audi RS Q3 стоит 2 миллиона 430 тысяч, а Mercedes-Benz A 45 AMG – 2 миллиона 50 тысяч рублей. Правда, Audi за большие деньги предлагает меньше мощности: ее пятицилиндровый мотор объемом 2,5 литра – родственник двигателя ныне ушедшего на пенсию хэтча RS3 – развивает 310 лошадиных сил и 420 Ньютон-метров. А двухлитровый A 45 AMG пусть и имеет всего четыре цилиндра, но выдает 360 лошадиных сил. и 450 Нм. И не надо шуток про одноразовые двигатели: как и Audi, Mercedes-Benz дает двухлетнюю гарантию на свое горячее железо, а каждый мотор AMG собирается вручную одним специалистом. Даже для А-класса.
Помимо мощности, "дешевый" Mercedes-Benz A 45 AMG имеет еще одно преимущество: при снаряженной массе в 1555 килограммов он почти на 200 кило легче RS Q3, который весит 1730 килограммов, и, как следствие, при разгоне до сотни почти на секунду быстрее – 4,6 против 5,5. И это огромная разница.
Считаете, что мы столкнули лбами слона и моську? Но Audi-то за язык никто не тянул. Повесили спортивный шильдик RS – будьте добры отдуваться.
Впрочем, Audi есть, чем гордиться. Несмотря на аэродинамический обвес, огромные 20-дюймовые диски (это опция – в базе идут 18-дюймовые) и прочую легковую атрибутику, дорожный просвет у RS Q3 остался на уровне. Уровень – это 145 миллиметров. Маловато, конечно, для кроссовера, но вполне достаточно, чтобы уверенно ездить по плохим дорогам. Для понимания: клиренс A 45 AMG составляет жалкие 113 миллиметров. А с дополнительным обвесом и более жесткой подвеской AMG Performance дорожный просвет A 45 AMG "скукоживается" до совсем мизерных ста миллиметров. По сравнению с ним Porsche 911 – лифтованный бигфут.
Базовые комплектации схожи. У RS Q3 – биксеноновые фары, отделка салона кожей и алькантарой, климат-контроль, парктроники спереди и сзади. Mercedes-Benz в стандартной комплектации (для нашего рынка это дополненная опциями "Особая серия") за свои два с небольшим миллиона предлагает комбинированный салон, кондиционер (а с сентября – климат-контроль), поворотный биксенон и парктроники.
Но нас волнует другое – сможет ли спортивный кроссовер доставить столько же удовольствия, что и хот-хэтч?
Начнем с машины, которая должна ломать стереотипы, как Валуев – носы. Audi RS Q3. Сажусь и… что за дела? Посадка высокая, ноги сильно согнуты, боковой поддержки кресел катастрофически не хватает даже для городских условий – причем никаких опциональных кресел-ковшей для RS Q3 не предлагается.
Но с мотором и шасси вроде бы все в порядке. Пятицилиндровый турбодвигатель хорошо звучит и ускоряет автомобиль так, что соседи по потоку быстро теряют желание задирать красную "девочковую" Audi – а угловая жесткость подвески такова, что вваливать в быстрые повороты мешает только инстинкт самосохранения. Помноженный, впрочем, на высокую посадку и неспортивные сиденья.
Но что такое настоящий драйв понимаешь, пересев в Mercedes-Benz A 45 AMG. Кресла – практически гоночные "ковши" (только не скупитесь и закажите электрорегулировку поясничной поддержки – иначе валик на спинке будет выпихивать вас из сиденья). Посадка – низкая, с прямыми ногами. Класс! А стоит завести двигатель...
Да, та же Audi уже показывала концепт-кар quattro Sport с двухлитровым 420-сильным двигателем. Но пока это лишь шоу-кар, а самые мощные в мире серийные четырехцилиндровые моторы сейчас делают спецы из Аффальтербаха. Звери ручной работы (на каждом из двигателей, по традиции, стоит автограф собравшего его мастера) выдают по 360 сил с двух литров рабочего объема. Чтобы понять, каких трудов стоило специалистам AMG спроектировать этот мотор, достаточно даже после неспешной езды открыть капот. Вернее, попытаться это сделать: пока вы будете искать рычаг открывания, пальцы сожжете – внутри подкапотного пространства тут расположился небольшой филиал ада.
И не смейтесь над нелепым обвесом A 45 AMG (за который, ха-ха, надо еще доплачивать) – хорошо смеяться будет водитель "Мерседеса", который расщепит практически любого светофорного соперника на молекулы. Двигатель, как и положено машинам AMG, звучит громко и басовито и ускоряет маленький A-класс так, как еще не снилось ни одному хот-хэтчу.
Нечеловечески быстро: упоение разгоном столь сильно, что несложно и напиться в стельку.
Хотя похмелья можно не бояться – дубовая подвеска растормошит вас по полной. Для неподготовленного человека она настолько жесткая, что возникает желание проверить – может, дилер забыл снять специальные вставки в пружинах, которые применяются при транспортировке машины? А еще A 45 AMG пускается в африканские пляски в колеях. Он бьется из стороны в сторону, как пойманная щука – руль надо держать двумя руками, и держать крепко. Говорите, автомобили Mercedes-Benz для тех, кто ценит комфорт? Да этот 45 AMG ставит все с ног на голову.
Однако шасси есть чем порадовать не только мазохистов. Во-первых, пусть на мелких неровностях A 45 AMG жесток, как серийный убийца, зато ямы и кочки крупнее он отрабатывает неожиданно упруго. Нет-нет, комфортом тут по-прежнему не пахнет – но, по крайней мере, за красивые колеса с шинами размерностью 235/35 R19 можно не опасаться.
А еще управляемость. A 45 практически нейтрален: даже при переборе скорости он до последнего стремится остаться на траектории, а под сброс газа не целится своей трехлучевой звездой в столб на внешней обочине, уходя в легкий занос. Причем самый "спортивный" режим системы стабилизации Sport Handling допускает весьма глубокие заносы. Электроника придет на помощь только тогда, когда поймет: если не сейчас, то придется делать химчистку салона.
Такому злостному хулигану, как A 45, трудно что-то противопоставить. Но у Audi есть пара приемов.
Инженеров Audi RS Q3 тоже есть с чем поздравить – по управляемости присевший на четвереньки паркетник превосходит большинство легковушек, даже "подогретых" мощными моторами и спортивными подвесками. На нем можно без страха вваливать в закрученные бараньим рогом виражи, валить боком на скользком покрытии и нестись по грунтовке, как на ралли-каре. И, кстати, в недостаточной поворачиваемости RS Q3 тоже замечена не была. Ну, разве что совсем чуть-чуть.
При этом у RS Q3 намного приятнее усилие на руле (все еще не верится, что это про "Ауди"): если усилитель A 45 AMG настроен кое-как, то Audi демонстрирует просто идеальный уровень обратной связи. И уровень комфорта на порядок выше, чем у "Мерседеса", пассажиры которого ощущают себя так, словно их закатали в бочку и спустили с каменистого склона. Конечно, огромные колеса "ку-три" с шинами 255/35 R20 громко шлепают в мелких ямах, а на неровностях покрупнее пики вертикальных ускорений уже неприятны. Но Audi хотя бы трясет пассажиров только на неровной дороге – а Mercedes делает это всегда.
Поэтому, в отличие от истерички "Мерседес" (женское имя, между прочим), Audi – отлично сбалансированный автомобиль. Но есть пара моментов.
Во-первых, подвеске Audi RS Q3 слегка не хватает энергоемкости: на волнах покрытия кузов раскачивается, а если покрытие еще и неровное – того и гляди, приложишься красивым бампером об очередную кочку.
Во-вторых, RS Q3 не хватает темперамента. Зачем у волшебного мотора RS3 украли 30 лошадиных сил? У RS3 2,5-литровый рядный двигатель выдавал 340 сил, а на TT RS Plus – все 360. Ведь воздухазоборники в переднем бампере RS Q3 такие огромные, что там можно расположить миллион радиаторов. Во-вторых – где звук выхлопа? Нет-нет, мотор звучит приятно – но если вспомнить, какие звуки он издавал под капотом RS3 и TT-RS, то чувствуешь себя обманутым.
Если честно, то как машина на каждый день A 45 AMG вариант в сто раз худший, нежели Audi. Однако "Мерседес" по-настоящему "штырит". На нем хочется ездить снова и снова: и неважно, что вы не доедете на нем до дачи, а спине нужно будет делать капитальный ремонт каждые десять тысяч километров. По характеру этот немец напоминает Renault Megane RS, которому вживили мотор от Nissan GT-R.
У RS Q3 такого темперамента нет. И хотя Audi действительно неплоха, ее логичнее было бы назвать SQ3. Слишком уж сильно она проигрывает в азарте современным "хот-хэтчам" – не только Mercedes-Benz A 45 AMG, но и BMW M135i и даже новой Audi S3. Да, это более практичная, но отнюдь не лучшая альтернатива спортивной машине. И на титул RS она, увы, не тянет.
Технические характеристики
Audi RS Q3 | Mercedes-Benz A 45 AMG | |
---|---|---|
Тип двигателя | Бензиновый с турбонаддувом, R5 | Бензиновый с турбонаддувом, R4 |
Рабочий объем | 2480 см³ | 1991 см³ |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 310 / 5200-6700 | 360 / 6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 420 / 1500-5200 | 450 / 2250-5000 |
Тип привода | полный | полный |
Трансмиссия | автоматическая, семиступенчатая | автоматическая, семиступенчатая |
Передняя подвеска | McPherson | McPherson |
Задняя подвеска | многорычажная | многорычажная |
Габариты (ДхШхВ), мм | 4410 x 1841 x 1580 | 4359 x 1780 x 1417 |
Колесная база, мм | 2603 | 2699 |
Снаряженная масса, кг | 1730 | 1555 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 5,5 | 4,6 |
Максимальная скорость, км/ч | 250 | 250 |
Расход топлива (комб.), л/100 км | 8,8 | 6,9 |
Размер шин (база) | 235/50 R18 | 235/40 R18 |
Объем топливного бака, л | 64 | 56 |
Цена, рублей | 2 430 000 | 2 050 000 |