На страже порядка
Первым серийным автомобилем СССР был АМО-Ф15 (на фото), построенный на основе грузовика Fiat 15 Ter. Разумеется, такой новинкой не могли воспользоваться службы правопорядка: машины с открытым кузовом использовались для передвижения состава милиции, а закрытые будки служили автозаками для перевозки заключенных и подозреваемых. АМО-Ф15 имел грузоподъемность полторы тонны и выпускался с начала 1925-го года по 1931-ый. Позднее его вытеснил ГАЗ-АА (в юношестве – Ford AA) и трехтонный ЗиС-5.
Первым легковым автомобилем в милиции СССР стал... первый легковой автомобиль страны – ГАЗ-А. Ближайший родственник Ford Model A (ведь строить Горьковский Автозавод помогали американцы), ГАЗ-А пополнил автомобильный состав милиции ближе к концу 1930-х годов, хотя выпускалась модель с 1932 по 1936 годы. Увы, к советским дорогам ГАЗ-А оказался не очень готовым, поэтому особой популярностью не пользовался. Выделяли служебную машину либо надписи «Милиция», либо звезды на бортах – когда она принадлежала Красной Армии.
«Черный воронок» НКВД – тот самый, который под покровом ночи увозил арестантов, – появился в 1936 году. Это был ГАЗ-М1, который тоже имел американские корни. Модель выпускалась по 1943 год включительно (в том числе и его модернизированная версия ГАЗ-11-73) и иногда оснащалась фордовским V8. Первая так называемая «догонялка» была построена именно на базе ГАЗ-М1. В подмогу ГАЗ-М1 часто использовался автобус ГАЗ-55, появившийся в 1938-ом (на нем передвигались милицейские группы), но это было скорее исключение, чем правило.
Автопарк милиции и ОРУД (отдела по регулированию уличного движения) расширился в 1937 году с появлением большого седана ЗиС-101, а позднее – его модификации ЗиС-101А. Использовался 101-ый и в НКВД, но гораздо реже. Было выпущено более восьми с половиной тысяч 101 и 101А, но началась война и производство этих моделей было свернуто. До 1945 года милиции приходилось передвигаться на проверенных временем ГАЗ-ММ, ГАЗ-55, ГАЗ-М1, а в условиях сильно пересеченной местности – на внедорожниках ГАЗ-67Б (на фото).
После войны автопарк милиции и отделов правопорядка значительно расширился, а машины разных служб получили свои отличительные цвета. На службу в 1946 году заступили ГАЗ-М-20 «Победа» (на фото), а также «Москвичи» модели 400 и четырехдверные 400-420. В столице изредка на службе встречались новенькие ЗиС-110. Ряды автозаков, в свою очередь, пополнились ГАЗ-51 грузоподъемностью 2,5 тонны.
Попал в милицию в начале 50-х и представительский ГАЗ-12 ЗиМ – в СССР данный автомобиль использовался для перевозки партийной элиты, в службах такси, скорой помощи и – иногда – в службах правопорядка. В 1953-ем морально и технически устаревший ГАЗ-67Б в милиции заменил «Козлик» ГАЗ-69, который использовался и в ОРУД, и для доставки групп быстрого реагирования, и как патрульный автомобиль.
В 1956 году появляются, пожалуй, самые узнаваемые милицейские автомобили СССР – это 21-я «Волга» и 402-й «Москвич» (впоследствии – модель 407). В милиции служили все три серии «Волги». КГБ в 1956 году получает первые послевоенные «догонялки» – ГАЗ-М-20Г с двигателями от ЗиМа мощностью 90 сил. Грузовой автопарк (для групп реагирования и перевозки арестантов) дополняют знакомые всем ГАЗ-52 (1958 год) и ГАЗ-53. Ну а высшее милицейское управление получает в свое распоряжение ГАЗ-13 «Чайка». В редчайших случаях – роскошный лимузин ЗиЛ-111.
Примерно в то же время, в конце 50-х, на службу выходят микроавтобусы РАФ – модели 10 «Фестиваль» и хорошо известная 977 (производство поздней версии РАФ-977 в 1967 году было освоено в Ереване). В начале 60-х Горьковский автозавод ставит на конвейер «Шишигу» ГАЗ-66 (а также начинает вручную собирать «быстроходный автомобиль» ГАЗ-23 – «Волгу» для КГБ с V8 от 13-ой «Чайки). «Москвич» в 1964 году представляет модель 408.
Во второй половине 60-х годов милицейские ряды интенсивно пополняли «Москвичи»: с индексами 408 и 412. Была даже редкая версия-универсал 433 с металлическими панелями вместо задних боковых стекол (проще говоря, закрытый мини-фургон), которую использовали кинологические подразделения. Выпускались и автобусные новинки – «Луноход» ЛиАЗ-677 и ПАЗ-672, которые выполняли роль штабных автомобилей и перевозки состава на массовые мероприятия. Но главное – в 1965 году появляется УАЗ-452, знаменитая «Буханка». Которая верой и правдой служит силам правопорядка по сей день.
В самом конце 60-х советский автопром выпускает, пожалуй, два самых знаковых автомобиля за всю свою историю – ГАЗ-24 «Волга» (принята на службу в 1968 году) и ВАЗ-2101 (работала в милиции с 1970 года, то есть, с самого первого года выпуска). Продолжая традиции, ГАЗ-24 получил быстроходную версию для спецслужб, способную разгоняться до 180 км/ч – в нее устанавливался модифицированный двигатель от «Чайки». Официально автомобиль назывался ГАЗ-24-24.
Волжский автомобильный завод со своими доступными и неприхотливыми автомобилями быстро начал завоевывать расположение милиции: автопарки стали пополняться универсалами ВАЗ-2102, а также седанами 2103. Не забывали и про Горьковскую продукцию – например, про универсальные «Волги» 2402. В 1972 году с конвейера начинает сходить УАЗ-469, который использовался еще при Союзе и в ППС, и в ГАИ, и в качестве АДЧ (автомобилем для перевозки дежурных частей).
Поступала на службу милиции и такая экзотика, как ЗиЛ «Юность» – его начали производить в 1971 году. Спектр задач у редкой машины был, конечно, поскромнее – он выполнял роль криминалистической лаборатории или использовался для перевозки состава на мероприятия. Чаще для подобных целей использовались более привычные автобусы ПАЗ (3201) или же КАвЗ (685, на базе ГАЗ-53).
1976 год ознаменовал начало выпуска обновленного «Москвича», который получил индекс 2140 и стал одной из популярнейших моделей АЗЛК. Тогда же в Тольятти родилась классическая «шестерка» (ВАЗ-2106). Ну а в Латвии в том же году начали выпускать модель РАФ-2203 (на фото), которая была популярна не только у милиции (ее использовали как мобильную лабораторию, для стереофотограмметрической съемки мест ДТП и так далее), но и у служб скорой помощи.
Интересно, что в 70-е годы в СССР попало немало зарубежных автомобилей, многие из которых ушли на милицейскую службу. Самый мощный поток иномарок начался с 1977 года – страна готовилась принимать Олимпиаду 1980 года. В подготовительный период в СССР завезли немало «Татр» из дружественной Чехословакии, а также несколько моделей BMW, Mercedes... Подробнее читайте в нашей предыдущей подборке.
Главным автомобильным событием в СССР начала 80-х стал выпуск первого массового переднеприводного автомобиля, ВАЗ-2108. Хотя машина была трехдверной, это не помешало завоевать ей огромную популярность у инспекторов ГАИ, сотрудников оперативной службы МВД, прокуроров и следователей. В то же время появляются новые «Волги»: 3102 и 2410 с пластиковой радиаторной решеткой – обе модели постепенно сменили ГАЗ-24.
Во времена «Перестройки» самым ярким пополнением милицейского автопарка стали «Москвич» 2141, а также вазовская «девятка». Грузовой автопарк, в том числе машин особого назначения и автозаков, разбавлялся в который раз обновленными ЗиЛами и КАвЗами. Начиналась новая эпоха...