АвтоВАЗ просит защитить российский рынок от иномарок
© Техинком
По словам главы АвтоВАЗа Максима Соколова, необходимо повысить размер утильсбора на легковые автомобили для сохранения уровня барьера для импорта. «Утильсбор сегодня составляет 170 тысяч рублей, и если раньше по отношению к цене автомобиля это было таким останавливающим стоп-фактором – порядка 10-15 процентов в некоторых моделях, то сейчас это гораздо ниже 10 процентов, — цитирует его слова «Ъ». — Размер утильсбора надо срочно поднимать, чтобы он действительно был мерой защиты внутреннего рынка».
Стоит отметить, что повышение утильсбора сделает невыгодным участие в локальных проектах для китайских компаний, так как они не получат компенсации, пишет «Ъ». В числе таких проектов, например, партнерство «Москвича» и JAC, а также «Соллерса» с тем же китайским автопроизводителем.
Соколов же считает, что такой подход к выпуску машин лишь «создает иллюзию, что у нас быстро восстановилась промышленность». «Приходят непонятные нам китайские бренды, договорившиеся на пустующих мощностях о сборке низколокализованных автомобилей, на которые еще планируется иногда давать господдержку в низком ценовом сегменте до двух миллионов рублей, и они начинают поджирать тот рынок нашего продукта, куда мы инвестируем огромные деньги», – пояснил он. Речь идет о новых продуктах, в разработку которых АвтоВАЗ до 2026 года намерен вложить 60 миллиардов рублей.
Вопрос о повышении утильсбора, в том числе и в 2023 году, уже поднимался, но предложение было отклонено. В Минпромторге в свою очередь заявили, что решение об изменении утильсбора будет приниматься «в зависимости от изменения ситуации».
Утилизационный сбор является обязательным для всех концернов, работающих в России. В настоящее время базовая ставка на легковой автомобиль составляет 20 тысяч рублей и умножается на коэффициент в зависимости от объема двигателя. При этом государство компенсирует размер уплаченного сбора в зависимости от процента локализации производства. Последний раз утильсбор повышался в 2020 году.
Стоит упомянуть, что АвтоВАЗ и сам ведет переговоры с китайскими компаниями относительно запуска производства на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Там планируется выпускать китайские автомобили под маркой Lada – это будут модели классов C и D, в том числе кроссовер и седан. Какая именно марка из КНР выступит партнером по проекту, пока неизвестно.