Селектор21 мин.

Как и зачем старинные автомобили переводят на электротягу?

Старые Мустанги, Porsche 911, Fiat 500 и Lancia Delta, которые теперь можно заряжать от розетки

© Lunaz Design

Мы в редакции «Мотора» понимаем, отчего люди восхищаются ретро-автомобилями — харизматичными и по-настоящему «железными». Мы и сами не можем пройти мимо без ёканья в сердце. Да и янгтаймеры из семидесятых-восьмидесятых бывают чудо как хороши. И всё же будем честны: езда на классическом автомобиле — это не только кайф от созерцания дизайна, от обладания легендой и всеобщего внимания, но и куча сопутствующих трудностей. Не все способны испытывать радость от поисков редких запчастей, регулировки карбюратора или устранения течей. Это и послужило толчком для целой индустрии по созданию рестомодов — классических машин с осовремененной техникой. А некоторые пошли дальше — решили полностью избавить четырёхколёсную классику от шумного и пахучего ДВС, заменив его на электромотор!

Конечно, вмешательства в конструкцию лишают ретро-автомобиль оригинальности. Но стоит признать: далеко не каждая машина обладает такой ценностью, чтобы имело смысл держаться за полное соответствие историческому оригиналу.

Для большинства владельцев старой техники речь идёт скорее о сентиментальных чувствах, нежели о целенаправленной работе над исторической корректностью своих машин. А перевод машины на электротягу позволяет наслаждаться всеми прелестями ретро-автомобилизма без очевидных недостатков. В тишине и без аромата выхлопных газов!

Но есть и другая сторона. Страны Европы намереваются уже в ближайшие годы полностью отказаться от двигателей внутреннего сгорания. И возможно, что исключений не сделают даже для ретро-техники. Вот тут электрические конверсии классических автомобилей могут оказаться незаменимыми для тех, кто не готов отказываться от своих любимых «классиков».

На сегодняшний день число фирм, превращающих классическую технику в электромобили, уже исчисляется десятками. Существуют два основных подхода к переделке: либо использовать сравнительно недорогое низковольтное оборудование, либо работающее при напряжении порядка 400 вольт — более эффективное, но значительно более дорогое.

Редакция «Мотора» собрала самые интересные проекты по конвертации старой техники в электромобили.

Jaguar E-Type Concept Zero

Наверное, этот небесно-голубой родстер — самый известный из электрических рестомодов в мире на сегодняшний день. Ведь его наблюдали буквально в прямом эфире миллионы британцев! Да-да, именно на нём английский принц Гарри и Меган Маркл отправились с собственной свадьбы в резиденцию Фрогмор-хаус.

Готов поспорить, что постановщики церемонии придавали этому символическое значение. Синтез классической формы и суперсовременного содержания — сильный образ для британской монархии.

Созданием машины занимались специалисты реставрационного подразделения Jaguar Land Rover Classic Works совместно с инженерами фирмы Rimac — те отвечали за всю электрическую начинку. Хорватская компания известна не только собственными электрическими суперкарами, но и сопровождением чужих проектов: батареями для Koenigsegg Regera и Aston Martin Valkyrie, силовым агрегатом для гоночного электромобиля E-Runner для горной гонки Пайкс-Пик и инженерными работами над арабским суперкаром W Motors Lykan HyperSport.

Несмотря на тяжёлую батарею, электрический родстер весит даже на 46 килограммов меньше, чем исходный Jaguar E-Type. Родстер способен набрать 100 километров в час за 5,5 секунды, максимальная скорость составляет 250 километров в час. Запас хода — примерно 270 километров.

Правда, купить электро-родстер не получится даже за большие деньги. Ещё четыре года назад англичане обещали собирать такие машины под заказ примерно за 300 тысяч фунтов (30 миллионов рублей), но в итоге от этой идеи отказались в рамках сокращения расходов. Так что если вы не принц Гарри — за руль такой машины вам не сесть.

Aston Martin

А вот в Aston Martin готовы электрифицировать свою классику по заказу любого желающего. Первым новую силовую установку получил кабриолет DB6 MkII Volante образца 1970 года, который был построен на предприятии в Ньюпорте Пагнелле, где сейчас находится центр Aston Martin Works.

Основная идея в обратимости переделок: под капот на штатные места крепления двигателя и коробки передач устанавливают «кассету» — по сути, смонтированные в общем корпусе электромотор, блок батарей и силовая электроника. В случае необходимости автомобиль можно вернуть к оригинальному состоянию.

При разработке силовой установки использовался опыт, полученный командой инженеров на последних этапах разработки электрического Rapide E и моделирования будущих моделей бренда Lagonda. Основой серийного варианта «кассеты» должны стать компоненты силовой установки от Rapide E. Водитель сможет контролировать расход электроэнергии через установленный в салоне дисплей.

Moment Motor Company: классические «Мерседесы», Alfa Romeo и вообще что угодно

Владелец небольшой мастерской в Техасе Марк Дэвис — один из бизнесменов, кто воспользовался модой на олдтаймеры и изобилием готовых электрических компонентов.

Его фирма Moment Motor Company предлагает переделать клиентский автомобиль, попутно проведя его реставрацию, или даже построить готовый электромобиль «под ключ» — то есть подобрать машину-донор, провести восстановительные работы и имплантировать электрическую начинку.

Американцы пошли по простому пути, выбрав низковольтную «начинку»: синхронные моторы Hyper 9 фирмы NetGain Motors работают от 108 или 144 вольт. Компактные и лёгкие автомобили вроде классического Mini получают один мотор, машины более спортивного толка или более тяжёлые модели оснащают двумя моторами.

В зависимости от конфигурации оригинального двигателя электромоторы компонуют по-разному. Так, на месте длинной рядной «шестёрки» два мотора установят последовательно, на одной оси. В более коротком отсеке их установят бок о бок в специально изготовленном подрамнике, связав шкивы двух моторов зубчатым ремнём. Батарейные модули просто заимствуют у Теслы: их размещают в оригинальных алюминиевых боксах.

При этом вмешательство в конструкцию базовой машины стараются свести к минимуму — так, чтобы при желании её было несложно вернуть к исходному состоянию.

В портфолио Moment Motor Company — конверсии самых разных автомобилей: классических пикапов Chevrolet C/K 1960-х годов, спорткара Porsche 911 того же периода, «пагоды» Mercedes-Benz 250 SL (W113), английского родстера Austin Healey 3000, крохотного Austin Mini, компактного спорткупе Alfa Romeo Giulia Sprint, компактного BMW 2002, купе Datsun 280Z 1978 года, пикапа Toyota Hilux 1980-х годов и даже легендарного купе DeLorean DMC-12. Стоимость переделки составляет от 50 до 150 тысяч долларов, в зависимости от сложности работ.

И всё же большинство фирм похожего профиля обычно специализируются на одной-двух моделях или семействе родственных автомобилей.

EV West/Zelectric: заднемоторные Фольксвагены и Porsche

Например, одна из старейших мастерских такого рода, калифорнийская EV West, переделывает фольксвагеновские «Жуки» и их производные, а также Porsche 911 и 914.

В мастерской готовы установить электрическую «начинку» в такой автомобиль примерно за 60 дней. В «Жуки» обычно ставят низковольтные моторы Hyper 9 от NetGain Motors, но работают и с современными силовыми агрегатами от Tesla. Правда, основатель компании Майкл Брим говорит, что очередь на работы составляет от пяти до шести лет. Похожая ситуацию и у других фирм такого профиля: большинство таких мастерских — совсем небольшие, и просто не могут работать быстро.

Впрочем, у EV West основной бизнес — это не готовые машины, а разработка и продажа компонентов для самостоятельного перевода автомобилей на электричество. В интернет-магазине — подрамники для установки электромоторов на штатные места, доработанные фольксвагеновские трансмиссии, блоки согласования для тесловских моторов и многое другое.

eClassics: Volkswagen e-Käfer и е-Bus

Немецкая фирма eClassics тоже занимается переделкой классических Фольксвагенов, но её подход несколько фундаментальнее.

В отреставрированный кузов «Жука» устанавливают высоковольтную электрическую начинку от серийного электромобиля Volkswagen e-Up! К такой формуле пришли не сразу: сперва к штатной трансмиссии от «Жука» с заблокированной третьей передачей присоединяли электромотор Bosch и ставили литий-полимерные батареи. Потом батареи заимствовали у современного электрического Фольксвагена, а в итоге от него взяли вообще всю начинку. И слава богу — родная трансмиссия «Жука» слишком шумела на общем тихом фоне.

Электромотор мощностью 82 лошадиные силы с одноступенчатой трансмиссией расположен сзади, как на обычном «Жуке» — но поперёк, как на Volkswagen e-Up! Батарея ёмкостью 35 или 45 киловатт-час установлена под полом. Запас хода превышает 200 километров. Желающим готовы установить и более мощную начинку от более современного Volkswagen ID3.

82 силы — скромно? Тем не менее, электрический «Жук» на голову превосходит своего прародителя по динамике: например, разгон до 80 километров в час занимает у него 8,4 секунды против 24,4 секунды у серийного Фольксвагена 1200. Максимальная скорость составляет около 150 километров в час против 102 километров в час. Важная деталь: электромобиль получает нормальные дисковые тормоза, современные амортизаторы и обычные витые цилиндрические пружины вместо скрипучих торсионов.

Сотрудники eClassics всё берут на себя: подбор автомобиля-донора, его реставрацию — благо им доступна новая кузовная штамповка, производство которой наладили для подразделения Volkswagen Classic Parts.

К сегодняшнему дню изготовлено всего четырнадцать «е-Жуков». Почему так мало? Это крайне недешёвое удовольствие: готовый кабриолет «под ключ» обойдётся в 100 тысяч евро (8,5 млн рублей).

Между тем, у eClassics готов новый проект по электрификации культовых микроавтобусов Volkswagen Type 2. Их также снабжают электрической начинкой от компактного Volkswagen e-Up!, но ставят батарею ёмкостью 54 киловатт-часа, с которой запас хода составляет около 300 километров (а могут установить и блок на 70 киловатт-час).

При этом на классической версии T1 ставят полностью оригинальные подвески собственной конструкции и дисковые тормоза, а на более новом T2 ограничиваются лишь заменой задней подвески.

Для тяжёлого микроавтобуса, штатно оснащавшегося всё тем же чахлым моторчиком от «Жука», это настоящий рывок — с характеристиками, которые даёт ему электрическая начинка, он становится годен к реальной эксплуатации.

Но всё это очень недешёво: превращение T1 в электромобиль обойдётся в 50 тысяч евро, а готовая машина — примерно в 200-250 тысяч. Работы с более новой версией T2 примерно на 10 тысяч дешевле.

Swind: Mini

Английская фирма Swindon Powertrain известна своими гоночными двигателями а ещё строит прототипы «на сторону», для производителей суперкаров. А Swind — это их электрический сайд-проект, который создал линейку трансмиссий и силовых агрегатов для электромобилей.

И даже спроектировал законченный комплект для конвертации классического Mini в электромобиль всего за 8850 фунтов (865 тысяч рублей) — для мастерских или любителей самостоятельно поковыряться в машине. За эти деньги покупатель получает 80-киловаттный электромотор в сборе с одноступенчатым редуктором, к которому подходят штатные полуоси от Mini, и подрамник со всеми необходимыми кронштейнами. Набор весит всего 70 килограммов.

Но за остальные важные компоненты придётся доплатить: ведь в набор не входит ни батарея, ни управляющая электроника. В списке опций у Swind фигурирует тяговая батарея ёмкостью 12 киловатт-часов, контроллер мотора, зарядное устройство, а также самоблокирующийся дифференциал.

Voitures Extravert: Porsche 911

В 2015 году голландский маркетолог Мартин ван Дейк уволился из телеком-индустрии и сменил корпоративный автомобиль на классический Citroen DS 1970 года. Правда, шумность и слабая динамика вскоре стали его раздражать.

Это подтолкнуло его с другом — Юргеном Моэрманом, работавшим в автоиндустрии — к идее электрифицировать классический автомобиль. Взялись, ни много ни мало, за Porsche 911.

Руководители фирмы Voitures Extravert Мартин ван Дейк (справа) и Юрген Моэрман

Название их фирмы «Voitures Extravert» — это игра слов: с первого взгляда оно читается по-французски как «Автомобили-экстраверты», но его можно понять и как «Очень зелёные автомобили».

Осенью 2018 года был готов первый прототип под названием Quintessenza. Голландцы нашли в Германии партнёров, которые реставрируют для них кузова с использованием изготовленной заново штамповки, оцинковывают и грунтуют их. Там же подсобирают тормоза и подвеску.

Чтобы сроки постройки машины и её стоимость не уходили в стратосферу, голландцы предлагают минимальный набор опций — их продукция максимально повторяет серийные Porsche 911, в отличие от ресто-модов Singer, каждый из которых может быть кастомизирован как угодно. За основу берут более сохранные и менее ценные машины так называемой «G-модели», выпускавшейся до 1989 года. Электромобиль Quintessenza предлагается в двух основных исполнениях: в духе ранних машин шестидесятых годов либо восьмидесятых годов.

Для электромобиля разработана полностью новая бортовая электросистема на CAN-шине и собственный софт AutoCRAT — для «водительской» электроники, управления батареями и контроля силового агрегата.

Компоновка очень напоминает серийный Porsche 911: электромотор установлен продольно в заднем свесе и приводит специально подобранный редуктор c самоблокирующимся дифференциалом. Батареи смонтированы двумя блоками — в заднем свесе и спереди.

Разработчики пока не приводят подробных характеристик своего электромобиля, но уже объявлено: его запас хода составляет 400 километров, максимальная скорость составляет 200 километров в час, а разгон до 100 километров в час занимает около шести секунд. Динамике далеко до тесловской — впрочем, основатели компании считают, что для классического автомобиля это попросту не нужно.

Построить такой электромобиль голландцы готовы за 310 тысяч евро (26,6 миллиона рублей), машина с открытым кузовом «Тарга» дороже — 330 тысяч.

Revive Automotive: Porsche 911

Ещё один электромобиль на основе Porsche 911 — можно сказать, сайд-проект ребят из eClassics.

Технические подробности пока не объявлены, но из эскизов на сайте и скупых комментариев понятно довольно многое: два электромотора суммарной мощностью 180 киловатт (244 лошадиные силы) установлены сзади поперечно, в блоке с трансмиссией. Причём она двухступенчатая: первая передача используется для обычной езды, вторая — «автобанная».

Необычная для электромобилей конструкция трансмиссии заставляет предположить, что она заимствована у Porsche Taycan (там тоже сзади двухступенчатая схема). Но создатели говорят, что трансмиссия сделана специально для этого проекта.

Вся силовая электроника размещена также сзади, в моторном отсеке. Электрооборудование работает при высоком напряжении, 430 и 367 вольт. Батарея ёмкостью 45 киловатт-часов размещена в в переднем багажнике, и даёт запас хода в 250 километров. Максимальная скорость 220 километров в час, разгон до «сотни» за шесть секунд — очень близко к характеристикам оригинального Porsche восьмидесятых годов.

Пока построен лишь первый прототип на базе белого Porsche 911 Targa. Все переделки намеренно выполняются максимально неинвазивно — так, чтобы автомобиль-донор сохранял аутентичность. Компания способна переделывать до десяти машин в год. Работы по электрификации обойдутся в 59,5 тысячи евро (5,1 миллиона рублей). Автомобиль-демонстратор на фото создатели оценивают примерно в 150 тысяч евро (13 миллионов рублей).

Everrati Cars: Land Rover, Mercedes, Porsche 911

Английский бизнемен Джастин Лунни много лет занимался системами электронных платежей, пока в 2016-м не продал компанию iCheque и не решил заняться чем-то другим. Дальше его подтолкнула начинавшаяся популярность электромобилей, обеспокоенность изменением климата и... свадьба принца Гарри, на которую тот приехал на электрическом родстере Jaguar E-type.

У него в компании работают выходцы из McLaren, Lotus, Jaguar и Land Rover — например, возглавляет команду инженеров Майкл Керр из Макларена, отвечавший за коробку передач на суперкаре Mclaren Artura. Кстати, компания должна была называться Ionic, но после выхода выхода электромобиля Hyundai Ioniq её решили переименовать в Everrati.

За прошедшие пять лет здесь успели перевести на электротягу классический внедорожник Land Rover Series IIA, родстер Mercedes-Benz W113 — «Пагоду», гоночный Ford GT40 (вернее, его реплику фирмы Superformance) и Porsche 911.

Серийно этот Land Rover выпускался в 1961–1971 годах и был крайне степенным автомобилем даже по тогдашним меркам. Не стал он быстрым и после перевода на электричество — но в динамике прибавил как следует. Ведь рост мощности и момента двукратный: 150 лошадиных сил, 300 Нм. До ста километров в час внедорожник разгоняется за 13 секунд против 23 секунд ранее. Полноприводная трансмиссия с жёстким подключением переднего моста сохраняется. Батарея ёмкостью 60 киловатт-час даёт запас хода более 160 километров. Сейчас электрифицированный «Лэнди» стоит от 150 тысяч фунтов (15 миллионов рублей).

Мерседесовская «Пагода», шедевр Поля Брака, после электрификации остаётся довольно близка к исходнику по динамике. Родстер оснащают трёхфазным мотором переменного тока мощностью 180 лошадиных сил в паре с одноступенчатым редуктором с передаточным отношением 1,8:1 и батареей ёмкостью 57 киловатт-часов, а также новым щитком приборов в духе эпохи. Запас хода составляет около 260 километров, разгон до «сотни» — семь секунд.

Самый радикальный из проектов Everrati — электрический Porsche 911. За основу взят последний из классических вариантов, Porsche 964 конца 1980-х. В моторном отсеке сзади смонтировали электромотор от «Теслы» мощностью 500 лошадиных сил — это больше, чем у самой экстремальной версии 911 Turbo S того поколения (380 лошадиных сил).

Электро-Porsche способен разогнаться до 100 километров в час за четыре секунды, максимальная скорость — 200 километров в час. Но клиентские машины должны получить другую начинку — электромотор и трансмиссию предполагается заимствовать у электрического гиперкара Lotus Evija. Кстати, родной «оппозитник» Porsche англичане тоже готовы отреставрировать — либо превратить его в предмет мебели.

А больше всего вас должна впечатлить стоимость: 250 тысяч фунтов (25 миллионов рублей) без учёта стоимости исходного автомобиля.

Totem Automobili, Alfa Romeo Giulia GT Junior

Итальянская фирма Totem Automobili основана бывшим дизайнером Alfa Romeo Риккардо Куаджио. Так что выбор предмета для переделки понятен: это компактное заднеприводное купе Alfa Romeo Giulia GT Junior на шасси седана Giulia, выпускавшееся с 1965 по 1976 годы. Семейство легендарное: эти машины были очень успешны в гонках.

Команда из 21 инженера полностью переработала конструкцию маленького спорткара — от исходника осталось примерно 10%. Подвески полностью оригинальные — двухрычажные спереди и сзади, с рычагами из алюминия (исходно сзади применялся мост). Даже на фотографиях видно, что внешность и салон переоформили в ретро-футуристическом ключе: по современным технологиям воспроизвели стилевые решения шестидесятых годов, сгладив линии оригинального кузова.

Итальянцы могут трансплантировать в ретро-кузов 620-сильный турбомотор V6 2.9 от современного суперседана Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio либо превратить машину в электромобиль. В последнем случае на подрамнике задней подвески монтируется электромотор мощностью 590 лошадиных сил.

Батарея ёмкостью 63,9 киловатт-часа собрана по тесловскому принципу — из ноутбучных ячеек типа 18650, причём доступна быстрая зарядка постоянным током (до 80% за 15 минут). Запас хода составляет 390 километров. Рубеж в 100 километров в час электромобиль должен брать за 2,9 секунды, максимальная скорость — 255 километров в час.

Итальянцы планируют изготовить 20 машин по 430 тысяч евро (36 миллионов рублей).

Lunaz Design: Jaguar, Rolls-Royce

Английский стартап Lunaz Design, основанный бизнесменом Дэвидом Лоренцем, выбрал своей специализацией британскую автомобильную классику середины XX века. Сейчас в списке переделанных машин — Rolls-Royce Phantom V и Silver Cloud, Bentley Continental Flying Spur, Jaguar XK120, XK140 и XK150, классический Range Rover. А буквально на днях фирма представила электрифицированное купе Aston Martin DB6.

За техническую сторону вопроса отвечает бывший технический директор гоночной команды Renault F1 Джон Хилтон. В начале все машины проходят процедуру 3D-сканирования, чтобы конструкторам было проще размещать электрические компоненты. По утверждению англичан, все компоненты силовой установки собирают они сами.

Автомобили получают два электромотора суммарной мощностью 375 лошадиных сил. А ёмкость батареи зависит от размеров и массы базового автомобиля: шестиметровый Rolls-Royce Phantom V получил батарею на 120 киловатт-часов, а компактное спорткупе Jaguar XK120 — на 80 киловатт-часов.

Все машины производства Lunaz поддерживают быструю зарядку через разъём CCS, а также получают алгоритмы антипробуксовки и круиз-контроля

Параллельно с электрификацией кузова машин проходят полную реставрацию с восстановлением интерьера под спецификацию заказчика. Салон при этом дополняют современной мультимедийной системой. Тормоза, подвеску и рулевое управлению дорабатывают, чтобы они соответствовали возросшим динамическим возможностям машины.

Цены весьма нескромные: от 350 тысяч фунтов (34,5 миллионов рублей) за Rolls-Royce Silver Cloud до 500 тысяч (49 миллионов рублей) за Rolls-Royce Phantom V. Хотя по сравнению с Астон Мартином это даже скромно: он стоит 733 тысячи фунтов (это ровно миллион долларов, или 72 миллиона рублей). Но ретро-техникой англичане ограничиваться не хотят — намерены заняться коммунальной техникой на электротяге.

E.C.D. Automotive Design: Land Rover

Американскую фирму E.C.D. в штате Флорида организовали трое англичан, которые росли неподалёку от завода Land Rover в Солихалле. Их основная специализация — доработка классических Ленд Роверов и Рейндж Роверов, а с недавних пор друзья взялись за их электрификацию.

Электрический E.C.D. E-Lander на базе Дефендера

В процессе переделок заменяется целиком весь силовой агрегат вместе с трансмиссией. Электромотор от Теслы в сборе с редуктором разворачивают продольно и устанавливают примерно на место штатной раздаточной коробки — так, что левый и правый выходные валы тесловского агрегата вращают передний и задний карданы Ленд Ровера. К сожалению, это означает, что внедорожник лишается не только пониженной передачи, но и блокировки межосевого дифференциала.

3D-модель шасси с установленным электрмотором (в центре) и батареями

Чтобы трансмиссия внедорожника переварила тягу 450-сильного тесловского электромотора, в мастерской ставят усиленные карданные валы и полуоси, а штатные межколёсные дифференциалы меняют на «самоблоки» GBR Utah. Разгон до 100 километров в час занимает примерно 5,5 секунд.

Начинку от тесловской батареи пересобирают в два отдельных блока — под капотом и в багажнике. Общая ёмкость 110 киловатт-часов даёт запас хода на одной зарядке 300–350 километров. А вот быструю зарядку через Supercharger здесь не реализовали.

Из-за тяжёлой батареи Land Rover прибавляет в весе более 600 килограммов, поэтому в мастерской ставят пневмоподвеску. Среди проих изменений — новые задние тормозные механизмы с электро-«ручником» и насос гидроусилителя руля с электроприводом.

Электрический Defender обойдется примерно в 190 тысяч долларов, Range Rover Classic — 195 тысяч. Список опций практически не ограничен: в E.C.D. собираются предложить даже 600-сильную версию с начинкой от «топовой» Теслы.

RBW Electric Classic Cars: MG MGB и Jaguar E-Type

Английская фирма RBW занимается классическими британскими спорткарами шестидесятых. Концептуально их идея выглядит очень разумно: на место штатной задней подвески ставится оригинальный подрамник с электромотором и новой двухрычажной подвеской, передняя подвеска модернизируется, а под капот устанавливают блок литий-ионных батарей. Для MGB с его мостом на рессорах это особенно полезно. Вдобавок, такая компоновка даёт практически половинную развесовку по осям.

Все компоненты — от уважаемых производителей: электропривод и силовую электронику поставляет Continental Engineering Services (подразделение гиганта Continental), батареи — английская фирма Hyperdrive, новые кузовные детали для реставрации кузова приходят от British Motor Heritage Limited.

Но мотор выбран почему-то уж очень слабосильный — с отдачей всего 70 киловатт (95 лошадиных сил). Это примерно соответствует мощности оригинального MGB шестидесятых годов, но серийный Jaguar E-Type был гораздо мощнее — как минимум втрое! C таким мотором MGB разгоняется до 100 километров в час за 9 секунд, максимальная скорость — около 130 километров в час.

Garage Italia Customs: Fiat 500 и Fiat Panda 4x4

Итальянские кастомайзеры взялись за культовые микролитражки с Апеннин. Обе машины выполнены по одинаковому, самому простому рецепту: электромотор Newtron поставили на место бензинового двигателя, пристыковав его к штатной трансмиссии. Характеристики тоже скромные: Panda разгоняется до 115 километров в час и имеет запас хода в 100 километров.

Кстати, покататься на милом кабриолетике Fiat 500 Jolly «Spiaggina» Icon-e может практически каждый: партию машин изготовили по заказу автопрокатной сети Hertz.

Renault 4 e-Plein Air

В 2019 году в Renault построили к юбилейному слёту владельцев Renault 4 вот такой электромобильчик по мотивам пляжного кабриолета Plein Air. Ещё в конце 60-х несколько сотен таких машин было официально выпущено по заказу Renault на предприятии Sinpar.

Нынешний шоу-кар подготовлен совместными усилиями подразделений Renault Classic и Renault Design, а также поставщика ретро-запчастей Melun Rétro. Обычный хэтчбек Renault 4 лишился крыши и был укорочен, а вместо бензинового мотора получил электрическую начинку от микромашинки Renault Twizy — электромотор мощностью 17 лошадиных сил и батарею на 6,1 киловатт-часов.

Для вида сохранили даже характерный рычаг коробки передач в виде торчащей из-под панели приборов «кочерги», но выбор режимов движения осуществляется кнопками на передней панели. Электромобиль построен в единственном экземпляре.

AC Cars Cobra Series 1

Спорткар AC Cobra — уже сам по себе рестомод: его конструкция радикально не менялась с шестидесятых годов, а сама английская фирма до сих пор продолжает производство машин с современными американскими V8.

А сейчас предложила клиентам электрическую версию классического родстера. Подробностей нет, а имеющаяся информация такова: электромотор мощностью 308 лошадиных сил смонтирован спереди, ёмкость батарей — 54 киловатт-часа. Разгон до 100 километров в час занимает 6,7 секунды, максимальная скорость — 200 километров в час. Запас хода на одной зарядке составляет около 240 километров. Планируется изготовить 58 машин по 138 тысяч фунтов стерлингов за каждую (13,5 миллиона рублей).

Но если клиентам покажется недостаточно этой динамики, англичане готовы предложить вариант с удвоенной мощностью. Электро-«Кобра» с силовой установкой на 617 лошадиных сил обойдётся в 168 тысяч фунтов (16,5 миллиона рублей).

Zero Labs: Ford Bronco и Land Rover Series II

В прошлом году на волне инетереса к возрождению внедорожника Ford Bronco калифорнийский стартап Zero Labs привлёк всеобщее внимание со своим проектом электрификации классического внедорожника.

Первый прототип унаследовал ходовую часть с неразрезными мостами от обычного Bronco

Первый прототип, на котором дали поездить журналистам, выполнен по самой простой схеме: бесщёточный элетромотор мощностью 434 лошадиные силы установлен на место бензинового двигателя — сохранена штатная пятисутпенчатая коробка передач, «раздатка» с подключаемым передним мостом и сами мосты Dana. Кузов облегчён — часть панелей замененили на углепластиковые, а подвеску усилили при помощи амортизаторов Fox.

Но клиентам предлагают более технически изощренное решение: серийный кузов предполагается переставить на оригинальную платформу с двумя 300-сильными электромоторами. Батарея 400-вольтовая, ёмкостью 85 или 100 киловатт-часов — что должно давать запас хода 320-400 километров.

По предварительным данным, конверсия обойдётся в 185 тысяч долларов (13,3 миллиона рублей).

Charge Cars, Ford Mustang

Английский стартап Charge Automotive занимался развозными грузовичками на электричестве, но летом 2019 года представил на шоу в Гудвуде электрический спорткар с внешностью классического Ford Mustang.

За основу действительно берётся кузов настоящего Мустанга первого поколения — благо в США производят для них новодельные кузова. Внутрь устанавливаются подрамники с оригинальными подвесками и электрооборудование от родственного проекта Arrival: это четыре электромотора совокупной отдачей 476 лошадиных сил и 1200 Нм — по одному на каждое колесо.

Внутри установлена современная бортовая электроника с управлением функциями автомобиля через сенсорный экран. Кстати, электроника позволяет принудительно отключить передний привод — этот режим недвусмысленно называется «burn-out».

Время разгона до 60 миль в час (97 километров в час) — 3,99 секунды, максимальная скорость — 240 километров в час. Тяговая батарея ёмкостью 64 кВт∙ч должна обеспечить запас хода 322 километра, а заряжать ее можно от 50-киловаттного терминала постоянного тока.

Цена такого рестомода составляет 300 тысяч фунтов стерлингов (29,4 миллиона рублей).

GCK exclusiv-e: Lancia Delta Integrale

GCK — это Green Corp Konnection: стартап, основанный известным французским гонщиком и горнолыжником Герленом Шишери вместе с промышленником Эриком Будо. Их первым проектом стал перевод на электричество легендарного раллийного полноприводника Lancia Delta Integrale.

Задачу решили прямолинейно. Оставили на месте всю хитрую полноприводную трансмиссию с несимметричным центральным дифференциалом (47:53) с блокировкой вискомуфтой и задним межколёсным дифференциалом Torsen, подключив к ней 400-вольтовый электромотор мощностью всего 147 киловатт (200 лошадиных сил). Причём в неприкосновенности осталась даже штатная пятиступенчатая коробка передач (её только усилили). А вот тормоза серьёзно усилили, установив спереди шестипоршневые суппорты.

До 100 километров в час электрифицированная Lancia разгоняется за 6,6 секунды, запас хода — всего 200 километров, ведь ёмкость батареи составляет скромные 30 киловатт-часов.

Планируется изготовить всего 47 электромобилей под названием Lancia Delta Evo-e, 11 из них — в более экстремальной модификации Evo-e Rally.

Chevrolet Performance K5 Blazer-E

В прошлом году на онлайн-шоу SEMA360 подразделение Chevrolet Performance представило шоу-кар в виде внедорожника K5 Blazer 1977 года выпуска на электротяге.

Легендарный полноприводник снабдили 200-сильным электромотором и батареей на 60 киловатт-час от хэтчбека Chevrolet Bolt EV. При этом «раздатку» и мосты сохранили оригинальные — а электромотор состыковали с четырёхступенчатым «автоматом». Другие переделки — электронасос для нормальной работы гидроусилитеоя руля, вакуумная помпа для усилителя тормозов и специальный контроллер для подключения штатного щитка приборов.

Идея состоит в том, чтобы продавать по каталогу GM Performance Parts компоненты eCrate для переделки всем желающим, как это уже давно происходит c двигателями V8 и другими агрегатами для спорта и тюнинга.

P.S. И, наконец, УАЗ!

Да-да, у нас теперь тоже есть свой национальный электро-рестомод на базе УАЗа! Электромобиль построила чешская фирма MW Motors: у него 160-сильный мотор, родная полноприводная трансмиссия, удивительная для УАЗа прыть и все обычные для ульяновских внедорожников косяки. А ещё он стоит сорок тысяч евро. Если не слышали про этот проект — самое время прочитать наш подробный репортаж!

P.P.S. Электрический Mercury Coupe из нашего Инстаграма

В интернете такое называется КДПВ — картинка для привлечения внимания. Об этом великолепном дереликт-рестомоде Mercury 1949 года с агрегатами Tesla мы рассказывали на своей страничке в Instagram. Подписывайтесь: мы не частим с постами, но регулярно анонсируем самые интересные материалы — вы ничего не пропустите. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget