Марафон длиной пять тысяч километров
В рамках марафона Шелковый путь проходит еще несколько соревнований: международное соревнование по кросс-кантри ралли МФР, третий этап чемпионата России по ралли-рейдам — баха «Шелковый путь», Гранд тур «Малые города России» и зачет Adventure Trophy для любителей путешествий на мотоциклах. Всего заявлено 98 экипажей, хотя далеко не все из участников действительно спортсмены. Гранд тур «Малые города России» и зачет Adventure Trophy — чисто туристические мероприятия, и их включили в марафон Шелковый путь для оптимизации «температуры по больнице», создавая массовость и «международность» мероприятия. Времена нынче непростые, вот и приходится идти на некоторые уловки.
Впрочем, на старт выходят лучшие спортсмены России, призеры международных чемпионатов. А грузовой зачет — это полноценный топ Дакара: заводские команды КАМАЗ Мастер, МАЗ Спорт Авто, ГАЗ Рейд Спорт!
Основной претендент на победу — экипаж Владимира Васильева и Олега Уперенко на Mini в категории Т1 (улучшенные серийные автомобили или прототипы свободной конструкции). Для Владимира Васильева Шелковый путь — гонка особая. Он уже участвовал в ней много раз, был явным лидером, но к финишу так и не добрался.
В 2021 году он порвал все колеса на камнях Алтая и выбыл из соревнования. В прошлом году ситуация оказалась обидной вдвойне. Васильев — однозначный победитель. Экипаж Кротова отстает от него, и на финальном этапе Владимиру Васильеву достаточно просто доехать. Не напрягаясь, так сказать, «с валидольчиком под языком». Но на финальном участке Васильев переворачивается и отрывает колесо, в месте с которым улетает и победа. Победителем становится Кротов, а Васильев опять уезжает без медалей. Удастся ли победить Владимиру Васильеву карму в этот раз?
— В целом маршрут выглядит интересным, дней много, километров тоже достаточно, хотя не спортивной дистанции — лиазонов — хватает чтобы уставать после спецучастков. Оценим полностью маршрут уже на финише, надеюсь увидеть вас там и рассказать свои впечатления, — сказал Владимир Васильев.
В этой же категории выступают экипажи Андрея Рудского, Богдана Вавренюка и две заводские спортивные Газели NN под управлением Алексея Игнатова и Александра Русанова.
— Шелковый путь — очень интересный марафон, — отметил пилот команды ГАЗ Рейд Спорт Алексей Игнатов. У нашей команды большой опыт таких супермарафонов. Мы регулярные участники Шелкового пути, дважды прошли Africa Eco Race. Такой марафон — это шахматная партия, в которой продуман каждый ход. Важно остаться в лидерах и сохранить машину. В общем, нагрузка как физическая, так и интеллектуальная.
Самая массовая категория — внедорожники (Т2). В ней заявлено 25 машин. Серьезные экипажи — действующего чемпиона России Антона Мельникова и победителя прошлого года Мердана Тойлыева из Туркменистана. Поборются за победу и экипажи Дмитрия Воронова и Евгения Суховенко из команды Lada Sport Rosneft Raid на Нивах.
— Теперь у нас два экипажа, и значит, больше возможностей, — сказал руководитель гоночной команды Lada Sport Rosneft Владислав Незванкин. Будем работать и на личный, и на командный результат. Ралли-рейды — непредсказуемый вид спорта, но мы верим, что сможем продемонстрировать весь наш потенциал.
Наиболее динамично развивающаяся категория в российских и мировых ралли-рейдах — Т3. Стартует 14 спортивных багги, среди которых ожидается серьезная борьба. Лидер абсолютного зачета чемпионата России Дмитрий Мордкович в виде дополнительного приза получил право участия в Шелковом пути без оплаты стартового взноса. Соперники — экипажи Сергея Карякина, братьев Алексея и Дмитрия Черкесовых, Анастасии Нифонтовой и Романа Русинова.
— Самое сложное в этих гонках — то, что ты совсем не знаешь дороги, отметил Роман Русинов — дебютант Шелкового пути и ветеран гонок на выносливость. Маршрут проходит по очень красивым регионам нашей страны, но нужно сохранять полную сосредоточенность. В Ле-Мане проще — эту трассу я знаю и теоретически могу проехать ее с закрытыми глазами. Наверное, в моем случае ехать максимально быстро не стоит. Чтобы выиграть гонку, сначала надо финишировать.
В категории «Грузовики» на старт вышло двенадцать экипажей. Команда КАМАЗ Мастер выступает полным составом, пять гоночных автомобилей. Машины разные, но все очень быстрые. Экипажи Дмитрия Сотникова (прошлогодний победитель ШП) и Андрея Каргинова выступают на грузовиках семейства К5. Эдуарда Николаева — на капотном грузовике. Экипаж Сергея Куприянова традиционно едет на машине на метане.
— В этом году борьба будет очень непростой, но приятно видеть, что в зачете грузовиков появляются новые участники, — отметил Сергей Куприянов — Будем внимательно следить за командой Ural Motorsport, в лице которой у нас появился новый достойный соперник.
Пятый КАМАЗ передан китайскому экипажу «Один пояс — один путь» в составе пилота Хоу Хоннина, штурмана Шень Синя и механика Сергея Кренева. Решение разумное: опытный механик поможет разобраться в технических нюансах. К тому же у Кренева большой опыт ралли, в том числе и Шелкового пути.
Победить «Синюю армаду» в полном составе очень сложно, практически невозможно. У них единственный полноценный соперник — МАЗ Спорт Авто из Беларуси. Три машины — Сергей Вязович, Алексей Вишневский и Виталий Мурылев.
Команда ГАЗ Рейд Спорт выступает на трех грузовиках ГАЗ Садко NEXT. Заводские экипажи Михаила Шкляева и Алексея Хлебова. Один грузовик передали китайскому экипажу (пилот Ма Годже).
— Наши грузовики собраны из стандартных узлов и агрегатов, — сказал руководитель спортивного отдела ГАЗ Михаил Шкляев. Мы уступаем в энерговооруженности гоночным болидам. Но мы всегда приходим к финишу, демонстрируя высочайшую надежность автомобилей ГАЗ!
Дебютант гонки — экипаж Юрия Наймана на грузовике Урал. Внешне автомобиль похож на серийные Уралы, но подробности про машину не рассказывают.
Что касается самой легкой техники ралли-рейда, то в Шелковом пути участвуют девять мотоциклистов и четверо квадроциклистов.
Торжественный старт ралли прошел на Площади тысячелетия в Казани. На следующий день — полноценный спортивный маршрут с финишем в Уфе. /m