Зарубежный завод по выпуску Lada остановил производство и уволил всех рабочих
Уже в начале марта без работы останутся 1969 человек, занятых на производстве автомобилей на заводе «Азия Авто» в Усть-Каменогорске. Причиной массового увольнения стал отказ местных властей от пересмотра решения о разрыве соглашения о промсборке. Соглашение, которое действовало с 2010 года, освобождало «Азия Авто» от уплаты НДС и таможенных платежей, а также предусматривало компенсацию утилизационного сбора.
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана выставило предприятию неустойку за предполагаемое неисполнение обязательств по промсборке, равную сумме всех полученных льгот -- примерно 173,9 миллиарда тенге (30,8 миллиарда рублей). В случае, если юристам «Азия Авто» не удастся оспорить это решение, то обанкротится не только крупноузловой завод «Азии Авто» и еще не построенная площадка мелкоузловой сборки, но и дилерская сеть «Бипэк Авто — Азия Авто», через которую до недавнего времени продавалась примерно половина всех автомобилей в стране.
Видео: рабочий АвтоВАЗа тестирует экзоскелет
Согласно планам, производство автомобилей Lada должны были запустить на заводе полного цикла «Азия Авто Казахстан», однако эту площадку до сих пор не ввели в эксплуатацию. Как сообщает «Коммерсантъ», интерес к сборке российских автомобилей уже проявляют другие предприятия: например, АвтоВАЗу предлагали организовать выпуск машин на «Сарыаркаавтопроме».
В разговоре с газетой представитель АвтоВАЗа заявил, что компания «уже изучает альтернативные варианты сохранения формата присутствия Lada в Казахстане», так как это один из ключевых экспортных рынков для бренда.
Помимо Lada на «Азия Авто» ранее собирали модели Kia и Hyundai, однако Kia перенесла выпуск на мощности предприятия «Сарыаркаавтопром» в Костанае, а Hyundai перешла к компании «Астана Моторс», построившей завод полного цикла Hyundai Auto Kazakhstan.