(Не)легкая прогулка: обзор Гран-при Канады
Правда, когда участники чемпионата прибыли в Канаду, главной темой обсуждения оказалась вовсе не борьба на трассе. После кошмара, который пережили пилоты Mercedes и некоторых других команд в Баку неделю назад, в FIA, наконец, заинтересовались проблемой так называемого «дельфинирования» машин на прямых и разослали командам техническую директиву TD 039. Два дня до начала заездов в Монреале разговоры шли только о ней.
Руководители команд, гонщики, эксперты, журналисты и болельщики спорили о том, нужно или ненужно FIA вмешиваться в этот вопрос, и кому оно даст преимущество, но фактически даже в федерации пока не знают, потребуются ли от них какие-то действия. В своей директиве они лишь сообщили, что будут собирать информацию о вертикальных колебаниях машин при помощи датчиков, после чего и сделают выводы о необходимости принятия мер. В пятницу, после первых тренировок, стало известно, что информации собрано недостаточно и решение о мерах откладывается на неопределённый срок.
Вопреки обвинениям конкурентов, в Mercedes тоже не сидели сложа руки и на тренировках испытали новую версию днища, единственная цель которой состояла в том, чтобы избавить машину от прыжков на прямой. Однако идея не сработала: прыжков действительно стало меньше, но и прижимной силы — так что можно было не городить огород и просто увеличить клиренс у старого днища. Результат был бы даже лучше.
После тренировок Расселл и в особенности Хэмилтон посыпали голову пеплом и признавали, что улучшить машину не удаётся, и решения, которые придумывают инженеры, просто не работают. Судя по результатам тренировок, это было похоже на правду. Льюис даже впервые в сезоне признал, что, возможно, ситуацию в этом году не исправить. А в субботу пошёл дождь, так что в следующий раз на сухой трассе машины Mercedes оказались только в воскресенье.
Дождевая квалификация — это всегда интересно, тем более, когда трасса постепенно подсыхает, но на этот раз, к сожалению, интрига с самого начала оказалась изрядно подмочена. После того, как в Баку у Леклера сгорел очередной мотор, в Ferrari очень старались избежать штрафа за замену силовой установки, но уже в пятницу свежеустановленный блок управляющей электроники вновь отказал, и его пришлось опять заменять. Это означало, что Шарль потеряет 10 мест на стартовой решётке. Экономить элементы уже не имело смысла, так что в тактических целях в Скудерии решили заменить всю силовую установку целиком, добровольно согласившись на последний ряд стартовой решётки.
Так Макс Ферстаппен в квалификации оказался без своего главного конкурента. Единственным пилотом, который всё ещё мог навязать борьбу лидеру Red Bull Racing, был его напарник Серхио Перес, но на мокром асфальте для мексиканца всё с самого начала пошло наперекосяк. Он с трудом вышел из первого сегмента квалификации, а во втором слишком рано перешёл на промежуточную резину и разбил машину.
Конечно, оставалась ещё вторая Ferrari, но надежды на то, что Сайнс сможет потягаться с Ферстаппеном, похоже, не питают уже даже в Скудерии. В итоге Карлос не только не смог навязать Максу борьбу, но и уступил своему соотечественнику Фернандо Алонсо. Спору нет, круг у Алонсо получился действительно блестящий, но всё же он выступает на Alpine, а не на Red Bull, как можно было ему проиграть?
В стане Mercedes происходили удивительные вещи. Пилоты будто бы поменялись местами — Джордж Расселл всю квалификацию опережал Хэмилтона, но затем рискнул поставить слики и предсказуемо вылетел с трассы на первой же луже. В то время как Льюис в конце собрался и выдал действительно хороший круг, благодаря которому в воскресенье стартовал четвёртым.
Конечно, гонка, в которой Макс Ферстаппен стартует с поула, Серхио Перес — 13-м, а Шарль Леклер — 19-м (на машине Цуноды также поменяли двигатель, так что последним начинал гонку именно японец), особой интриги не обещала. Как и следовало ожидать, Макс легко выиграл старт, а Алонсо удалось удержать позади Сайнса. Хэмилтон также остался на своей позиции, хотя и ценой лёгкого контакта с Кевином Магнуссеном.
Удивительным было то, что Алонсо и Сайнс ничуть не уступали Ферстаппену в темпе, отрыв лидера чемпионата рос очень медленно. На третьем круге Сайнс опередил Алонсо, но Фернандо и после этого от него практически не отставал. Вплотную за ним ехал и Хэмилтон. Всё это оказалось существенно на 8-м круге, когда резко замедлился и сошёл Серхио Перес — отказала коробка передач.
Учитывая, что лидеры стартовали на шинах Medium, для первого пит-стопа, в общем-то, было рановато, но в Red Bull Racing и Mercedes не смогли отказаться от соблазна провести пит-стоп под виртуальным автомобилем безопасности. Ферстаппен вернулся на трассу третьим, позади двух испанцев, Хэмилтон же пропустил Рассела и Окона. В переговорах с инженером Алонсо не скрывал, что надеется на то, что после рестарта Эстебан подольше задержит позади семикратного чемпиона мира, но его надежды не оправдались — пилот Alpine продержался всего круг.
Ранний пит-стоп добавил гонке интриги. Хотя и Ферстаппен, и Хэмилтон перешли на шины Hard, было крайне сомнительно, что их комплекты выдержат дистанцию в 60 кругов, так что их наверняка ждал ещё один пит-стоп. А вот их соперники имели больше свободы в выборе стратегии и могли попробовать проехать гонку с одной остановкой. Оставалось лишь выбрать момент для пит-стопа — или дождаться ещё одного автомобиля безопасности.
И он действительно появился в районе 18-го круга — сломалась Haas Мика Шумахера. Для немца сход был тем более обидным, что он начинал гонку с лучшей в карьере шестой позиции, так что имел прекрасные шансы заработать свои первые очки в Формуле-1. Они пришлись бы как нельзя кстати, ведь благодаря блестящей форме Кевина Магнуссена, заменившего перед стартом сезона в команде Никиту Мазепина, стул под Шумахером-младшим ощутимо зашатался. Кевин уже трижды финишировал в десятке лучших и заработал 15 очков, а вот Мику такой шанс может уже и не представиться.
Так или иначе, остановка Шумахера привела уже ко второму режиму VCS за гонку, и на этот раз в боксы отправились Сайнс и Рассел — а вот Алонсо опять остался на трассе, благодаря чему вернул себе вторую позицию. Правда, ненадолго — практически сразу после рестарта его легко обогнали сначала Сайнс, а потом и Хэмилтон. С этого момента Фернандо на подиум больше не претендовал.
Интрига в гонке всё ещё сохранялась — Ферстапен лидировал, но по мере износа шин темп его падал, и было ясно, что без пит-стопа вряд ли обойдётся. Сайнс же теоретически мог попробовать дотянуть на своих шинах до финиша. Для этого ему нужно было проехать на комплекте Hard 50 кругов — задача трудная, но выполнимая. Однако вскоре стало ясно, что в этом не будет большого смысла — на 43-м круге Ферстаппен заехал в боксы, отдав лидерство пилоту Ferrari, но после этого поехал настолько быстро, что обгон был лишь вопросом времени.
Карлос мог ответить своим пит-стопом, но тогда бы оказался далеко позади Макса, без серьёзных шансов его догнать и опередить. Шанс мог ему подарить только очередной автомобиль безопасности — и, как по заказу, он появился вновь! На 48-м круге Юки Цунода, выезжая из боксов, явно переоценил возможности своих непрогретых шин и вместо поворота улетел по прямой в отбойник. На этот раз дирекция гонки посчитала инцидент достаточно серьёзным для того, чтобы выпустить на трассу настоящий автомобиль безопасности.
В стане Red Bull Racing вряд ли обрадовались этому решению (по иронию судьбы, Цунода выступает за их «младшую» команду AlphaTauri), но вот для зрителей это был практически идеальный сценарий. Карлос Сайнс немедленно отправился на пит-стоп — да, он опять отдал лидерство Ферстаппену, но сэйфти-кар уничтожил всё преимущество нидерландского гонщика, а шины теперь были свежее у пилота Ferrari. Дело оставалось за малым — опередить действующего чемпиона мира.
После рестарта до финиша оставалось ещё 15 кругов — и всё это время испанец пытался найти лазейку в обороне Макса. Он был явно быстрее на втором секторе, вплотную подбирался к сопернику перед шпилькой, предшествующей лучшему месту для обгона — двум длинным прямым до и после финальной эски. Но всякий раз Ферстаппен лучше разгонялся, и несмотря на DRS, Сайнс просто не успевал подобраться к Red Bull на дистанцию атаки.
Итог его попыткам подвёл финальный круг, на котором Сайнс действовал настолько неудачно, что выпал из зоны DRS. Вопреки ожиданиям, гонка не стала для Ферстаппена лёгкой прогулкой, однако он опять победил, значительно укрепив и без того заметное лидерство в чемпионате. Сайнс же упустил прекрасный шанс одержать свою первую победу в карьере и вновь довольствовался вторым местом.
А вот Льюиса Хэмилтона его третья позиция определённо порадовала — особенно на фоне тех заявлений, что он сам делал в пятницу. Как пояснил после гонки сам британец, на тренировках в команде немного перестарались с экспериментами на его машине, но к воскресенью использовали более консервативные настройки, благодаря чему он не слишком уступал лидерам (к финишу он отстал от победителя всего на шесть секунд). Физически Льюису также было куда легче, чем в Баку — на канадской трассе «дельфинирование» проявляло себя не так сильно, так что о директиве TD 039 к вечеру воскресенья все как-то подзабыли.
На финише Хэмилтон на пять секунд опередил напарника, хотя после рестарта они ехали вплотную друг за другом. Тем не менее, Джордж продолжил свою суперсерию — девятый финиш подряд в диапазоне 3-5 места.
Пятым финишировал Шарль Леклер. Монегаск провёл непростую гонку — после старта с предпоследнего места он уже к 20-му кругу пробился на седьмое место, но дальше дело застопорилось. Шины износились, эффективность разгонов упала, и пилот Ferrari надолго застрял за Alpine Эстебана Окона.
Ни одним из автомобилей безопасности он в итоге не воспользовался, а на единственном пит-стопе на 41-м круге возникла досадная заминка, стоившая Шарлю трёх секунд. Именно за это время на выезде с пит-лейн мимо Леклера пронеслась группа из четырёх гонщиков, которых ему пришлось снова обгонять. В конечном счёте ему удалось пройти не только их, но и обоих гонщиков Alpine на трассе, хотя догнать Расселла он уже не успел. Пятое место — неплохой результат, учитывая обстоятельства, но в чемпионате он уступил Ферстаппену ещё 15 очков.
После финиша стюарды наказали Алонсо 5-секундным штрафом за то, что при обороне от атаки Валттери Боттаса он откровенно вилял на трассе. Нарушение бесспорное, но в итоге герой уик-энда опустился в классификации на девятую позицию, пропустив не только Боттаса, но и Гуана Ю Чжоу. Результат мог бы быть и лучшим, если бы у Фернандо на середине дистанции не начались перебои с батареей гибридной части силовой установки, из-за чего он терял скорость на прямой.
Замкнул первую десятку Лэнс Стролл — один из двух канадцев, выступающих в Формуле-1. Результат был вполне трудовым — после последнего рестарта пилот Aston Martin ехал только 13-м, но смог обогнать Магнуссена, Феттеля и Риккардо. Второй местный пилот, Николас Латифи, на домашнем этапе ничем себя не проявил — как и всегда, впрочем. Кстати, многие считали, что эта гонка может стать для Латифи последней в Williams, и уже на следующем этапе, в Великобритании, его сменит молодой Оскар Пиастри. Но слухи так и остались слухами — в команде подтвердили, что Николас сохранит место до конца сезона. Хотя вряд ли дольше. /m