Как изменится ваш быт, если вы пересядете на электромобиль?
При подготовке этого материала на наши вопросы об «электричках» отвечали специалисты компании PUNKT E — ведущего частного оператора электрозарядных станций в России. В качестве референсных автомобилей мы взяли российского новичка Evolute i-Pro и уже вполне прижившуюся в России Tesla Model 3.
Каким окажется наше автомобильное завтра? По ряду объективных причин делать такие прогнозы трудно. Но пока всё идет к тому, что машины с электромоторами со временем станут активнее теснить собратьев с традиционными ДВС. Варианты появляются во всех ценовых сегментах.
В России уже начались продажи электромобилей Evolute i-Pro, характеристики и цена которых выглядят по меньшей мере интересными. Мотор отечественного седана с китайскими корнями развивает 150 л.с, а аккумулятор емкостью 53 кВт·ч обеспечивает запас хода на одной зарядке в 420 км. С учетом 35-процентной скидки по программе господдержки покупка этого автомобиля обойдется примерно в 2 миллиона рублей.
Альтернативно можно взглянуть на один из мировых бестселлеров — Tesla Model 3. Да, за новый полноприводный седан фабрики Илона Маска у нас просят не менее 5,5 млн. А на вторичном рынке несложно найти базовые версии «трешек» с приводом на заднюю ось, батареей на 54 кВт·ч, электродвигателем мощностью 287 л.с. и 381-километровым запасом хода. Трехлетние экземпляры в идеальном, как заявляют владельцы, состоянии стоят от 3 до 3,5 млн рублей.
Но купить электромобиль — лишь полдела. А как и где его заряжать? Получится ли путешествовать? Долговечна ли аккумуляторная батарея? Да и вообще, поможет ли электрокар сэкономить? Давайте разбираться!
Можно ли заряжать в электрокар от обычной розетки в собственном электрифицированном гараже?
В принципе, с помощью штатного зарядного устройства восполнить запас энергии электрокара можно и от домашней розетки. В сети с напряжением 220 В при токе в 10–12 Ампер за один час батарея получит максимум 2,3–2,5 кВт. Если поделить емкость аккумулятора Evolute i-Pro в 53 кВт·ч на рассчитанную выше электрическую мощность, получится 21,2. Примерно столько часов и уйдет на полную зарядку. Емкость батареи Tesla Model 3 на 1 кВт·ч больше, следовательно, время её зарядки от 0 до 100% будет ещё на 20–30 минут больше.
Но это в теории. На практике же никто аккумулятор в ноль не разряжает. Если человек на том же Evolute проезжает 100 км в день, то потратит, по заявленным производителем характеристикам, всего 12,6 кВт·ч энергии. Чтобы их восполнить, понадобится около пяти часов. Более мощная Tesla Model 3 «сжигает» на сотню километров 16 кВт·ч, поэтому на их возмещение потребуется на полтора часа больше времени.
Получается не так уж и долго — вернулся вечером с работы, подключил электромобиль к розетке, утром отсоединил и поехал. Проблема в том, что бытовая сеть не рассчитана на столь продолжительные нагрузки. Обычная проводка и розетки будут неминуемо греться. Чем дольше по проводнику протекает ток, тем больше тепла выделяется — этому нас ещё в школе учили. Специалисты PUNKT E приводят такую аналогию: представьте, что электрочайник будет работать не пару минут, пока закипает вода, а несколько часов подряд. В общем, чтобы не спалить дом, под розетку для зарядки электромобиля необходима как минимум отдельная электрическая линия.
Как увеличить скорость зарядки?
В этом случае не обойтись без домашней зарядной станции. Оптимальный вариант — настенные устройства. В PUNKT E такие зарядные станции вместе установкой и гарантией стоят от 100 тысяч рублей. С их помощью можно «заправить» пустую батарею Evolute за 8 часов, а на зарядку аккумулятора Tesla понадобится не больше пяти. При этом энергию на 100 км пробега Evolute получит менее чем за 2 часа, а Tesla за полтора.
Разница во времени обусловлена тем, что бортовой преобразователь напряжения в Evolute принимает до 7 кВт энергии, Tesla Model 3 в европейской версии — 11 кВт. А чем мощнее бортовой преобразователь, тем больший пробег восполнится за одно и то же время. С поправкой на расход энергии, конечно!
Во сколько в итоге мне обойдется зарядка электромобиля дома?
Тут всё индивидуально. Тарифы отличаются в зависимости от региона, потребителей и времени суток. К примеру, в Подмосковье для домов с электроплитами действуют расценки в 5,05 рубля за 1 кВт·ч. Если плита газовая, киловатт-час обойдется в 6,73 рубля.
Несложно подсчитать, что владелец Evolute i-Pro за 100 км пробега заплатит от 64 до 85 рублей, а хозяин Tesla Model 3 потратит от 81 до 108 рублей. Для сравнения — чтобы проехать такое же расстояние на бензиновом автомобиле с расходом 8 литров на 100 км при цене топлива 52 рубля за литр, придется заплатить 416 рублей.
Никаких проблем с эксплуатацией «электрички» в Москве нет. Даже наоборот. Во-первых, пробеги по городу сравнительно небольшие, и батареи хватает всегда. Во-вторых, у электромобилей есть свои парковки, которые нельзя занимать машинам с ДВС. И сегодня большинство из них, как правило, пустует. В третьих, эти места (равно как и все городские парковки) для владельцев электромобилей бесплатны. А это неплохая экономия — и зарядка на них также бесплатна. Поэтому формула «приехать в офис, поставить Теслу на зарядку и уехать вечером домой с полной батареей» вполне себе работает. Хотите попробовать? Возьмите Model 3 на несколько дней у нас в autobnb.ru.
Сложно ли установить зарядку, например, в подземном паркинге или «народном гараже», и какие здесь могут быть подводные камни?
При установке личной зарядной станции на подземной парковке в жилом доме есть три принципиальные сложности, отмечает технический директор PUNKT E Дмитрий Головин. Во-первых, необходимо соблюсти требования МЧС: станции можно ставить не ниже минус первого этажа подземного паркинга. Во-вторых, парковки исторически проектировались без учета установки зарядных станций в будущем.
Поэтому не на всех паркингах есть доступная и удобная точка для подключения, где управляющая компания готова выделить свободную мощность. Увы, бывают случаи, когда УК категорически против и не разрешает сторонним специалистам проводить работы. Если технических и регуляторных проблем нет, остается решить третью задачу — организовать общее собрание жильцов и согласовать с ними выделение мощности под зарядную станцию.
После получения согласия останется разработать проект подключения, провести монтаж кабельной линии, установить и настроить станцию. Все работы «под ключ» укладываются в бюджет 100 тысяч рублей. Это минимум. Установка розетки обойдется вдвое дешевле, но и скорость зарядки будет в 3–4 раза медленней.
А если нет возможности установить личную зарядную станцию?
Выход один — пользоваться общественными. Те из них, которые заряжают автомобили переменным током, называют медленными, а устройства постоянного тока относятся к быстрым. Теперь поясним на наших примерах, в чем практическая разница.
Преобразователи переменного тока в Evolute и Tesla Model 3 способны дать тяговой батарее не больше 7 и 11 кВт соответственно. Это значит, что для зарядки любого из упомянутых электромобилей на 100 км пробега медленной станции понадобится от полутора до двух часов. Оптимальный вариант — совместить заправку, допустим, с шопингом или отдыхом: сегодня, например, станции зарядки сети PUNKT E можно найти в крупных торговых центрах и на парковках отелей.
С помощью быстрой зарядки постоянного тока (60 кВт и выше) реально получить те же 100 километров пробега за 15–20 минут. Пока пьешь кофе, машина зарядилась. Но есть нюанс: скорость стоит денег. Стоимость зарядки на медленной станции в среднем обходится в 9 рублей за кВт•ч, на быстрой станции, в зависимости от локации, цена за кВт•ч составляет от 14 до 18 рублей. Но даже этот тариф заметно дешевле, чем бензин. Возвращаясь к нашему сравнению с бензиновым автомобилем (416 руб за 100 км пробега), стоимость зарядки батареи для поездки длительностью 100 км на медленной станции будет стоить 114 руб для Evolute и 144 руб для Tesla, а на быстрой — 227 и 228 руб по максимальному тарифу соответственно.
Какие типы зарядных разъемов существуют и чем они отличаются?
На данный момент в зарядных станциях используются семь типов портов. Говорить о каждом можно долго, но вряд ли обоснованно в рамках ознакомительной статьи, поэтому остановимся лишь на разъемах для Evolute i-Pro и Tesla Model 3.
Отечественный седан оборудован портом CCS2. Заявленное производителем время зарядки от 30 до 80% — 36 минут на станции постоянного тока (расчетная средняя мощность 45 кВт). При зарядке переменным током, аккумулятор «возьмет» максимум 7кВт.
С Tesla Model 3 все немножечко сложнее. На нашем рынке представлены как американская, так и европейская версии, отличающиеся среди прочего и разъемами для зарядки.
Что имеем у «американки»? Собственный порт Tesla (есть возможность заряжать по CHAdeMO через переходник) и разъем CCS Combo Type 1 мощностью 100 кВт, совместимый с американским Type 1 j1772. На практике в российских условиях американская Tesla Model 3 может заряжаться только через переходники на CHAdeMO с потолком мощности 50 кВт постоянного тока и на Type 1 при 7 кВт переменного. Кроме того, переходники часто не обеспечивают корректный обмен данными между станцией и блоком зарядки машины, что приводит к обрыву зарядных сессий или даже невозможности запуска станции.
Европейская Tesla Model 3 в свою очередь оборудована европейским штекером CCS Combo 2, что позволяет получать до 90 кВт от быстрой зарядки и до 11 кВт от медленной — без переходников, максимально стабильно и надежно.
В общем, европейские Tesla Model 3 в России можно заряжать оперативнее, но и стоят они на 15–20% дороже.
Как найти зарядную станцию рядом с домом или работой?
Первым делом рекомендуется скачать на мобильный телефон приложение-агрегатор зарядных станций, например, 2Chargers. Программа покажет все локации, причем не только в России, но и за границей. Здесь же можно узнать статус ЭЗС — работают они в платном или бесплатном режиме, а также типы зарядных портов. Увы, в агрегаторе отмечено много старых неработающих станций, кроме того, через него невозможно запустить зарядку.
Поэтому оптимальный вариант — сразу пользоваться приложениями крупных операторов. Например, через приложение PUNKT E клиенты могут найти удобную по расположению и мощности станцию сети, которая точно работает, а также управлять зарядной сессией.
Нужен ли мне дополнительный кабель или станции априори ими оснащены?
Все новые электромобили при продаже оснащены набором необходимых зарядных кабелей с соответствующими зарядными портами. Если у Evolute i-Pro порт ССS2, то и у провода будут такие же разъемы. Аналогичная ситуация и с Tesla Model 3. Переходники, как мы уже говорили, лучше не использовать.
Подавляющее большинство станций, в том числе сети PUNKT E, снабжены встроенными зарядными кабелями.
Как поступать, если на месте, выделенном для заправки электрокара, просто припаркован какой-то автомобиль?
Жаловаться. На это вы имеете полное право. Если занято место на парковке торгового центра, то обращаемся в администрацию. Возможно, сотрудники как-то поспособствуют освобождению территории.
Если речь идет об улично-дорожной сети, например, Москвы, то здесь уже стали использовать знаки, запрещающие остановку машин с ДВС на местах для зарядки электромобиля. Нарушителям грозит штраф и даже эвакуация транспортного средства.
Одна зарядка может зарядить только один автомобиль?
Большинство современных станций способно заряжать несколько автомобилей одновременно. При этом необходимо учитывать номинальную мощность ЭЗС. Если 60 кВт это — максимум, то при одновременном использовании двух портов постоянного тока каждая машина получит не больше 30 кВт.
Когда станция выдает постоянный и переменный ток, действуют чуть более сложные законы распределения мощности, но основной принцип не меняется — чем больше потребителей, тем меньше энергии достанется каждому.
Сложно ли путешествовать на электромобиле по России?
В этом плане у покупателей электрокаров пока гораздо меньше возможностей, чем у владельцев машин с ДВС. Да, на большинстве федеральных трасс и в областных центрах уже есть быстрые зарядки. И все же площадь и плотность покрытия сетей ЭЗС пока несопоставимо меньше, чем у традиционных топливных заправок. Поэтому каждый дальний маршрут на электромобиле необходимо планировать заранее с помощью уже упомянутых приложений. Впрочем, ситуация обещает измениться в ближайший год. К примеру, одна только сеть PUNKT E к тому моменту будет охватывать крупные регионы и обеспечит уверенное покрытие в европейской части РФ, а также ключевых городах Сибири, говорит управляющий директор PUNKT E Константин Алябьев.
Сколько сейчас общественных зарядных станций в России и насколько больше их станет в обозримой перспективе?
Если верить статистике, к концу 2021 года на территории России функционировало 545 «зарядок». Динамика развития впечатляет — по данным Минэнерго, на июль 2022-го количество ЭЗС превысило 1600 единиц. Если смотреть дальше, скажем, на целевые показатели правительства для 2025 и 2030 годов, то в них указаны 7140 и 14 288 ЭЗС соответственно. Разумеется, это ориентиры. Насколько близки к ним окажутся реальные результаты — большой вопрос. При этом планы могут сдвинуться и в сторону увеличения.
Ожидается, что для развития зарядной инфраструктуры положительный эффект окажет программа субсидирования установки ультрабыстрых станций мощностью от 150 кВт. В рамках стартовавшей этим летом инициативы правительство стремится увеличить количество быстрых ЭЗС в 6 раз.
Пока общественные электрические зарядки не на каждом шагу, какой темп езды на электрокаре можно считать оптимальным?
В отличие от машин с ДВС, электрокар очень экономичен в городе. Во время остановок расход энергии электромобиля близок к нулевому, а при частных торможениях с невысоких скоростей запускается процесс рекуперации, благодаря чему удается частично подзаряжать тяговый аккумулятор.
Однако на трассе в движении идет постоянный расход заряда. И чем быстрее едешь, тем потребление энергии на преодоление сопротивления воздуха больше. При увеличении темпа с 80 км/ч до 150 км/ч расход энергии возрастает примерно на 80%. Вывод напрашивается сам собой — чем меньше скорость, тем больше пробег.
Какой уровень заряда рекомендуется поддерживать в тяговой батарее для продления срока ее службы?
Средний гарантийный срок службы аккумуляторов современных электромобилей составляет восемь лет. За это время батарея теряет до 15% своей номинальной емкости, что считается нормой. Процесс зарядки электромобилей контролирует специальный блок Battery System Management, позволяющий одинаково безболезненно заряжать батареи как на медленных, так и на быстрых станциях.
Тем не менее, для поддержания здоровья батареи весьма желательно поддерживать уровень ее заряда в пределах от 20 до 80% от максимального. В этом диапазоне обеспечивается максимально щадящий износ батареи и наиболее высокая скорость заряда.
Значит ли это, что никогда не следует заряжать батарею до 100%?
В этом плане запретов нет — батарею можно заряжать и «под пробку», например, перед дальней поездкой. Однако при движении по трассе, когда на маршруте в радиусе доступного пробега есть следующая ЭЗС, тратить время на полную зарядку нецелесообразно. Так как на восполнение энергии с 80 до 100% понадобится больше времени, чем на цикл с 20 до 80%.
Безопасно ли для электрокара оставлять его на зарядке на всю ночь на общественной ЭЗС?
С технической стороны не существует никаких рисков. Как только батарея зарядится, станция автоматически прекратит подачу энергии. Однако нет никакой гарантии, что владелец другого электрокара, требующего срочной подпитки, видя, что кто-то фактически приватизировал ЭЗС, не напишет ему на капоте вдохновляющее послание.
Так что пользоваться общественной станцией стоит в меру своих потребностей.
Насколько быстро батарея разряжается зимой?
По общим наблюдениям, понижение температуры от нуля на каждый градус снижает эффективную емкость батареи примерно на 1–1,3%. Помимо этого, до 1,5–2 кВт может забрать отопитель салона. В общем, при -10℃ возможный пробег может сократиться на 15%.
То есть вместо номинальных 420 км на Evolute и 381 км на Tesla Model 3 мы сможем проехать порядка 360 и 323 км соответственною. Кроме того, часть энергии батареи расходуется на поддержание ее оптимальной рабочей температуры. Поэтому в зимний период «заправлять» электрокар рекомендуется ежедневно.
Если я электрокаром не пользуюсь некоторое время, садится ли аккумулятор, как в случае со смартфоном?
Да, и у батарей электромобиля есть эффект саморазряда. Как быстро аккумулятор теряет емкость, зависит от его состояния и температуры окружающей среды. Наиболее «комфортно» он себя чувствует при 20℃. Если на улице жарко, блок управления климатическим контуром батареи будет ее охлаждать, если холодно — подогревать. На все это тратится энергия, которую лучше бы восполнять.
Дорого ли обслуживать электромобиль?
Для большинства электрокаров установлены интервалы технического обслуживания 1 год или 15 тысяч километров — что наступит раньше. При этом каждое первое ТО включает лишь инспекционные проверки механических узлов и электрических компонентов.
Раз в 30 тысяч производители рекомендуют менять тормозную жидкость и салонный фильтр. Стоимость работ зависит от конкретного сервисного центра, но объективно должна быть ниже расценок на обслуживание машин с ДВС. Ведь не надо тратиться на замену моторного масла и фильтра, а тормозные колодки электромобиля изнашиваются медленнее.
Есть ли еще бонусы владения электрокаром, помимо заправок и обслуживания?
Есть, но не везде. Транспортный налог на электромобили не платят жители Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Амурской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Волгоградской областей, Дагестана, Башкортостана, Забайкалья, Сахалина, Кабардино-Балкарской Республики и Республики Крым, а также ряда других регионов. В Курской и Тюменской областях налог не распространяется на электромобили мощностью соответственно до 200 и 150 л. с. Кроме того московские владельцы электромобилей могут бесплатно парковать машину на всей улично-дорожной сети города. Главное, чтобы транспортное средство было зарегистрировано в ГИБДД именно как «электромобиль». На гибриды такой бонус не распространяется. /m