Читальный зал8 мин.

Cладкая французская булочка: 40 лет Peugeot 205

Изучаем секрет успеха главного французского автомобиля восьмидесятых

© Peugeot

У каждой автомобильной фирмы есть священная корова — модель, сыгравшая ключевую роль в судьбе бренда. У «Лады» это точно «копейка», у Audi, наверное, Coupe Quattro, у Ferrari, пожалуй, F40. Или все-таки 250 GT? Тут надо подумать… В случае с Peugeot двух мнений быть не может: самый-самый в львином семействе это модель 205, которая в этом году празднует 40-й день рождения.

205 вытащил Peugeot из самого глубокого кризиса в истории марки

Мало кто из ныне здравствующих автомобильных брендов может похвастать историей, в которой не было взлетов и падений. Обычно белые полосы сменялись черными. История 205-го началась как раз когда гордый лев чувствовал себя крайне неважно.

© Peugeot

Кто бы мог подумать: первые 80 лет летописи Peugeot прошли без явных кризисов. Даже две мировые войны фирма пережила сравнительно легко, без лишнего стресса. С напастями Volkswagen или Opel даже не сравнить. Зато в конце 1970-х тряхнуло по-настоящему.

Сначала Peugeot прикупила в очередной раз обанкротившийся Citroen, а затем присоединила к себе движимость и недвижимость Chrysler Europe. Последнее точно оказалось ошибкой.

© Peugeot

Нужно было, конечно, догадаться, раз уж нечто столь значительное как бренды Talbot и Simca вместе с обширной производственной базой продается за 1 доллар — да-да, именно что за один! — значит дело нечисто.     Так и вышло — в мышеловке не было сыра. Огромные долги Chrysler Europe, неэффективные заводы и унылая модельная гамма европейского филиала заокеанского гиганта тяжким бременем легли на Peugeot. Лев и сам к началу 80-х находился не в лучшей спортивной форме — пенсионерский имидж, слишком консервативный дизайн, стареющая модельная гамма. 

На новую модель Peugeot в массовом европейском сегменте B — проект М24 — возлагались огромные надежды. Пан или пока.

205-й был бы невозможен без технологий Chrysler Europe

Сегодня мы точно знаем: 205-й — спаситель Peugeot, лекарство, поставившее фирму на ноги после вируса имени Chrysler Europe. Только не забывайте — Peugeot 205 в том виде, в каком его полюбил весь мир, был бы невозможен без наследия европейского Крайслера.

© Peugeot

При разработке Peugeot 205 очень к месту пришлись наработки Simca в области городских автомобилей. Речь в частности о компактной и очень удачной по характеристикам передней подвеске МакФерсон и задней «полунезависимой» торсионной.

Опыт бывших инженеров Chrysler Europe пригодился и при создании прогрессивной линейке моторов серии XU и TU. Не забудем и про весьма продвинутую компьютеризированную систему проектирования. Проект VERA с помощью компьютерного моделирования позволил рассчитать запас прочности силовых элементов кузова. А это сплошные плюсы: от снижения массы до меньшего числа сварных соединений.

Дизайн модели часто приписывают Pininfarina, но итальянский вариант был отвергнут

Peugeot 205 задумывался как первый автомобиль бренда в новом фирменном стиле. И поскольку он получился столь удачным, дизайнерские заслуги часто приписывают традиционным закройщикам французской фирмы из ателье Pininfarina. На самом деле отличились специалисты домашнего центра стиля Peugeot.

© Фото: Aroonline.co.uk

Действительно над дизайном проекта М24 трудились и во Франции, и в Италии. Увы, «пининфариновский» прототип слишком напоминал предшественника — вылитый Peugeot 104, разве чуть увеличенный в размерах. Вердикт был однозначен — не годится.

© Фото: Aroonline.co.uk

Итальянцы затем долго и упорно допиливали свое представление 205-го, не меняя её при этом в корне. Так в конце концов появится узнаваемый узор решетки радиатора — рейка из четырех горизонтальных планок.

© Фото: Aroonline.co.uk

Не помогло. Случилось невероятное: впервые в многолетней истории взаимоотношений Peugeot и Pininfarina итальянцы получили отлуп. Выигрышным признали вариант фирменных стилистов Peugeot. Дизайнер экстерьера — Жерар Годфро, руководитель проекта — Жерар Вельтер.

© Peugeot

Французская модель объективно лучше. Число реек на решетке уменьшилось до трех, но главное — облик машины от строгой геометрии 70-х, которую так не хотела бросать Pininfarina, трансформировался в зачатки того, что еще 15 лет спустя назовут биодизайном.

Студии Pininfarina в результате доверили разработку кабриолета, который производили с 1990 года

© Peugeot

К удачам подопечных Вельтера отнесем и диаметрально разные решения 3-х и 5-дверного кузова. Строгость, практичность и классицизм во втором случае и сжатая в кулак энергия в первом. Минималистский интерьер, который его создатель экс-дизайнер Mercedes-Benz и BMW Поль Брак называл вертолетным кокпитом, тоже на 100% заслуга домашней студии Peugeot.

© Peugeot

Почему вертолетный кокпит? Потому что на дорогу и по сторонам водитель и пассажиры 205-го смотрели сверху вниз. Большая зона остекления и низкая поясная линия создавали впечатление нахождения в аквариуме. Или кабине вертолета.

© Peugeot

Еще одной необычной для 80-х фишкой стала модульная конструкция торпедо. В зависимости от версии и уровня оснащения ее можно было апгрейдить дополнительными элементами.

© Peugeot

Преимущества новинки не сразу бросались в глаза

Когда Peugeot 205 представили публике 14 февраля 1983 года, сложно было спрогнозировать вселенский уровень популярности. Да, у французов получился очень симпатичный хэтчбек. Куда более современный и стильный, чем древний 104-й.

© Peugeot

Только хватит ли этого, чтобы подвинуть на домашнем рынке Renault Super 5, засидевшийся на троне самого продаваемого автомобиля Франции? В чем 205-й принципиально лучше другого дебютанта года Fiat Uno? Или таких сильных игроков как Ford Fiesta и VW Polo второго поколения?

Давайте считать. Дизайн точно был самым свежим на фоне квадратиш-практиш конкурентов — Renault 5 будто мигом постарел лет на десять. Симпатичной мордашкой дело не ограничилось. «Двести пятый» получился таким, кого англичане называет whole package — автомобилем, в котором было всё.

© Peugeot

Просторный благодаря компьютерному моделированию салон. Вместительный — спасибо компактной задней подвеске — багажник. Линейка моторов с первого дня предлагала выбор для любой категории покупателей: и тем кто поприжимистей, и тем кто любит погорячее. С дизелями от Peugeot уже тогда мало кто мог сравниться.

© Peugeot

Но главное — маленький 205-й принес в сегмент B ощущение взрослости. Несмотря на крошечные размеры (при длине в 370 см сегодня его бы причислили к моделям класса А) и совершенно детсадовскую снаряженную массу (на некоторых версиях ниже 800 кг) «Пыж» управлялся с апломбом большого автомобиля. Компактные, а главное изумительно настроенные подвески покоряли сочетанием плавности хода и управляемости.

Вообще, абсурдно длинные хода подвески даже напоминали о техзадании другого великого француза — Citroen 2CV: «он должен проехать по вспаханному полю с корзинкой яиц на заднем сиденье и не разбить ни одного».  Да, 205-му это вполне по силам.

© Peugeot

Вишенка на торте — привлекательная цена. И 205-й сразу вырвался в топ чартов европейских продаж. Нет, он не смел Фиесту, Uno или Polo в мусорное ведро, но стал равным с ними. Старина 104-й о таком и мечтать не смел.

За 15 лет на конвейере у модели не было серьезного рестайлинга

С выходом в свет 205-го в дизайн-центрах европейских и японских марок сразу заштормило. Вернее забрейнштормило. «Почему в шоу-румах Peugeot стоит настоящий автомобиль 1980-х, а вы до сих пор лепите из прошлогоднего снега?». 

Не ручаемся за точность слов, но смысл был примерно такой. И все ринулись соответствовать. Большинство моделей конкурентов вышедших в середине 80-х и чуть позже, в той или иной мере попали под влияние стиля 205-го. Больше плавных линий, больше естественной красоты в формах, больше продуманности отдельных элементов.

Ford Fiesta Mk III 1989 года

© Ford

Степень заимствования варьировалась. Если дизайнеры Toyota «подсмотрели» лишь графику задней стойки крыши трехдверки, то в дизайн-центре Ford просто скопипастили всю машину. Сравните пятидверную Fiesta Mk III 1989 года с Peugeot 205 и попробуйте не уронить падающую челюсть.

Дизайнеры Peugeot в тоже время могли расслабиться. За 15 с лишним лет на конвейере 205-й ни разу не задели сколько-нибудь серьезным рестайлингом. Менялось многое: комплектации и цвета, добавлялись моторы, плодились лимитки и спешл-эдишн. Базовый дизайн оставался бессменным. Не считать же глобальной перестройкой новую приборную панель и дымчатые задние фонари!

Легендой 205-й сделали спортивные и гоночные версии

Популярных европейских хэтчбеков класса B тогда хватало. Уже упомянутые Uno и Fiesta, Corsa и Polo. Только все они остались вполне удачными, но проходными для всемирного автомобильного наследия моделями. Другое дело 205-й — достояние золотого фонда автомобильной истории. И там он исключительно благодаря спортивным версиям.

Peugeot 205 GTi

© Peugeot

Чего уж там — 205 GTi всерьез оспаривает право лучшего хот-хэтча в истории. Да, сегмент изобрел Golf GTi, списавший идею у Mini Cooper, но именно в Peugeot довели концепцию народного спорткара до идеального воплощения. Минимум веса, максимум стиля, высокооборотный мотор и упор на управляемость, а не лошадиные силы. Простая на бумаге, эта формула невероятно сложна в реализации. В 1980-х совершенно точно не было модели, которая соответствовала золотому сечению хот-хэтча лучше 205 GTi.

© Peugeot

Машина предлагалась с двумя моторами 1,6 л (105 л.с.) и 1,9 л (130 л.с.). Удивительно: во-первых, тогда и этого хватало, чтобы ехать быстро. Ну а во-вторых, настоящие ценители предпочитали базовую версию GTi за меньшую массу и более оборотистый мотор.

© Peugeot

Кроме GTi в гамме Peugeot 205 была и совсем спартанская версия Rallye — практически без шумки, совсем без музыки и даже без крышки бардачка. Зато с красным ковролином, спортивными сидушками и массой… 794 кг. Даже 1,3-литровая жужжалка мощностью 103 л.с. и красной зоной за отметкой 7000 об/мин была грозным орудием.

© Peugeot

Горячие версии 205-й радовали не только уличных, но и настоящих гонщиков. За рулем GTi начинали карьеру сотни раллистов. Включая великих: Ричард Бернс, Франсуа Делекур, Колин МакРей.

Настоящую же гоночную славу с кубками, титулами и шампанским Peugeot принесла другая версия 205-го. И вы точно знаете, как ее зовут.  

Это был лучший автомобиль группы B по всем статьям

Легендарный Peugeot 205 Turbo 16 создавался параллельно с серийной моделью. Среднемоторный 200-сильный хэтчбек представили публике одновременно со скромным гражданским хэтчбеком.

Настоящий лев в шкуре милого котенка: среднемоторная компоновка, мощный турбомотор, система полного привода, которой никогда не было на гражданских 205-х, кузов из углепластика. При этом дверные ручки, передние фары, облицовка радиатора и лобовое стекло от стандартной модели.

На трассы чемпионата мира по ралли 205 Turbo 16 выйдет в 1984-м и сразу покажет кто в доме хозяин. За два с половиной сезона на счету этого автомобиля 16 побед на этапах мирового раллийного первенства и четыре чемпионских титула. Два в личном выиграли Тимо Салонен (1985) и Юха Канккунен (1986) плюс еще два в командном зачете.

Он стал рекордным по продажам в истории фирмы и заложил фундамент на успешные 10 лет вперед

За 15 с хвостиком лет на конвейере 205-й разошелся по миру тиражом в 5 278 050 экземпляров. Для Peugeot это был рекорд. Очаровательный и талантливый малыш не только очень вовремя вытащил фирму из болота, но и придал Peugeot стремительный импульс роста.

© Peugeot

Для французского бренда 90-е — эпоха большого коммерческого успеха и отличного роста. Прямой сменщик 205-го Peugeot 206 не был и вполовину столь талантливым — хотя несомненно красив! — и всё равно превзошел папочку по общему тиражу. Образцовый пример инерции мышления удовлетворенных покупателей. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget