Ограбление по-итальянски: обзор Гран-при Италии
Впрочем, в этот раз Скудерия была не совсем «алой» — в честь 75-летия бренда (у Ferrari очень запутанная история, и продолжительность истории команды, компании и бренда не совпадают) команда добавила к своим цветам жёлтый. Именно этот цвет — цвет города Модены, где была основана компания — считается настоящим, фирменным цветом Ferrari, тогда как прилипший к ним уже навсегда красный — всего лишь национальный гоночный цвет Италии.
Конечно, выпустить на трассу полностью жёлтые машины было бы перебором, но на обтекатель двигателя была добавлена большая жёлтая полоса, оба гонщика выступали в жёлтых шлемах и комбинезонах, а вся команда получила жёлтую униформу. Разумеется, фирменные поло с необычной расцветкой в честь юбилея команды активно продавали и в магазинах автодрома — и судя по жёлтым вкраплениям в красное море на трибунах, весьма успешно.
В своё время основатель команды, Энцо Феррари, ставил гонку в Монце выше любой другой. Не только потому, что это домашняя трасса для его команды, но и потому, что для победы здесь требовалась машина, идеально отвечавшая представлениям самого Комендаторе о гоночных автомобилях как о двигателях на колёсах. Длинные прямые и минимум поворотов Монцы делали именно мощность моторов главным слагаемым успеха здесь, и машины Ferrari, почти всегда превосходившие в этом отношении конкурентов, чувствовали себя в «Храме скорости» действительно дома.
Но те времена давно ушли, и сегодня силовые установки Ferrari не могут похвастаться особой мощностью. По скорости на прямых машины Red Bull Racing в этом сезоне лучшие, так что фаворитом гонки изначально считался Ферстаппен. Однако тот факт, что в Монце важна мощность двигателей и достаточно легко обгонять, спровоцировал массовую замену силовых установок с последующими штрафами — как и двумя неделями ранее в Бельгии.
Из-за штрафов места на стартовой решётке должны были потерять девять пилотов, в том числе оба гонщика Red Bull Racing, а также Карлос Сайнс и Льюис Хэмилтон — в общем, ещё до начала квалификации было ясно, что с первого места предстоит стартовать Шарлю Леклеру. К чести монегаска, он не расслабился и выступил блестяще, завоевав поул в честной борьбе. Ферстаппен остался вторым, и это означало, что он начнёт гонку с седьмого места. Конечно же, как и в Бельгии, это ничуть не повлияло на его статус фаворита.
На этот раз и Леклер, и начинавший гонку со второй позиции Расселл, и Ферстаппен стартовали на свежих шинах Soft. Как и следовало ожидать, прорыв не занял у Ферстаппена много времени. Уже на первом круге он оставил позади неудачно стартовавшего Ландо Норриса и лидера «младшей» команды Red Bull Пьера Гасли. Затем буквально проехал мимо Даниэля Риккардо, а на пятом круге прошёл Расселла и вышел на второе место. Леклер за это время успел оторваться от него всего на три секунды.
В Pirelli ожидали, что гонку можно будет проехать с одним пит-стопом, что было хорошей новостью для Ferrari. При более или менее равном темпе с Максом, Леклеру достаточно было заехать в боксы чуть раньше или одновременно с ним, чтобы сохранить лидерство — и затем удерживать его до финиша. Проблемой стало то, что темп лидеров не был равным — на таких же шинах Ферстаппен догонял Леклера.
На 12-м круге Aston Martin Себастьяна Феттеля потерял скорость и остановился на обочине — отказал двигатель. Был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности, которым немедленно воспользовались в Ferrari, чтобы зазвать в боксы Леклера. Для планового пит-стопа было слишком рано, но, похоже, в Скудерии попросту не верили в то, что Шарлю удастся сдержать Ферстаппена, и они решили сменить стратегию.
Леклер получил шины Medium. До финиша оставалось ещё 40 кругов, Ферстаппен в боксы в ближайшее время явно не собирался, так что выбор Шарля был либо пробовать ехать очень аккуратно, чтобы дотянуть до финиша без остановок, либо, напротив, атаковать и на финальной трети дистанции проводить второй пит-стоп, чтобы на свежих мягких шинах догнать Макса и опередить его. И тот, и другой сценарий выглядели не слишком реалистично, но при выборе первого мог сыграть случай — ещё один автомобиль безопасности, реальный или виртуальный, подарил бы Леклеру шанс.
Ферстаппен на стартовом комплекте шин Soft дотянул почти до середины дистанции, вернулся на трассу на шинах Medium в 10 секундах позади Леклера, после чего начал сокращать отставание. Стало ясно, что обгон будет лишь вопросом времени, так что в Скудерии решили провести для Шарля ещё один пит-стоп. Он случился на 33 круге гонки из 53-х. Леклер получил Soft и вернулся на трассу в 18 секундах позади Макса. Чтобы догнать и обогнать его, монегаску нужно было ехать на секунду быстрее лидера, но на практике он поначалу оказался даже медленнее. После того, как шины прогрелись, Шарль всё же смог прибавить, но и тогда на каждый круг он тратил всего на пару десятых секунды меньше Ферстаппена.
Правда, на последних кругах интрига вдруг воскресла. На 46-м круге на McLaren проводившего неплохую гонку Даниэля Риккардо также отказал мотор. Австралиец остановился в очень неудачном месте, чтобы её эвакуировать пришлось выпускать на трассу автомобиль безопасности, причём реальный, а значит все отрывы нивелировались. Чтобы избежать проблем на рестарте, лидеры потянулись в боксы.
Но тут вдруг началась неразбериха — сначала маршалы долго не могли сдвинуть McLaren с места, затем вызвали эвакуатор и долго грузили машину на него. Потом уже автомобиль безопасности никак не мог найти лидера на трассе. Всё это затянулось настолько, что даже в режиме нейтрализации (и это в Монце!) пелотон успел проехать всю дистанцию. Дирекции гонки ничего не оставалось, кроме как объявить формальный рестарт в конце последнего круга, на последние пару сотен метров (от первой линии сэйфти-кара на въезде в боксы до финишной черты), да ещё и не пропустив круговых, так что на рестарте Ферстаппена и Леклера разделяли несколько машин. Естественно, никаких изменений позиций не произошло.
В какой-то степени всё это помогло Льюису Хэмилтону удержать пятое место. Пилот Mercedes стартовал предпоследним, но провёл очень неплохую гонку, много боролся с соперниками, в том числе записав на свой счёт красивый двойной обгон Гасли и Норриса. В нормальной ситуации он должен был быть шестым, но из-за проблем с тормозами на первых кругах Серхио Пересу не удалось проехать гонку с одним пит-стопом — ему пришлось остановиться во второй раз незадолго до автомобиля безопасности, из-за чего он оказался хоть и на свежем Soft, но позади Хэмилтона, и из-за нейтрализации гонки так и не смог его опередить.
Ещё одним героем гонки стал Ник де Врис. В этом году чемпион Формулы 2 и Формулы E выполняет роль резервного пилота Mercedes, и в Монцу приехал лишь для того, чтобы, по протекции немецкой команды, провести первую сессию свободных заездов в составе Aston Martin вместо Себастьяна Феттеля. Тренировка сложилась для него не слишком удачно, зато уже в субботу утром стало известно, что Алекс Элбон отправлен в больницу с аппендицитом, и де Врис заменит его в Williams до конца уик-энда.
Для нидерландца такое стечение обстоятельств стало большой удачей ещё и потому, что как раз в Монце машины Williams выглядели очень хорошо — во всяком случае, в руках Элбона, так как Латифи в обеих пятничных тренировках проиграл ему около 1,2 секунды. В субботней тренировке за руль сел уже де Врис и сходу поехал на уровне Николаса, а в квалификации его опередил. Благодаря штрафам других пилотов, Ник в итоге стартовал восьмым, и хотя в гонке никого не обгонял, ехал достаточно быстро и стабильно, чтобы удерживаться на краю первой десятки, а благодаря сходам Алонсо и Риккардо финишировал девятым и заработал очки! Латифи сделать это до сих пор так и не удалось.
Безусловно, итальянские трибуны остались раздосадованы очередным поражением своей команды — и очередной победой Ферстаппена. Правда, на этот раз команда не допускала ни стратегических, ни каких-то других ошибок — просто машины Ferrari на домашней трассе оказались недостаточно быстры для борьбы за победу. А ситуация в чемпионате такова, что хотя до финиша сезона ещё шесть гонок, Ферстаппен может обеспечить себе титул уже на следующем Гран-при. Правда, он пройдёт в Сингапуре, на трассе совершенно иного типа. Но после пяти побед подряд надежды на то, что какой-то тип трасс не подойдёт Red Bull Racing, практически растаяли.