Репортаж6 мин.

Холодные игры: самые мощные Audi на льду

Ездим боком на RS-моделях и электрокарах Audi по замерзшему озеру
Школа Audi quattro Ice Drive в Тюмени — это два дня на льду за рулём мощных полноприводных машин. Приключение, адреналин и отличная инвестиция в собственную безопасность. Забегая вперёд: металлическую накладку на бампер со светодиодной «люстрой» купить нельзя, а пройти ровно тот же курс обучения, что и мы, — можно. А если вы стали счастливым обладателем Audi с индексом S или RS, то определенно нужно.

Зимнему вождению нужно учиться. Некоторые навыки можно освоить самостоятельно: чистку снега, раскапывание сугробов, заливку незамерзайки, даже прикуривание севшего аккумулятора. Кое о чём вещают в автошколах: скорость ниже, дистанция больше, манёвры плавнее. Но самое важное — как именно рулить и нажимать на педали, когда под колёсами снег и лёд — это навык, который нужно осваивать целенаправленно. И теория без практики здесь будет бесполезна. Советы вроде «руль в сторону заноса» ничем не помогут, если вы никогда не чувствовали этот самый занос.

Пример из мира музыки, внезапно. Известный флейтист завлёк на свой концерт массу слушателей, указав в афише, что после концерта он даст урок игры на флейте. Отыграв положенную программу, он сказал: «А теперь урок, который я обещал. Играть на флейте очень просто: я дую вот сюда, а пальцами закрываю вот эти отверстия».

Так же и с вождением: объяснить на словах можно, но толку не будет. Поэтому программа Ice Drive — это сплошное руление от рассвета до заката. Смотришь программу и невольно думаешь: «Как это вообще выдержать?» Но всё, что предстоит ученикам, отработано годами. Зимняя школа появилась в 2002 году. Её проводили в Москве, в Карелии, в Ханты-Мансийске, в Мурманске — и теперь в Тюмени. Говорят, что идеально подходящее для зимнего трека Ладожское озеро, второе по величине после Байкала, пришлось оставить из-за нестабильности климата: не каждую зиму оно стало промерзать достаточно основательно. Зато в Тюмени в феврале и марте, когда проходят занятия, — стабильный минус. Иногда до –40.

В первый день затемно выезжаем на автобусе на Андреевское озеро — это меньше 20 километров от города. В Тюмени красиво: деревья покрыты инеем, снега мало. Над озером лёгкий туман, рассветное солнце еле пробивается сквозь сплошную дымку. Совершенно безветренно, поэтому пар, который выдыхают ждущие на льду заведённые машины, клубится над ними облаком. Машин нам «для начала» приготовили 10 — это универсалы Audi RS 6 и спортбеки RS 7. Самую малость волнительно: 600 лошадиных сил кажутся избыточными для тренировок по фигурному катанию без коньков.

Но за руль ещё рано: сначала вступительное слово Евгения Васина — руководителя школы и заслуженного гонщика. Васин преподаёт около четверти века, поэтому отлично знает, как формулировать понятно для водителей любого уровня подготовки. Не забывает он отметить и зачем мы здесь собрались — получить знания, навыки и удовольствие, а не соревноваться, выпендриваться и убивать машины.

Евгений Васин — титулованный гонщик, обладатель Кубка Европы по ралли, серебряный призёр ралли «Монте Карло». Строгий и справедливый

Сначала говорит несколько слов о трассе: в этом году она рекордно длинная — 2,4 км. Для разных упражнений — разные участки. Есть, к примеру, «гантель» — это два круга с перемычкой, а есть «усы» — для красоты, наверное.

Затем краеугольные камни теории: как у машины разгружаются и загружаются оси, как quattro распределяет крутящий момент, из каких этапов состоит правильный зимний манёвр. Рассказывает Васин довольно быстро — световой день слишком короток, чтобы провести его «за партой». Парты, кстати, в тёплом шатре.

Выходим на лёд (чёрт, скользкий!) и уже у машин слушаем классическое наставление о правильной посадке за рулём. Вроде это всем известные истины, но вы посмотрите внимательно, как сидят за рулём некоторые соседи по потоку. Кто-то как на диване, кто-то как на дыбе. А попробуйте помочь сесть правильно кому-нибудь из знакомых — ответят «мне и так удобно». Удобно сидеть, может быть, но управление машиной не сводится к тому, чтобы в ней сидеть.

И речь не только про спорт, которым мы вот-вот займёмся, но и про повседневную езду. Если ноги еле-еле достают до педалей, руки вытянуты, а спина не упирается в сиденье достаточно плотно, о безопасном вождении не может быть и речи. Что уж говорить про удобство и здоровье позвоночника.

Устроиться правильно в RS 6 не составляет труда: кресла тут, скажем прямо, заточены под активное вождение.

Предстартовая проверка раций, по ним и будет главный инструктаж в процессе, — и можно трогаться. Ощущения как при прыжке с парашютом: пока шла подготовка на земле, всё казалось простым и понятным, а когда в самолёте открылась дверь — сердце немного уходит в пятки.

Единственная доработка «эр-эсок» для школы — стальная защита переднего бампера. Сугробы только на вид мягкие.

Начинаем с простого: разгоняемся и едем широкую «змейку», попадая в створы из конусов. Инструкторы повторяют раз за разом: «Отпускаете газ — поворачиваете руль — ждёте, пока машина встанет на траекторию — добавляете газ». И всё это нужно сделать «бесшовно», чтобы момент, когда ты сбросил газ и загрузил переднюю ось, не пропал даром, а помог машине эффективно повернуть.

На всех машинах шины Nokian Hakkapelitta 10p SUV размерностью 225/40 R21. Шипы у них разной формы в центральной части и в плечевых областях — для максимального зацепа в любой ситуации. Кроме отполированного льда Андреевского озера: «эрэски» здесь скользят даже на минимальной скорости. И это хорошо: разгоняться пока вообще не хочется. Поначалу сложно найти баланс между ездой «мозгами», то есть продумыванием каждого своего шага, и ездой инстинктом, который часто шепчет вообще не то, что нужно.

Первый день пролетает незаметно — и нельзя сказать, что слишком утомительно. Но в голове каша: только вроде бы приноровишься, инструктор похвалит, и на тебе — тупейшая ошибка. Пару раз такие ошибки заканчивались глубоко в сугробе, самим не выбраться. Пока машину вытягивают тросом, вся группа ждёт. Волей-неволей будешь аккуратнее.

На второй день к RS-кам добавились e-tron (408 л.с.) и e-tron S (503 л.с.). Честно говоря, казалось, что это будет «топчик» всей программы: сравнить бензин и электричество, да ещё на льду! Упражнения на них делаем примерно те же: разгоняемся, поворачиваем, скользим специально, скользим случайно. Откровения не произошло. Лёд уравнивает всех, как полковник Кольт. Здесь всё нужно делать плавно и точно, поэтому опыт на бензиновой и электрической машинах получается очень схожий. Но экологично, этого не отнять: RS-ка после тренировки показывала расход 40,8 литра.

Стало ли к концу второго дня хоть что-то получаться безупречно? И близко нет! Упражнения с каждым разом сложнее, скорость выше: иногда чувствуешь себя более деревянным, чем в самом начале курса. И всё же прогресс есть: сто раз повторенные инструкторами по рации алгоритмы постепенно превращаются в навык тела.

В финале каждого участника катает сам Васин. Уже темно, но на его машине мощная светодиодная «балка». Мда, гонщик делает всё вдвое быстрее своих студентов и как будто даже не очень напрягается. Зато теперь нам хотя бы понятно, что именно он делает! Конечно, это понимание — далеко не всё, что принесли два дня интенсива. Если в голове и есть какие-то полки, то теперь на них всё лежит в правильном порядке. И в случае чего достать нужный навык, пусть он и далёк от гоночного, можно будет мгновенно. /m

Теги:
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget