Аппетит приходит во время езды: едем на гастрономическое ралли
Сдаться не позволял аппетит. Но не тот, что терзал каждого томившегося в очереди за картошкой с лисичками, похлёбкой из конопли или бесподобной каши из этого диковинного в наше время продукта. А аппетит состязательный, который у нашего экипажа разгорался тем сильнее, чем больше загадок и квестов получалось решить в ходе второго (первое провели в прошлом году) гастрономического Авторалли «Иваново» от общества «Горькийклассик». Призов мы, конечно, так и не взяли — ведь все, кто на них претендовал, оба дня состязания двигались в заданном тайминге, поэтому и на венчавший маршрут обед, в отличие от нас, прибыли вовремя.
А ещё сколько-то экипажей в определённый момент просто вышли из соревнования и продолжили путь в формате красивой прогулки, правильно расставив приоритеты. Ведь гастроралли — это не просто гонка на регулярность движения с заковыристой легендой и допзаданиями на маршруте в формате состязания Р3К. Это одновременно и праздник красивых машин, живописных дорог и успешных людей, которые умеют жить со вкусом и в удовольствие. Многие из них доказали себе и другим в жизни всё, что хотели, поэтому им не обязательно делать это ещё раз — теперь на ралли «Иваново».
Для некоторых участников это светский выгул ретро-машин в компании единомышленников. И чтобы мероприятие для широкого круга энтузиастов не превращалось в утомительный квест для опытных гиков, организаторы мудро добавили в ралли элемент гедонизма. А что может быть понятнее и приятнее, чем вкусная пища? Поэтому в составе предстартовых регламентов и бюллетеней присутствовал и документ, озаглавленный как «меню». Он разжигал аппетит, в деталях описывая ожидавшие участников гурманские обеды и ужины из яств Ивановской области. Слова «фермерский» и «домашний» там не маркетинговая приставка, а всамделишная характеристика блюд и продуктов. Проверено!
Я ехал на старт гастроралли ещё не определившись, к какой группе участников себя относить. С одной стороны, хочется вкусить состязаний, разогнав свой азарт и смекалку. С другой, что-то подсказывало, что без опыта и с наскока ничего путного не получится. Выданная судьями перед стартом дорожная книга только подтвердила последнее предположение — нам со штурманом предстоит с нуля и прямо по ходу гонки постигать премудрости дешифровки легенды, ориентирования на местности, расчёта темпа движения, подчинения знакам и правилам организаторов, а также выполнения дополнительных заданий на маршруте.
Объём информации, который нужно удерживать и обрабатывать в голове на протяжении долгого дня — фантастический. Проложенный по обычным, не перекрытым дорогам маршрут состоит из нескольких секций с разными правилами прохождения: где-то задана средняя скорость, где-то время прибытия на контрольный пункт, где-то надо найти и сфотографировать знак на местности. Но соблюдение скоростного режима имеет смысл только тогда, когда ясно куда вообще ехать. Только вот стараниями авторов ралли истинную цель зачастую не замечаешь прямо под носом, а найденное вместо неё — совсем не то, чем показалось.
И без точного одометра в дополнение к сообразительности и острому глазу не обойтись — как иначе найти нужный съезд с кольцевой развязки огромного радиуса, когда перед её покиданием велено намотать 400 метров в крайнем левом ряду «круга»? Поэтому зачастую правильное решение куда дальше двигаться — неочевидно.
И тем сильнее радость от таблички с названием очередного топонима, который указан в дорожной книге, потому что остальные ориентиры куда менее однозначны. Каждый из двух дней ралли от начала и до конца состоит из сложного ориентирования на местности, дисциплинированного управления автомобилем и внимательной расшифровки маршрутной «легенды».
Если всё делать правильно, то с заданным темпом движения (для каждой секции он определяется нормой времени и соответствующей средней скоростью) легко справится любой исправный автомобиль, даже почтенная классика вроде ГАЗ М-20 или 21. А если косячить и хватать штрафные баллы за ошибки прохождения судейских пунктов и другие помарки, то никакой современный автомобиль не поможет нагнать упущенное. Подтверждением тому стали результаты первого дня, когда лучший результат в «абсолюте» показал экипаж на «Волге» ГАЗ-24. Просто ребята здорово соображают и далеко не впервые участвуют в соревнованиях на регулярность движения.
И в то время как опытные участники сражаются больше с автором маршрута, нежели с соперниками, новичкам вроде меня остаётся состязаться с самим собой. Во второй день быть внимательнее, чем в первый. Учиться на совершённых ошибках — например, не ориентироваться на манёвры соперников, потому что они могут быть в той же точке местности, но являющейся совсем другой точкой маршрута по дорожной книге, нежели та, которую прохожу в данный момент я. А когда запутались — не спрашивать дорогу у других экипажей. Ведь все, кто её знал, уже далеко впереди, а остальные только добавят своих догадок.
Но ещё важнее — просто получать удовольствие. От природы, еды и общения. Многие из участников — настоящие энтузиасты автомобильной классики. Коллекционеры, эксперты, ценители, технические гуру, пилоты и штурманы, бывшие автогонщики, предприниматели в автобизнесе, автоисторики, журналисты — с каждым из перечисленных у меня случилось по вдохновляющему диалогу. Пара дней занятий такой автофизкультурой вперемешку с ориентированием и агротуризмом да в отличной компании оказались лучшим способом выгулять по живописным дорогам себя и свой классический автомобиль. Пусть в этот раз и без призов, и не на ретро-машине. /m