Гибриды на двоих
Как это ни парадоксально, но в Формуле-1 представлено не так уж и много автомобильных брендов. В главном чемпионате мира больше производителей газировки, вермута и антиперспирантов, чем автоконцернов. И вдруг в этот мир ворвалась компания Infiniti, которая теперь не просто спонсор, а технический партнер одной из немногочисленных заводских команд — Renault. «Мотор» попробовал разобраться, зачем небольшой премиальной марке понадобились технологии вселенной, где сильнее всего ценятся шампанское, женщины и скорость.
Как компания Infiniti появилась в Формуле-1?
Infiniti стала спонсором команды Red Bull Racing, которая тогда не выигрывала разве что первенство по лапте в паддоке, в 2011-м, успешно используя моторы родственной японцам компании Renault. Отношения складывались лучше не придумаешь. Дошло даже до того, что автопроизводитель стал титульным спонсором австрийской команды, которую переименовали в Infiniti Red Bull Racing, а в честь Себастьяна Феттеля была выпущена особая версия кроссовера FX (сейчас именуется QX70).
Но в 2014-м Формула-1 перешла на гибридные силовые установки с 1,6-литровыми ДВС и двумя рекуператорами энергии, а французы к изменению регламента подготовились плохо. Агрегат Renault ни на одной из машин не работал как надо: ломался и уступал по мощности установкам Mercedes-Benz и Ferrari. Естественно, в чемпионской Red Bull такой подход к делу не оценили.
Альянсу Renault-Nissan критические выпады в свой адрес тоже не нравились, поэтому они решили выступать в Формуле-1 с собственным коллективом. В его основу легла команда, которая выпускала силовые агрегаты во французском Вири-Шатийоне, а шасси доверили разрабатывать спецам из британского Энстоуна, прежде работавшим на Lotus.
Решение в альянсе приняли настолько скоропостижно, что сезон 2016 года заранее назвали пробным — после объявления о возвращении в Формулу до первой гонки прошло всего три месяца! Естественно, что ни нормального шасси, ни нормального мотора, ни гонщиков топ-уровня в Renault в сезоне-2016 так и не появились. Тем не менее, в Infiniti решили перейти из Red Bull во французскую команду и даже немного расширили свое присутствие в чемпионате.
Расширили? Это как?
Теперь компания Infiniti носит статус технического партнера команды Renault в Формуле-1. То есть, японцы не просто выписывают французам чеки за стикеры на болидах, но и помогают в совершенствовании технологий с намерениями получить кое-что для себя. Сейчас кооперация сосредоточена вокруг работы над силовыми установками.
В Infiniti считают себя большими экспертами в области гибридных силовых агрегатов, которые, в первую очередь, выдают много мощности и радуют водителя, а уже потом экономят топливо. И если вы прокатитесь на бензин-электрическом седане Infiniti Q50 (правда, в России это сделать теперь практически невозможно), то сразу перестанете саркастично улыбаться. Потому что и машина, и силовой агрегат — отличнейшие.
По словам директора спортивных программ Infiniti Томмасо Вольпе, группа инженеров Infiniti уже работает во французском Вири-Шатийоне в конструкторском подразделении Renault Sport, бок о бок с теми, кто создает моторы для Формулы-1. Специалисты Infiniti сконцентрированы на технологиях хранения энергии. Проще говоря — они совершенсвуют батарейки, которые стоят в гоночных машинах.
«Мы хотим получить как можно больше информации для разработки мощных гибридных силовых установок для дорожных автомобилей. Потому что именно в Формуле-1 агрегаты такого типа самые сложные и мощные», — говорит Вольпе.
То есть, надо ждать автомобили Infiniti с технологиями Формулы-1?
Они появятся, но вряд ли это случится прямо завтра. По словам вице-президента по продуктам Infiniti Франсуа Банкона, на адаптацию решений из Формулы-1 для дорожных автомобилей уйдет не меньше десяти лет. Причем кооперация с Renault Sport не означает, что все автомобили японской марки поголовно перейдут на бензо-электрические силовые агрегаты. В Infiniti говорят, что куда больше заинтересованы в получении данных о процессе разработки, нежели в товарных продуктах.
«Наше сотрудничество с Renault не значит, что мы сделаем все модели гибридными. Например, если мы решим сделать гибридный QX80, то это будет означать, что масса внедорожника вырастет на 200 килограммов, а это вряд ли пойдет ему на пользу», — говорит Банкон.
Вместо этого, японский бренд планирует использовать гибридные установки на компактных автомобилях, чтобы сделать их мощнее и быстрее. А слово «экономичнее» звучит в речах Банкона нечасто. Что, кстати, делает маловероятной кооперацию в области совместной разработки бензин-электрических агрегатов компаниями Infiniti и Daimler: немцы заинтересованы не в быстрых, а в экономичных гибридах.
То есть, все «заряженные» модели Infiniti станут гибридами?
Не совсем так. У Infiniti уже есть Q50 и Q60 с 400-сильными турбированными V6, которым вряд ли требуется электрическая поддержка, но в дальнейшем возможно все — нормы выбросов ужесточаются с каждым годом. Однако отдельной линейки «заряженных» моделей у Infiniti может не быть вовсе: вполне вероятно, что «зажигалки» просто вольются в текущую линейку.
«У BMW есть M GmbH, а у Mercedes-Benz — AMG, потому что изначально это были отдельные компании, — рассуждает Банкон. — Линейка Infiniti Performance Line, которую мы анонсировали несколько лет назад, оказалась ошибкой. В целом, идея была неплохой, но мы попросту были неготовыми к ее реализации».
Но почему гибриды, а не электрокары?
Тут все просто: в Infiniti уверены, что в недалеком будущем электрокары станут ширпотребом, а покупатели машин класса «премиум» все еще будут требовать мощные двигатели внутреннего сгорания даже несмотря на успех Tesla.
Окей. Но ведь Infiniti — бренд «Ниссана». Почему он поддерживает марку Renault в Формуле-1, а не Nissan в «Ле-Мане»?
И Вольпе, и Банкон настаивают на том, что Infiniti — премиальная марка всего альянса Renault-Nissan, а не только Nissan, поэтому в сотрудничестве с Renault нет ничего удивительного. Плюс ко всему, Infiniti пришли в Формулу-1 еще до того, как «Ниссан» задумался о возвращении в Ле-Ман.
Не стоит забывать и о том, что Infiniti — компания небольшая, хотя и принадлежит гигантскому альянсу. Поэтому тратить деньги непонятно на что она не может. А проект «Ниссана» в гонках на выносливость, куда они пришли с переднеприводным, переднемоторным прототипом, иначе как авантюрой не назовешь. И эта авантюра в итоге стала одним из самых больших провалов в гоночном мире.
И все же Томмасо Вольпе не исключает, что Infiniti может появиться в других гоночных дисциплинах. Например, в GT-чемпионатах. Когда, в каком качестве и с какими целями — пока непонятно. Не забывайте: Infiniti хоть и премиальная, но все еще очень маленькая компания. /m