Опубликовано 06 мая 2023, 08:00
8 мин.

Турбоэра и остальные интриги российского кольца

За кого болеть и за чем следить в новом сезоне РСКГ
Каждый год я агитирую читателя познакомиться с этим захватывающим спортивным сериалом. Начав следить за российскими гонками, вы забудете о Формуле 1 — страстей и интриг здесь не меньше, а места, герои и техника максимально близки к нашей реальности. Это автодромы, куда каждый может приехать и увидеть гоночное шоу своими глазами. Пилоты, которые в обычной жизни зарабатывают на своё хобби в компаниях, продуктами и услугами которых мы все пользуемся. Болиды, сделанные из Вест, Поло и Солярисов, которые в изобилии ездят вокруг. Всё это сплетается в гоночную вселенную, наблюдать за событиями которой становится с каждым сезоном всё интереснее.
Турбоэра и остальные интриги российского кольца
© Марат Даминов

Однажды мне даже посчастливилось самому проехать один этап этих гонок благодаря проекту АвтоВАЗа и Lada Sport ROSNEFT. А сейчас расскажу о главных нововведениях и сюжетах нового сезона и подсвечу самые важные интриги, с пониманием которых болеть за команды и пилотов станет намного интереснее. Возможность пообщаться с пилотами и сотрудниками чемпионата и собрать для вас всю эту информацию из первых рук дала всё та же заводская команда АвтоВАЗа, пригласившая «Мотор» на первый этап РСКГ в Сочи.

Разделение на Туринг и Эндуранс

В последние годы среди участников набирал популярность формат длинных гонок на выносливость — во всём мире они обозначаются словом endurance. Поэтому в новом сезоне их выделили в отдельный одноимённый под-чемпионат со своим календарём. А традиционные короткие заезды Российской серии кольцевых гонок назвали словом… Туринг. Умудрившись запутать даже меня — ведь это слово в российском кольце всегда означало не серию, а топовую категорию. Которая отныне переименована в TCR Russia.

Турбоэра и остальные интриги российского кольца

© Марат Даминов

Полноценный календарь Эндуранса вырос из длинной гонки Akhmat Race, которая с 2017 года проводилась совместно с этапом РСКГ на автодроме Крепость Грозная. Теперь таких заездов на выносливость будет целых четыре за весь сезон: сначала 3-часовая гонка, потом две 4-часовых и на десерт 6 часов в Сочи. Пилоты едут экипажами, сменяя друг друга примерно раз в один час. Состав участников «Эндуранса» во многом пересекается с «Турингом», но есть и уникальная техника, и едущие только такие гонки пилоты.

Турбоэра в Туринг-Лайт

Хороший баланс скорости машин и стоимости участия сделал класс Туринг-Лайт привлекательным для широкого круга гонщиков — от вчерашних новичков до ветеранов. Но многим пилотам не хватало возможностей атмосферных моторов 1.6 при разумной с точки зрения надёжности форсировке этих агрегатов. Поэтому среди команд уже несколько лет обсуждался переход на наддувные двигатели, который полноценно начался только в этом сезоне. Сейчас в классе наступает своеобразная турбоэра, словно в Формуле 1 конца 1970-х.

На старте первого этапа уже около половины участников были с турбомоторами под капотом. Помимо седанов Polo второго поколения это были три Audi A1 (эта модель никогда прежде не участвовала в российском кольце) и даже один… Kia Rio X-Line! Отныне регламент разрешает даже такие дерзкие «свапы», и команда немало намучилась с этим кентавром, как прозвал автомобиль комментатор Антон Ширяев, прежде чем кастомные опоры двигателя наконец стали выдерживать нагрузки. Резоном для столь трудозатратной постройки стало стремление получить тягу и надёжность мотора Volkswagen на сбалансированном и настроенном шасси Kia.

Проблема форсировки атмосферных моторов состоит в том, что для увеличения мощности необходимо сдвигать вверх отсечку по оборотам. Это предъявляет очень высокие требования к прочности некоторых деталей двигателя. Наддув позволяет поднять мощность через увеличение крутящего момента, что технически реализовать дешевле и проще

Проблема форсировки атмосферных моторов состоит в том, что для увеличения мощности необходимо сдвигать вверх отсечку по оборотам. Это предъявляет очень высокие требования к прочности некоторых деталей двигателя. Наддув позволяет поднять мощность через увеличение крутящего момента, что технически реализовать дешевле и проще

© Марат Даминов

Легализация турбо привела в класс новые модели машин, новые инженерные решения и интригу — как это всё в итоге будет работать. И тем интереснее, что на первом этапе не случилось ожидаемого тотального доминирования наддувных машин. Часть «турбо» ехала медленнее части «атмо», и эту ситуацию нельзя объяснить лишь качеством пилотажа. Факторов много: например, считается, что корейские шасси более сбалансированы, чем немецкие. По крайней мере пока использующие «турбо-ВАГи» команды не успели изучить все настройки подвески своих новых болидов.

И такая ситуация с отсутствием явного преимущества в скорости наддувных машин может продлиться ещё несколько этапов: на менее скоростных и более «поворотистых» трассах «турбо» будет иметь темп за счёт двигателей, а «атмо» — благодаря отточенным настройкам шасси. Audi A1 вроде бы должна сочетать тяговитость Polo и юркость Kia/Hyundai, но её ещё ни в одной команде не научились толком настраивать — всем требуется больше тестов.

Ещё один фактор неизвестности при переходе на турбо — как судьи будут «душить» эту технику для выравнивания баланса производительности. Когда какие-то машины едут сильно быстрее других, их замедляют рестрикторами и довесами, и часто на протяжении некоторого времени эта ситуация бывает не в пользу нового. Часть пилотов Туринг-Лайт остались на старой технике ещё и по этой причине.

Во время «мокрых» гонок пилотировать наддувные машины сложнее, чем атмосферные. Потому при слабом сцеплении колёс с трассой большая тяга и нелинейный характер её нарастания ведут к усложнению контроля пробуксовки

Во время «мокрых» гонок пилотировать наддувные машины сложнее, чем атмосферные. Потому при слабом сцеплении колёс с трассой большая тяга и нелинейный характер её нарастания ведут к усложнению контроля пробуксовки

© Григорий Голышев

Toyota против AMG в GT4

В «любительско-олигархическом» и одновременно самом мощном и дорогом классе GT4 выступают полупрофессиональные гонщики, большинство из которых — обеспеченные бизнесмены. Здесь с самого основания категории была гегемония Мерседесов, но в этом году почти половина пелетона стала состоять из Toyota Supra.

Во-первых, Супры оказались конкурентоспособными. Во-вторых, они дешевле, чем Mercedes-AMG GT (да, здесь тоже считают деньги). А в-третьих, гоночные Мерседесы оказалось непросто купить и даже обслужить и отремонтировать — превышающий предложение спрос по всему миру породил очереди и квоты.

Первый этап показал, что Supra — не «читмобиль» и не «самовоз», вопреки звучавшей в паддоке гипотезе. А ещё самые опытные пилоты класса все выступают на Mercedes-AMG. В том числе поэтому лучший результат гонщика на Toyota Supra (это был Дмитрий Гвазава) — только 7-е место по итогам уикенда. Да и весы пресловутого bop (balance of performance) пока всё ещё в процессе поиска своего равновесия. Кстати, в старших классах РСКГ помимо довесов и рестрикторов применяется ещё регулировка дорожного просвета, от которого зависит способность аэродинамики генерировать действующую на шасси прижимную силу.

Смогут ли «жёлтые» снова взять «Туринг»?

Триумфатор 2020 и 2021 года в личном и командном зачётах — Lada Sport ROSNEFT — так жаждет вернуться к победам, что выставляет в этом сезоне сразу три машины в топовом классе чемпионата — TCR Russia. Кирилл Ладыгин, Владимир Шешенин и Иван Чубаров едут на прошлогодних машинах, которым добавили в основном выносливости.

В то же время многие конкуренты усилились свежей техникой: например, Павел Кальманович выкатил новейшую версию Audi RS3 LMS, а Алексей Дудукало впервые в российских гонках вывел на старт Hyundai Elantra TCR. Темп лидеров класса прямо со старта сезона оказался таким плотным, что предсказать дальнейшее развитие событий невозможно. И тем интереснее будет смотреть Туринг! Простите, TCR Russia.

Как поехала новая техника класса? Экзотический седан Hyundai пока не показал темп даже в руках опытнейшего Дудукало, а новейшая RS3 ехала в одном темпе с Вестой — во второй гонке Lada Владимира Шешенина всю дистанцию провисела на корме Audi Павла Кальмановича. Правда, Шешенин так хотел борьбы за первые места, что в обеих гонках уикенда исполнил фальстарт!

Но силами его напарников Кирилла Ладыгина и Ивана Чубарова коллектив АвтоВАЗа всё же увёз с этапа лидерство в командном зачёте. А также, к сожалению, сильно повреждённый автомобиль Ладыгина, которому досталось во второй гонке из-за ошибки Льва Толкачёва.

Весты против старых японцев в Супер-Продакшн

Пожалуй, самый неоднозначный класс в чемпионате. Наиболее вольный в плане регламента и в то же время стабильный до степени стагнации в том, что касается техники и участников. Из года в год там заводские вазовские турбо-Весты (в которых, в отличие от туринговых, даже мотор свой, а не Renault) борются с немолодыми Honda Civic разных старых поколений, а также с Subaru BRZ, старыми Mazda3 и неизменным Volkswagen Scirocco. Эти машины строят и обслуживают небольшие частные коллективы.

Сейчас интрига в том, что к новому сезону силы выровнялись настолько, что большинство участников может претендовать не только на подиум, но и на победу! Это подтвердил первый этап: хотя пилоты Лады и уехали лидерами как в личном (Михаил Митяев), так и в командном зачёте, соперники едва ли отстали. Частники на японской технике выдали очень впечатляющий темп и продемонстрировали хороший потенциал для побед. Уже традиционно команде Lada стоит поискать резервы скорости, а соперникам — надёжности.

Будет интересно увидеть, сможет ли в борьбу Лад, Хонд и Субару ворваться на равных команда энтузиастов Mazda High Power, которая давно строит машины для любительских и полупрофессиональных гонок, а сейчас стремится заявить о себе на более высоком уровне РСКГ. Пока она ворвалась в переднее колесо Александра Гармаша, хотя до этого момента темп у пилота винтажной «трёшки» Антона Надешкина был неплохой

Будет интересно увидеть, сможет ли в борьбу Лад, Хонд и Субару ворваться на равных команда энтузиастов Mazda High Power, которая давно строит машины для любительских и полупрофессиональных гонок, а сейчас стремится заявить о себе на более высоком уровне РСКГ. Пока она ворвалась в переднее колесо Александра Гармаша, хотя до этого момента темп у пилота винтажной «трёшки» Антона Надешкина был неплохой

© Григорий Голышев

Кризис S1600

Самая доступная для участия категория ещё пару лет назад была под завязку забита заявками на старт, а теперь в ней соревнуются всего 10 пилотов. Кузницей кадров для S1600 был юниорский класс, который ныне упразднён в отсутствие кворума. Молодёжь предпочитает ездить развивающихся региональных сериях вроде NLS или Кубка республики Татарстан по АКГ.

Это более дешёвый и простой способ пересесть из карта в «кузов», при этом получая сопоставимый с РСКГ опыт на аналогичной технике. Также наметился тренд прихода новичков (не обязательно молодых) сразу в более быстрые классы — например, Туринг-Лайт или Супер-Продакшн. Туда же ушли «на повышение» многие завсегдатаи S1600.

Сцена на подиуме S1600, состоящая из противоречий: пилот поливается напитком, который он не имеет права купить в магазине. А причиной этого действа послужило то, что он лучше других водит машину, не имея при этом водительского удостоверения. Вот тебе и юниоры под началом Фатхутдинова

Сцена на подиуме S1600, состоящая из противоречий: пилот поливается напитком, который он не имеет права купить в магазине. А причиной этого действа послужило то, что он лучше других водит машину, не имея при этом водительского удостоверения. Вот тебе и юниоры под началом Фатхутдинова

© Григорий Голышев

Есть и категория пилотов, которые вообще покинули гонки, потому что приходили в доступный «Национальный» просто попробовать. Сейчас в S1600 обращают на себя внимание шустрые подопечные юного, но уже титулованного играющего (в TCR Russia) тренера Рустама Фатхутдинова. В этом сезоне у него появилась своя команда ALGA (в переводе с татарского — только вперёд), представленная в S1600 сразу четырьмя машинами!

То есть ALGA — это почти половина участников класса. При этом в числе воспитанников Рустама — как 15-летний Владимир Лобачёв, так и мастер спорта международного класса Татьяна Елисеева. Кстати, эта опытная пилотесса здорово прибавила в темпе именно по итогам своего первого выступления за коллектив из Татарстана.

Ещё больше гоночного разнообразия

Ещё одна категория, перетянувшая на себя внимание начинающих карьеру пилотов — класс CN/Спортпрототип, где основную массу машин составляют отечественные Шорткаты. На старте сезона в ней уже есть 19 заявок! Сочи — трасса, на которой короткие туринг-гонки в этом классе календарём РСКГ не предусмотрены. Но с таким количеством пилотов мы точно можем ожидать много зрелищной борьбы на всех предстоящих этапах, где поедут прототипы.

Кроме того, организаторами впервые анонсированы даже три этапа для класса Формула 4! Правда, с заявками пока не густо. Аналогичная ситуация и с так и не получившим популярности Тайм-Аттаком. А вот Historic Cup оказался востребован — гонки Жигулей и других «старичков» пройдут в этом году Смоленске и Питере.

Есть в чемпионате и неочевидные новости и тенденции, которые были озвучены не для печати. Их последствия станут заметны по ходу сезона и могут осложнить жизнь участникам и организаторам, но зритель в любом случае не проиграет — просто будет больше внезапных событий и неожиданных изменений в турнирной таблице.

Но пусть второстепенные факторы не перевешивают в этой борьбе и победят всё равно сильнейшие. А организаторам я пожелаю преуспеть с продвижением серии: зовите блогеров, раскладывайте листовки в отелях, развешивайте по городам баннеры — этот автоспортивный праздник заслуживает того, чтобы его смотрели не только семьи и друзья гонщиков.