Опубликовано 24 сентября 2015, 18:00

Универмаш

Лонг-тест «универсалов» повышенной проходимости: часть первая
Что? Универсалы? Какой проходимости? Повышенной? Спокойно! Эта фраза родилась только потому, что мы не знаем, как назвать нашу сегодняшнюю компанию. Ведь подбирали мы их вот по какому принципу: взяли несколько примеров того, как автопроизводители заигрывают с классом «универсальных автомобилей». И получилось, что у нас на тесте собрались универсал с пневмоподвеской и пластиком понизу, хэтчбек-переросток с полным приводом, компактвэн с большим клиренсом и... референсный кроссовер, на который все остальные будут равняться.
Универмаш

Что? Универсалы? Какой проходимости? Повышенной? Спокойно! Эта фраза родилась только потому, что мы не знаем, как назвать нашу сегодняшнюю компанию. Ведь подбирали мы их вот по какому принципу: взяли несколько примеров того, как автопроизводители заигрывают с классом «универсальных автомобилей». И получилось, что у нас на тесте собрались универсал с пневмоподвеской и пластиком понизу, хэтчбек-переросток с полным приводом, компактвэн с большим клиренсом и... референсный кроссовер, на который все остальные будут равняться.

Итак, встречайте: в третьем сезоне «четверного теста» сошлись бывший некогда «Импрезой», а теперь ставший самостоятельной моделью полноприводный хэтч Subaru XV; «не пойми что» (в смысле, компактный компактвэн-кроссовер) Peugeot 3008, большой универсал Citroen C5 Tourer XTR и Skoda Yeti 1.8. И, да — стоят они все примерно одинаково.

Универмаш
Нравится
Как рулится
Не нравится
Все остальное
Вердикт
Для тех, кто хотел бы быть субаристом, но предпочитает хэтчбеки
1995 см3, 4 цил., оппозит, 150 л.с., 198 Нм
Вариатор CVT
7,9 л./100 км., 0-100 км/ч за 10,7 сек., 187 км/ч
kg
1415 кг

В мире есть несколько марок, покупая которые, вы автоматически вступаете в «клуб». Это когда люди на таких же машинах начинают вдруг вам улыбаться и махать руками, а вы им в ответ. И это мотивирует! Subaru – яркий пример крутой тусовки, которая идет в нагрузку к оппозитному мотору, полному приводу и толстому ценнику. Но только не в случае, если вы купили XV.

У XV раньше были две комплектации. 2.0i или 2.0i-S, которые отличались только наворотами, вроде электрических зеркал и электрорегулировок водительского кресла. Техническая база была одинаковая: два литра, 150 лошадей, вариатор CVT. Сейчас XV продается только в одной версии Active Edition, с тем же мотором и слегка обновленной комплектацией

У XV раньше были две комплектации. 2.0i или 2.0i-S, которые отличались только наворотами, вроде электрических зеркал и электрорегулировок водительского кресла. Техническая база была одинаковая: два литра, 150 лошадей, вариатор CVT. Сейчас XV продается только в одной версии Active Edition, с тем же мотором и слегка обновленной комплектацией

Машина досталась мне с наклейкой «I'm a subarist» на багажнике – смотрится, как вывеска «осторожно, злая собака» на заборе детского сада. И ни один из субаристов, которым я всю неделю бибикал и махал, не ответил мне взаимностью. Они многозначительно смотрели на меня, после чего уходили в закат. А я, сколько ни топтал газ, в закат не ушел ни разу.

В этом и заключается проблема. Все, кроме динамики, в Subaru XV можно понять и простить. Но двухлитровый атмосферный оппозитник в 150 лошадей так безнадежно вязнет в вариаторе (а других коробок у XV нет), что накатившая сзади «Газель» будет вынуждена оттормаживаться.

Я был на презентации этой машины в Италии. Уже тогда я понял, что японцы умеют настраивать управляемость даже при высоком центре тяжести. Но к такой устойчивости хочется чуть больше динамики.

Салон Subaru трудно назвать современным, но в нем нет отталкивающих деталей. Да, когда машина испытывает диагональные нагрузки, например, при заезде на бордюр, салон скрипит, как пиратская шхуна на волнах. А за таким головным устройством в салон не полезет ни один гопник. Но в остальном тут неплохо. Мне очень нравится руль с постоянным сечением обода, без модных наплывов под большие пальцы. Нравится, что подключенный телефон сразу начинает играть музыку. Нравятся приборы. И коврики ничего.

XV очень тяжело конкурировать с современным рынком. И главное, за что его приходится уважать, – за войну в одиночку. Выросший из модификации Subaru Impreza в отдельную модель, он как отшельник: и на своих не похож, и с чужими бороться сложно. Бездорожье? Ровно на столько, на сколько позволяет клиренс, пластиковый обвес и полный привод. Скорость? Ровно на столько, на сколько позволяют два литра и CVT. I'm a subarist? Не думаю…

Универмаш
Нравится
Убаюкивающая плавность хода
Не нравится
Отсутствие полного привода
Вердикт
Самый экстравагантный вседорожный универсал на рынке
1598 см3, 4 цил., 150 л.с., 240 Нм
Автоматическая, шестиступенчатая
7,7 л./100 км., 0-100 км/ч за 10,2 с, 210 км/ч
kg
1534 кг

Попросите кого-нибудь назвать вам три универсала повышенной проходимости – уверен, что в 90 процентах случаев набор будет такой: Audi A6 Allroad, Volvo XC70 и Subaru Outback. А теперь скажите опрашиваемому, что почти такая же модель есть у Citroen, и называется она C5 Tourer XTR. Вероятнее всего, такое известие произведет эффект, сопоставимый с просмотром хорошего карточного фокуса.

Универмаш

Правда, в отличие от озвученных выше моделей, внедорожный потенциал C5 Tourer XTR лишь немногим лучше вокальных данных Кати Самбуки. Ограничивается он защитным обвесом кузова и гидропневматикой Hydroactive III+, которая может увеличить дорожный просвет до 225 миллиметров (со штатных 165 мм) на скорости до 10 километров в час. Полный привод XTR не положен ни в одной комплектации, даже с самым мощным 204-сильным дизелем.

Нам досталась модификация со 150-сильным бензиновым турбомотором 1.6. Странный двигатель. Красная зона уже с пяти тысяч оборотов, тяга в приличных количествах присутствует в самом низу – поначалу мне казалось, что нам подсунули дизель. Перед заправкой пришлось даже заглядывать в документы на машину, чтобы не залить чего-нибудь неправильного. Даже наклейка на лючке бензобака не смогла сразу развеять сомнения.

Впрочем, можно было просто посмотреть на расход топлива: он у C5 Tourer XTR совсем не дизельный. Неспешный стиль вождения и старательный объезд пробок не помогли опустить аппетит универсала ниже отметки в 10-11 литров на «сотню».

А вообще едет Citroen неплохо. Для большой и вместительной машины он уверенно разгоняется, шестиступенчатый «автомат» плавно и немного неторопливо подбирает нужные передачи, что в мире дерганых «роботов» с двумя сцеплениями все чаще кажется даром божьим, а гидропневма готова мягко отработать даже выкопанную поперек дороги траншею. Чего уж: в парящем над дорогой «цэ-пятом» сын уснул через полметра после старта, а у меня возникал соблазн последовать его примеру.

И ох уж эти кресла! Если в передние сиденья C5 Tourer XTR воткнуть пять программ массажа вместо одной имеющейся, то они отлично подошли бы даже S-классу.

Правда, в отношениях между рулем «Ситроена» и его колесами есть явный разлад, а сама баранка с фиксированной ступицей вызовет недоумение даже у опытного водителя, проезжающего в месяц пять дистанций между Калининградом и Владивостоком. Такая же реакция будет на «ситроеновскую» эргономику салона и на тормоза, которые не балуют эффективностью.

В C5 Tourer XTR, как и в любом французе, много противоречий. Но если бы была версия с полным приводом, я бы закрыл глаза на его очевидные недостатки. Но ее нет, а это значит, что «Ситроен» так и будет топтаться на входе в клуб, где тусуются серьезные ребята.

Универмаш
Нравится
Есть все, чтобы удобно ездить каждый день
Не нравится
Псевдовнедорожные украшательства при клиренсе меньшем, чем у «Тигуана»
Вердикт
Быстрота на асфальте и спокойствие на легком бездорожье за вменяемые деньги
1798 см3, 4 цил., 152 л.с., 250 Нм
Роботизированная, шестиступенчатая
8,0 л./100 км., 0-100 км/ч за 9 с, 192 км/ч
kg
1540 кг

Чтобы считаться идеальным кроссовером, нашей гаражной «Шкоде Йети» осталось всего ничего — избавиться от дурацкой наклейки с надписью «Adventure» на заднем стекле, маячащей в зеркале заднего вида. Какие, к черту, приключения, когда я стою в бесконечной пробке уже полтора часа! Самые волнующие похождения, которые ждут автомобили вроде «Йети», – это перевозка с дачи остатков урожая и попытки пробиться по нечищенным улицам к ближайшему гипермаркету в преддверии Нового года.

Универмаш

Убери эту иностранщину с глаз долой, и у Yeti останутся глянцево-черные корпуса зеркал, симпатичные двухцветные колесные диски, особые накладки на пороги и обивка кресел в виде протектора шин — более заметные привилегии комплектации «Adventure». Выглядит все вместе действительно клево, хотя мне до сих пор жаль, что «Йети» лишили круглых фар — какой же это теперь «снежный человек», без глаз-то.

Зато с дизайном «а-ля большой серьезный внедорожник» хочется сразу начать творить безумства. Ну, может не прямо сейчас, а после работы и «Ашана», конечно. Например, можно не объезжать традиционный осенний ремонт дороги около дома, а поехать напрямик. Через все эти стыки, щебень, выпирающие на метр люки колодцев и ямы. Подвеска «Йети» позволяет ехать по такому покрытию не снижая скорости — машина справится, а водителю и пассажирам будет комфортно. Вот еще бы придумать, где испытать кнопку Off Road, при нажатии которой включается помощник спуска с горы, а ABS допускает непродолжительную блокировку колес на торможении на сыпучих грунтах.

Мне нравится, как Yeti едет. 152-сильного турбомотора хватает за глаза, рулится машина понятно (на мой вкус добавить бы усилия на руле), подвеска не мучает жесткостью, но и раскачек не допускает, в салоне тихо. У мультимедийной системы – наконец-то! – появился USB и даже линейный вход, а попробовав все варианты трансформации салона, сразу вспоминаешь старый-добрый Roomster. Трехсекционный диван можно двигать вперед-назад или разбирать по частям, спинка переднего пассажирского кресла складывается, а в багажнике есть двигающиеся крючочки для сумок и всякие сеточки.

Напрягает лишь высокий расход (под 12 литров на «сотню») и периодически подергивающийся «робот». Но про него все все знают, а часто вспоминать — грешновато. Коробке DSG посвящены специализированные сайты и форумы, научные диссертации и встречи анонимных диванных инженеров, курсы риторики «А у меня нормальный “автомат”» и детские рисунки на стенах кабинета семейного психолога. В общем, ничего нового мы не расскажем.

Но даже несмотря на это, «Йети» в нашем тесте побить будет непросто. А за 1,3 миллиона, которые просят за версию Adventure с климат- и круиз-контролем, датчиками света и дождя, парктроником, «музыкой» и подсветкой поворотов, эта машина кажется очень и очень привлекательной покупкой.

Универмаш
Нравится
Салон, движок, набор электроники
Не нравится
Внешность спорная, чего уж там
Вердикт
Оттопыренный мизинец нашего четверного теста
1598 см3, 4 цил., 150 л.с., 240 Нм
Автоматическая, шестиступенчатая
7,9 л./100 км., 0-100 км/ч за 9,5 сек., 202 км/ч
kg
1459 кг
Универмаш

Присутствие французского компактвэна в этом тесте – такая же иррациональность, как сама покупка французского компактвэна в России. Согласитесь, приобрести Renault Espace или Citroen C4 Grand Picasso способен только большой оригинал. Или большой семьянин.

Эти машины очень одухотворенные, воздушные, легкие, «прозрачные» – как стеклянная пирамида Лувра. Про такие у нас принято говорить: «Че выеживаешься?». Таким же получился и Peugeot 3008: его владелец может открыть панорамную крышу, залить просторный салон светом и весело, под азартную поступь хорошо настроенного европейского шасси, распевать «Марсельезу». Его, плавающего в этом забавном французском аквариуме, будут видеть все, но не услышит никто. Лишь по губам, застывшим в надменной улыбке, можно прочитать: «Allons enfants de la Patrie, все мушкетеры, я – Д’Артаньян!».

И плевать ему, «не такому, как все» водителю, что из-за высокого центра тяжести и «автобусных» настроек изначально легкового шасси минивэн Peugeot слегка «шатается» по трассе, как пьяный турист между «Мулен Руж» и ближайшим винным. В 3008-й вшит чип породистой европейской управляемости, но активировать его нельзя, да и не особо хочется. Главное – точеное чувство превосходства, которое дарит эта машина.

Она стоит примерно так же, как другие участники этого теста, но дозы хорошего настроения дает несоизмеримо больше. Здесь есть и проекционный дисплей, и выезжающий из передней панели экран мультимедийной системы, и даже странное подобие адаптивного круиз-контроля, которое не управляет ускорением и торможением, а лишь показывает время до впереди идущего автомобиля.

Полтора миллиона рублей – разве такая уж большая цена за щекотание своей «внутренней Европы»? Тем более по нынешним ценам? Тем более сейчас, когда на «французов» можно получить скидки в несколько сотен тысяч рублей. В 3008-ом куча электроники, навигация, приличная камера заднего вида, система контроля тяги Grip Control с пятью режимами движения, самый интересный в квартете интерьер (ребята, это реально самолет, с рокерными клавишами и авиационной архитектурой передней панели). И прозрачная крыша над головой. Плюс ко всему, бодрый 150-сильный бензиновый мотор и расторопный шестиступенчатый «автомат».

Универмаш

«Зачем ты купил себе такую машину?» – спросит вас сосед на автомобиле Kia Sportage. «Салю! Да пошел ты», – перепоете вы ему Джо Дассена и стремительно наберете «сотню» за головокружительные девять с половиной секунд.