Репортаж8 мин.

Остин Пауэрс: обзор Гран-при США

В техасском Остине Макс Ферстаппен упустил лучший за последние три месяца шанс проиграть

© Mark Thompson/Getty Images, ferrari

Многие надеялись, что после того, как Ферстаппен на предыдущем этапе гарантировал себе титул, он немного сбавит обороты, но «СуперМакс», похоже, останавливаться не собирается. Даже существенная заминка на пит-стопе его не остановила. Впрочем, Льюис Хэмилтон был действительно близок к победе — он лидировал в концовке и даже имел некоторый отрыв. Однако его поражение было запрограммировано ещё в пятницу.

Уик-энд в техасском Остине вместил себя на удивление много событий, как радостных, так и печальных. К первым определённо нужно отнести возвращение за руль машины Формулы-1 гонщика из России — пусть даже он сейчас выступает под флагом Израиля. Выросший в Санкт-Петербурге Роберт Шварцман в первой пятничной тренировке сменил за рулём Ferrari самого Шарля Леклера.

Помимо Роберта, чужие места в кокпитах заняли ещё четыре пилота — рекорд Формулы-1. В основном это были молодые пилоты (каждая команда обязана дать новичкам возможность сесть за руль по ходу сезона) Тео Пуршер сменил Валттери Боттаса в Alfa Romeo, Логан Сарджент — Николаса Латифи в Williams , а Алекс Палоу — Даниэля Риккардо в McLaren. Кроме того, Антонио Джовинацци работал в Haas F1 вместо Кевина Магнуссена, но итальянца новичком назвать трудно — у него за плечами три полных сезона в Формуле-1.

Что касается Шварцмана, то если судить только по времени на круге, его выступление нельзя назвать выдающимся — он оказался только 16-м, при том, что Карлос Сайнс на аналогичной машине был самым быстрым. Роберт уступил ему около двух секунд. Но, во-первых, его лучший круг был испорчен Максом Ферстаппеном, иначе резервист Скудерии был бы минимум на полсекунды быстрее. А во-вторых, от пилота, впервые пилотировавшего эту машину, и впервые оказавшегося на этой трассе, трудно было ожидать большего.

В таких ситуациях определяющую роль играет мнение инженеров, которые действительно видят, как выглядел гонщик в условиях тех ограничений, в которых он оказался. Инженеры, как и сам Шварцман, остались тренировкой довольны. Тем более, что несмотря на все сложности, Роберту удалось опередить всех остальных новичков, включая Джовинацци, более чем на секунду, и эта разница явно превышает разницу в скорости машин.

Прямо перед началом квалификации из Австрии пришла печальная новость: на 79-м году жизни скончался Дитрих Матешиц, основатель корпорации Red Bull и фактический владелец двух команд Формулы-1. В Red Bull Racing из-за этого даже отменили переговоры с FIA по поводу обвинений в перерасходе бюджета в прошлом году (учитывая, что в прошлом году они строили машину этого сезона, исход этого расследования может повлиять в том числе и на ситуацию в чемпионате). А перед стартом на экранах по всему автодрому появились надписи на немецком «Danke Didi» — «Спасибо Диди», как называли Дитриха.

© WATSON / AFP

Правда, почтить память Матешица поулом Red Bull Racing не удалось — лучшие времена показали пилоты Ferrari, Карлос Сайнс и Шарль Леклер. Для Ферстаппена это означало старт со второй позиции, так как Леклера ждал штраф за замену силовой установки и он начинал гонку 12-м. Но для Макса всё могло закончиться куда хуже, если бы стюарды заметили его выезд за пределы трассы в единственной попытке в первой сессии. По правилам время на этом круге нужно было аннулировать, а никакого другого у Ферстаппена на тот момент не было, так что ему пришлось бы стартовать последним. Но ни дирекция гонки, ни стюарды ничего не заметили — на нарушение обратили внимание болельщики уже после окончания квалификации, так что расследования не было.

Серхио Перес также получил штраф за замену элемента силовой установки и начинал гонку девятым. Это продвинуло пилотов Mercedes на третью и четвёртую позиции, на релётке они стояли прямо позади Сайнса и Ферстаппена, а за ними стартовали Лэнс Стролл и Ландо Норрис. Однако конфигурация стартового отрезка в Остине такова, что занимающий второе место имеет едва ли не больше шансов захватить лидерство в первом повороте, чем обладатель поула: в предыдущих шести гонках такое случилось четыре раза.

Гран-при США 2022 года исключением не стал — Ферстаппен стартовал лучше Сайнса и занял выгодную траекторию, не позволяя Карлосу пройти поворот первым. Испанец попытался тут же перекрестить траекторию, что было рискованным, но более или менее «законным» манёвром, но риск не оправдался — Джордж Расселл в борьбе с собственным напарником явно переоценил свои возможности перед первым поворотом, заблокировал колёса и «нырнул» слишком глубоко. Траектории Mercedes и Ferrari пересеклись, и для Расселла всё закончилось потерянной позицией по отношению к Строллу, а для Сайнса — сходом.

Казалось, результат гонки после этого предопределён — Ферстаппен лидировал, Хэмилтон постепенно отставал, а Леклер, отыграв несколько мест на первых кругах, застрял на седьмой позиции. Плановые пит-стопы, начавшиеся в районе 12 круга, на расстановку сил не повлияли. Изменить ход Гран-при могли только какие-то экстраординарные события — и они действительно произошли.

На 18-м круге появился автомобиль безопасности — Валттери Боттас вылетел с трассы и увяз в гравии. Этим воспользовались Леклер, Феттель и Алонсо, ещё не заезжавшие в боксы — на своих пит-стопах они потеряли гораздо меньше времени, чем остальные, и отыграли по паре позиций. Кроме того, сэйфти-кар «съел» отрыв, который успел создать Ферстаппен, однако на рестарте воспользоваться этим Хэмилтону не удалось — машины Red Bull Racing намного быстрее на прямых.

Но не успела гонка рестартовать, как её пришлось приостанавливать снова — Алонсо пытался атаковать Лэнса Стролла на прямой за счёт слипстрима, канадец в последний момент вильнул влево, куда сместился и Фернандо, гонщики столкнулись. Стролла закрутило — он сошёл. Машину Алонсо подбросило в воздух, она метров 50 проехала на двух задних колёсах, после чего ещё и врезалась в стену левым бортом — по касательной, но на высокой скорости. Испанца, однако, это не остановило, и он продолжил гонку! Ему пришлось лишь ещё раз заехать в боксы за новым комплектом резины и носовым обтекателем.

На втором рестарте у Хэмилтона было не больше шансов выйти вперёд, чем на первом, но ситуация немного изменилась — на прикатанных шинах Hard Льюис не отставал от Ферстаппена. Появился шанс опередить его за счёт более раннего второго пит-стопа, и, конечно же, в Mercedes им воспользовались, зазвав британца на 34-м круге. В Red Bull ответили своим пит-стопом на 35-м. Трудно сказать, смог бы он вернуться лидером или нет, но случилось то, чего мы не видели уже давно — из-за отказа гайковёрта левого колеса Макс простоял в расположении команды около девяти секунд, и пропустил не только Хэмилтона, но даже сменившего на том же круге резину Леклера!

Ситуация радикально поменялась — теперь Ферстаппену нужно было опережать на трассе Леклера, догонять оторвавшегося Хэмилтона и атаковать его! С первой частью этого плана Макс справился достаточно быстро — Шарль продержался всего три круга. Хэмилтон к этому моменту опережал Макса более чем на шесть секунд, но до финиша оставалось ещё 17 кругов. Интересно, что лидировал в этот момент Себастьян Феттель — немец проводил блестящую гонку и ещё не останавливался во второй раз. Хэмилтон успел его обогнать ещё до того, как Себастьян свернул на пит-лейн, но на пит-стопе немца подстерегла та же напасть, что и Ферстаппена — тоже отказ гайковёрта, и тоже на левом переднем колесе! Это отбросило его на далёкое 13-е место.

Тем временем Ферстаппен постепенно настигал Хэмилтона. У Льюиса были бы шансы удержать отрыв, если бы на втором пит-стопе он получил шины Medium, что и диктовала логика гонки. Однако ему поставили Hard. Такой выбор выглядел грубой ошибкой команды, но в действительности объяснялся тем, что к гонке у обоих пилотов Mercedes к гонке осталось лишь по одному обязательному комплекту Medium, на которых они стартовали. Остальные были израсходованы ещё в пятницу и субботу.

На Hard серьёзных шансов удержаться в лидерах у Хэмилтона не было — уже к 48-му кругу Макс настиг его, а в начале 49-го вышел вперёд. За оставшиеся до финиша семь кругов Ферстаппен успел оторваться от Льюиса на пять секунд. Надеждам британца и его поклонников не суждено было сбыться — во всяком случае в этой гонке. Макс Ферстаппен одержал уже 13-ю победу в сезоне, повторив достижение Михаэля Шумахера и Себастьяна Феттеля, и гарантировал Red Bull Racing выигрыш Кубка конструкторов. Разумеется, свой успех он посвятил памяти умершего основателя компании Red Bull Дитриха Матешица.

Помимо Хэмилтона, интереса последним кругам гонки в Остине придали ещё два ветерана — Алонсо и Феттель. Алонсо, на подбитой после аварии и едва не разваливающейся машине, на резине Hard, проехавшей 34 круга, продолжал атаковать и обгонять соперников, пока не выбрался на шестое место! На последних кругах он всё же пропустил Ландо Норриса, но заслужил за гонку самые лестные оценки.

Вероятно, Фернандо даже выбрали бы гонщиком дня, если бы не нашёлся человек, выступивший ещё более ярко. Им стал Себастьян Феттель. Неудачный пит-стоп, казалось, перечеркнул для него все шансы на очки, но четырёхкратный чемпион мира не опустил руки и выдал, пожалуй, один из самых ярких и красивых прорывов за всю свою карьеру. Цуноду и Чжоу он опередил достаточно легко, затем догнал Алекса Элбона и прошёл того красивым манёвром по внешнему радиусу поворота. А на самом последнем круге немец настиг Кевина Магнуссена. Пилот Haas оборонялся просто образцово, так что Себастьяну пришлось проявить смелость и изобретательность, обогнав соперника по внешнему радиусу 17-го поворота!

После финиша в кадр телетрансляции вновь попал Алонсо — испанский ветеран, выбравшись из машины и явно вымотавшийся, устало сел на переднее колесо. Тем более несправедливым показался наложенный на него через несколько часов штраф — в какой-то момент на его Alpine разболталось и отлетело правое зеркало. В Haas подали протест — ведь только в этом сезоне Кевина Магнуссена трижды заставляли заехать в боксы для ремонта, когда на его машине что-то болталось. Однако справедливость в итоге всё-таки восторжествовала — стюарды удовлетворили поданный Alpine «протест на протест», пусть и по формальным основаниям.

Гонка в Остине получилась на удивление яркой — чего, конечно, мало кто ожидал. Но то, что её главными героями стали гонщики, за спиной у которых на троих 51 сезон в Формуле-1 (и 13 чемпионских титулов), лишний раз подчёркивает, какой великолепный период в истории чемпионата мира выпал на наш век. Феттель уже объявил о скором завершении карьеры, не за горами уход и Алонсо с Хэмилтоном. Но прямо сейчас остаётся ещё по меньшей мере три гонки этой уникальной эпохи — возможно, лучшей в истории Формулы-1. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget