Репортаж11 мин.

Уличный боец: обзор Гран-при Сингапура

Гонка в Сингапуре прервала серию побед Макса Ферстаппена — но не Red Bull Racing

© Getty Images, Red Bull Content Pool

До прошедших выходных самыми яркими уик-эндами сезона для Серхио Переса были этапы на городской трассе в Джидде, где он завоевал поул, и на городской трассе в Монако, где он победил, хотя и не без помощи Ferrari. С гонки в Монте-Карло прошло пять месяцев, и нельзя сказать, что всё это время Серхио доминировал — напротив, в последнее время на фоне своего зёздного напарника, Макса Ферстаппена, мексиканец совершенно потерялся. Но вот команды вновь оказались на городской трассе — и Перес снова победил.

Ждать очередной Гран-при болельщикам Формулы-1 пришлось необычно долго — из-за того, что из календаря выпал этап в России, перерыв между гонками составил три недели. Впрочем, для местных поклонников самых быстрых в мире машин ожидание длилось существенно дольше — в предыдущий раз Формула-1 приезжала в Сингапур три года назад. Две предыдущие гонки отменили из-за пандемии.

© Clive Rose

Зрителей на трибунах собралось действительно много — этот этап побил рекорд Гран-при Сингапура по суммарной аудитории. Впрочем, сейчас этим никого не удивить — Формула-1 переживает бум популярности, рекорды бьются каждый уик-энд. И это даже несмотря на то, что борьбы за титул, по сути, давно нет, и Макс Ферстаппен имел все шансы оформить второе подряд чемпионство уже в минувшие выходные.

Однако этому помешало два достаточно редких события — дождь, случившийся за всю историю Гран-при Сингапура всего во второй раз, и ошибка Red Bull. Второе, впрочем, было связано с первым. Квалификация проходила на подсыхающей трассе, состояние асфальта постоянно улучшалось, и пилоты проезжали по несколько попыток подряд, пытаясь добиться от него максимума. Так делал и Ферстаппен, его результат в финале квалификации должен был быть действительно хорош, но на мостике команды посчитали, что на следующем круге можно будет добиться ещё большего, так что на третьем секторе они попросили Макса сбросить скорость, чтобы подготовиться к финальной попытке.

© Clive Rose

Однако когда лидер чемпионата начал эту попытку, инженеры поняли, что расход топлива на предыдущих кругах был выше расчётного, а значит бензина может не хватить для сдачи контрольной пробы FIA. В этом случае лидера чемпионата ждало исключение из протоколов и старт с последней позиции. Ферстаппена, к его великому возмущению, зазвали в боксы, и он остался только восьмым. Поул в итоге достался Леклеру, в первую тройку пробились также Перес и Хэмилтон (Льюис — впервые в сезоне).

© Mark Thompson

Конечно, за последние пару месяцев мы видели уже несколько прорывов Ферстаппена и с куда более низких стартовых позиций, но Сингапур — совсем не Спа, это узкая и медленная трасса, где очень тяжело обгонять даже имея большой запас скорости. Шансы Ферстаппена выиграть гонку и оформить титул резко снизились — впрочем, многое зависело также от погоды и неизбежного в Сингапуре автомобиля безопасности.

Погода в итоге едва не сорвала гонку: в Сингапуре экваториальный климат, и у местных дождей только два режима — либо потоп, либо отсутствие даже отдельных капель. За час до начала гонки пришло время потопа, и стартовую процедуру пришлось отложить — машины не могли даже выехать из боксов, чтобы добраться до стартовой решётки. Трибуны заливало, зрители спасались под навесами, а паддок едва не затопило. Гонка в Сингапуре проходит после заката солнца, при искусственном освещении, так что риска не успеть стартовать из-за темноты не было, но всё же идея проводить заезды глубокой ночью никого не прельщала, так что эксперты уже начали прикидывать, что произойдёт, если гонку отменят.

Однако спустя 50 минут кто-то на небе завернул кран — и ливень немедленно прекратился. Трасса, конечно, оставалась мокрой, но дренаж справился — ни бурных потоков, ни больших луж не было. Гонщики и команды начали готовиться к старту, поочерёдно выезжая из боксов на дождевой и промежуточной резине, пытаясь понять, какая из них лучше справляется в подобных условиях. Для Макса Ферстаппена оба таких выезда едва не закончились авариями — в первый раз он «поймал» машину, во второй вынужден был заехать в «карман» за пределами трассы.

© Clive Rose

Все помнили, что случилось на Гран-при Сингапура в 2017 году, когда там в предыдущий раз шёл дождь — тогда на старте произошла грандиозная авария с участием Ферстаппена и двух пилотов Ferrari (ими были Себастьян Феттель и Кими Райкконен). Но на этот раз всё прошло гораздо спокойнее — возможно, потому, что никого из этих пилотов в группе лидеров не было. Гонщики тронулись практически одновременно, но затем на Ferrari Леклера провернулись колёса, из-за чего его опередил Перес, а ехавший позади монегаска Хэмилтон уступил позицию Сайнсу.

Безусловно, это был ключевой момент гонки — на узкой трассе при примерно равной скорости машин, да ещё и на постепенно подсыхающем асфальте, провести обгон было почти невозможно. Даже Ферстаппену (который из-за неправильного режима работы мотора провалил старт и откатился на 12-ю позицию) обгоны куда более медленных машин давались с трудом.

Оставался шанс переиграть соперников за счёт выбора правильного момента перехода на слики. Здесь у лидеров был ориентир — Джордж Расселл из-за замены силовой установки начинал гонку последним, и чтобы хоть как-то отыграться, рискнул поставить слики очень рано, на 21-м круге, когда асфальт был ещё совсем мокрым. Расселл уже рисковал подобным образом в квалификации в Канаде, и как и в Канаде, риск не оправдался — Джордж проигрывал по 7-8 секунд на каждом круге. Помимо низкой скорости, это также означало, что он не может вывести свои шины в рабочий диапазон температур, из-за чего они быстрее разрушались, а значит у него не было шансов доехать на этом комплекте до финиша — второй пит-стоп оказался неизбежен.

Глядя на Расселла, остальные в боксы не торопились. Но постепенно траектория подсыхала, позволяя ехать всё быстрее и быстрее, но и угадывать, насколько отодвинулся предел возможностей, было непросто. Пошли ошибки — жертвой одной из них стал Льюис Хэмилтон. Семикратный чемпион не смог замедлиться и врезался в барьер носовой частью. Удар оказался несильным, внешне машина даже не получила повреждений, и Льюис, сдав назад, продолжил гонку, потеряв всего пару позиций. Но уже через пару сотен метров его зазвали в боксы — потребовалась замена носового обтекателя.

Этот пит-стоп разрушил гонку Хэмилтону, так как спустя круг разбил машину Юки Цунода, что привело к появлению на трассе автомобиля безопасности. Все соперники Льюиса воспользовались этим моментом, чтобы провести пит-стоп и перейти на слики, затратив на это гораздо меньше времени, так что лидер Mercedes вместо двух позиций потерял пять. Леклер тоже остановился на круг раньше, да ещё и промахнулся мимо механиков, что привело к потере ещё пары секунд — в общем, Перес, сменив шины, вернулся на трассу лидером.

Больше всех от появления на трассе автомобиля безопасности выиграли пилоты McLaren — особенно Даниэль Риккардо. После провальной квалификации австралиец стартовал только 16-м, но ехал спокойно и аккуратно, постепенно отыгрываю позиции за счёт пит-стопов и проблем у соперников. Смена шин под автомобилем безопасности позволила и ему, и Ландо Норрису серьёзно отыграться, оказавшись на шестом и четвёртом местах соответственно, а между ними ехал Ферстаппен.

© mclaren media

После рестарта Макс попытался опередить Ландо, но на влажной трассе грубо ошибся. Сам он после финиша утверждал, якобы машина подлетела на кочке, но это сомнительно — несмотря на блокировку шин, он промахнулся мимо точки торможения метров на 20, после чего вынужден был снова отправиться в боксы — из-за огромных проплешин на колёсах машина начала вибрировать. Всё это снова отбросило Ферстаппена на 12-ю позицию.

Ошибался не только Ферстаппен. Как уже не раз бывало в этом сезоне, подсыхающая трасса и переход на слики ещё более осложнили обгоны — пилоты ехали по практически сухой траектории, но при любой попытке покинуть её оказывались на влажном асфальте, где поддерживать высокую скорость было невозможно. На последних кругах это стоило Хэмилтону восьмого места — он попытался обогнать Феттеля, съехал с траектории, но на мокром асфальте просто не смог эффективно затормозить и не только не обогнал Себастьяна, но и пропустил Ферстаппена.

Учитывая это, было ясно, что Леклер также вряд ли сможет обогнать Переса, но в конце гонки неожиданно возникла интрига. Дирекция гонки обратила внимание на то, что перед рестартом Серхио отпускал автомобиль безопасности слишком далеко, тогда как правила ограничивают расстояние до сэйфти-кара максимум десятью корпусами машины. Хотя нарушение было довольно очевидным, разбирать ситуацию по ходу гонки стюарды не решились, отложив рассмотрение, чтобы заслушать заинтересованные стороны.

Это означало, что Леклеру нет необходимости обгонять Переса — достаточно было просто приехать позади него, проиграв не больше пяти секунд, так как в большинстве случаев стюарды используют именно такой штраф. Шарлю сообщили об этом, но сообщили и Пересу — и вот тут проводивший очень спокойную гонку мексиканец действительно показал свой потенциал. Он резко прибавил и легко оторвался от Ferrari на семь секунд — Шарль, как выяснилось, в попытках преследовать соперника вплотную износил свои шины и ответить ничем уже не мог.

После финиша и официальной церемонии потянулось томительное ожидание решения стюардов — ситуация оказалась даже ещё более сложной, так как Перес нарушил правило 10 корпусов дважды. За каждое из этих нарушений он вполне мог получить 5-секундный штраф, что в итоге отбросило бы его на второе место, а победителем был бы признан Леклер. Но стюарды, как и болельщики на трибунах, не хотели принимать такое решение — такая «кабинетная» победа никому не была нужна. В итоге, после длительных совещаний, был найден компромисс — сомнительный с юридической точки зрения, но понятный со спортивной. Перес был признан виновным в обоих нарушениях, но за первое получил только предупреждение, а вот за второе — 5-секундный штраф, что на итоговую расстановку не повлияло.

Конечно, болельщики Ferrari и Леклера могут считать такой итог несправедливым, ведь правила Перес действительно нарушил. Однако надо признать две вещи. Во-первых, нарушения были достаточно мелкими, и вряд ли как-то повлияли на ход гонки. Перес отставал от автомобиля безопасности на третьем секторе не потому, что пытался переиграть соперников, а потому, что сэйфти-кар Бернда Майландера по мокрому асфальту в этом месте ехал быстрее машин Формулы-1. А во-вторых, будем откровенны — в этот уик-энд ни Ferrari, ни Леклер не выглядели достойными победы. Как, впрочем, и Сайнс, и Ферстаппен, и Хэмилтон, и Расселл. И единственным пилотом, который действительно заслужил победу в Сингапуре, был именно тот гонщик, который её в итоге и получил. /m

После рестарта Макс попытался опередить Ландо, но на влажной трассе грубо ошибся. Сам он после финиша утверждал, якобы машина подлетела на кочке, но это сомнительно — несмотря на блокировку шин, он промахнулся мимо точки торможения метров на 20, после чего вынужден был снова отправиться в боксы — из-за огромных проплешин на колёсах машина начала вибрировать. Всё это снова отбросило Ферстаппена на 12-ю позицию.

Ошибался не только Ферстаппен. Как уже не раз бывало в этом сезоне, подсыхающая трасса и переход на слики ещё более осложнили обгоны — пилоты ехали по практически сухой траектории, но при любой попытке покинуть её оказывались на влажном асфальте, где поддерживать высокую скорость было невозможно. На последних кругах это стоило Хэмилтону восьмого места — он попытался обогнать Феттеля, съехал с траектории, но на мокром асфальте просто не смог эффективно затормозить и не только не обогнал Себастьяна, но и пропустил Ферстаппена.

Учитывая это, было ясно, что Леклер также вряд ли сможет обогнать Переса, но в конце гонки неожиданно возникла интрига. Дирекция гонки обратила внимание на то, что перед рестартом Серхио отпускал автомобиль безопасности слишком далеко, тогда как правила ограничивают расстояние до сэйфти-кара максимум десятью корпусами машины. Хотя нарушение было довольно очевидным, разбирать ситуацию по ходу гонки стюарды не решились, отложив рассмотрение, чтобы заслушать заинтересованные стороны.

Это означало, что Леклеру нет необходимости обгонять Переса — достаточно было просто приехать позади него, проиграв не больше пяти секунд, так как в большинстве случаев стюарды используют именно такой штраф. Шарлю сообщили об этом, но сообщили и Пересу — и вот тут проводивший очень спокойную гонку мексиканец действительно показал свой потенциал. Он резко прибавил и легко оторвался от Ferrari на семь секунд — Шарль, как выяснилось, в попытках преследовать соперника вплотную износил свои шины и ответить ничем уже не мог.

После финиша и официальной церемонии потянулось томительное ожидание решения стюардов — ситуация оказалась даже ещё более сложной, так как Перес нарушил правило 10 корпусов дважды. За каждое из этих нарушений он вполне мог получить 5-секундный штраф, что в итоге отбросило бы его на второе место, а победителем был бы признан Леклер. Но стюарды, как и болельщики на трибунах, не хотели принимать такое решение — такая «кабинетная» победа никому не была нужна. В итоге, после длительных совещаний, был найден компромисс — сомнительный с юридической точки зрения, но понятный со спортивной. Перес был признан виновным в обоих нарушениях, но за первое получил только предупреждение, а вот за второе — 5-секундный штраф, что на итоговую расстановку не повлияло.

Конечно, болельщики Ferrari и Леклера могут считать такой итог несправедливым, ведь правила Перес действительно нарушил. Однако надо признать две вещи. Во-первых, нарушения были достаточно мелкими, и вряд ли как-то повлияли на ход гонки. Перес отставал от автомобиля безопасности на третьем секторе не потому, что пытался переиграть соперников, а потому, что сэйфти-кар Бернда Майландера по мокрому асфальту в этом месте ехал быстрее машин Формулы-1. А во-вторых, будем откровенны — в этот уик-энд ни Ferrari, ни Леклер не выглядели достойными победы. Как, впрочем, и Сайнс, и Ферстаппен, и Хэмилтон, и Расселл. И единственным пилотом, который действительно заслужил победу в Сингапуре, был именно тот гонщик, который её в итоге и получил. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget