С французским акцентом
Лонг-тест Smart fortwo – зачем и как дорого владеть машиной размером с рюкзакНапомню содержание предыдущей серии: у нас на тесте оказался Smart fortwo в ярком черно-рыжем окрасе, с 90-сильным трехцилиндровым турбомоторчиком, роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями и с ценой (обожаю этот момент) в 1,3 миллиона рублей. И если вас все еще не пугает эта цифра – почитайте про стоимость владения самой маленькой машиной в России и узнайте, стоит ли переплачивать (не много, кстати) за версию с шильдиком Brabus.
Среди моих знакомых есть парочка упоротых фанатов «Смарта». Еще несколько приятелей специально зарегистрировались в московском каршеринге только для того, чтобы время от времени кататься на этих букашках – ради фана. А на нашей офисной парковке в модном лофт-квартале тусуются сразу несколько новых двухдверок (хотя дверей у fortwo на самом деле четыре) самых разнообразных расцветок. Так что же заставляет взрослых, состоявшихся людей выбирать «это» вместо практичного корейского кроссовера или плавного японского седана?
Стиль? Ну да, купить Smart в России – это все равно что набить татуировку «Да пошли вы…» на лице. И если владельцы MINI считают себя бунтарями, то обладатели «Смартов» на их фоне вообще анархисты.
Размеры? Давайте начистоту – Москва не Рим и не Париж, а парковочная разметка в центре столицы нанесена с таким размахом, что в каждом «кармане» поместится как минимум два «Смарта». К тому же, любая попытка припарковать свой автомобиль «по-европейски» – с минимальными зазорами между бамперами – у нас может быть воспринята как домогательство.
Вот и получается, что размеры fortwo в российских условия это не такой уж жирный плюс, как нам бы хотелось. С другой стороны, маневренность «Смарта» и его навык разворачиваться буквально на носовом платке приводят владельцев традиционных автомобилей в неописуемый восторг. К его умению вращаться вокруг своей оси (особенно на малых скоростях) я так и не успел привыкнуть и практически каждую парковку был вынужден совершать лишние движения «туда-сюда», чтобы поставить машину поровнее.
Уникальная конструкция? Да, заднеприводный, заднемоторный двухдверный автомобиль – это же почти Porsche 911! Но на деле главный выигрыш от такой компоновки – это возможность увеличить угол поворота передних колес и уменьшить тот самый радиус разворота. При этом звук мотора, находящегося практически в салоне, кажется слишком навязчивым, а багажник по своим габаритам хоть и неплох для машины длиной чуть больше двух с половиной метров, но определенно получился бы вместительнее, если бы не все эти железки под полом.
Откровенно говоря, я не могу привести вообще ни одного твердого довода «за» Smart fortwo, кроме того, что он… веселый. С ним интересно жить. Клево по вечерам пялиться с балкона 11 этажа на головастика, занимающего всего половину парковочного места, а по утрам натягивать его на себя вместо любимой оранжевой куртки и нырять в водоворот реалити-шоу «увернись от других автомобилей». И все это настолько увлекательно, что ездить на «Смарте» хочется снова и снова – по любому поводу и на любые (ну практически) расстояния.
Для полного соответствия формы и содержания Smart fortwo не хватает только чуть более собранного шасси (подвеска все же мягковата и серьезные удары держит плохо), более заводного мотора, более цепких тормозов (в настройке штатных отчетливо чувствуется французский акцент ребят из Renault, совместно с которыми и создавалась платформа нынешнего «Смарта») и более расторопного «робота».
И, представьте себе, мы нашли Smart, в котором все это уже исправлено. Его зовут Smart Brabus.
У самого маленького «Брабуса», по сравнению с базовой моделью, расширена колея, установлены более жесткие пружины и амортизаторы, турбомотор «раздут» до 109 лошадиных сил, перенастроен выпуск (и его звук теперь похож не на швейную машинку, а на сердито урчащего кота) и переписан софт роботизированной коробки. И это не считая стильных опций вроде особых колес, матовой окраски кузова и прочих милых мелочей, превращающих милого пуделя в сердитого терьера.
Такой «Смарт» куда лучше подходит на роль городского сумасшедшего. Потому что это он и есть.
9,5 секунды до «сотни» вызывают смех? Но представьте, что вы проделываете это упражнение на офисном стуле. На котором – исключительно ради собственного развлечения – ежесекундно пытаетесь проскочить в закрывающиеся двери лифта, спуститься по лестнице или обогнать спешащего на обед начальника, срезав через заставленный столами опенспейс.
Коробка передач работает ощутимо расторопнее – ее не надо подстегивать подрулевыми лепестками или выдумывать особые методы общения с упрямым электронным мозгом. А подвеска настолько же жестче базовой, насколько лучше и собраннее! «Смарт» с шильдиком Brabus едет чище, рулится азартнее, а неровности при этом отрабатывает благороднее.
Здесь есть даже «лонч» для быстрого старта с места! Да, не слишком полезная штука, но образ городского хулигана дополняет идеально.
А самое интересное, что стоит Brabus не намного дороже хорошо упакованного «гражданского» Smart fortwo – от 1,35 миллиона рублей. Доплатить придется разве что за продвинутую мультимедийку с климат-контролем (56 тысяч рублей), матовую окраску кузова (39 тысяч), парктроники (и/или видеокамеру) – 23-27 тысяч рублей и обогрев сидений (20 тысяч). Да и то не обязательно — парковаться на «Смарте» можно и без пищалок, а матовая окраска – вообще блажь.
Но раз уж мы заговорили про цифры, то давайте подсчитаем, в какую сумму обойдтся владение Smart fortwo (обычным, не Brabus) в первый год после покупки. Как вы уже должны были привыкнуть, для расчетов мы берем годовой пробег в 20 тысяч километров и водителя старше 22 лет со стажем больше трех лет, который проживает в Москве.
Расходы владельца Smart fortwo в первый год эксплуатации
— | |
---|---|
ОСАГО | 9 060 р. |
Каско | 65 000 р. |
Транспортный налог | 1080 р. |
ТО1 | 16 000 р. |
Топливо | 56 800 р. |
Итого | 147 900 р. |
Километр пробега (только топливо) | 2,84 р. |
Километр пробега (с учетом всех трат, включая Каско) | 7,4 р. |
Километр пробега (с учетом всех трат, кроме Каско) | 4,14 р. |
Получилось всего 147 900 рублей с учетом Каско (мы рассматриваем компании с рейтингом А+). В такую же сумму обойтется владение Hyundai Solaris, который выигрывает только за счет более доступного ТО и чуть меньших трат на страховку Каско (хотя и на Smart можно найти варианты дешевле «средних» 65 000 рублей, которые мы занесли в нашу таблицу).
Впрочем, если вы решили потратить 1,3+ миллиона рублей на городскую малолитражку, быть может стоит присмотреться к чему-нибудь еще?
Альтернатива Smart fortwo
Да, все три малолитражки из этого списка по-своему хороши. «Мини» – практичнее, крупнее и уже не похож на колпачок от фломастера, но и обойдется, скорее всего, значительно дороже. Kia, при всех своих плюсах, машина тоже достаточно нишевая (отдать 800 тысяч за маленькую корейскую тачку в современных условиях решение непростое). А Fiat 500, хоть и немолод, выглядит самым интересным конкурентом нашему «Смарту». И если бы я всерьез рассматривал покупку такого автомобиля, то я бы просто голову сломал, выбирая между щегольским итальянским ретро и немецкой попыткой переосмыслить французскую легкомысленность.
Так почему же не могу рассматривать покупку такой машины всерьез несмотря на все восторги? Потому что за эти четыре недели я так и не придумал работающий алгоритм выбора между женой, детьми и полкой из Икеи.