Репортаж9 мин.

Пришел и сделал

Что произошло на гонке Формулы-1 в Испании
Испанские этапы Ф-1 нередко получаются скучными. Еще бы: трассу благодаря десяткам тысяч тестовых километров все знают как «Отче наш», а конфигурация совершенно не благоволит обгонам. К тому же, в Барселоне крайне невысока вероятность дождя. Скажем так: она чуть ниже, чем шансы на то, что гонку в королевском классе выиграет какой-нибудь школьник, еще три года назад катавшийся в картинге. Надеясь, что из-за воскресных событий Испанию не смоет каким-нибудь особо разрушительным тайфуном, «Мотор» делает главные выводы после 15 мая 2016 года. Дня, который в Голландии наверняка объявят национальным праздником.

Испанские этапы Ф-1 нередко получаются скучными. Еще бы: трассу благодаря десяткам тысяч тестовых километров все знают как «Отче наш», а конфигурация совершенно не благоволит обгонам. К тому же, в Барселоне крайне невысока вероятность дождя. Скажем так: она чуть ниже, чем шансы на то, что гонку в королевском классе выиграет какой-нибудь школьник, еще три года назад катавшийся в картинге. Надеясь, что из-за воскресных событий Испанию не смоет каким-нибудь особо разрушительным тайфуном, «Мотор» делает главные выводы после 15 мая 2016 года. Дня, который в Голландии наверняка объявят национальным праздником.

Ферстаппен — стремительный

Почитать наш традиционный онлайн с гонки можно [здесь] (http://motor.ru/online/2016/05/15/onlinespain/). А то, какими словами мы комментировали ее вслух, пусть лучше так и останется за скобками.

От сенсационного триумфа 18-летнего юнца сложно не испытать шок, смешанный с эйфорией. Макс на протяжении всей своей коротенькой карьеры только и делал, что рвал шаблоны. Все, кто в нем сомневался, рано или поздно были вынуждены посыпать голову пеплом. Поэтому прийти в Red Bull посреди сезона и в первой же гонке достичь результата, которого команда не видела почти два года, — это даже как-то логично. Когда про него будут снимать кино, не придется даже тратиться на сценариста: сгодится любой студент-троечник, который просто запишет на бумаге все факты в хронологическом порядке. Сомневаетесь, что про Макса когда-нибудь снимут кино? Ведерко с пеплом стоит вон в том углу.

Другой вопрос, что победа голландского вундеркинда настолько красива, что и впрямь кажется срежиссированной. Грандиозный «самоотвод» обоих гонщиков Mercedes на первом круге, промах тактического штаба Дэниэла Риккардо, затянувшаяся импотенция Ferrari — и вот уже то, что должно было стать просто уверенным дебютом в топ-команде, превращается в одно из самых громких спортивных событий года. Не «авто-», а вообще спортивных.

Рекорды, которые в Испании побил Ферстаппен — Самый юный пилот, лидировавший в Формуле-1 — Самый юный пилот, заехавший на подиум — Самый юный пилот, одержавший победу — Первый голландец, победивший в Формуле-1

В скорости и таланте Макса, безусловно, нет никаких сомнений. Это классный, умный и зрелый гонщик, который, кажется, учился ездить уже лет за пять до того, как папа Йос и мама Софи-Мари вообще сподобились его зачать. Он не допустил ни единой ошибки, превосходно сберег шины, выдержал чудовищный прессинг… Словом, проделал все то, что четыре года назад здесь же, в Испании, изобразил Пастор Мальдонадо. Которого в Формуле-1 нет больше и близко.

И пусть вероятность повторения «венесуэльского пути» ничтожно мала, с превознесением Ферстаппена до небес стоит хотя бы немного повременить. Да, он уже вломился в историю с грохотом и спецэффектами, но впереди еще целая жизнь на то, чтобы устать от эпитетов «гениальный», «величайший», «непревзойденный» и иже с ними. На всякий случай не станем сомневаться в том, что он их скоро по праву заслужит (а кому охота отмываться потом от пепла?), но пока диагностируем единственное, что точно известно: Ферстаппен — очень и очень стремительный. Во всех смыслах.

Как мир отреагировал на победу Ферстаппена

Баттон был прав

Когда Хельмут Марко низверг Даниила Квята обратно в Toro Rosso, британский чемпион 2009 года сказал, что у людей в Формуле-1 слишком короткая память. Дженсон имел в виду моментально забытый подиум, добытый россиянином в Китае, но, сам того не зная, копнул гораздо глубже. С момента скандальной рокировки Квята и Ферстаппена не прошло и двух недель, а в мире уже нет ни одного человека (кроме самого Даниила), который считал бы это решение ошибочным.

И дело даже не в победе голландца. Если бы Макс в Испании просто финишировал где-то рядом с напарником, доктор Марко все равно остался бы жестоким, но безупречно знающим свое дело дядькой. Потому что Ферстаппен моментально адаптировался к новой для себя машине и команде, почти сразу показав скорость уровня Риккардо. А вот Квят, вернувшийся в уже знакомый коллектив, соответствовать темпу Карлоса Сайнца не смог.

Оправданий у Дани может быть сколько угодно. Тут и неопытный гоночный инженер Пьер Амлин, только на этом этапе заступивший на пост вместо уволенного Чеви Пухолара, и лишний выезд в первой части квалификации, стоивший ценного комплекта шин, и так далее. Но помимо короткой памяти у людей есть еще и отвратительная привычка мгновенно навешивать ярлыки. Поэтому Квят сейчас — это тот переоцененный русский, что протаранил Феттеля, был за это понижен из Red Bull и не смог ничего показать на фоне Сайнца. А Ферстаппен — это тот чумовой тинейджер, что пришел и с первой же попытки закатал крутого Риккардо в асфальт. А помните, как здорово Даня держался на пресс-конференции и как классно пошутил про «Игру престолов»? Не помните? А ведь это было только в четверг.

Все, конечно, еще может измениться. Но похоже, что голландец действительно лучше россиянина. Просто лучше, как бы ни было чисто по-человечески обидно за соотечественника. Макс свою задачу перевыполнил, а Даниил свою — недовыполнил. Удержаться в Формуле-1 Квяту теперь поможет только чудо, если таковым можно считать 16 безупречных гонок из 16 оставшихся. Может ли он это устроить? Мы продолжаем (уже чуточку иррационально) верить, что да.

Еще во время квалификации, где до самого последнего момента Ферстаппен опережал Риккардо, сетевые остряки рекомендовали австралийцу собраться, чтобы его не разжаловали в Toro Rosso до начала третьего сегмента.

Интереснее другое: в одночасье пошатнулись еще и позиции Риккардо, которые только что казались незыблемыми. Предположить, будто команда намеренно «слила» его по тактике, чтобы протащить напарника вперед, может только законченный идиот — ибо тогда придется обвинить в том же самом еще и Ferrari относительно Феттеля. Но победа Ферстаппена мгновенно сделала его суперзвездой, а Дэна автоматически лишила статуса первого номера команды. О разжаловании из феттелей в уэбберы говорить рано, но за авторитет австралийцу теперь придется повоевать.

Но шире всех сейчас должен улыбаться даже не Ферстаппен, а тихий Карлос Сайнц. Потому что во всех этих перекрестных (межбыковых?) сравнениях он выглядит мега-выигрышно. Выступления на уровне парня, который только что выиграл гонку и опередил Риккардо? Есть. Доминирование над вчерашним пилотом основного Red Bull? Есть. Серьезные шансы попасть в топ-команду в следующем году? Если так продолжится и дальше, будут и они. Безусловно, позади только первый этап этого внезапного мини-сезона, и уже в Монако все может встать с головы на ноги. И люди с короткой памятью тогда наверняка тоже найдут, что сказать.

Ferrari — всё

Строить быстрые машины итальянцы вроде умеют, а вот выигрывать, похоже, разучились. Ну никак не получается списать на невезение уже пятую подряд гонку, в которой Скудерия профукивает собственные шансы.

Этот стоп-кадр в эфире Sky был пойман еще в субботу, но он полностью описывает и воскресное положение дел в Ferrari.

Дон Арривабене, ваши главные (как казалось перед началом сезона) конкуренты уже даже сами любезно освободили две из трех ступенек пьедестала, так почему же на верхней снова стоит не ваш пилот? Почему у вас снова случилась жуткая стратегическая неразбериха? Где та скорость, которую вы демонстрировали здесь же, в Барселоне, три месяца назад? Не кажется ли вам, что скоро поглядывать назад, в сторону вашей команды, будет уже не Mercedes, а Red Bull? И пожалуйста, ни слова о том, что в личном зачете Райкконен теперь опережает Хэмилтона.

Возможно, Ferrari SF16-H действительно не так хороша, как поначалу казалось. Скорее всего, она достаточно много проигрывает W07 Hybrid по чистому темпу. Проблема в том, что пока не было ни одной гонки, где можно было бы сказать: да, в Ferrari сделали все, что могли, но машине просто не хватило скорости. Только в этом случае можно будет предъявлять претензии Джеймсу Эллисону и его команде инженеров. А пока понятно одно: команда не умеет работать под прессингом и ошибается тем больше, чем хуже идут дела. С таким подходом гонки выигрываются только случайно, а чемпионаты — никогда.

Адреналин обманчив

Парадоксально, но факт: в гонке, от которой седели волосы в самых труднодоступных местах, было не так много реальной борьбы. Ведь в сущности что мы увидели в первой четверке? Пару обменов позиций за счет пит-стопов и довольно унылый «паровозик» на последних 22 кругах, оживить который пытался только Риккардо, красиво, но безуспешно атаковавший Феттеля. Ну и сам Себастьян с дежурным нытьем о том, что его, беднягу, опять лезут обгонять всякие ненормальные, которым сзади не сидится.

На этом все. Будь на месте Ферстаппена тот же Феттель или, тем паче, кто-то из пилотов Mercedes, мы бы получили почти точную копию Сочи. На пятом месте ехал одинокий Боттас, за ним одинокий Сайнц, потом — не менее одинокий Перес, которого только на последних кругах безрезультатно пытался покусать Масса, дальше — Баттон и Квят, которые оказались именно на этих позициях только потому, что у Гутиерреса кончились шины.

Из всего, что творилось во втором эшелоне, сильнее всего запомнилось возгорание мотора на машине Хюлькенберга. Точнее, то, как смешно его пытались потушить.

Да, тактических схем оказалось чуть больше, чем в России — стратегии примерно поровну разделились между двумя и тремя пит-стопами — но с шинами экспериментировать не решился никто. Ну, почти никто: альтернативный жесткий состав задействовали только гонщики Renault, но успеха с ними не снискали. Варианта два: либо в Pirelli снова поосторожничали при выборе составов, либо команды довольно быстро разобрались с новыми правилами, и на повторение китайской фантасмагории уже можно не надеяться. Возможно, часть ответов мы получим уже в Монако, где впервые будет использоваться экстремальный состав ультрасофт.

Mercedes? Какой Mercedes?

Британский пользователь с ником @wotamoron («чозадебил») вспомнил про видео с российского регистратора и предположил, что Льюис и Нико уезжали из Испании как-то так. В одном он точно оказался прав: даже если это было и так, всем наплевать. Как и на этой гифке.

Есть стойкое ощущение, что Берни Экклстоун решил закрыть Формулу-1 после этого сезона, поэтому сценаристы чемпионата трамбуют в каждый «эпизод» события, заготовленные на несколько лет вперед. Очки Haas в первой же гонке? Победная серия Росберга? Понижение Квята? Проблемы у Sauber и Renault? Прогресс McLaren и Manor? Обо всем этом успевают поговорить хорошо если пару недель, после чего бабахает что-нибудь еще более громкое и отвлекает внимание на себя.

Но столкновение двух «Серебряных стрел» в дебюте испанской гонки, пожалуй, поставило однозначный антирекорд: про него забыли меньше, чем за два часа. Ну да, потому что Ферстаппен. Что? Росберг со старта отобрал у Хэмилтона лидерство, потом потерял скорость из-за неверного режима работы мотора, Льюис попытался его обогнать по обочине, не удержал машину и вынес обоих в гравий, осыпая трассу обломками и спровоцировав первый двойной сход Mercedes с 2011 года? Да пустяки, гоночный инцидент, с кем не бывает. Вот и босс команды Тото Вольфф пообещал, что бороться гонщикам запрещать не станет.

А вспомните (нет, вы только вспомните!), сколько криков было после малюсенького контакта этих двоих в Бельгии-2014 — той самой, где Red Bull праздновал свою предпоследнюю теперь уже победу. Ну да, Льюис тогда получил прокол и сошел, а Нико взял только «серебро» — но на фоне испанского «краша» это же вообще мелочи, пыль! И тем не менее: публика гудела едва ли не до следующего сезона, а Росбергу надавали по рукам так, что прийти в себя он смог только недавно.

Если честно, у нас начинает сдавать фантазия. Что должно произойти в остальных гонках, чтобы удержать планку, заданную первыми этапами? Рио Харьянто на подиуме? Замена Даниила Квята на Хельмута Марко? Запрет антикрыльев и переход на шины «Таганка»? Возвращение в календарь «500 миль Индианаполиса»? Возможно уже решительно все. И хотя титулы почти наверняка возьмет Mercedes и кто-то из их пилотов, очень здорово, что нам и без этого есть, о чем поговорить.

То, что осталось за кадром

Оценки от «Мотора»

Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.

Нико Росберг.

Отрыв от напарника не сокращается, а гонок остается меньше.

Льюис Хэмилтон.

Гонок остается меньше, а отрыв от напарника не сокращается.

Себастьян Феттель.

Странная тактика, очередной радиоплач, проигрыш напарнику. Мог бы вообще на подиум не попасть, если бы не прокол у Риккардо.

Кими Райкконен.

Как бы ни был хорош Ферстаппен, обогнать его надо было хотя бы попытаться.

Дэниэл Риккардо.

Дэн говорит, что из-за стратегии команда просто выбросила победу. Вот только у команды победа как раз есть, а у него самого — нет.

Макс Ферстаппен.

Ну здравствуй, новая звезда.

Фелипе Масса.

Бразилец отлично прорвался с 18 места на восьмое, а для отыгрыша еще одной позиции не хватило совсем чуть-чуть.

Вальттери Боттас.

Финн наверняка чуть не уснул от скуки, но объективно большего сделать не мог.

Даниил Квят.

Лучший круг гонки, поставленный благодаря свежему софту на последнем отрезке, — слабое утешение на фоне всего, что обрушилось на Даню. Надо что-то менять.

Карлос Сайнц.

Отличная квалификация, превосходный старт, уверенная гонка — черт знает, чего бы мог добиться Карлос, будь именно он за рулем Red Bull.

Нико Хюлькенберг.

Немцу продолжает катастрофически не везти. Но и до того, как Нико продемонстрировал миру навыки пожаротушения, он выглядел слабее напарника.

Серхио Перес.

Серхио провел одинокую, но результативную гонку, взяв хорошие для Force India очки.

Кевин Магнуссен.

Датчанину гонка откровенно не удалась. Он не только уступил напарнику, но еще и умудрился поцапаться с ним на последнем круге, схлопотав 10-секундный штраф.

Джолион Палмер.

До пятерки Джолиону еще работать и работать, но нельзя не отметить, что он выглядел он чуть лучше Магнуссена.

Фернандо Алонсо.

Темп был. Шансы на очки были. Надежности мотора снова не было. Как Фернандо до сих пор никого не придушил? Без понятия.

Дженсон Баттон.

То, как бойко под конец гонки Дженсон улепетывал от Феттеля, Риккардо и прицепившегося к ним Квята, достойно всяческих похвал.

Роман Грожан.

На Haas сломалось переднее крыло (опять!), после этого сломались тормоза, а потом сломалось все остальное. Не в этот раз, Роман.

Эстебан Гутиеррес.

Наконец-то для Эстебана все прошло более-менее гладко. Так когда-нибудь и очки зарабатывать начнет.

Маркус Эрикссон.

Судя по квалификациям, Sauber сейчас чуть быстрее Manor. Поэтому наличие на финише любых других машин между этими двумя командами — уже хорошо.

Фелипе Наср.

Бразилец выбрал другую стратегию, поэтому никого, кроме «Мейноров», опередить не сумел.

Паскаль Верляйн.

Manor, конечно, больше не проигрывает лидерам по пять кругов. Но что толку, если на итоговые позиции это не влияет?

Рио Харьянто.

Эээ… Ну молодец, что финишировал.

Итоги гонки

ПозицияПилотКоманда
1.Макс ФерстаппенRed Bull Racing
2.Кими РайкконенFerrari
3.Себастьян ФеттельFerrari
4.Дэниэл РиккардоRed Bull Racing
5.Вальттери БоттасWilliams
6.Карлос СайнцToro Rosso
7.Серхио ПересForce India
8.Фелипе МассаWilliams
9.Дженсон БаттонMcLaren
10.Даниил КвятToro Rosso
11.Эстебан ГутиерресHaas
12.Маркус ЭрикссонSauber
13.Джолион ПалмерRenault
14.Кевин МагнуссенRenault
15.Фелипе НасрSauber
16.Паскаль ВерляйнManor
17.Рио ХарьянтоManor

Личный зачет

ПозицияПилотКомандаОчки
1.Нико РосбергMercedes100
2.Кими РайкконенFerrari61
3.Льюис ХэмилтонMercedes57
4.Себастьян ФеттельFerrari48
5.Дэниэл РиккардоRed Bull Racing48
6.Макс ФерстаппенRed Bull Racing38
7.Фелипе МассаWilliams36
8.Вальттери БоттасWilliams29
9.Даниил КвятToro Rosso22
10.Роман ГрожанHaas22
11.Карлос СайнцToro Rosso12
12.Фернандо АлонсоMcLaren8
13.Серхио ПересForce India8
14.Кевин МагнуссенRenault6
15.Нико ХюлькенбергForce India6
16.Дженсон БаттонMcLaren3
17.Стоффель ВандорнMcLaren1

Кубок конструкторов

ПозицияКомандаОчки
1.Mercedes157
2.Ferrari109
3.Red Bull Racing94
4.Williams65
5.Toro Rosso26
6.Haas22
7.Force India14
8.McLaren12
9.Renault6
Ошибка при инициализации компонента rcmwidget