Турбоэра и остальные интриги российского кольца
За кого болеть и за чем следить в новом сезоне РСКГ/imgs/2023/05/05/05/5895366/0f2c18c1cc2228ec879780b28b996cd6e01410e6.jpg)
Однажды мне даже посчастливилось самому проехать один этап этих гонок благодаря проекту АвтоВАЗа и Lada Sport ROSNEFT. А сейчас расскажу о главных нововведениях и сюжетах нового сезона и подсвечу самые важные интриги, с пониманием которых болеть за команды и пилотов станет намного интереснее. Возможность пообщаться с пилотами и сотрудниками чемпионата и собрать для вас всю эту информацию из первых рук дала всё та же заводская команда АвтоВАЗа, пригласившая «Мотор» на первый этап РСКГ в Сочи.
/imgs/2023/05/05/05/5895374/5f0e8c10e7f6b00ec31e657714f103224fa4fe20.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895369/e78aaaf40c5dd7cf42da6883408dfa725f5c1d39.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895370/e38f4b00b6b8810a9117c7aa16bb287a1d6e3259.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895373/527f776c93519ad654f0ac64fd6d64f42614c80c.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895371/35c7291ae96084cd6352ef044371aefbf62bf506.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/05/05/5895372/1bf46822a792c2360495074bdff5444adafa3019.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895375/6cfe5f72e204074e6de825ce3347ac2a681e8f85.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895376/cf0df031526a81e9c028f636271dfa49daedfe58.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895377/522c65dcb3f5e2da0adb0f456ae6e2b79e46a725.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895378/3e61c1fec09b369daaf1ac348344da9556f870a5.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/05/05/5895374/5f0e8c10e7f6b00ec31e657714f103224fa4fe20.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895369/e78aaaf40c5dd7cf42da6883408dfa725f5c1d39.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895370/e38f4b00b6b8810a9117c7aa16bb287a1d6e3259.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895373/527f776c93519ad654f0ac64fd6d64f42614c80c.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895371/35c7291ae96084cd6352ef044371aefbf62bf506.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895372/1bf46822a792c2360495074bdff5444adafa3019.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895375/6cfe5f72e204074e6de825ce3347ac2a681e8f85.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895376/cf0df031526a81e9c028f636271dfa49daedfe58.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895377/522c65dcb3f5e2da0adb0f456ae6e2b79e46a725.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895378/3e61c1fec09b369daaf1ac348344da9556f870a5.jpg)
РСКГ 2023 в цифрах: юбилейный 10 год проведения, 2 субчемпионата (8 классов в одном и 6 в другом), суммарно 12 этапов на 8 разных трассах и полторы сотни пилотов
© Григорий Голышев
Разделение на Туринг и Эндуранс
В последние годы среди участников набирал популярность формат длинных гонок на выносливость — во всём мире они обозначаются словом endurance. Поэтому в новом сезоне их выделили в отдельный одноимённый под-чемпионат со своим календарём. А традиционные короткие заезды Российской серии кольцевых гонок назвали словом… Туринг. Умудрившись запутать даже меня — ведь это слово в российском кольце всегда означало не серию, а топовую категорию. Которая отныне переименована в TCR Russia.
/imgs/2023/05/05/05/5895379/087c65492b9c28471bfbd1dead7a7c375607aff1.jpg)
© Марат Даминов
Полноценный календарь Эндуранса вырос из длинной гонки Akhmat Race, которая с 2017 года проводилась совместно с этапом РСКГ на автодроме Крепость Грозная. Теперь таких заездов на выносливость будет целых четыре за весь сезон: сначала 3-часовая гонка, потом две 4-часовых и на десерт 6 часов в Сочи. Пилоты едут экипажами, сменяя друг друга примерно раз в один час. Состав участников «Эндуранса» во многом пересекается с «Турингом», но есть и уникальная техника, и едущие только такие гонки пилоты.
/imgs/2023/05/05/05/5895380/7fec0b99847ec745c2a29dd8ac5eb006d7fc9a03.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895381/a46a9d7282dafbbbf841c6738597d60b907b785d.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895382/07fc8913f3a97de05934a12a3651189056b58904.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895384/2fbbdc37ded52604bee06ff9f606fc73c397f3a1.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895383/767615464d0cb35cda1b6c87829d90a8246e6c9b.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/05/05/5895380/7fec0b99847ec745c2a29dd8ac5eb006d7fc9a03.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895381/a46a9d7282dafbbbf841c6738597d60b907b785d.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895382/07fc8913f3a97de05934a12a3651189056b58904.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895384/2fbbdc37ded52604bee06ff9f606fc73c397f3a1.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895383/767615464d0cb35cda1b6c87829d90a8246e6c9b.jpg)
Помимо продолжительности, Эндуранс любопытен ещё тем, что на протяжении всей гонки на трассе одновременно находится быстрая и медленная техника самых разных типов и классов
© Марат Даминов
Турбоэра в Туринг-Лайт
Хороший баланс скорости машин и стоимости участия сделал класс Туринг-Лайт привлекательным для широкого круга гонщиков — от вчерашних новичков до ветеранов. Но многим пилотам не хватало возможностей атмосферных моторов 1.6 при разумной с точки зрения надёжности форсировке этих агрегатов. Поэтому среди команд уже несколько лет обсуждался переход на наддувные двигатели, который полноценно начался только в этом сезоне. Сейчас в классе наступает своеобразная турбоэра, словно в Формуле 1 конца 1970-х.
/imgs/2023/05/05/05/5895385/7e1c0f36de5b9fba772d6acb2f8abb1023ef633f.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895386/c8e6c3d1d755da27992cd06b61bfeb6e9e495282.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895387/9e679cddcf1ec833188b837d925db586045ad971.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895389/701e225442a329150aa1d7a379ef307a8092fa16.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895388/54556263f1b1aa0b0ca7b78553042e5aa4e1635f.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/05/05/5895390/c5def70cebc629d4a9a71f28a362df5eeabaabb9.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895391/fb9a27d72d5244bbd2e81c412688c2d50e28ec3a.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895385/7e1c0f36de5b9fba772d6acb2f8abb1023ef633f.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895386/c8e6c3d1d755da27992cd06b61bfeb6e9e495282.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895387/9e679cddcf1ec833188b837d925db586045ad971.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895389/701e225442a329150aa1d7a379ef307a8092fa16.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895388/54556263f1b1aa0b0ca7b78553042e5aa4e1635f.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895390/c5def70cebc629d4a9a71f28a362df5eeabaabb9.jpg)
/imgs/2023/05/05/05/5895391/fb9a27d72d5244bbd2e81c412688c2d50e28ec3a.jpg)
Туринг-Лайт — это доступные переднеприводники с моторами мощностью 170–180 сил и шиной-сликом. Разрешён наддув и секвентальные коробки передач
© Григорий Голышев
На старте первого этапа уже около половины участников были с турбомоторами под капотом. Помимо седанов Polo второго поколения это были три Audi A1 (эта модель никогда прежде не участвовала в российском кольце) и даже один… Kia Rio X-Line! Отныне регламент разрешает даже такие дерзкие «свапы», и команда немало намучилась с этим кентавром, как прозвал автомобиль комментатор Антон Ширяев, прежде чем кастомные опоры двигателя наконец стали выдерживать нагрузки. Резоном для столь трудозатратной постройки стало стремление получить тягу и надёжность мотора Volkswagen на сбалансированном и настроенном шасси Kia.
/imgs/2023/05/05/06/5895392/b027df15e33da215a49eeecd63cc7aba0634e216.jpg)
Проблема форсировки атмосферных моторов состоит в том, что для увеличения мощности необходимо сдвигать вверх отсечку по оборотам. Это предъявляет очень высокие требования к прочности некоторых деталей двигателя. Наддув позволяет поднять мощность через увеличение крутящего момента, что технически реализовать дешевле и проще
© Марат Даминов
Легализация турбо привела в класс новые модели машин, новые инженерные решения и интригу — как это всё в итоге будет работать. И тем интереснее, что на первом этапе не случилось ожидаемого тотального доминирования наддувных машин. Часть «турбо» ехала медленнее части «атмо», и эту ситуацию нельзя объяснить лишь качеством пилотажа. Факторов много: например, считается, что корейские шасси более сбалансированы, чем немецкие. По крайней мере пока использующие «турбо-ВАГи» команды не успели изучить все настройки подвески своих новых болидов.
/imgs/2023/05/05/06/5895394/81e7b9dd5f75dca0537d51cb1712630988bfc000.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895393/52f81c6d54f494bfd5ed19a9e535b73d17584af9.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895394/81e7b9dd5f75dca0537d51cb1712630988bfc000.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895393/52f81c6d54f494bfd5ed19a9e535b73d17584af9.jpg)
Пилот Audi Артём Фридман прокомментировал для читателей Мотора этот снимок: «Внимание на внутреннее переднее колесо, которое наглядно демонстрирует, что подвеску ещё только предстоит настроить. Но о потенциале говорит тот факт, что даже на такой «единичке» удалось с ходу стать третьим в классе по итогу этапа». К слову, первые два места (Николай Карамышев и Михаил Симонов) — тоже машины группы Volkswagen
© Григорий Голышев
И такая ситуация с отсутствием явного преимущества в скорости наддувных машин может продлиться ещё несколько этапов: на менее скоростных и более «поворотистых» трассах «турбо» будет иметь темп за счёт двигателей, а «атмо» — благодаря отточенным настройкам шасси. Audi A1 вроде бы должна сочетать тяговитость Polo и юркость Kia/Hyundai, но её ещё ни в одной команде не научились толком настраивать — всем требуется больше тестов.
Ещё один фактор неизвестности при переходе на турбо — как судьи будут «душить» эту технику для выравнивания баланса производительности. Когда какие-то машины едут сильно быстрее других, их замедляют рестрикторами и довесами, и часто на протяжении некоторого времени эта ситуация бывает не в пользу нового. Часть пилотов Туринг-Лайт остались на старой технике ещё и по этой причине.
/imgs/2023/05/05/06/5895395/2b49c21c154f6763241cc40dbb540b68942ccb38.jpg)
Во время «мокрых» гонок пилотировать наддувные машины сложнее, чем атмосферные. Потому при слабом сцеплении колёс с трассой большая тяга и нелинейный характер её нарастания ведут к усложнению контроля пробуксовки
© Григорий Голышев
Toyota против AMG в GT4
В «любительско-олигархическом» и одновременно самом мощном и дорогом классе GT4 выступают полупрофессиональные гонщики, большинство из которых — обеспеченные бизнесмены. Здесь с самого основания категории была гегемония Мерседесов, но в этом году почти половина пелетона стала состоять из Toyota Supra.
Во-первых, Супры оказались конкурентоспособными. Во-вторых, они дешевле, чем Mercedes-AMG GT (да, здесь тоже считают деньги). А в-третьих, гоночные Мерседесы оказалось непросто купить и даже обслужить и отремонтировать — превышающий предложение спрос по всему миру породил очереди и квоты.
/imgs/2023/05/05/06/5895397/f7de23a68268e60d9058a9460a9418ad8326c938.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895396/43066294167a3bf4a53065ed4d9ce6c03270e751.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895400/d5de4859e6f628e6fc727cd48e00dc4e3eb45359.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895399/80d61b71d6a25995cce1775651005b55b55040f0.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895398/646583c504a822e19c8c50a04114ef3c6daeedd4.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/05/06/5895397/f7de23a68268e60d9058a9460a9418ad8326c938.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895396/43066294167a3bf4a53065ed4d9ce6c03270e751.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895400/d5de4859e6f628e6fc727cd48e00dc4e3eb45359.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895399/80d61b71d6a25995cce1775651005b55b55040f0.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895398/646583c504a822e19c8c50a04114ef3c6daeedd4.jpg)
Помимо Toyota и Mercedes, в GT4 представлены два BMW M4. А вот Porsche Cayman в этом году полностью исчезли со стартовой решётки. Но общее число участников увеличилось по сравнению с прошлым сезоном, что должно сделать «гонки суперспорткаров» ещё зрелищнее
© Григорий Голышев
Первый этап показал, что Supra — не «читмобиль» и не «самовоз», вопреки звучавшей в паддоке гипотезе. А ещё самые опытные пилоты класса все выступают на Mercedes-AMG. В том числе поэтому лучший результат гонщика на Toyota Supra (это был Дмитрий Гвазава) — только 7-е место по итогам уикенда. Да и весы пресловутого bop (balance of performance) пока всё ещё в процессе поиска своего равновесия. Кстати, в старших классах РСКГ помимо довесов и рестрикторов применяется ещё регулировка дорожного просвета, от которого зависит способность аэродинамики генерировать действующую на шасси прижимную силу.
/imgs/2023/05/05/06/5895401/5396610ad68ee54a25be5e0265a87c20553f6760.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895402/2ef5834e0bbe45017d33ad3879382ddd27eb7637.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895403/e371c14bb8240b26b1f6daf15b41400df335a299.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895401/5396610ad68ee54a25be5e0265a87c20553f6760.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895402/2ef5834e0bbe45017d33ad3879382ddd27eb7637.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895403/e371c14bb8240b26b1f6daf15b41400df335a299.jpg)
© Григорий Голышев
Смогут ли «жёлтые» снова взять «Туринг»?
Триумфатор 2020 и 2021 года в личном и командном зачётах — Lada Sport ROSNEFT — так жаждет вернуться к победам, что выставляет в этом сезоне сразу три машины в топовом классе чемпионата — TCR Russia. Кирилл Ладыгин, Владимир Шешенин и Иван Чубаров едут на прошлогодних машинах, которым добавили в основном выносливости.
В то же время многие конкуренты усилились свежей техникой: например, Павел Кальманович выкатил новейшую версию Audi RS3 LMS, а Алексей Дудукало впервые в российских гонках вывел на старт Hyundai Elantra TCR. Темп лидеров класса прямо со старта сезона оказался таким плотным, что предсказать дальнейшее развитие событий невозможно. И тем интереснее будет смотреть Туринг! Простите, TCR Russia.
/imgs/2023/05/05/06/5895405/9e42be2c5b4fbc8e0b78302c3316090673df79b3.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895406/23af568a4cd99e9f55f3731c5492800184b37eb1.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895409/31edc1b58d711521793cafe3638bf818bd57cae6.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895407/cdc7fa89c3bd78815e0f1a3dde6d71c15f25feb0.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895408/ed1544bb78e353562d421acb26ef83f633bac338.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/05/06/5895410/4b487f22db2965468857764c0c8a6d765a0837b0.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895412/a9908521856699d290ab512aa0f2f648a722436d.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895411/0c1e8357d7a699ce69de71735b97712033614963.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895414/64c51e5b9380ab06fb280859c38f911c10625948.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895413/be15b30a5122805552fbe8c945487cb06eb135f5.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/05/06/5895405/9e42be2c5b4fbc8e0b78302c3316090673df79b3.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895406/23af568a4cd99e9f55f3731c5492800184b37eb1.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895409/31edc1b58d711521793cafe3638bf818bd57cae6.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895407/cdc7fa89c3bd78815e0f1a3dde6d71c15f25feb0.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895408/ed1544bb78e353562d421acb26ef83f633bac338.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895410/4b487f22db2965468857764c0c8a6d765a0837b0.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895412/a9908521856699d290ab512aa0f2f648a722436d.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895411/0c1e8357d7a699ce69de71735b97712033614963.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895414/64c51e5b9380ab06fb280859c38f911c10625948.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895413/be15b30a5122805552fbe8c945487cb06eb135f5.jpg)
Команда Lada Sport ROSNEFT выделяется среди участников класса TCR Russia тем, что единственная выступает на автомобилях собственной разработки, а не готовой покупной технике крупных производителей. То есть успешно бросает вызов не только пилотам и механикам конкурентов, но и инженерам-проектировщикам глобальных концернов
© Владимир Миро
Как поехала новая техника класса? Экзотический седан Hyundai пока не показал темп даже в руках опытнейшего Дудукало, а новейшая RS3 ехала в одном темпе с Вестой — во второй гонке Lada Владимира Шешенина всю дистанцию провисела на корме Audi Павла Кальмановича. Правда, Шешенин так хотел борьбы за первые места, что в обеих гонках уикенда исполнил фальстарт!
Но силами его напарников Кирилла Ладыгина и Ивана Чубарова коллектив АвтоВАЗа всё же увёз с этапа лидерство в командном зачёте. А также, к сожалению, сильно повреждённый автомобиль Ладыгина, которому досталось во второй гонке из-за ошибки Льва Толкачёва.
/imgs/2023/05/05/06/5895416/e9866894ea1173117a11c573f64c91aedb5e34dc.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895417/54a40dab2b22f8bdf29593c7ef8cd87a0c81d888.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895419/3f45dfdf852b5ef391d8850c880fe501dcddfc48.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895418/61d4432351475c944871c267f47ec1ca19d45479.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895420/3f739b2ebaff632df8a95a8d1abed28c9316681c.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/05/06/5895416/e9866894ea1173117a11c573f64c91aedb5e34dc.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895417/54a40dab2b22f8bdf29593c7ef8cd87a0c81d888.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895419/3f45dfdf852b5ef391d8850c880fe501dcddfc48.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895418/61d4432351475c944871c267f47ec1ca19d45479.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895420/3f739b2ebaff632df8a95a8d1abed28c9316681c.jpg)
© Владимир Миро
Весты против старых японцев в Супер-Продакшн
Пожалуй, самый неоднозначный класс в чемпионате. Наиболее вольный в плане регламента и в то же время стабильный до степени стагнации в том, что касается техники и участников. Из года в год там заводские вазовские турбо-Весты (в которых, в отличие от туринговых, даже мотор свой, а не Renault) борются с немолодыми Honda Civic разных старых поколений, а также с Subaru BRZ, старыми Mazda3 и неизменным Volkswagen Scirocco. Эти машины строят и обслуживают небольшие частные коллективы.
/imgs/2023/05/05/06/5895422/5c7e8f58718fdd214fd48c9070acc32453891a4e.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895421/6979bbcff9db36fbccce6fd3f923bd8340e64d02.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895423/03ac99324642f036bbfc6b2c27a0423af98b2175.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895424/7a98fca6de0f3afe96d667e3b36cd5029a0aa7f0.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895425/9ed340bd60686a23783b57dfed4e37798cc88fd6.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/05/06/5895422/5c7e8f58718fdd214fd48c9070acc32453891a4e.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895421/6979bbcff9db36fbccce6fd3f923bd8340e64d02.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895423/03ac99324642f036bbfc6b2c27a0423af98b2175.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895424/7a98fca6de0f3afe96d667e3b36cd5029a0aa7f0.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895425/9ed340bd60686a23783b57dfed4e37798cc88fd6.jpg)
Единственный класс, где с большинством переднеприводников сражается заднеприводное меньшинство в лице Subaru BRZ. Компоновка даёт последним некоторое преимущество, но на дождевых этапах здорово замедляет приверженцев «классики»
© Григорий Голышев
Сейчас интрига в том, что к новому сезону силы выровнялись настолько, что большинство участников может претендовать не только на подиум, но и на победу! Это подтвердил первый этап: хотя пилоты Лады и уехали лидерами как в личном (Михаил Митяев), так и в командном зачёте, соперники едва ли отстали. Частники на японской технике выдали очень впечатляющий темп и продемонстрировали хороший потенциал для побед. Уже традиционно команде Lada стоит поискать резервы скорости, а соперникам — надёжности.
/imgs/2023/05/05/06/5895426/5c45bd26ed89e648d1bb151562890af8bbb44592.jpg)
Будет интересно увидеть, сможет ли в борьбу Лад, Хонд и Субару ворваться на равных команда энтузиастов Mazda High Power, которая давно строит машины для любительских и полупрофессиональных гонок, а сейчас стремится заявить о себе на более высоком уровне РСКГ. Пока она ворвалась в переднее колесо Александра Гармаша, хотя до этого момента темп у пилота винтажной «трёшки» Антона Надешкина был неплохой
© Григорий Голышев
Кризис S1600
Самая доступная для участия категория ещё пару лет назад была под завязку забита заявками на старт, а теперь в ней соревнуются всего 10 пилотов. Кузницей кадров для S1600 был юниорский класс, который ныне упразднён в отсутствие кворума. Молодёжь предпочитает ездить развивающихся региональных сериях вроде NLS или Кубка республики Татарстан по АКГ.
Это более дешёвый и простой способ пересесть из карта в «кузов», при этом получая сопоставимый с РСКГ опыт на аналогичной технике. Также наметился тренд прихода новичков (не обязательно молодых) сразу в более быстрые классы — например, Туринг-Лайт или Супер-Продакшн. Туда же ушли «на повышение» многие завсегдатаи S1600.
/imgs/2023/05/05/06/5895427/a9aa13b5b86f61989d2a9de7a0556418a528f462.jpg)
Сцена на подиуме S1600, состоящая из противоречий: пилот поливается напитком, который он не имеет права купить в магазине. А причиной этого действа послужило то, что он лучше других водит машину, не имея при этом водительского удостоверения. Вот тебе и юниоры под началом Фатхутдинова
© Григорий Голышев
Есть и категория пилотов, которые вообще покинули гонки, потому что приходили в доступный «Национальный» просто попробовать. Сейчас в S1600 обращают на себя внимание шустрые подопечные юного, но уже титулованного играющего (в TCR Russia) тренера Рустама Фатхутдинова. В этом сезоне у него появилась своя команда ALGA (в переводе с татарского — только вперёд), представленная в S1600 сразу четырьмя машинами!
То есть ALGA — это почти половина участников класса. При этом в числе воспитанников Рустама — как 15-летний Владимир Лобачёв, так и мастер спорта международного класса Татьяна Елисеева. Кстати, эта опытная пилотесса здорово прибавила в темпе именно по итогам своего первого выступления за коллектив из Татарстана.
/imgs/2023/05/05/06/5895430/b8da8f142f210880da469b40b201f9ec9f59ca5c.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895431/3ad0f95dfaba9594396d4d4dac11d396226f051f.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895434/371ddb6c1cd584a6f4744e5740cc652b29c4cb6f.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895432/779529b6a39d99f1a6966fe75d3b6e14646e5a4a.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895433/88792de6dbcc06cf93d93c6b547ac845c6d4cec7.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/05/06/5895430/b8da8f142f210880da469b40b201f9ec9f59ca5c.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895431/3ad0f95dfaba9594396d4d4dac11d396226f051f.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895434/371ddb6c1cd584a6f4744e5740cc652b29c4cb6f.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895432/779529b6a39d99f1a6966fe75d3b6e14646e5a4a.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895433/88792de6dbcc06cf93d93c6b547ac845c6d4cec7.jpg)
Интересно, когда мы увидим в российском кольце китайские автомобили, которые «на гражданке» вовсю вытесняют Корею? Узбекский Ravon уже был! Так что ждём Geely Coolray, который выглядит, словно он уже race ready уже с конвейера
© Марат Даминов
Ещё больше гоночного разнообразия
Ещё одна категория, перетянувшая на себя внимание начинающих карьеру пилотов — класс CN/Спортпрототип, где основную массу машин составляют отечественные Шорткаты. На старте сезона в ней уже есть 19 заявок! Сочи — трасса, на которой короткие туринг-гонки в этом классе календарём РСКГ не предусмотрены. Но с таким количеством пилотов мы точно можем ожидать много зрелищной борьбы на всех предстоящих этапах, где поедут прототипы.
Кроме того, организаторами впервые анонсированы даже три этапа для класса Формула 4! Правда, с заявками пока не густо. Аналогичная ситуация и с так и не получившим популярности Тайм-Аттаком. А вот Historic Cup оказался востребован — гонки Жигулей и других «старичков» пройдут в этом году Смоленске и Питере.
/imgs/2023/05/05/06/5895441/caf199af2ed5c3dc21c7ac2f94cb7724c3b873bd.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895436/59dc52abd575a52147e924fdca38d967ba08dbf8.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895437/e50a7c314aa67884b2735e4dbac48fb2cf8923a1.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895438/6f709c44331b63d22a2126b22ad63b96de311ae0.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895439/36420998ec20a250f48996c8e0c7eb1d8bbcdef7.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2023/05/05/06/5895440/df901d438f411a246d7eed88caf15c289259d293.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895441/caf199af2ed5c3dc21c7ac2f94cb7724c3b873bd.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895436/59dc52abd575a52147e924fdca38d967ba08dbf8.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895437/e50a7c314aa67884b2735e4dbac48fb2cf8923a1.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895438/6f709c44331b63d22a2126b22ad63b96de311ae0.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895439/36420998ec20a250f48996c8e0c7eb1d8bbcdef7.jpg)
/imgs/2023/05/05/06/5895440/df901d438f411a246d7eed88caf15c289259d293.jpg)
Практически во всех классах работу командам сильно осложняет логистический квест. Поставки компонентов, запчастей и даже шин сейчас сопряжены с постоянными срывами сроков и даже самой возможности приобрести деталь. Поэтому на старте сезона некоторые пилоты остались без новых коробок передач, а другие вообще едут на прокатных машинах в ожидании собственных. Это напрямую влияет на возможность некоторых претендентов на чемпионство включиться в борьбу за титул
© Григорий Голышев
Есть в чемпионате и неочевидные новости и тенденции, которые были озвучены не для печати. Их последствия станут заметны по ходу сезона и могут осложнить жизнь участникам и организаторам, но зритель в любом случае не проиграет — просто будет больше внезапных событий и неожиданных изменений в турнирной таблице.
Но пусть второстепенные факторы не перевешивают в этой борьбе и победят всё равно сильнейшие. А организаторам я пожелаю преуспеть с продвижением серии: зовите блогеров, раскладывайте листовки в отелях, развешивайте по городам баннеры — этот автоспортивный праздник заслуживает того, чтобы его смотрели не только семьи и друзья гонщиков.