Репортаж

Классика в елках: едем в историческом ралли на «Волге»

Как круглый год получать удовольствие от владения ретро-машиной

© Лев Гиллер, Сергей Павленко, Дмитрий Ласьков

Иногда и 35 км/ч — это много. Например, когда стая бродячих собак гонится за доставщиком пиццы. Или если чадо хвастается рекордом на новом велосипеде. А ещё — когда предстоит доверить свою раритетную Волгу журналисту, чтобы тот промчал на ней по заснеженной дороге в лесу. Поэтому я хорошо понимаю сооснователя ретро-движения Gorkyclassic Александра Лекае, который вручил мне ключи от своего идеального ГАЗ-24 выпуска 1974 года со словами: не разбей, я выбрал для тебя низкую среднюю скорость.

На самом деле, повредить автомобиль на зимней ралли-прогулке Eni Teksint Yolkyclassic надо ещё умудриться — в этом и прелесть мероприятия для владельцев столь бережно лелеемой классики. Но и заскучать не удастся: задача точно выдержать среднюю скорость на дистанции 25 километров кажется простой ровно до тех пор, пока судья не даст отмашку на выезд. Как отыграть потери на старте, но одновременно не переусердствовать? Удержит ли советская зимняя шина полуторатонный седан вон в той каше на повороте? Где там на ленточном спидометре 35 км/ч и что думает по этому поводу GPS?

А за окном мелькают чекпоинты, переносящие романтиков зимней дороги в Прибрежные Альпы юга Франции. La Turbie, La Bollène-Vésubie, Sospel — это всё деревушки на маршруте исторического ралли Монте-Карло. Достоверно воспроизведённые таблички, мелькающие в боковых окнах автомобилей, холмы переславльского рельефа и чистая, без песка и соли дорога на какой-то момент подменяют реальность в головах экипажей. И только родные глазу церквушки и деревянные домики в деревнях на маршруте возвращают осознание того, что катаемся мы в окрестностях Плещеева озера в полутора сотнях километров от Москвы.

А ещё не замечтаться помогают Дастеры местных жителей, снующие наравне с экипажами по сельскому «спецучастку». Ведь дорога не перекрывается, а участники едут в пределах скоростного лимита и с соблюдением всех остальных ПДД. И кажется, что уж на прямиках-то «держать стрелку» легко, но на деле любой встречный разъезд на заснеженной узкой дороге сопровождается нежелательным колебанием скорости. Не говоря уж о поворотах — не всякий вираж на маршруте покоряется шинам АИД-23 (вроде знаменитой «Снежинки») с пометкой «Для заснеженных и обледенелых дорог» на боковине — по факту скорее внедорожным, нежели зимним.

Конечно, строгого техрегламента в этих соревнованиях нет, и многие едут на современной резине. А кое у кого есть и полный привод. Но если бы эти факторы были определяющими! Для уверенного в себе водителя даже средние 45 км/ч на маршруте — всё равно не повод вспотеть. Но с таким заявленным темпом ехать уже веселее! В-первых, в отдельных местах и на некоторых машинах это уже близко к пределу. А во-вторых, чем выше скорость, тем выше нужна точность её поддержания для хорошего результата на финише. Поэтому на второй спецучасток в обратную сторону я заявил уже темп 45.

Организаторы не против таких капризов участников на середине дистанции, потому что главное в «Ёлках» — чтобы все получили удовольствие. Это такая приятная игра в ралли на среднюю скорость. Которое на самом деле представляет собой дисциплину не менее сложную, чем ралли классическое, где едут газ в пол. Но в отличие от полноценного любительского Р3К, в Yolkyclassic не обязателен даже штурман, хотя по одиночке всё равно никто не ездит. Ну разве возможно ни с кем не разделить радость от зимнего променада на красивой старой машине! А ещё экипаж помогает водителю рассчитывать темп движения.

Конечно, ничто не мешает установить штурманский компьютер или посадить справа профессионала-«бубнилку», чтобы легко обыграть менее подготовленных. Но никто так не делает, потому что это не автоспорт, а его симуляция для всех «сочувствующих». Прогулка, с которой можно уехать с призами! Без опасности разложить автомобиль и без совершенно лишних для обычных водителей сложностей. Зато с интересным общением и реальной возможностью красиво выгулять и проверить в деле свой ретро-кар.

Ведь застой в гараже вреден любому автомобилю, и периодически выгуливать следует даже коллекционные экземпляры. В конце концов, машины ведь создают, чтобы ездить — только так от владения ими можно получить максимум кайфа. Поэтому владельцы привозят свои Волги, Москвичи, Жигули, Лянчи и прочие сокровища на точку старта сквозь просоленное Подмосковье на прицепах и автовозах. А после заездов все очень кстати получили сертификаты на мойку днища со средством «антисоль» от одного из партнёров мероприятия.

Вообще, несмотря на «игрушечный» темп, испытаний для автомобилей хватает. Для начала — завестись в мороз минус 20. Потом согреть салон и разморозить стёкла — в старых машинах системы терморегуляции двигателя и отопления требуют куда больше внимания, чем в современных. Особенно весело по незнанию: я имел дело с разными ретрокарами, но это не помогло мне в предстартовой спешке моментально разобраться с климатом и органами управления Волги 1974 года. Поэтому часть пути иней с лобового стекла я соскребал кредиткой.

Управляя вверенной мне Волгой, я обнаружил неожиданную дружелюбность автомобиля к водителю. Хорошо отрегулированное сцепление требует не больше усилий и навыков, чем в Солярисе; рычаг ходит чётче, чем в Гранте; тормоза понятны каждому, кто хоть раз ездил без абс. Мягкая тяга низового мотора удобна на скользкой дороге, а немного люфтящий «длинный» (ну а как же иначе?) руль требует лишь минимального привыкания. Я хорошо понимаю владельца, который основательно подошёл к технической части и в результате действительно много и с удовольствием ездит на своей Волге по Крыму.

Это и есть самый правильный формат отношений с автоклассикой. Сначала приходит понимание того, что вы накопили достаточно ресурсов, мужества и свободного времени для того, чтобы завладеть ретро-каром. Дальше следуют поиски и покупка, первые сюрпризы по технике, приведение в чувство, а то и целая реставрация (не всегда запланированная), бесконечные фотосессии.

А потом тяжёлым похмельем накатывает закономерный вопрос: что дальше? Повседневная езда бессмысленна и беспощадна, а сочинять приключения выходного дня не всегда есть время и вдохновение. Тут и выручит тусовка таких же повёрнутых на старых машинах — мероприятия вроде Eni Teksint Yolkyclassic помогают найти в отношениях владельца и автомобиля новые смыслы.

А ещё это тот самый опыт, который каждый раз лучше работает любого будильника, заставляя нас из раза в раз вставать навстречу новым эмоциям и приключениям. Пусть за окном темень и холод, а будильник хочется размозжить, даром что им орёт дорогущий смартфон. Подъём сверхусилием, кофе крепче обычного, скрип свежего снега от подъезда до паркинга. И вот перед глазами стелется рассветная лента дороги, а где-то внутри пробуждается предвкушение отлично проведённого дня. А на обратном, уже закатном пути мысль о том, что можно было остаться в кровати, кажется варварской. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget