Оранжевое море: обзор Гран-при Нидерландов
Гран-при Бельгии на прошлой неделе изрядно напугал паддок — слишком уж легко далась победа Максу Ферстаппену. Ходили разговоры, что после того как вступила с силу директива FIA, предписывающая увеличить клиренс для борьбы с дельфинированием, машины Red Bull Racing стали совершенно недосягаемыми для соперников. Но первые же тренировки в Зандфорте развеяли эти подозрения — Ферстаппен был быстр, но не быстрее обычного.
Поул в субботу он всё-таки выиграл, но в этой победе не было и тени той лёгкости, что мы видели в Спа. Макс смог превзойти Леклера только в последней попытке, да и то лишь потому, что Шарль ошибся на втором секторе и не улучшил время. Сайнс, как обычно, вмешаться в их борьбу не сумел. Что касается Mercedes, то они были довольно близко, но завершить финальные попытки им не удалось — машину Серхио Переса развернуло в самом конце круга, появились жёлтые флаги и улучшить время было уже нельзя.
Трудно сказать, что бы произошло, если бы не этот разворот: всё-таки в первой попытке пилоты Mercedes проиграли достаточно много, но Тото Вольф намекал, что напарник Ферстаппена фактически спас ему поул — ведь после двух секторов Льюис Хэмилтон шёл на 0,1 секунды быстрее. Впрочем, его слова мало кто воспринял всерьёз. На пресс-конференции трёх лучших пилотов квалификации спросили, не опасаются ли они гоночного темпа Mercedes — в этом году серебряные машины по воскресеньям выглядят гораздо сильнее, чем по субботам. Макс Ферстаппен взял микрофон и резко отрезал: «Нет».
Макс ошибся — опасаться Mercedes стоило. Во всяком случае, в гораздо большей степени, чем Ferrari. Как и следовало ожидать, на старте Ферстаппен легко удержал лидерство и достаточно быстро оторвался от Леклера и Сайнса. Его преимущество состояло не только в более быстрой машине и свободной трассе, но и в том факте, что в первой тройке только у него был комплект новых шин Soft, так что он мог ехать быстрее и оставаться на трассе дольше соперников, что делало его очевидным фаворитом.
На 12-м круге Скудерия начала традиционную программу по самоустранению из числа претендентов на победу. На этот раз они зазвали в боксы Карлоса Сайнса в самый последний момент, и один из механиков просто не успел вынести к месту пит-стопа заднее левое колесо. Остановка испанца продолжилась на 10 секунд дольше обычного, что лишило его любых шансов на высокие места.
Через несколько кругов боксы посетили сначала Леклер, а потом и Ферстаппен. Все перешли на Medium, всех их ждал ещё один пит-стоп, но к этому моменту, можно сказать, Ферстаппен уже выиграл сражение против Ferrari. Но вот в Mercedes нашли противоядие — их гонщики стартовали на Medium. Это явным образом намекало на то, что «серебряные стрелы» поедут эту гонку с одним пит-стопом — а значит, Ферстаппену было недостаточно просто ехать впереди, ему нужно было создавать отрыв.
Но это оказалось не так просто, потому что и на более жестких шинах обе машины Mercedes демонстрировали неплохой темп — как бы в отместку за субботнее высокомерие Макса. Ферстаппен остановился после 18 кругов — Хэмилтон же проехал 29, после чего получил самые жёсткие шины и мог спокойно ехать до финиша. Несмотря на преимущество в резине (сначала более мягкие шины, затем более свежие), создать достаточный отрыв пилот Red Bull так и не сумел — даже на шинах Hard Хэмилтон и Расселл оказались удивительно быстры.
В этот момент сценарий гонки выглядел достаточно прозрачным — после второго пит-стопа Ферстаппен оказался бы позади Хэмилтона, но на свежих шинах Medium ехал бы быстрее, чем Льюис на изношенном Hard, а значит, имел бы преимущество и с высокой вероятностью смог бы догнать и обогнать британца. Тем не менее, небольшие шансы на победу у Хэмилтона всё-таки были — особенно если бы после пит-стопа Ферстаппен оказался позади обеих машин Mercedes, и вынужден был бы тратить ресурс шин на два обгона вместо одного.
Однако карты смешал пилот младшей команды Red Bull, Юки Цунода из AlphaTauri. С его машиной творилось что-то непонятное — после пит-стопа японец остановился на трассе, сообщив команде, что одно из колёс не закреплено. Команда всё проверила, но датчики говорили, что все колёса зафиксированы хорошо. Цунода тронулся с места, вновь заехал в боксы, где все колёса ему поменяли ещё раз, а также помогли вновь застегнуть ремни безопасности, но вернувшись на трассу Юки опять остановился — стало ясно, что на машине сломан дифференциал.
Инцидент с машиной Юки Цуноды вызвал споры — ведь ездить с отстёгнутыми ремнями безопасности в Формуле-1 нельзя. В AlphaTauri использовали туманные формулировки вроде «ремни были ослаблены», но такое вряд ли возможно. «Да, ремни безопасности в машине Формулы-1 можно ослабить, — пояснил «Мотору» Сергей Сироткин, — для этого там есть специальные пряжки. Обычно это делается, когда приходится долго сидеть в машине — например, в ожидании рестарта. Потом сам гонщик может эти пряжки снова затянуть. Но тут в этом не было смысла — если гонщик, как в случае с Цунодой, собирается покинуть кокпит, то он просто отстёгивает ремни, а не ослабляет пряжку. И при этом все ремни отстёгиваются одной кнопкой, так что если он на неё нажал, то он уже был полностью отстёгнут. Я, конечно, не знаю точно, что там произошло, но ситуация довольно странная».
Остановка Цуноды в неудобном месте привела к объявлению режима виртуального автомобиля безопасности — именно того, чего боялись в Mercedes. Под VSC потери на пит-стоп значительно меньше, так что Ферстаппен тут же свернул в боксы, рассчитывая сохранить лидерство. На мостике «Серебряных стрел» грамотно отреагировали, также зазвав обоих пилотов для смены шин — стратегия одного пит-стопа потеряла смысл. Но если Ферстаппен получил на финальный отрезок шины Hard, то оба гонщика Mercedes — Medium, что давало им преимущество в скорости.
После рестарта Хэмилтон и Расселл начали постепенно догонять Ферстаппена. До финиша оставалось ещё больше 20 кругов, произойти могло всё что угодно, но на 55-м круге на трассу выехал уже реальный автомобиль безопасности, так как Валттери Боттас после отказа силовой установки остановил машину в крайне неудобном месте, в самом конце стартовой прямой.
У стратегов Red Bull Racing в этот момент попросту не было выбора — они обязаны были зазвать Ферстаппена в боксы, так как в ином случае Макс на шинах Hard потерял бы лидерство сразу после рестарта. Но пилоты Mercedes успели к нему настолько приблизиться, что после пит-стопа голландец оказался позади них обоих. Стало ясно, какую карту хотят разыграть «стрелы» — пока Ферстаппен возился бы с Расселлом, у Хэмилтона был шанс оторваться. Ему необходимо было продержаться не так долго, 8–9 кругов, после чего эффективность шин Soft примерно сравнялась бы с Medium.
Нельзя сказать, что сценарий был особенно реалистичным — скорее всего, Ферстаппен всё же смог бы в течение этих 8–9 кругов расправиться с обоими. Однако для Mercedes это был единственный сценарий, при котором какие-то шансы на победу у них вообще были. С другой стороны, Расселл отлично понимал, что на старых шинах после рестарта ничего хорошего его не ждёт, и настойчиво просил команду сменить резину. В последний момент команда вдруг решила пойти ему навстречу — пелотон в это время проезжал стартовый отрезок трассы через пит-лейн, что ещё более сократило потерю времени на пит-стопе, так что Расселл даже не потерял свою третью позицию.
Однако с этого момента в уязвимом положении оказался уже Хэмилтон — лишившись защиты в лице напарника, он оказался ровно в той же ситуации, в которой потерял титул в финальной гонке прошлого года. На старых шинах Medium он не имел ни малейших шансов против Ферстаппена на свежих Soft, вопрос был лишь в том, сколько метров понадобится Максу, чтобы выйти вперёд. Вероятно, в Mercedes не захотели откровенно использовать Расселла ради довольно туманного шанса победить, но непонятно, почему они при этом принесли в жертву Хэмилтона — логичнее было бы провести пит-стоп для обоих.
Драматизма ситуации добавил тот факт, что сам Льюис прекрасно это понимал, и как только увидел, что Расселл проводит пит-стоп, с беспокойством спросил своего гоночного инженера, Петера Боннингтона, что происходит. Тот, однако, признался, что не знает — с ним тоже планами команды на финальный отрезок никто не поделился. Нет сомнений, что после финиша гонки у Хэмилтона, Боннингтона и руководства Mercedes был длинный разговор.
Как и следовало ожидать, на рестарте Ферстаппен легко прошёл Хэмилтона — ему немного помог в этом сам семикратный чемпион мира, выставивший неправильные настройки силовой установки, но с любыми настройками он не продержался бы больше круга. Вышел вперёд, разумеется, и Расселл, а спустя семь кругов Льюиса обогнал и Леклер, лишив подиума. Для Хэмилтона это было крайне неприятное завершение уик-энда, который он проводил очень сильно, во всём опережая напарника и претендуя даже на победу.
Четвёртое место он всё же смог удержать — пока Сайнс обгонял Переса и догонял Льюиса, его Soft износился и темп сравнялся. К тому же, во время пит-стопа пилота Ferrari ещё и выпустили прямо перед машиной Алонсо на пит-лейн, едва не дошло до контакта — за этот инцидент Карлоса наказали добавлением 5 секунд, которые отбросили его на восьмое место, а пятое досталось Пересу. Алонсо же опять оказался «лучшим из остальных» — в свои 41 Фернандо проводит просто блестящий сезон.
Несмотря на то, что после этой гонки Леклер вновь вышел на второе место в чемпионате, опередив Переса, говорить о какой-то борьбе в чемпионате бессмысленно — лидер Ferrari проигрывает Ферстаппену уже больше 100 очков. До конца сезона всего семь гонок, причём ближайшая пройдёт в эти выходные в Монце, и, хотя это домашняя трасса для Скудерии, скорее всего, там её не ждёт ничего хорошего.
В общем, борьбы за титул в этом году мы уже не увидим, но всё же гонка в Зандфорте показала, что сражения за победу в отдельном Гран-при всё ещё могут случаться. В конце концов, рано или поздно у Ферстаппена тоже что-то пойдёт не так. Только вот главные претенденты на то, чтобы воспользоваться этой ситуацией теперь, похоже, не Ferrari и Леклер, а Mercedes и Хэмилтон. /m
Результаты гран-при Нидерландов.
Место | Пилот | Команда | Время |
---|---|---|---|
1. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 1:36:42.773 |
2. | Джордж Расселл | Mercedes-AMG | +4.071 |
3. | Шарль Леклер | Ferrari | +10.929 |
4. | Льюис Хэмилтон | Mercedes-AMG | +13.016 |
5. | Серхио Перес | Red Bull | +18.168 |
6. | Фернандо Алонсо | Alpine | +18.754 |
7. | Ландо Норрис | McLaren | +19.306 |
8. | Карлос Сайнс | Ferrari | +20.916 |
9. | Эстебан Окон | Alpine | +21.117 |
10. | Лэнс Стролл | Aston Martin | +22.459 |
11. | Пьер Гасли | Alpha Tauri | +27.009 |
12. | Александер Албон | Williams | +30.390 |
13. | Мик Шумахер | Haas | +32.995 |
14. | Себастьян Феттель | Aston Martin | +36.007 |
15. | Кевин Магнуссен | Haas | +36.869 |
16. | Гуаньюй Чжоу | Alfa Romeo | +37.320 |
17. | Даниэль Риккардо | McLaren | +37.764 |
18. | Николас Латифи | Williams | + 1 круг |
19. | Валттери Боттас | Alfa Romeo | сход |
20. | Юки Цунода | Alpha Tauri | сход |