Репортаж10 мин.

Шампань или Прованс: обзор Гран-при Франции

Гонка во Франции открывала вторую половину сезона, но сюжет её стал квинтэссенцией первой
Вся интрига сезона 2022 года в Формуле-1 сводится к сражению Шарля Леклера с Максом Ферстаппеном, Red Bull Racing, а также собственной командой Ferrari. На французской трассе Поль-Рикар в Провансе, где прошёл 12-й этап чемпионата мира, к числу соперников монегаска присоединился он сам. Удивительная ошибка претендента на титул почти что лишила его этого статуса, а ведь гонка к тому моменту шла по его сценарию. Или это всё-таки была не ошибка?

С высокой вероятностью, это был последний Гран-при Франции, который мы увидели на ближайшие несколько лет, и почти наверняка — последняя гонка Формулы-1 на трассе Поль-Рикар в обозримом будущем. На фоне беспрецедентной популярности чемпионата выстроилась большая очередь из городов, желающих принимать у себя Гран-при, а даже в самых смелых мечтах никто не говорит о проведении более чем 25 гонок за год. Это значит, что для появления новых трасс каким-то придётся освободить место, и главные претенденты тут — Франция, Монако и Бельгия.

Но если против исключения гонок в Монако и Бельгии протестуют хотя бы гонщики и болельщики, искренне любящие эти самобытные трассы, то за Поль-Рикар вступиться некому. Пилотам и командам надоело приезжать во французскую глубинку, где нет нормальных дорог и гостиниц, а зрителям не нравятся откровенно скучные гонки. На Поль-Рикар множество вариантов конфигурации трассы, но нет ни одной интересной — за исключением, разве что, той, что включает в себя полную версию прямой Mistral длинной два километра. Однако использовать её в Формуле-1 так и не решились, в версии Гран-при прямую разбивает большая эска, и это лишь подчеркнуло заурядность автодрома и тривиальность задач, стоящих перед инженерами и гонщиками здесь.

Некоторое разнообразие, правда, внесла небывалая жара — весь уик-энд столбик термометра не опускался ниже 30 градусов, а асфальт нагревался выше 55 С. Впрочем, в Ле-Кастелле солнцем никого не удивишь — пару раз Гран-при проходил здесь при близких, хотя и чуть меньших температурах, так что по факту это мало на что повлияло.

Жару каждый переносил по-своему, но у Ferrari хватало и более серьёзных проблем — уже в пятницу стало ясно, что на машине Карлоса Сайнса придётся менять силовую установку, а значит, он будет стартовать с конца стартовой решётки. Это превращало его участие в квалификации в формальность, но в Скудерии всё же решили разыграть эту карту — испанец принял участие в заездах и пробился в финал, где его главной задачей было не показать какое-то время, а «разогнать» Леклера на прямой, чтобы помочь ему завоевать поул.

Непростой манёвр на такой трассе, как Поль-Рикар, где самая длинная прямая не совпадает со стартовой. Перед прямой старт-финиш на круге выезда из боксов ты можешь ехать как угодно — можно подождать напарника, занять чёткие позиции на правильном расстоянии, а потом уже начать круг. Но в середине круга, на «задней» прямой, делать это гораздо сложнее — нужно точно рассчитать позиции машин, сохраняя достаточную скорость, и малейшая ошибка приведёт к тому, что манёвр либо окажется бесполезен, либо даже может помешать лидеру.

Первая попытка закончилась неудачей — Сайнс был слишком далеко от Леклера, слипстрима не получилось. Но пилоты Ferrari решились на вторую — и на этот раз всё прошло как по маслу. Необходимость всей этой игры, правда, осталась под вопросом: по оценкам Red Bull Racing, слипстрим позволил Леклеру отыграть примерно 0,2 секунды, но ближайшему преследователю, Максу Ферстаппену, Шарль привёз 0,3 секунды.

Поул немного облегчал задачу Леклеру, но ситуация для него всё равно была непростой. Прямо за ним стартовали две машины Red Bull, а напарник оказался в хвосте пелотона и на этот раз ничем помочь не мог. При этом машины Red Bull Racing оказались очень быстры на прямых, что делало задачу по удержанию позиции крайне сложной. Но даже если бы монегаск сумел остаться впереди, это ещё не гарантировало ему победу — всё должен был решить износ шин, и в этом компоненте на пятничных тренировках машины RBR выглядели явно лучше.

Тем не менее, старт и начало гонки сложились для лидера Ferrari просто идеально — он удержал первую позицию, а Льюис Хэмилтон помог разбить дуэт Red Bull Racing, опередив Серхио Переса. Макс Ферстаппен не отставал, но даже с DRS опередить Леклера не мог — сказывался очень хороший выход Ferrari из поворотов и, конечно же, характер трассы. И более того — преследование вплотную соперника не лучшим образом сказалось на состоянии шин чемпиона, он начал отставать, и стратегам Red Bull пришлось применить последний козырь — зазвать Макса в боксы, чтобы попытаться на свежих шинах превзойти соперника, а затем удержаться впереди.

План был довольно сомнительным — шёл лишь 16-й круг гонки, на комплекте Hard Ферстаппену нужно было проехать 37 кругов, и при этом сдержать Леклера, который в конце гонки должен был оказаться намного быстрее. В этот момент стало ясно, что тактически в Скудерии переиграли соперников, и всё, что им нужно сделать — задержать Шарля как можно дольше на трассе, постаравшись не слишком проигрывать по скорости. Ферстаппен неизбежно должен был выйти вперёд, но удержать первое место ему было бы очень сложно.

Было бы — потому что уже на 17-м круге все эти построения пошли прахом. В 11-м повороте на машине Леклера возникла сильная избыточная поворачиваемость, его развернуло и бросило в стену. Удар получился несильным, но на Ferrari отключился электронный дроссель, и вернуться в гонку было уже невозможно.

Запись радиопереговоров Шарля с боксами в этот момент мгновенно стала хитом в интернете. Ничего содержательного там не было, но крик отчаяния Леклера «Nooooo!» разошёлся по миллионам микроблогов, хотя многим болельщикам от него стало не по себе. Очередная гонка, которая могла принести монегаску множество очков и позволить сократить отставание от Ферстаппена, обернулась лишь разочарованием, и Шарль отлично понимал, что теперь шансов опередить Макса по итогам чемпионата у него может и не остаться.

Выйдя к журналистам, Леклер сказал, что «наверное, это всё же была моя ошибка». Руководитель Ferrari Маттиа Бинотто после финиша это подтвердил. В то же время многие выразили сомнение в этой версии — слишком уж странно и нелепо выглядел этот вылет. Да, у Шарля тоже изнашивались шины, это было видно и по телевизионной картинке, но в основном деградации оказалось подвержено левое переднее колесо. В такой ситуации должна была развиться недостаточная поворачиваемость, а не избыточная — фактически износ резины скорее страховал Леклера от подобного разворота, чем способствовал ему.

По одной из самых популярных версий, Леклеру не повезло с порывом ветра — нечто подобное произошло с Ферстаппеном в Испании. Такое вполне могло быть, но многие обратили внимание и на тот факт, что, судя по телеметрии, в момент вылета Леклер всё ещё продолжал жать на педаль тормоза, но при этом уже начал нажимать на газ. Логика работы тормозной системы в Формуле-1 сейчас не совсем линейна из-за brake-by-wire и рекуперации, но всё же в Формуле-1 подобные ошибки происходят крайне редко.

В отсутствие Леклера помешать Ферстаппену победить во Франции было некому. Авария Шарля привела к появлению виртуального автомобиля безопасности, практически все гонщики решили воспользоваться ситуацией и отправились в боксы, но даже это не помогло Хэмилтону опередить Ферстаппена — тот успел проскочить мимо выезда с пит-лейн прямо перед тем, как Льюис вернулся на трассу. Впрочем, даже если бы Льюис оказался впереди, ему вряд ли удалось бы удержать первую позицию — в последнее время машины Mercedes прибавили, но всё равно проигрывают лидерам около 0,3 секунды на каждом круге в гоночном режиме.

Что касается Сайнса, то к вылету своего напарника он успел пробиться на девятое место, что давало ему хорошие шансы на подиум. Как и остальные, испанец заехал на пит-лейн под VSC, но на пит-стопе что-то пошло не так. Механики никак не могли завершить установку колёс, Карлос потерял на этом как минимум четыре секунды. А когда, наконец, пит-стоп закончился, рванул с места, не обращая внимания на запрещающий сигнал командного светофора, и едва не впечатал в стену машину Александера Албона! Естественно, расплата последовала незамедлительно — 5 секунд штрафа за небезопасный выезд.

Другой проблемой Карлоса стало то, что на его машину поставили шины Medium, а не Hard, как почти всем остальным. Мера была вынужденной — Сайнс начинал гонку на Hard, а правила требуют использовать по ходу дистанции минимум два разных состава, так что ставить снова Hard не было никакого смысла — всё равно пришлось бы ехать в боксы ещё раз. На шинах Medium Карлос выглядел неплохо, последовательно обогнав на трассе Окона, Норриса, Алонсо и Расселла.

На 41-м круге он атаковал и смог опередить Переса, что принесло ему третью позицию, но именно в этот момент в боксах Ferrari решили зазвать его в боксы. Из-за этого, а также 5-секундного штрафа, Карлос потерял практически всё, что отыграл на трассе, и опустился на восьмое место. Конечно, на свежем комплекте шин он без труда вновь опередил Риккардо, Норриса и Алонсо, но никаких шансов снова догнать Переса и Расселла у него не было.

После гонки руководство Скудерии вновь, как и в Великобритании, отчаянно защищало своё решение, хотя для всего гоночного мира ошибочность такой стратегии была очевидной. Аргументация Ferrari сводилась к тому, что по их расчётам шины Medium не выдержали бы оставшихся 11 кругов, и Карлос всё равно пропустил бы Расселла и Переса — на трассе или за счёт штрафа (в этом случае 5 секунд были бы просто добавлены к его результату). Но у этой позиции есть две проблемы.

Во-первых, в этом случае он бы всё равно оказался пятым, каким и финишировал с двумя пит-стопами, но так у него хотя бы был шанс побороться за третье место. Во-вторых, на трассе был ещё один пилот с ровно такой же стратегией — Пьер Гасли. Француз тоже стартовал на Hard и вынужден был перейти на Medium во время раннего пит-стопа, Однако в AlphaTauri зазывать его на вторую остановку и не подумали, и шины Пьера не только сохранили свою боеспособность до финиша, но и позволили обогнать Элбона всего за шесть кругов до финиша.

Так или иначе, итальянцы вновь, как и практически во всех предыдущих случаях, в сложной ситуации предпочитают не рисковать, выбирая синицу в руках вместо журавля в небе. Это неплохая стратегия, когда ты борешься за очки позади лидеров, но погоня за титулом требует совершенно иных решений. Здесь нужно рисковать, нужно пробовать смелые тактические варианты — но стратеги и руководство Скудерии, похоже, к этому попросту не готовы. Поэтому им будет очень сложно выиграть чемпионат даже несмотря на то, что их машина, похоже, чуть быстрее Red Bull Racing, и до конца сезона ещё очень много времени.

Возвращению интриги в чемпионате могло бы помочь появление третьей силы, способной хотя бы иногда опережать Ферстаппена и отбирать у него очки. Сейчас на роль этой силы есть очевидный кандидат — Mercedes. Тягаться с Ferrari и Ферстаппеном они пока не могут, но на Поль-Рикар и Хэмилтон, и Расселл сумели опередить Переса, причём оба сделали это непосредственно на трассе. Что, быть может, ещё важнее — оба после этого удержались впереди, что и принесло им первый в сезоне двойной подиум.

Хэмилтон решил свою задачу ещё на старте, после чего, к удивлению многих, не только не уступил Серхио, но даже немного от него оторвался. Что касается Расселла, то его путь наверх оказался сложнее. Почти всю гонку он провёл позади Переса, но при этом следовал за ним на небольшом удалении. Когда Переса обогнал Сайнс, Джордж решил, что и его время пришло — он атаковал мексиканца, но тот жёстко преградил ему путь, вынудив сбросить газ.

Тем не менее, Расселл смог взять верх, хотя и не без помощи удачи. Когда в конце гонки вновь был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности из-за остановки Чжоу (на его машине отказала силовая установка Ferrari), у дирекции гонки сломалась система оповещения. По правилам после сигнала об окончании режима виртуального автомобиля безопасности он должен фактически закончиться в случайный момент между 10 и 15 секундами, но на практике этого не произошло.

Включилась резервная система, которая начала отсчёт заново, и всё это привело к тому, что Перес не вовремя сбросил скорость, стараясь остаться в рамках разрешённой дельты времени, а Расселл в этот же момент ускорился, и тут режим VSC выключился. Воспользовавшись моментом, Джордж мгновенно вышел вперёд, и несмотря на попытки атаки со стороны Серхио, не отдал третью позицию до самого финиша. Ещё недавно представить такое было достаточно сложно.

В конце августа, после летнего перерыва, в Mercedes обещают большой пакет обновлений для своей машины, который должен помочь ей отыграть те самые две-три десятые, что они проигрывают сейчас. Возможно, это поможет Леклеру отыграть те 63 очка, что он сейчас уступает Ферстаппену — потому что своими силами превзойти конкурентов у него и его команды не получается. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget