Лаборатория6 мин.

Российский электрокар Атом: все подробности

Знакомимся с самым амбициозным российским автомобильным проектом со времен ё-мобиля

© Атом

В Москве показали прототип российского электрокара Атом — самого амбициозного проекта со времен ё-мобиля. Для автомобиля всё разрабатывается с нуля: платформа, двигатели, батареи, управляющая электроника, программное обеспечение и так далее. До появления серийной машины осталось еще два года, но в компании обещают, что на конвейер встанет инновационный «цифровой» продукт с автопилотом, проекционным дисплеем, дополненной реальностью, управлением со смартфона и даже собственным магазином приложений. Представители бренда заявляют, что создают не только электрокар, но и целую «цифровую среду новой мобильности». Мы познакомились с первым образцом Атома и готовы рассказать всё, что на данный момент известно об этой машине.

Что такое Атом?

Идея разработки отечественного электрокара несколько лет назад родилась внутри КамАЗа, а для его реализации в 2021 году была создана отдельная компания — АО «КАМА» с главным офисом в Набережных Челнах. На первоначальном этапе техническую и финансовую поддержку проекту оказал сам Камский завод, а также частные инвесторы, включая директора российского автопроизводителя Сергея Когогина и банкира Рубена Варданяна.

Точная сумма инвестиций в проект не раскрывается, однако ранее Сергей Когогин заявлял, что КамАЗ вложил 360 миллионов рублей, а личные инвестиции топ-менеджера составили около 30 миллионов рублей. В компании говорят, что интерес к участию в проекте проявляют и различные «компании и фонды» по всему миру — с ними ведутся переговоры, но их детали не раскрываются.

© Атом

Впоследствии у стартапа появились офисы в Санкт-Петербурге, Тольятти и Китае, а в числе партнеров — структуры «Росатома» (компании «Рэнера» и «Русатом РДС») и Юго-Восточный университет Нанкина. Над дизайном электрокара работало итальянское бюро Torino Design (оно сотрудничало, в том числе, с McLaren, BMW, FCA, Maserati и Ferrari), а платформу Атому помогала создавать китайская фирма IAT Automobile Technology, которая является технологическим партнером таких марок как FAW-Volkswagen, Haima, Chery, Dongfeng Nissan и Beijing Hyundai.

В самом Атоме сейчас работает около 500 человек, многие из которых до этого участвовали в российских и мировых автомобильных, IT и технологических проектах, включая Volkswagen, Mercedes-Benz, Tesla, Ford, Avito, Yandex и Sber.

Разработкой автомобиля руководит Харальд Грюбель, работавший в Volkswagen и Mercedes-Benz, а в середине 2010-х занимавший должность вице-президента АвтоВАЗа по инжинирингу, когда главой российской компании был Бу Андерссон.

Что у Атома внутри?

На данный момент для автомобиля подготовлена масштабируемая платформа, которая, в том числе, может быть полноприводной. Но на первом этапе электрокар будет с приводом на одну ось: изначально в компании утверждали, что Атом переднеприводный, но на презентации в Москве Харальд Грюбель заявил, что электромоторы приводят в движение только задние колёса.

© Атом

Длина Атома составляет 3995 миллиметров, ширина — 1780 миллиметров, а высота — 1615 миллиметров. Электрокар на 170 миллиметров короче и всего на 16 миллиметров шире, например, Lada XRay, но в компании обещают, что за счёт компоновочных решений в салоне автомобиля будет так же просторно, как в моделях С/D-класса.

На презентации в новинку нельзя было сесть и оценить количество свободного пространства самому, но, по крайней мере, залезать внутрь будет удобно.

© Атом

И не только удобно, но даже с «вау-эффектом»: ни на одном российском автомобиле никогда не было выдвижных ручек и распашных дверей, да ещё и без центральной стойки! В Атоме говорят, что такая компоновка сохранится и на серийной машине.

Оценивать интерьер Атома рано — это первый прототип, и в нём пока что многое не реализовано. Однако главная «фишка» — встроенный в руль дисплей — вероятнее всего останется. Инженеры предполагают, что он будет служить как приборной панелью, так и экраном мультимедийной системы.

© Атом

Он даже станет отвечать за выбор режимов работы силовой установки, но, по словам главного дизайнера проекта, не исключено, что на серийной машине может появиться и отдельный селектор трансмиссии — возможно, что-то в виде небольшого рычажка на передней панели.

Насчёт того, будет ли удобно с этого дисплейчика считывать информацию — он закреплен на руле и, соответственно, вращается вместе с ним — в компании говорят, что ещё «изучают и тестируют» этот вопрос, но водителю в любом случае должен ассистировать проекционный дисплей. К тому же, рулевое колесо, по задумке инженеров, не будет вращаться на большие углы, поэтому проблем со считыванием информации возникнуть не должно.

© Атом

Почему руль не будет вращаться на большие углы?

Одна из главных технологических «фишек» Атом — рулевое управление по проводам. То есть «баранка» механически не связана с колёсами, поэтому настраивать передаточное число рулевого механизма можно как угодно. Никаких механических систем, которые, как, например, в Infiniti задействуются в случае поломки или какой-то экстренной ситуации, не предусмотрено. В компании говорят, что электронное управление будет достаточно надёжным и позволит отказаться от «лишних деталей».

© Атом

На первом тестовом Атоме уже установлена подобная система, а инженеры сейчас ведут работы по калибровке управляющего программного обеспечения.

За разработку высоковольтной системы электрокара отвечает российско-китайская команда инженеров во главе с Ларри Вангом, работавшим с Ford и Byton. Сейчас компания готовится к проведению работ по интеграции, калибровке, испытаниям батарей, электроприводов, систем термостатирования и управления батареей.

Сами аккумуляторы разрабатывает компания «Рэнера» — предприятие «Росатома». В основе батарей, ёмкость которых составит около 70 киловатт-часов, находятся литий-ионные ячейки с высокой плотностью энергии.

Аккумуляторы, высоковольтные системы, подвеску, рулевое управление и тормозную систему начнут тестировать на прототипах Атома уже в этом году.

Суммарная мощность силовой установки пока не сообщается. Также не известно время подзарядки батарей ни от «медленных», ни от «быстрых» зарядок — оба порта будут на борту. Известно лишь, что до «сотни» Атом сможет разгоняться примерно за семь секунд, а запас хода достигнет 500 километров.

© Атом

Батареи начнут производить в 2025 году на предприятии «Рэнеры» в Калининграде.

Что ещё известно?

Все Атомы, включая базовые модификации, будут оснащаться широким набором систем безопасности, включая функции удержания в полосе, поддержания дистанции в пробке, распознавания дорожных знаков, предотвращения столкновений и автопарковщиком. Более детальной информации нет — в компании не говорят даже планируемое число подушек безопасности. Однако в Атоме рассчитывают, что по китайской методике краш-тестов С-NCAP машина заработает четыре звезды из пяти возможных.

© Атом

Кроме того, электрокар станет полностью «цифровым». Практически всеми функциями Атома владелец сможет управлять со смартфона, а, скажем, операторы каршеринга получать возможность дистанционно менять настройки машины (например, ограничивать скорость) без установки дополнительного оборудования.

Расширить функции автомобиля позволить собственный магазин приложений Atomverse: по аналогии со смартфонами сторонние разработчики смогут создавать те или иные функции или сценарии работы автомобиля.

За защиту от взлома автомобиля отвечает «Лаборатория Касперского»: шлюз безопасности на базе операционной системы KasperskyOS позволит следить за «чистотой» скачиваемых приложений, обновление программного обеспечения и мониторингом событий.

Когда появится в продаже?

Атом появится в продаже к лету 2025 года. Автомобили будут собирать в России, но где именно станет известно только в середине 2023 года. Пока что стартовал лишь процесс проектирования оснастки предприятия.

О цене электрокара пока не говорят. Вот как это комментируют в самой компании: «Мы разрабатываем технологичный массовый электромобиль для города. Электромобиль, который отвечает запросам современного поколения и предлагает абсолютно новый опыт взаимодействия человека и электромобиля. И нам важно быть, с одной стороны, доступными для нашей аудитории, с другой — предлагать высокий уровень современного комфорта и безопасности. Этим определяется будущая цена Атома — достаточно массовая доступность при высокой инновационности».

Электрокар Атом — это и правда самый интересный и амбициозный российский автомобильный проект за последнее время. И следить за его развитием будет крайне увлекательно. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget