Scania оказалась самой прибыльной компанией из тех, которые ушли из России
Все компании из стран, которые Россия включила в список недружественных, за прошлый год получили прибыль более чем 18 миллиардов. По словам собеседника агентства, исполнительного директора одной из таких фирм, «десятки миллиардов в долларовом выражении застряли в России, и нет никакого способа вытащить их оттуда». Деньги были заблокированы после введения в прошлом году запрета на выплату дивидендов предприятиям из «недружественных» стран, включая США, Великобританию и всех членов ЕС.
Scania, получившая самую крупную прибыль среди ушедших компаний, объявила о приостановке бизнеса в России в феврале 2022 года, сразу после начала СВО на территории Украины. Осенью появилась информация, что шведский производитель грузовиков продаст российские активы, а именно «Скания-Русь», «Скания Лизинг» и долю в предприятии по выпуску грузовиков в Санкт-Петербурге, местным торговым партнерам.
Сделка была закрыта в конце 2022 года: активы российской «дочки» Scania перешли в собственность ООО «Альфаскан», совладельцами которого являются АО «Альфа Групп» (99 процентов) и предприниматель Радик Гарифьянов (его доля — 1 процент). «Альфаскан» — это официальный дилер грузовой и специализированной техники Scania, у которого есть салоны в Ижевске, Казани, Набережных Челнах, Перми, Уфе и Чебоксарах.
Летом 2023 года стало известно, что Scania организовала производство в Казахстане. Шведская марка выбрала в качестве сборочной площадки мультибрендовый завод QazTehna, на котором с 2021 года выпускают автобусы и спецтехнику китайской марки Yutong.