Мы уже рассказывали романтическую историю о том, как фирма AMG оформилась в роли придворного тюнера, а впоследствии – суббренда Mercedes. У Nismo (название происходит от слов Nissan Motorsport) за спиной такой головокружительной истории нет – компания появилась путем слияния двух подразделений Nissan, образованных еще в 1960-х годах.
История культовых тюнинг-ателье: Nismo
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Мы уже рассказывали романтическую историю о том, как фирма AMG оформилась в роли придворного тюнера, а впоследствии – суббренда Mercedes. У Nismo (название происходит от слов Nissan Motorsport) за спиной такой головокружительной истории нет – компания появилась путем слияния двух подразделений Nissan, образованных еще в 1960-х годах.
/imgs/2024/06/10/09/6497408/b1675d07fcecf35ed785fccc109e9c22da8c139e.jpg)
Одно из них – Publication Division 3 – занимало производственные мощности завода Oppama в городе Йокосука и специализировалось на поддержке независимых гоночных команд и разработке гоночных технологий. Там же располагалась дизайнерская школа. Второе подразделение, Special Car Testing Division, занималось обкаткой гоночных технологий и находилось недалеко от Токио, на заводе Omori. Образованное после слияния новое подразделение Nissan Motorsports International Co., Ltd. заняло здание штаб-квартиры Omori (на фото) и прилегающих территорий – оно было более приспособленным к тем задачам, которые собиралась решать компания. Первым президентом Nismo стал Ясухару Намба – раллист команды Datsun.
Одно из них – Publication Division 3 – занимало производственные мощности завода Oppama в городе Йокосука и специализировалось на поддержке независимых гоночных команд и разработке гоночных технологий. Там же располагалась дизайнерская школа. Второе подразделение, Special Car Testing Division, занималось обкаткой гоночных технологий и находилось недалеко от Токио, на заводе Omori. Образованное после слияния новое подразделение Nissan Motorsports International Co., Ltd. заняло здание штаб-квартиры Omori (на фото) и прилегающих территорий – оно было более приспособленным к тем задачам, которые собиралась решать компания. Первым президентом Nismo стал Ясухару Намба – раллист команды Datsun.
Завод Omori стал священным местом для любителей быстрых «Ниссанов» — ходили слухи, что в конце 1990-х и в начале 2000-х земля вокруг него дрожала и вибрировала от низкочастотного звучания выпускных систем. Но это случилось позже. Компания Nismo была зарегистрирована в сентябре 1984 года, а уже в октябре того же года была начата работа над доработкой текущих гоночных машин и постройкой новых. Благодаря небольшим изменениям, внесенным специалистами Nismo, Nissan Silvia Turbo C (также известный как March 83G – шасси автомобиля было изготовлено именно британцами) в 1985 году стал победителем большинства этапов японских гонок на выносливость. А в японском раллийном первенстве соперникам не давала расслабиться подготовленная с участием Nismo Silvia 240RS.
Завод Omori стал священным местом для любителей быстрых «Ниссанов» — ходили слухи, что в конце 1990-х и в начале 2000-х земля вокруг него дрожала и вибрировала от низкочастотного звучания выпускных систем. Но это случилось позже. Компания Nismo была зарегистрирована в сентябре 1984 года, а уже в октябре того же года была начата работа над доработкой текущих гоночных машин и постройкой новых. Благодаря небольшим изменениям, внесенным специалистами Nismo, Nissan Silvia Turbo C (также известный как March 83G – шасси автомобиля было изготовлено именно британцами) в 1985 году стал победителем большинства этапов японских гонок на выносливость. А в японском раллийном первенстве соперникам не давала расслабиться подготовленная с участием Nismo Silvia 240RS.
Выпуском компонентов для доработки уже выпущенных моделей Nissan подразделение Nismo стало заниматься с февраля 1985 года. Важно понимать, что Nismo – это в первую очередь автоспортивное отделение, а потом уже придворное тюнинг-ателье. Одним из первенцев «гражданского фронта» стал Nissan Skyline GT Turbo, получивший новые детали подвески, а также более удобный трехспицевый руль.
Выпуском компонентов для доработки уже выпущенных моделей Nissan подразделение Nismo стало заниматься с февраля 1985 года. Важно понимать, что Nismo – это в первую очередь автоспортивное отделение, а потом уже придворное тюнинг-ателье. Одним из первенцев «гражданского фронта» стал Nissan Skyline GT Turbo, получивший новые детали подвески, а также более удобный трехспицевый руль.
К 1986 году в Nismo успели поработать с Nissan P85V (шасси March с двигателем Nissan) в надежде улучшить результаты японской марки в 24 Часах Ле-Мана. Увы, в общем зачете автомобиль финишировал лишь 16-м, но в японских чемпионатах на выносливость он был невероятно успешным. Кузовной чемпионат JTC практически в одну калитку выиграл 570-сильный Nissan Skyline RS Turbo (на фото), завоевав для компании Nissan Кубок конструкторов. Из гражданских проектов отметился доработанный хэтчбек Sunny, который получил новый аэродинамический обвес, спортивные 14-дюймовые диски и жесткую подвеску.
К 1986 году в Nismo успели поработать с Nissan P85V (шасси March с двигателем Nissan) в надежде улучшить результаты японской марки в 24 Часах Ле-Мана. Увы, в общем зачете автомобиль финишировал лишь 16-м, но в японских чемпионатах на выносливость он был невероятно успешным. Кузовной чемпионат JTC практически в одну калитку выиграл 570-сильный Nissan Skyline RS Turbo (на фото), завоевав для компании Nissan Кубок конструкторов. Из гражданских проектов отметился доработанный хэтчбек Sunny, который получил новый аэродинамический обвес, спортивные 14-дюймовые диски и жесткую подвеску.
В сентябре 1987 года при заводе Omori открылся первый шоурум Nismo, где можно было приобрести уже доработанные автомобили с заводской гарантией. Салон получает название Nismo Paddock. Поздней осенью того же года на Токийском автосалоне дебютирует Nissan Saurus (на фото). Легкий спидстер с двухлитровым турбомотором был построен по канонам Колина Чепмена – ничего лишнего и минимальная масса. В 1989 году на базе концепта Saurus был создан монокубок, но просуществовал он всего сезон. Адаптацию концепта к трассам, естественно, выполняли инженеры Nismo.
В сентябре 1987 года при заводе Omori открылся первый шоурум Nismo, где можно было приобрести уже доработанные автомобили с заводской гарантией. Салон получает название Nismo Paddock. Поздней осенью того же года на Токийском автосалоне дебютирует Nissan Saurus (на фото). Легкий спидстер с двухлитровым турбомотором был построен по канонам Колина Чепмена – ничего лишнего и минимальная масса. В 1989 году на базе концепта Saurus был создан монокубок, но просуществовал он всего сезон. Адаптацию концепта к трассам, естественно, выполняли инженеры Nismo.
Конец 1980-х годов Nismo посвящает постройке омологированных под японский чемпионат по ралли седанов Nissan Bluebird с приставкой SSS-R (обратите внимание на интегрированные в передок противотуманные фары). В 1988-м Nismo создает первое отделение за пределами Японии – Nismo Motorsport Europe. А в 1989 году все изменилось – появился первый чистокровный Skyline GT-R с легендарным двигателем RB26 DETT.
Конец 1980-х годов Nismo посвящает постройке омологированных под японский чемпионат по ралли седанов Nissan Bluebird с приставкой SSS-R (обратите внимание на интегрированные в передок противотуманные фары). В 1988-м Nismo создает первое отделение за пределами Японии – Nismo Motorsport Europe. А в 1989 году все изменилось – появился первый чистокровный Skyline GT-R с легендарным двигателем RB26 DETT.
В 1990 году Nissan R90CP занимает 5 место в 24-часовой гонке в Ле-Мане, но на фоне автоспортивного дебюта Skyline GT-R от Nismo это достижение кажется малозначительным. 24-часовая гонка на Нюрбургринге – победа в своем классе; Guia Race of Macau – победа в общем зачете; австралийский туринг – чемпионство в общем зачете, 24 Часа Спа – первые три места в Группе N... А ведь было еще множество побед в японских чемпионатах. Победное шествие R32 продолжалось вплоть до 1993 года, за что автомобиль получил прозвище «Годзилла». Стараниями Nismo с 1990 года было выпущено 500 специальных Skyline GT-R для дорог общего пользования (еще 60 машин были построены под гоночные нужды), отличавшихся аэродинамическим обвесом, новой выпускной системой и доработанным салоном.
В 1990 году Nissan R90CP занимает 5 место в 24-часовой гонке в Ле-Мане, но на фоне автоспортивного дебюта Skyline GT-R от Nismo это достижение кажется малозначительным. 24-часовая гонка на Нюрбургринге – победа в своем классе; Guia Race of Macau – победа в общем зачете; австралийский туринг – чемпионство в общем зачете, 24 Часа Спа – первые три места в Группе N... А ведь было еще множество побед в японских чемпионатах. Победное шествие R32 продолжалось вплоть до 1993 года, за что автомобиль получил прозвище «Годзилла». Стараниями Nismo с 1990 года было выпущено 500 специальных Skyline GT-R для дорог общего пользования (еще 60 машин были построены под гоночные нужды), отличавшихся аэродинамическим обвесом, новой выпускной системой и доработанным салоном.
Свою 10 годовщину (в 1994 году) компания отметила особой версией Nissan 200SX, которая получила название 270R. Купе с четырехцилиндровым турбомотором (270 л.с. и 345 Нм) произвели скромным тиражом в 50 экземпляров, поэтому сейчас автомобиль представляет собой большую ценность среди коллекционеров. В том же году место главы подразделения занял Джиро Адачи.
Свою 10 годовщину (в 1994 году) компания отметила особой версией Nissan 200SX, которая получила название 270R. Купе с четырехцилиндровым турбомотором (270 л.с. и 345 Нм) произвели скромным тиражом в 50 экземпляров, поэтому сейчас автомобиль представляет собой большую ценность среди коллекционеров. В том же году место главы подразделения занял Джиро Адачи.
Новый GT-R, который оформился в виде серийного автомобиля к 1995 году, дал новую технологическую пищу для Nismo. Для гонки в Ле-Мане была подготовлена особая версия GT-R – LM – и в 1995 году автомобиль стал пятым в своем классе. Но поскольку регламент требовал наличие серийных автомобилей, было выпущено еще и несколько дорожных GT-R LM (на фото). Впечатляющий обвес, салон в алькантаре и дефорсированный до 300 л.с. (с 400 л.с.) двигатель – сейчас GT-R LM является одним из редчайших «Скайлайнов» в мире.
Новый GT-R, который оформился в виде серийного автомобиля к 1995 году, дал новую технологическую пищу для Nismo. Для гонки в Ле-Мане была подготовлена особая версия GT-R – LM – и в 1995 году автомобиль стал пятым в своем классе. Но поскольку регламент требовал наличие серийных автомобилей, было выпущено еще и несколько дорожных GT-R LM (на фото). Впечатляющий обвес, салон в алькантаре и дефорсированный до 300 л.с. (с 400 л.с.) двигатель – сейчас GT-R LM является одним из редчайших «Скайлайнов» в мире.
В том же 1995-ом создается фан-клуб Nismo, который осенью 1997 года организует первый «Фестиваль скорости Nismo». В нем принимают участие как гоночные, так и доработанные автомобили, в том числе и новейший Nismo 400R – 400-сильное купе с 2,8-литровой версией двигателя RB26, которая получила индекс RBX-GT2. 400R был выпущен тиражом в 44 экземпляра (хотя изначально планировалась постройка 99 купе), все машины проданы в Японии.
В том же 1995-ом создается фан-клуб Nismo, который осенью 1997 года организует первый «Фестиваль скорости Nismo». В нем принимают участие как гоночные, так и доработанные автомобили, в том числе и новейший Nismo 400R – 400-сильное купе с 2,8-литровой версией двигателя RB26, которая получила индекс RBX-GT2. 400R был выпущен тиражом в 44 экземпляра (хотя изначально планировалась постройка 99 купе), все машины проданы в Японии.
Свой нынешний вид логотип Nismo получил в конце 90-х – буква O на нем стала напоминать восходящее солнце с японского флага. В Ле-Мане успешно выступает новый R390 GT1 (3, 5, 6 и 10 места в своем классе в 1998 году), а немолодой GT-R R33 сметает с пути соперников во всех гонках, в которых участвует. В 1999 году аксессуары Nismo на себя примеряет новая Silvia S15: колесные диски, новые бампера и юбки, ужесточенные амортизаторы и пружины, утолщенные стабилизаторы (на фото).
Свой нынешний вид логотип Nismo получил в конце 90-х – буква O на нем стала напоминать восходящее солнце с японского флага. В Ле-Мане успешно выступает новый R390 GT1 (3, 5, 6 и 10 места в своем классе в 1998 году), а немолодой GT-R R33 сметает с пути соперников во всех гонках, в которых участвует. В 1999 году аксессуары Nismo на себя примеряет новая Silvia S15: колесные диски, новые бампера и юбки, ужесточенные амортизаторы и пружины, утолщенные стабилизаторы (на фото).
Главной звездой уходящего века стал Nissan Skyline GT-R R34. В 1999 году он играючи выигрывает чемпионат JGTC, который позднее будет переименован в Super GT, и повторяет успех в 2003 году, после чего в 2004 его сменяет Fairlady Z, по-нашему – 350Z. Помимо Европы (вы же не думаете, что победившая в 1999 году в BTCC Primera обошлась без влияния Nismo?) начинается экспансия Nismo на американский рынок – многие гражданские автомобили получают «вкрапления» от спортивного подразделения: новые диски, компоненты подвески, фирменные контрастные полосы и так далее.
Главной звездой уходящего века стал Nissan Skyline GT-R R34. В 1999 году он играючи выигрывает чемпионат JGTC, который позднее будет переименован в Super GT, и повторяет успех в 2003 году, после чего в 2004 его сменяет Fairlady Z, по-нашему – 350Z. Помимо Европы (вы же не думаете, что победившая в 1999 году в BTCC Primera обошлась без влияния Nismo?) начинается экспансия Nismo на американский рынок – многие гражданские автомобили получают «вкрапления» от спортивного подразделения: новые диски, компоненты подвески, фирменные контрастные полосы и так далее.
В 2004 году подразделение Nismo выпускает самый знаменитый автомобиль, посвященный своей 20 годовщине. Их было выпущено всего 20 штук, а нынешние цены на эту модель превышают отметку в полмиллиона долларов. Nissan Skyline GT-R Z-Tune оснащался полностью переработанным шасси и 500-сильным двигателем объемом 2,8 литра. Поскольку в 2004 году R34 уже был снят с производства, Nismo пришлось закупить 20 частных автомобилей, пробег которых не превышал 30 тысяч километров. До 100 км/ч Z-Tune выстреливал за четыре секунды, а его максимальная скорость превышала отметку в 300 км/ч.
В 2004 году подразделение Nismo выпускает самый знаменитый автомобиль, посвященный своей 20 годовщине. Их было выпущено всего 20 штук, а нынешние цены на эту модель превышают отметку в полмиллиона долларов. Nissan Skyline GT-R Z-Tune оснащался полностью переработанным шасси и 500-сильным двигателем объемом 2,8 литра. Поскольку в 2004 году R34 уже был снят с производства, Nismo пришлось закупить 20 частных автомобилей, пробег которых не превышал 30 тысяч километров. До 100 км/ч Z-Tune выстреливал за четыре секунды, а его максимальная скорость превышала отметку в 300 км/ч.
После успеха Fairlady Z в JGTC Super GT подразделение Nismo выпускает в 2005 году специальную версию Z-ки – S-Tune GT. 300-сильный двигатель с выпуском от Weldina и новым блоком управления, аэродинамический обвес GT, усиленные тормоза Brembo и гоночные ковши – это лишь немногое, что отличает S-Tune GT от массовых купе. К слову, для «Фэйрледи», как и для Skyline и даже малыша March (Nissan Micra), Nismo предлагала несколько уровней доработок – от банального изменения выпускной системы до постройки сложных проектов, вроде S-Tune GT.
После успеха Fairlady Z в JGTC Super GT подразделение Nismo выпускает в 2005 году специальную версию Z-ки – S-Tune GT. 300-сильный двигатель с выпуском от Weldina и новым блоком управления, аэродинамический обвес GT, усиленные тормоза Brembo и гоночные ковши – это лишь немногое, что отличает S-Tune GT от массовых купе. К слову, для «Фэйрледи», как и для Skyline и даже малыша March (Nissan Micra), Nismo предлагала несколько уровней доработок – от банального изменения выпускной системы до постройки сложных проектов, вроде S-Tune GT.
Чем же занималось европейское отделение Nismo, помимо постройки туринговых седанов? Вот один из ответов на этот вопрос – Nissan Micra 350SR 2005 года. Среднемоторный заряженный хэтчбек, построенный с использованием двигателя 350Z... и подвески 350Z... и колес 350Z. Планировалось выпустить небольшой тираж таких машин, но не срослось. Британские журналисты, впрочем, отмечали, что если не брать в расчет отсутствие шумоизоляции, автомобиль был вполне пригоден для эксплуатации и мог бы навязать конкуренцию Renault Clio V6, использовавшему похожую конструкцию.
Чем же занималось европейское отделение Nismo, помимо постройки туринговых седанов? Вот один из ответов на этот вопрос – Nissan Micra 350SR 2005 года. Среднемоторный заряженный хэтчбек, построенный с использованием двигателя 350Z... и подвески 350Z... и колес 350Z. Планировалось выпустить небольшой тираж таких машин, но не срослось. Британские журналисты, впрочем, отмечали, что если не брать в расчет отсутствие шумоизоляции, автомобиль был вполне пригоден для эксплуатации и мог бы навязать конкуренцию Renault Clio V6, использовавшему похожую конструкцию.
Отдел NISMO Engine, появившийся в 2006 году, стал спасательным кругом для владельцев Nismo по всему миру – достать детали для редких двигателей стало проще. В 2008 году к нему присоединяются Nismo Expert Shop и Nismo Service Center. Expert Shop – это реставрационная мастерская по восстановлению исторических моделей Nissan – например, Skyline 2000 GT-R. Тогда же компания Nissan представила нынешний GT-R, который отправился в Super GT и принес чемпионское звание Сатоси Мотояме и Бенуа Трелуйе. В 2011 году высокая планка была взята снова и подкреплена победой Nissan GT-R от Nismo в чемпионате FIA GT1.
Отдел NISMO Engine, появившийся в 2006 году, стал спасательным кругом для владельцев Nismo по всему миру – достать детали для редких двигателей стало проще. В 2008 году к нему присоединяются Nismo Expert Shop и Nismo Service Center. Expert Shop – это реставрационная мастерская по восстановлению исторических моделей Nissan – например, Skyline 2000 GT-R. Тогда же компания Nissan представила нынешний GT-R, который отправился в Super GT и принес чемпионское звание Сатоси Мотояме и Бенуа Трелуйе. В 2011 году высокая планка была взята снова и подкреплена победой Nissan GT-R от Nismo в чемпионате FIA GT1.
Множественные победы на всех континентах, популярность в США и новый глава подразделения Шиочи Миятани (пятый по счету) подстегнули Nismo к большим переменам – гражданские автомобили Nismo должны были стать доступными и ближе к потребителю. В конце 2012 года компания решила переехать в новую штаб-квартиру в Йокогаме (при этом новый «дом» получает название Omori – как у старого семиэтажного здания) и начинает дорабатывать автомобили еще на стадии проектов.
Множественные победы на всех континентах, популярность в США и новый глава подразделения Шиочи Миятани (пятый по счету) подстегнули Nismo к большим переменам – гражданские автомобили Nismo должны были стать доступными и ближе к потребителю. В конце 2012 года компания решила переехать в новую штаб-квартиру в Йокогаме (при этом новый «дом» получает название Omori – как у старого семиэтажного здания) и начинает дорабатывать автомобили еще на стадии проектов.
С 2013 года Nismo расширяет линейку заводских Nissan своими Leaf, March, Juke, Note, Patrol – перечень моделей расширяется с каждым годом и, естественно, одним обвесом в отношении этих машин дело не ограничивается. В Ле-Мане успехи у Nismo пока скромные (очень амбициозный проект переднеприводного спортпрототипа GT-R LM не оправдал ожиданий ни по скорости, ни по надежности), однако в классе GT1 и GT3 дела обстоят неплохо – прошлогоднюю гонку «12 часов Батерста» выиграл GT-R от Nismo.
С 2013 года Nismo расширяет линейку заводских Nissan своими Leaf, March, Juke, Note, Patrol – перечень моделей расширяется с каждым годом и, естественно, одним обвесом в отношении этих машин дело не ограничивается. В Ле-Мане успехи у Nismo пока скромные (очень амбициозный проект переднеприводного спортпрототипа GT-R LM не оправдал ожиданий ни по скорости, ни по надежности), однако в классе GT1 и GT3 дела обстоят неплохо – прошлогоднюю гонку «12 часов Батерста» выиграл GT-R от Nismo.
Сегодня Nismo является эдаким аналогом AMG и BMW Motorsport. В 2016 году главой подразделения стал Такао Катагири, благодаря которому появились специальные версии Nissan GT-R, способные проезжать Нюрбургринг за 7 с небольшим минут. И не предел. Подразделение Nismo закалялось гонками все 33 года своей истории, а значит, нам стоит ждать новых выдающихся автомобилей с красной точкой на эмблеме.
Сегодня Nismo является эдаким аналогом AMG и BMW Motorsport. В 2016 году главой подразделения стал Такао Катагири, благодаря которому появились специальные версии Nissan GT-R, способные проезжать Нюрбургринг за 7 с небольшим минут. И не предел. Подразделение Nismo закалялось гонками все 33 года своей истории, а значит, нам стоит ждать новых выдающихся автомобилей с красной точкой на эмблеме.