Спорткультура
Первый тест-драйв купе-кабриолета Mercedes-Benz SLK"Так, посмотрим, - сотрудник Mercedes-Benz на стойке выдачи ключей от тестовых автомобилей погрузился в изучение списка машин. - Остался серый SLK 200, без спорт-пакета, с механической коробкой передач. И… еще один такой же. Какой берете?"
Он шутит? Лететь 15 часов из Москвы на испанский остров Тенерифе с пересадкой в Мюнхене, чтобы покататься на машине, которую в России никто не купит?
"Сорри, гай, - увидев мое растерянное лицо, говорит его напарник. - Можно будет поменяться машинами в середине дня, на обеде…"
Живо представив себе, какой длины будет очередь из желающих поменять свой SLK 350 со спортобвесом на родстер с пухленькими 16-дюймовыми шинами и на "ручке", обреченно забираю ключи и иду на стоянку. Сажусь в машину, настраиваю кресло, завожусь: за 20 секунд, пока опускается металлическая крыша SLK, мимо меня проезжает с десяток красивых - белых, красных и ярко-серебристых родстеров. Эх…
Впрочем, оказаться в новеньком родстере на Тенерифе - все же лучше, чем стоять в пробках в оттаивающей после зимы Москве. Поэтому - бейсболку на голову и поехали! Ведь кто-то же покупает дешевые версии открытых "Мерседесов"?!
Еще как покупают! Именно SLK стал первым массовым автомобилем, получившим жесткую складывающуюся крышу, а за 15 лет, прошедших с премьеры Mercedes-Benz SLK первого поколения, по всему миру было продано более 500 тысяч купе-кабриолетов с трехлучевой звездой на капоте. В 2004 году эта модель пережила первую смену поколений, а машина, на которой еду я, - это уже третья генерация немецкого родстера. И, по словам его создателей, самая мужская - как по дизайну, так и ездовому характеру.
В дизайне нового Mercedes-Benz SLK
стало больше агрессии
больше спорта
В облике нового SLK "маскулинности" действительно больше - мощные выштамповки на капоте, широкий "зев" решетки радиатора, росчерки воздуховодов на передних крыльях в стиле флагманского родстера SL и подчеркнуто острые грани вздернутых задних крыльев. И если предыдущий купе-кабриолет в маркетинговых целях эксплуатировал сходство с карбоновым суперкаром Mercedes-Benz SLR McLaren, то нынешний родстер - прямой потомок нового штутгартского флагмана SLS AMG.
Причем, снаружи сходство массового купе-кабриолета с суперкаром номинальное, зато внутри эти автомобили практически идентичны! У SLK тот же руль, почти такая же комбинация приборов, плоская центральная консоль с "цельнотянутым" блоком магнитолы и климат-контроля. Даже круглые дефлекторы систем вентиляции - один в один как на SLS. Более наглядную демонстрацию "культивируемой спортивности" - девиза, который сопровождает все последние новинки "Мерседеса", - и придумать сложно.
Раскатистый рокот бензиновой "турбочетверки" 1.8, на версии SLK 200, развивающей 184 лошадиные силы, похоже, тоже часть процесса "культивирования". Здесь на впуске стоит специальный "звукогенератор", который с помощью акустической мембраны отфильтровывает ненужные частоты, транслируя в салон только приятное уху бормотание мотора. Похожим устройством раньше оснащались "хот-хэтчи" Ford Focus ST, а недавно аналогичную конструкцию внедрили на рестайлинговый родстер Mazda MX-5.
Турбомотор, кстати, отличный - с достойной тягой на низах, сочной "серединкой" и едва заметным подхватом в последней трети шкалы тахометра. 270 Ньютон-метров крутящего момента уверенно тащат полуторатонный SLK по горным дорогам вверх, позволяя машине с "механикой" без напряжения катить на третьей-четвертой передаче. Тем более, что SLK 200 для этого подходит как нельзя лучше: упругая, но не тряская подвеска уверенно расправляется с редкими дефектами полотна на дорогах курортного острова, а трещины и мелкие выбоины без следа тонут в высокопрофильных покрышках.
С опущенной крышей, поднятыми стеклами и установленным ветрозащитным экраном в салоне достаточно тихо и тепло даже в горах, где на обочинах лежит снег. Шею приятно обдувает теплым воздухом из опционального "воздушного шарфа", а сверху греет солнце. Завихрения воздуха начинают досаждать лишь на скоростях выше 120 километров в час, но без явного дискомфорта и, в первую очередь, рослым пассажирам, чьи макушки торчат слишком высоко.
А если поехать побыстрее? Маленький родстер с удовольствием взвинчивает темп: после трех тысяч оборотов турбомотор откликается на действия водителя почти без инерции, позволяя точно дозировать тягу в поворотах. У шестиступенчатой "механики" отличная избирательность привода и малые хода, правда, из-за низкой посадки манипулировать рычагом КПП, смещенным назад, не очень удобно - мешает высокий подлокотник.
Зато рулевое управление с традиционным гидроусилителем - сама прозрачность! С непривычки избавленный от паразитных усилий руль кажется неестественно "чистым", а отсутствие подруливающего момента на передних колесах сбивает с толку. Но уже спустя несколько минут от этой чистоты начинаешь ловить настоящий кайф! От того, как точно по изменению усилия на руле можно оценивать запас сцепления передних шин; как "баранка" наливается тяжестью, когда загружаешь передние колеса на торможении, и как она слегка пустеет на разгоне.
Жаль только, что несмотря на свою заднеприводную честность, SLK 200 не очень подходит для активных прострелов по серпантинам. Великоваты уводы высокопрофильных шин, в напряженных поворотах кузов родстера заметно кренится, а на волнах появляется раскачка. С отключенной антипробкусовочной системой SLK способен пощекотать нервы силовым скольжением на выходе из медленных "шпилек": под тягой автомобиль плавно уходит в занос и столь же плавно стабилизируется. Но из-за мягкой подвески родстеру не хватает концентрации, а потому размашистая езда на "двухсотке" вряд ли доставит удовольствие. Да и скромные тормоза с 294-миллиметровыми дисками "скисают" после нескольких километров агрессивной езды.
Родстер SLK 250 с 18-дюймовыми колесами и мехатронным шасси Dynamic Handling (с электронноуправляемыми амортизаторами и рулевой рейкой с изменяемым передаточным числом), который я выменял у коллег за обедом, едет по-другому. В спортивном режиме адаптивной подвески он намного жестче "двухсотки" и заметно собраннее. Реакции на управляющие импульсы - острее, крены - минимальны, а переходные процессы при смене направления движения сокращены до минимума.
Комфорта, правда, тоже меньше - низкопрофильные шины теперь дотошно пересчитывают все трещинки на дороге, информируя о них водителя тремором на "баранке". Перевод подвески в автоматический режим заставляет SLK толерантно относиться к микропрофилю дорожного полотна, но с неровностями покрупнее "умное" шасси справляется хуже и часто не успевает погасить вибрации неподрессоренных масс - больших и тяжелых колес.
Зато на гладком асфальте SLK 250 подкупает энтузиазмом, с которым он ныряет в очередную связку поворотов. Родстер охотно реагирует на игру балансом, цепко впиваясь передними колесами в асфальт под сброс газа и уходя на меньший радиус под тягой. Причем начинать ускоряться на выходе можно достаточно рано - умная система стабилизации в случае необходимости подтормозит внутреннее заднее колесо и довернет автомобиль внутрь поворота.
Двигатель, устанавливаемый на Mercedes-Benz SLK 250, - это форсированная версия 1,8-литрового турбоагрегата от "двухсотки". Его мощность - 204 лошадиные силы, а максимальный крутящий момент достигает внушительных 310 Нм. Однако в паре с семиступенчатым гидротрансформатным "автоматом" 7G-Tronic Plus этот мотор поначалу кажется… скучным. С ленцой реагирует на акселератор, а коробка даже в ответ на сильное нажатие педали газа не спешит перескакивать на пониженную.
Нет, так дело не пойдет! Кнопкой слева от селектора КПП включаю режим "спорт" и утапливаю газ в пол: после крошечной заминки семиступенчатый робот рывком перескакивает с шестой на вторую передачу, заставляя систему стабилизации одернуть проскользнувшие было задние колеса. В спортивном режиме переход на следующую передачу происходит очень быстро, почти без разрыва тяги - только из труб глушителя, где-то прямо за спиной водителя, раздается приглушенное "фррр".
Правда, "вниз" трансмиссия переключается с задержкой и не всегда вовремя, а команды водителя, отдаваемые подрулевыми лепестками, носят для "автомата" скорее рекомендательный характер - момент смены передачи КПП выбирает самостоятельно. И ручной режим тут не совсем честный - при достижении ограничителя трансмиссия переходит на повышенную передачу.
Но "двухсотпятидесятый" оказался лишь разминкой перед топовым SKL 350, доставшимся мне на финальный отрезок маршрута. Честная атмосферная "шестерка" 3.5, развивающая 306 лошадиных сил и 370 Нм крутящего момента, адаптивное шасси Dynamic Handling и тот же семиступенчатый "автомат" - вот рецепт идеального компакт-родстера от Mercedes-Benz.
Острые реакции шестицилиндрового мотора и могучая тяга во всем диапазоне оборотов позволяют не обращать внимания на легкую задумчивость "автомата", а электронноуправляемые амортизаторы здесь обеспечивают чуть больше комфорта даже в зажатом режиме "спорт". И это хорошо! Потому что "зубодробительность" подвески настоящему "Мерседесу" не к лицу. Добавьте к этому сочный, чуть с хрипотцой, рык атмосферного двигателя, точно настроенный привод тормозов и все такой же "прозрачный" руль - и вы получите автомобиль, характер которого выверен до мелочей.
Mercedes-Benz SLK 350 удивительно тонко балансирует между спортивностью и комфортом, но решить однозначно, чего именно здесь больше, за короткую поездку невозможно. Он быстр, но послушен; собран, но не бритвенно остр и способен доставить одинаково много удовольствия от поездки как на прогулочных скоростях по загородному шоссе, так и при агрессивном покорении горных серпантинов.
В концепции самого мощного Mercedes SLK "спорт" не возводится культ, а лишь тщательно "культивируется" до нужного уровня. Ровно настолько, насколько ты этого ждешь от маленького заднеприводного родстера с эмблемой Mercedes-Benz на капоте.
Технические характеристики Mercedes-Benz SLK
SLK 200 | SLK 250 | SLK 350 | |
---|---|---|---|
Длина, мм | 4134 | 4134 | 4134 |
Ширина, мм | 1810 | 1810 | 1810 |
Высота, мм | 1301 | 1301 | 1301 |
Колесная база, мм | 2430 | 2430 | 2430 |
Масса, кг. (с водителем) | 1360 | 1425 | 1465 |
Объем двигателя, см3 | 1796 | 1796 | 3498 |
Мощность, л.с/об-мин | 184/5250 | 204/5500 | 306/6500 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 270/1800–4600 | 310/2000–4300 | 370/3500 |
Максимальная скорость, км/ч | 240 | 243 | 250 |
Разгон от 0 до 100 км/ч, с | 7,3 (7,0 - с "автоматом") | 6,6 | 5,6 |