Лаборатория

Камера, зажигание, мотор!

В начале прошлого века США не только быстро утвердилась в роли главной автомобильной державы, но и активнее остальных взялась за мир великой иллюзии — кино. Но что делать, если в кадре автомобиль несется со скоростью 100 миль в час через железнодорожный переезд, а вы должны передать все эмоции актера? Для этого используется целый арсенал специальных транспортных средств.

В начале прошлого века США не только быстро утвердилась в роли главной автомобильной державы, но и активнее остальных взялась за мир великой иллюзии — кино. Но что делать, если в кадре автомобиль несется со скоростью 100 миль в час через железнодорожный переезд, а вы должны передать все эмоции актера? Для этого используется целый арсенал специальных транспортных средств.

Сверху июньская «Популярная механика» 1917 года рассказывает о новом, прогрессивном способе съемки актеров за рулем. Ниже — комбинированная съемка и агента 007.

Платформа

Самым распространенным способом снять автомобиль в прошлом веке быстро стала комбинированная съемка, когда машину с актерами снимали на фоне киноэкрана с изображением дороги. Сегодня этот прием возвращается в новой ипостаси — зеленого экрана хромакея.

Кинематографисты, конечно, пробовали установить съемочную в буквальном смысле площадку на сам автомобиль, но получалось неудобно и опасно. Пока умельцам не пришло в голову установить на площадку сам автомобиль.

Проблема в том, что платформа довольно неповоротлива, а машина на ней расположена выше уровня дороги. Операторам приходится избегать определенных планов и окружающего трафика.

В зависимости от задачи киношники выбирают либо платформу process trailer (справа), либо тележку tow dolly (слева).

В общем, если для фильма «Тупой и еще тупее» и «Где моя тачка, чувак?» такой вариант подходит, то для великих режиссеров-перфекционистов уже недостаточно. Так на свет появляются настоящие «Франкенштейны» из камер, труб и фрагментов автомобилей.

У Multipla Куарона даже откидывалось лобовое стекло, чтобы камера могла максимально отъехать назад и взять общий план

Гибриды

Для съемки фильма «Дитя человеческое» мастеру длинных сцен Альфонсо Куарону, например, потребовался особый гибрид кузова Fiat Multipla и подвижной тележки с водителем.

Над кузовом была установлена будка с руководящими процессом режиссером и оператором. Крыша у Multipla отсутствовала, а на ее месте крепились рельсы для свободного перемещения камеры вдоль и поперек салона.

Отсутствующую крышу, битое стекло и другие эффекты добавили компьютерной графикой, но именно конструкция чудо-машины позволила добиться мощного ощущения сопричастности и присутствия на протяжении почти четырех минут. И все это без единой монтажной склейки.

Призрак на крыше

Проблема в том, что какими бы изобретательными не были конструкции платформ, с ними невозможно ехать со скоростью 150 миль в час. А если вы хотите, чтобы даже Кира Найтли водила, как дьявол, то у вас, по сути, остается только один вариант — привлекать профи.

Конкретно этот Land Rover Defender был построен для фильма «007: Координаты «Скайфолл». В сварной раме на крыше сидел бывший «Стиг» Бен Коллинз и управлял автомобилем вместо актрисы.

Связь между рулем и колесами была непрямой — через гидравлическую систему. По словам Коллинза, чтобы машина хоть как-то реагировала, руль нужно было крутить в два раза активнее, чем обычно.

При этом сигналы передавались с задержкой и без какой-либо обратной связи. В итоге чтобы хоть как-то упростить жизнь каскадеру, «Дефендеру» зажали подвеску, расширили колею и поставили асфальтовые покрышки.

Русская рука

Russian arm (русская рука) — вполне официальное название киношного крана, с дистанционным управлением, гиростабилизатором и камерой. Диалоги в салоне им особенно не запишешь, но для погонь и трюков — незаменимая вещь.

Причем, пришла эта технология изначально из советской военной промышленности, где стабилизация в движении использовалась для танковых орудий.

Советские инженеры нашли ей применение в кино и в начале девяностых «Русская рука» дотянулась до Голливуда — технология даже получила два Оскара в научно-инженерной номинации.

Прообраз Russian arm 20-х годов — 90-сильный 12-цилиндровый Packard, модифицированный для параллельной съемки.

Вешают такой кран, как правило, на мощные кроссоверы матового черного цвета (чтобы не отбрасывать на окружающие объекты бликов), которые способны быстро ездить по шоссе и пересеченной местности.

В арсенале одной из компаний, Filmotech, есть даже специальная Ferrari 360 Modena. Крышки капота и багажника Ferrari сняты, чтобы смонтировать силовую структуру для крана, который может вешаться вперед или назад. При этом вся эта конструкция может разгоняться до 250 км/ч, оставляя картинку на экране «гладкой, как шелк».

Не совсем съемочная машина, но тоже с камерой. The Blackbird — багги с кучей навесного оборудования — может ехать, поднимая пыль и расталкивая врагов, а поверх него с помощью компьютерной графики проецируется любой объект. Например, Jaguar XE.

«Игрушки»

Еще одни помощники в съемке погони — радиоуправляемые модели с камерами, способные разогнаться до скорости около 100 км/ч и дать еще один эффектный план. Конкретно эта модель называется Freefly TERO и стоит 4 500 долларов без учета 5-8 килограмм навесного съемочного оборудования. Которое может обойтись гораздо дороже.

Для TERO используется проверенное шасси от бешеного радиоуправляемого багги HPI Baja 5B Flux — это огромная модель в масштабе 1:5 имеет двигатель мощностью 10 л.с. — столько же было у первого Citroen 2CV.

Помимо стабилизатора самой камеры, на модель устанавливается специальное виброизолирующее крепление и очень мощные аккумуляторы — энергии должно хватить не только на вращение колес, но и съемочный процесс. /m

Теги:
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget