Новости

В НАСА разработали покрышки, которые не боятся проколов. Потому что они титановые

Сверхупругие шины сначала будут использовать на марсоходах
Ученые из Исследовательского центра НАСА имени Джона Гленна разработали принципиально новый тип сверхупругих шин, которые не боятся проколов и могут восстанавливать форму после деформации. Их будут использовать на марсоходах.

Ученые из Исследовательского центра НАСА имени Джона Гленна разработали принципиально новый тип сверхупругих шин, которые не боятся проколов и могут восстанавливать форму после деформации. Их будут использовать на марсоходах. Однако команда, работающая над проектом, уверена, что новинку также можно использовать как замену традиционным пневматическим покрышкам.

Сверхупругие (Superelastic) покрышки стали эволюционным продолжением «пружинных» покрышек, разработанных НАСА совместно с компанией Goodyear. Они сплетены как кольчуга из сплава никелида титана, также известного как нитинол. Этот материал является лидером среди сплавов с эффектом памяти формы — нитинол может полностью восстанавливаться после 10-процентной деформации.

В используемых ранее покрышках из стальных пружин и композитов этот показатель составляет 0,3-0,5 процента.

Среди других особенностей покрышек из нитинола отмечается низкая масса (девять килограммов), возможность регулировки уровня сцепления с любой поверхностью и высокие демпфирующие свойства. Помимо этого, использование сплавов с эффектом памяти формы в виде радиальных ребер жесткости, в отличие от пружин, обеспечивает лучшую гибкость конструкции.

Однако применение сверхупругих шин не может быть ограничено только космической программой. Уже сейчас среди потенциальных областей рассматриваются покрышки для легковых автомобилей и внедорожников, военной, сельскохозяйственной и авиационной техники. Разработчики уже установили экспериментальную шину на внедорожник Jeep Wrangler и испытали ее работу в реальных условиях.

В сентябре текущего года на моторшоу во Франкфурте компания Continental представила концептуальные шины, которые могут менять форму и подстараиваться под дорожные условия. Покрышки сделаны из токопроводящей резиновой смеси с интегрированными датчиками глубины протектора и микрокомпьютером, который меняет давление и пятно контакта в зависимости от условий. Всего предусмотрено четыре режима: скользкая дорога, мокрая дорога, неровная дорога и стандартный.

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget