Репортаж7 мин.

Ралли Симбирский тракт: финал

Развязка, которой позавидовал бы Дакар

© Александр Жихарев

В мировом спорте сложилась уникальная ситуация. Россиян не пускают на международные соревнования, что, конечно же, не радует. С другой стороны, существенно поднялся уровень российских чемпионатов — лидеры планеты сражаются в своем узком кругу. Так прошел и этап Чемпионата России по ралли-рейдам — Симбирский тракт. В грузовом зачете рубились две сильнейшие команды — КАМАЗ-мастер и МАЗ Спорт-авто. Мы стали свидетелями финала, который сделал бы честь даже Дакару.

Финальный день бахи Симбирский тракт 2023 — около 200 километров быстрых проселочных дорожек и напряженных связок поворотов. Все две сотни километров — педаль в пол. Обычно в Ульяновске в это время года идут дожди, и местный чернозем превращается в каток. В этом году всё иначе. Непривычная летняя жара — 26 градусов! Солнце высушило степь, и за каждой машиной тянется гигантский шлейф пыли. Ветра практически нет, пылевая завеса долго висит в воздухе. Издалека кажется, что это клубы дыма и степь горит. Но нет, пылят спортивные машины.

Лучший результат показал Владимир Васильев на BMW. Отличный спортсмен на самом быстром автомобиле в российских ралли-рейдах.

— Первый раз мы ехали по этой трассе, — рассказал Владимир Васильев — Не было ее никогда в гонках. Первый кусок очень классный: извилистый, через бугры... А второй кусок такой: километр прямо — налево, два километра прямо — направо... По полям. Проблем никаких у нас не было, единственное, вначале была сложная навигация, затем, когда выехали в поля, уже было всё просто. Хорошая гонка!

© Александр Жихарев

Если Васильев успешно прибывает к финишу российских соревнований, то он всегда становится первым. В предыдущий день, состоящий из двух 191-километровых участков, Васильев умудрился на втором круге обогнать пять экипажей, проходящих еще первый круг. Сложно сказать, интересно ли Васильеву гоняться, не имея соперников. Во всяком случае, он не стал посещать награждение, кубки забрал его штурман.

© Александр Жихарев

В категории серийных внедорожников Т2 победителем стал экипаж Андрея Сушенцова, что, собственно было предсказуемо. Действующий чемпион России Антон Мельников после операции физически не может выжать максимум. Экипаж Мельникова показал второй результат. После досадного вылета с трассы экипажа Андрея и Антона Динабургов, на третье место вышла команда УАЗ — Вадим Новиков и Дмитрий Рыбин. По итогам Симбирского тракта Андрей Сушенцов де факто стал победителем чемпионата России в категории Т2 в сезоне 2023 года.

© Александр Жихарев

Активная борьба идет в категории Т3 — багги. Анастасия Нифонтова заболела — всех сейчас косит ОРЗ. Не лучше чувствовала себя ее штурман Екатерина Жаданова. Наглотались таблеток, отоспались и в полубольном состоянии… удержали свое лидерство в категории Т3! Экипаж Дмитрия Мордковича в предыдущий день потерял много времени на ремонты. На финальном этапе Мордкович выжал все возможное — и из себя, и из машины. Но отыграть у Нифонтовой четыре минуты не вышло. Он второй в Т3 и третий в абсолютном зачете (грузовики в абсолюте не фигурируют).

© Александр Жихарев

— Несмотря на все вчерашние поломки и проблемы с машиной нам удалось сегодня выгрызть себе второе место в классе и третье в абсолютном зачете, — рассказал Дмитрий Мордкович — Механикам удалось привести машину в чувство, и я смог сегодня ехать в полную силу! Мы снова в игре за чемпионство!

В спину Мордковичу дышал экипаж Алексея Черкесова и Артема Шевелева. По итогам трех дней они уступили Мордковичу всего одну (!) секунду!

— День и сама трасса очень интересные, — подвел итог Алексей Черкесов. Вначале убойная и очень опасная. Ехали аккуратно и не очень довольны результатом …

© Александр Жихарев

Да, призеры финишируют рядышком, важна каждая секунда… Такая же ситуация в категории Рейд-спорт. Ульяновские сухие трассы сходны с классическим ралли и одаренный раллист Алексей Игнатов на Газели NN в финальный день оторвался по полной. Напомним: экипаж Игнатова и Павлова допустил досадную навигационную ошибку на прологе, потерял время, получил неудачную стартовую позицию в конце всех и всю гонку выступал в качестве догоняющего. Никто не верил, что они смогут не только догнать, но и перегнать соперников. Но… Никогда не говори никогда! Алексей Игнатов и Евгений Павлов на первом месте!

© Александр Жихарев

— Сегодня у нас всё хорошо, — рассказал пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Алексей Игнатов. Дорога вообще супер! Раньше мы здесь никогда не гонялись. Оказывается, есть много классных дорожек рядом с привычными нам трассами, изъезженными вдоль и поперек. Спасибо организаторам и лично Александру Грачеву за то, что нашли интересную трассу. Мы сегодня старались атаковать, потому что у нас отставание три минуты от нашего основного конкурента Константина Иванова. Но жара и технические трудности сказывались на высокой температуре двигателя. Вчерашнюю проблему с тягой двигателя механики решили на отлично, но сегодня мы старались не перегреть двигатель и иногда сбрасывали темп. В остальном все хорошо, нигде не ломались и не останавливались. Дорога позволяла проявить мастерство пилота. Были скоростные повороты, связки поворотов, позднее торможение — всё, что мне нравится в классическом ралли. Здесь этого с лихвой хватало!

На втором месте экипаж Александра Семенова и Дмитрия Охотникова на Газели NN. Хотя для них финальный день оказался непростым:

— Вчера был день лучше, — сказал Александр Семенов. Трасса очень скоростная, как будто Формула 1 какая-то! Всё, что есть в машине, надо раздавать. По дороге приходится скидываться, потому что двигатель перегревается. За пять километров до финиша километров словили яму, оборвало передний привод, тормоза пропали… Лично мне не хватило привычной для ульяновского этапа чемпионата грязи…

Константин Иванов и Александр Горьков на Toyota Land Cruiser откатились на третье место и завоевали по итогам соревнования бронзу в категории рейд-спорт. И, наконец, вишенка на торте — грузовой зачет. Он выдался исключительный — и по скорости, и по накалу страстей, по красоте и динамичности!

Боролись КАМАЗ и МАЗ. Напомним, Сергей Вязович из МАЗ СПОРТавто удивил всех, победив весной на гонке в Астрахани. Тогда говорили, что это случайность: дескать, камазовцы выставили молодых штурманов на обкатку.

Экипаж Вязовича сенсационно стал победителем Шелкового пути 2023 — по сути, домашней камазовской гонки. Что, кстати, косвенно доказывает, что КАМАЗ-мастер борется честно и им не сливали информацию. После двух побед к Вязовичу внимание было особым — как зрителей, так и участников. И особенно Синей армады — команды КАМАЗ-мастер.

© Александр Жихарев

Экипаж Вязовича неважно выступил на прологе, но на второй день дал жару и показал фантастический результат: второй в общем зачете и первый среди грузовиков. Перед третьим, финальным днем от Вязовича на три минуты отставал экипаж Дмитрия Сотникова (КАМАЗ-мастер) за которым следовало еще три (!) КАМАЗа. Как писали в старинных романах, экипаж Вязовича «не имел права на ошибку». И он ее допустил! Незначительная ошибка в навигации привела к потере нескольких минут! А еще и проблемы с колесами…

© Александр Жихарев

Финальный день — момент истины. Сергей Вязович поделился впечатлениями финала:

— Очень нервный был этап и нервный финиш. Уже на 20-м километре мы допустили навигационную ошибку в лесном массиве и потеряли на этом сразу три минуты. Поняли, что статус-кво восстановлен и дальше всё будет зависеть от того, сможет нас пройти Дима Сотников или мы сможем от него отъехать. На этом вся оставшаяся часть гонки и строилась. Потом мы умудрились схватить штраф за превышение скорости, а это ещё 10 секунд. Поняли, что нужно отъезжать от Сотникова уже не на 7 секунд, а на 17, что на таких скоростях, 140 км/ч, очень много. Километров за 70 до финиша мы пошли в максимальную атаку. Примерно за 30–35 км сразу с двух колес слетел протектор. Мы потеряли управляемость, но все равно продолжили атаковать. Очень опасно на самом деле вели концовку, очень рискованно, но было за что рисковать. Примерно за три-четыре километра до финиша лопнуло одно из колес, которое долгое время ехало на корде без протектора. Машина уже не могла вытягивать 140 км/ч — сколько смогли, столько и держали: полный газ до финиша вообще без колеса.

© Александр Жихарев

За Вязовичем мчался Дмитрий Сотников — двукратный чемпион Дакара и победитель многая, многая, многая… Хотя и у него были сложности.

— Догнали Вязовича, уперлись в пыли и ехали за ним, — рассказал Дмитрий Сотников. К сожалению, мы не смогли ничего сделать. Трасса поменялась, и местами сдувало пыль, но когда начинаешь подбираться, она вновь встает столбом, ничего не видно. Очень много было опасных уходов, и невозможно сместиться ни вправо, ни влево. По полям резать нельзя, так как было официальное предупреждение от судей о штрафных санкциях. Мы старались из этой ситуации выжимать все, но подобраться ближе в таких условиях было невозможно. Вязович ехал впереди, следов было по сути немного, но и увидеть в пыли верную дорогу было сложно.

© Александр Жихарев

Экипажи шли ноздря в ноздрю. Судьи проверили итоговое время: экипаж Вязовича победил, Сотников отстал от него на каких-то 25 секунд!
Блестящая победа Сергея Вязовича — пилота и лидера команды, Павла Гаранина — штурмана, Андрея Крагельского — механика.

Команда КАМАЗ-мастер третий раз подряд завоевала серебро. Но это не означает, что КАМАЗ-мастер выступает плохо. Это Сергей Вязович чудо как хорош! Он исключительный пилот, машина прекрасно спроектирована и отлично подготовлена. Да и везения никто не отменял. От такого интересного соперничества особенно выигрывает наш российский автоспорт!

Команда КАМАЗ-мастер — 19-кратный чемпион Дакара. Лучшая в мире гоночная команда умеет маневрировать и умеет побеждать. В конце октября в Волгоградской области пройдет финальный этап чемпионата России по ралли-рейдам — Пески Арчеды. Уже сейчас ясно, что Чемпионат 2023 года — один из лучших. Он уже вошел в историю. В первую очередь благодаря красивому соперничеству в грузовом зачете.

Ждем финал. Пески Арчеды определят победителей! /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget