Галерея самых крутых «электричек» с выставки SEMA
Один из самых интересных электро-рестомодов выкатила компания Ford: это светло-серый пикап Ford F-100 Eluminator. Пикап 1978 года скрестили с «начинкой» от электрического кроссовера Ford Mustang Mach E — от него заимствованы два электромотора мощностью 280 сил каждый, силовая электроника, батарея и подвески. Правда, серийный электромобиль имеет конструкцию с несущим кузовом, а исторический пикап — рамный, с мостом на рессорах сзади. Поэтому специально для этого проекта мастерской Roadster Shop пришлось заказать оригинальное рамное шасси, рассчитанное на установку батареи под днищем и с точками крепления для независимой подвески.
Кабина пикапа аккуратно отделана кожей и клетчатой тканью, а все органы управления заимствованы у электрокроссовера Mustang Mach E: это виртуальный щиток приборов, вертикальный центральный дисплей с поворотной рукояткой, рулевое колесо и поворотная шайба выбора режимов движения. Шоу-кар построен как демонстратор для электромотора Eluminator: отныне его можно заказать для собственного проекта по каталогу Ford Performance за 3900 долларов. Батарея и силовая электроника в эту сумму не входят.
На стенде General Motors — тоже «электричка». Причём это не просто какой-то Chevrolet Bel Air, но легендарный «проджект-кар» журнала Popular Hot Rodding. За свою долгую жизнь «Project X» примерил на себя целую гору запчастей для хот-роддинга. С конвейера в 1957 году он сошёл со скромным шестицилиндровым двигателем, в 1965-м за символические 250 долларов попал в редакцию журнала, и с тех пор сменил больше десятка моторов V8 разного уровня «заряженности». Ярко-жёлтая двухдверка так часто светилась на обложках, что стала одним из самых узнаваемых хот-родов в США.
© Newspress
На этот раз в мастерской дрэговой команды Cagnazzi Racing установили на место компрессорной «восьмёрки» Chevrolet LSX электромотор мощностью 340 лошадиных сил. Использована 400-вольтовая батарея ёмкостью 30 киловатт-часов — её предполагается внести в каталог компонентов Chevrolet Performance. Машина сохранила переднюю подвеску от Chevrolet Corvette, которую установили в 2007 году, но из-за изменившейся развесовки получила более мягкие пружины спереди и более жёсткие — сзади. Удаление выхлопной системы позволило дополнительно «осадить» подвеску на пять сантиметров.
© Newspress
Кстати, ещё на стенде General Motors красовался 550-сильный электрический багги команды Chip Ganassi Racing для гоночной серии Extreme E, стилизованный под серийный электропикап GMC Hummer EV.
© Brandon Deuster
У канадской фирмы Webb Motorworks своя фишка: Крис Вебб придумал маскировать электромоторы под классические бензиновые двигатели. Кастомайзер из Ванкувера решил, что эстетическая составляющая играет решающую роль для многих владельцев классической техники, поэтому обычный синхронный мотор Hyper 9 фирмы NetGain Motors он упаковывает внутрь декоративного полого блока цилиндров, отлитого из алюминия. Там же размещаются блоки силовой электроники с жидкостным охлаждением, а на «впускном коллекторе» монтируется вентилятор для дополнительного охлаждения силовой установки.
© Newspress
Для полного внешнего сходства с бензиновым двигателем сверху можно установить карбюратор. Такой мотор предназначен для установки в паре со штатной трансмиссией. Вебб готов изготовить имитацию практически любого двигателя. Cейчас в его каталоге четыре мотора V8: «смолл-блок» и «биг-блок» Chevrolet, крайслеровский Hemi и фордовский Flathead. Сразу скажем, что удовольствие недешёвое: 50-70 тысяч долларов за агрегат в сборе с силовой электроникой.
© Newspress
Попав в боксы фирмы Electric GT, этот красный Porsche 911 лишился родного «оппозита», получив взамен 435-сильный электромотор от Теслы, систему управления AEM и батарею OX-Drive ёмкостью 47 киловатт-часов.
© Newspress
«Начинка» скомпонована так, чтобы Porsche сохранил характерную «заднемоторную» развесовку — на заднюю ось приходится 55% веса. Весь набор компонентов для переделки стоит 55 тысяч долларов. В числе опций — система быстрой зарядки постоянного тока.
© Newspress
А это совсем не рестомод, но тоже электрический! Трофи-трак для гонок по пустыне построен одним из лидеров в этой дисциплине, американской командой Geiser Brothers. Электрическая начинка суммарной мощностью 1600 лошадиных сил — ответственность фирмы Hypercraft. Шасси традиционное для американских гонок по пустыне: по сути, это тяжёлый багги на пространственной трубчатой раме, внешне имитирующий серийный пикап. Подвеска — двухрычажная спереди, неразрезной мост на четырёх тягах сзади. Это обусловило компоновку электромоторов: передний установлен поперечно, в блоке с главной передачей и дифференциалом, в то время как задний размещён посередине колёсной базы и приводит мост коротким карданным валом. Тяговая батарея разделена на три блока: два установлены под кабиной, ещё один в заднем свесе (под запасками).
Фирма Gateway Bronco строит рестомоды на основе классического внедорожника Ford Bronco образца 1965 года. Основное предложение — установка современной пятилитровой «восьмёрки» Ford Coyote. Мастерская из Иллинойса уже экспериментировала и с электрическим приводом, а на выставке показала уже второй вариант электро-Bronco. Внедорожник Luxe-GT сохранил штатное рамное шасси с неразрезными мостами. Под капотом разместился электромотор мощностью более 400 лошадиных сил: он способен разогнать внедорожник до 100 километров в час менее чем за пять секунд.
© Newspress
Интересно, что электромотор спарен с обычной механической пятиступенчатой коробкой передач. Перепакованная тяговая батарея от Теслы ёмкостью 108 киловатт-часов обеспечивает запас хода более 480 километров. Тормоза — дисковые Wilwood на всех колёсах, подвеска — с активными амортизаторами JRi. Интерьер богато отделан деревом и кожей из ассортимента Porsche, снабжён кондиционером и аудиосистемой Focal. Стоимость такого внедорожника составляет 380 тысяч долларов.
© Newspress
Эта реплика легендарной AC Cobra изготовлена, пожалуй, самым уважаемым из многочисленных производителей «Кобр» — калифорнийской фирмой Superformance. Но под капотом этого родстера нет мощного V8: на его месте установлено две батареи LG Energy ёмкостью 32 киловатт-часа, а задние колёса приводит размещённый в багажнике электромотор от Tesla Model S, развивающий момент более двух тысяч ньютон-метров.
© SEMA/Craig Perronne
Запас хода ожидаемо скромный, учитывая малую ёмкость батареи (на фото) и плохую аэродинамику: около 160 километров на одной зарядке. Для тех, кому динамики окажется недостаточно, в Superformance обещают разработать полноприводный вариант с мотором на каждой оси.
© SEMA/Craig Perronne
«Масл-кар» Plymouth Satellite 1972 года тоже породнился с Теслой. Его владелец Кевин Эриксон не просто восстановил классическое купе, но и поставил на место заднего моста 600-сильный электромотор в сборе с независимой подвеской от Tesla Model S. Правда, из компоновочных соображений подвеску пришлось переделать — установить толкающие штанги, чтобы вынести пружины с амортизаторами наверх.
© SEMA/Craig Perronne
С таким запасом мощности динамические возможности даже не удивляют: до «сотни» ТеслоПлимут разгоняется за четыре секунды. Тяговую батарею ёмкостью 102 киловатт-часа Эриксон разделил на два блока, поместив их под капотом и в багажнике (на фото). Здоровенная батарея дала впечатляющий запас хода, который посрамит и многие современные электрокары — более 400 километров на одной зарядке.
© SEMA/Craig Perronne
Мы уже видели пикапы Chevrolet C-10 на электротяге. Два года назад концерн General Motors привёз на SEMA пикап 1962 года c начинкой от электро-хэтчбека Chevrolet Bolt — парой моторов суммарной мощностью 450 лошадиных сил и двумя батареями на 60 киловатт-часов. Шоу-трак парней с YouTube-канала Salvage to Savage гораздо радикальнее.
© SEMA/Craig Perronne
Для своего пикапа 1985 года они построили оригинальное шасси с двумя электромоторами от Tesla Model S суммарной мощностью около 800 лошадиных сил, «подпольной» батареей от битой Tesla Model 3 и блоками управления английской фирмы Zero EV. Задняя независимая подвеска заимствована от Теслы Model S, а спереди — кастомная двухрычажная схема на основе подрамника и кулаков от Chevrolet Corvette C5. Остальное и так понятно по фотографиям: колёса шириной 305 миллиметров, чумовое расширение кузова из углепластика, каркас безопасности, гоночные кресла и гидравлический «ручник» в кабине.
© SEMA/Craig Perronne
А эта «дорожная яхта» — Buick Electra 1963 года, построенный на телешоу Celebrity IOU Joyride канала Discovery для актёра Джеймса Марсдена (на фото). Теперь Бьюику чуть больше подходит название «Electra»: классический кузов пересадили на современное шасси от Karma Revero. Правда, это не «чистый» электромобиль, а гибрид последовательного типа. Два электромотора на задней оси развивают суммарно 542 лошадиные силы, а спереди под капотом установлен 1,5-литровый турбомотор BMW, выполняющий функцию генератора. На батарее ёмкостью 28 киловатт-часов машина может проехать около ста километров, но подзарядка на ходу увеличивает запас хода примерно до 500 километров.
© SEMA/Craig Perronne
Интерьер почти целиком заимствован у «Кармы», за задними сиденьями установлена дуга безопасности, а кузов немного облегчён использованием углепластиковых панелей (например, из карбона выполнен капот).
© SEMA/Craig Perronne
Американская фирма Rywire занимается электроникой для автоспорта: выпускает важные, но совсем не эффектные продукты — датчики, коннекторы, жгуты проводки. Но к выставке SEMA владелец фирмы Райан Бассери подготовил интересный шоу-кар, электрифицировав родстер Honda S2000. В компактную машину он упаковал 600-сильный электромотор от Теслы и батарею от гибрида Chevrolet Volt. При этом ему удалось скрестить тесловский мотор с хондовской подвеской: для этого пришлось нарастить задний подрамник и изготовить оригинальные рычаги, сохранив «родную» кинематику. Для машины он изготовил полностью оригинальную проводку, оснастив родстер электрической климат-системой. Внешность машины сделали нарочито «электромобильной»: автор обвеса Коди Касале из фирмы Casale Design дополнил передний бампер необычной решёткой с шестиугольными отверстиями и ходовыми огнями той же формы в духе концепт-кара Volkswagen I.D. Space Vizzion. Кроме того, машина дополнена разными ценными для фанатов Хонды артефактами — например, жёсткой крышей Ballade Sports из углепластика или обтекаемыми зеркалами Spoon Sports (правда, это реплика).
© SEMA/Craig Perronne
А вот про этот DeLorean мы почти ничего не знаем... Кроме того, что это тоже электромобиль — демонстратор фирмы Ampere EV из Атланты
Этот пикап Chevrolet Advance Design 3100 не получил электрической начинки, но мы не могли не включить его в нашу подборку по причине его экологической чистоты. Грета бы одобрила: ателье Arrington Performance из штата Вирджиния не просто имплантировала под капот двигатель Chevrolet LSx c компрессором Magnuson 2650, но... перевела его на питание водородом!
Мотор V8 6.2 на альтернативном топливе развивает около 500 лошадиных сил. В паре с ним установлена ручная коробка Tremec TKX, задний мост — Moser с самоблокирующимся дифференциалом Eaton Detroit Truetrack.
А напоследок в нашей подборке — Tesla Model S от Рича Бенуа. Установка агрегатов от Теслы уже становится стандартным ходом при постройке рестомодов. А вот спец по ремонту Теслы и владелец YouTube-канала Rich Rebuilds здорово всех потроллил, провернув обратную операцию — всадив в «утопленную» Model S мотор V8 Chevrolet LS3 от двухдверки Camaro вместе с ручной коробкой. Сняв в процессе 12-серийную эпопею об этом. И так как вы долистали до этого слайда, вам положен бонус: статья о том, как и зачем классические автомобили переводят на электротягу.