Младшему сорок: история Mercedes-Benz 190
Девятнадцать занимательных фактов биографии Мерседеса по прозвищу Baby BenzЯ приглашаю вас в CAFE
Скромный Mercedes-Benz 190 как минимум достоин места в топ-10 трехлучевых моделей. Уже только за то, что широко распахнул перед Mercedes-Benz дверь в компактный сегмент. Но знаете ли вы, что импульсом для разработки 190-го стали так называемые правила экономичности CAFE, введенные на рынке США после первого нефтяного кризиса в начале 1970-х?
Согласно «кафешному» регламенту все автомобильные фирмы американского рынка должны были ежегодного снижать средний расход топлива модельной гаммы вплоть до значения 8,6 л/100 км к 1985 году. Без компактной модели в линейке Mercedes-Benz банально не мог выполнить это условие. Так что сам факт рождения 190-го, как ни забавно звучит, это навязанная извне необходимость.
Невозможное как цель
Решение о разработке W201 приняли в январе 1974 года. Причем с самого начала руководитель отдела перспективных разработок доктор Ганс Шеренберг максимально высоко установил планку для подчиненных.
«Мы не будем создавать конкурента моделям среднего класса от Opel и Ford. Напротив, схожие по габаритам автомобили W201 должен полностью затмевать уровнем качества, безопасности и ездовых повадок, присущих более дорогим моделям Mercedes-Benz».
Другими словами, нужно было построить настоящий Mercedes-Benz в классе, в котором еще не было Mercedes-Benz… А так вообще можно?
Не считаясь со средствами
Понятно, что при таких вводных разработка компактного Mercedes-Benz просто обязана была обойтись дорого. Хотя, судя по всему, она оказалась еще дороже.
С начала проекта в январе 1974-го по январь 1982-го, когда стартовал выпуск пилотной партии 190-го, успели освоить свыше двух миллиардов дойчмарок (это миллиард долларов по курсу того времени или почти 2,8 миллиарда в современных ценах). Сюда вошли не только средства на разработку и наладку новых производственных линий, но и расходы на переоборудование завода Mercedes-Benz в Бремене.
Кодекс Ushido
Чтобы скрыть новую компактную модель от любопытных глаз во время дорожных испытаний, в Mercedes-Benz пошли на хитрость.
С тестовых моделей убрали фирменный хромированный гриль, заменив его простецкой решеткой с продольными черными рейлингами. Шильдик Ushido на решетке радиатора должен был окончательно запутать фотографов-шпионов. Парни, перед вами очередной безликий «датсун» только и всего!
Здорово, конечно, придумано. Интересно только как немцы объясняли европейскую внешность и баден-вюртембергское произношение испытателей «японского» седана?
Почему собственно 190?
Как мы уже сказали, официально новый седан представили публике 8 декабря 1982 года, а немецкие продажи 190-го стартовали на следующий день. Только никто в Штутгарте так и не потрудился объяснить, почему новичок получил имя 190. Вопрос интересный. В гамме двигателей W201 не было и не будет двигателя с рабочим объемом 1,9 литра. Тогда к чему цифры?
Тему нейминга 190-го немцы старательно обходят и по сей день. Одна рабочая и очень похожая на правду версия у нас все-таки есть. С удовольствием делимся ею. Логично ведь предположить: подчеркивая статус нового седана как младшего в модельной линейке, немцы просто спустились на шаг вниз от базового Mercedes-Benz W123 с шильдиком 200. Двести минус десять с утра было ровно 190. Не благодарите.
Многорычажный шедевр
Говоря об уникальных особенностях 190-го в первую очередь вспоминают про уровень пассивной безопасности, по которому W201 не уступал, например, флагманскорму 126-му. Круто!
Однако, сначала журналистов, а затем и покупателей еще сильнее впечатляла специально созданная для модели задняя многорычажная подвеска с самовыравнивающимися амортизаторами. Настоящие технологии суперкаров на компактном седане!
Монобровь
Если же говорить про самую необычную деталь 190-го, то она появится на автомобиле уже после рестайлинга. Речь, конечно, о единственной щетке стеклоочистителя точь-в-точь как на E-Классе поколения W124.
© В этом ролике можно посмотреть на кинематику хитрого стеклоочистителя в замедленном действии
Хитроумная кинематика дворника-одиночки помогала за один присест очистить 86% площади всего лобового стекла. Редчайший симбиоз эффектности и эффективности.
Звезда родилась
Помимо прочего 190-й напрямую причастен к расцвету славы Айртона Сенны. За рулем Mercedes-Benz 190 2.3-16 бразилец выиграл выставочную гонку на «Нюрбургринге» 12 мая 1984-го.
По ходу заезда, приуроченного к открытию реконструированного автодрома, 24-летний Айртон объехал всех чемпионов и топовых пилотов того времени, включая Лауду (финишировал вторым) и Проста (вытолкнут с трассы бразильцем на первом круге).
Красивая виктория над соперниками, выступавшими на идентичных Mercedes-Benz 190 2.3-16, стала еще одной ступенькой наверх в феноменальной карьере Сенны.
Не только седан
Реальных минусов у 190-го совсем мало. Едва ли не единственный — скудность кузовной гаммы. Классический седан и только. Вообще-то в Штутгарте работали и над другими версиями. Например, до стадии полноразмерных полностью работоспособных прототипов доросли кабриолет и… трехдверный хэтчбек 190 Stadtwagen.
C последним все ясно, конечно. В начале 1980-х Mercedes-Benz размером с Opel Corsa однозначно не зашел бы. Что до 190-го кабриолета, то его разработали только в 1989-м, когда жизненный цикл кузова W201 подходил к концу. В итоге на конвейере седан так и остался одиночкой.
Выше ожиданий
В Штутгарте до последнего момента опасались, что Mercedes-Benz нового формата публика не поймет и не примет. Первые же звоночки в прессе — когда журналисты называли 190-й «Бэйби-Бенцем» — загоняли стрелку паники в красную зону. Подумать только, слово «бэби» в Штутгарте считали уничижительным!
Очень зря. За первый полный год выпуска в Зиндельфингене собрали 109 837 экземпляров W201. В 1984-м, когда в дело включился завод в Бремене, цифра приблизилась к двум сотням — 195 346 штук. Результат 1985-го — 211 804 автомобиля.
Именно в том году 190-й несколько месяцев шел третьим в топе самых продаваемых автомобилей немецкого рынка. Впереди только демократичные модели VW и Opel!
Спорим вы не знаете про… Mercedes-Benz 180E?
Шильдик на крышке багажника бэби-«Бенца» мог выглядеть по-разному. Обычно — 190 E или 190 D, но встречался 190-й без буквы. Первые два — это соответственно бензиновый мотор со впрыском (Einspritzung) и дизель. Машина без буквенного обозначения — более редкий карбюраторный 190-й.
Был в семействе и настоящий уникум — Mercedes-Benz 180 E. Обитал он, что характерно для экзотических тварей, в Австралии. По сути 180-й — упрощенный вариант впрыскового 190-го с урезанным оборудованием и локальными комплектующими. Зато почти на 15 тысяч австралийских долларов дешевле. Чтобы отметить слегка пониженный статус модификации местный импортер благоразумно скостил из названия один десяток.
Заводской рестомод
Один из самых удивительных 190-х появился… 16 лет спустя после окончания производства модели. В 2009-м в Штутгарте решили подсветить прогресс дизельных двигателей за два последних десятилетия и построили… Mercedes-Benz 190D BlueEFFICIENCY. Классический 190-й со свежим на тот момент дизелем OM651 мощностью 204 л.с. и максимальной тягой 500 Нм.
Характеристики заводского рестомода зашкаливали. Всего 6,2 секунды до сотни и 4,9 литра на 100 км по циклу NEDC! С родным дизелем 190 D 2,5 тошнил до 100 км/ч бесконечно долгие 15,7 секунды. Жаль, но как мы теперь знаем, даже такое развитие технологий не спасло дизель от тотального разгрома десять лет спустя…
Подключи потихоньку розетку
Электромобилем 190-й успел побывать задолго до того как это стало трендом. Еще в мае 1990-го на выставке в Ганновере Mercedes-Benz показал 190E Elektro — не просто концепт, а лимитированную серию полностью работоспособных электричек.
я выбрал вместо рекламы.
По нынешним временам показатели классического немецкого электрокара выглядели скромно. На полном заряде никелево-солевых силовых аккумуляторов 190E Elektro проезжал не более 110 км. Но надо же было с чего-то начинать…
Из «Нардо» с рекордом
Заряженный 190-й дебютировал осенью 1983-го — девять месяцев спустя после премьеры базового седана. Во Франкфурте Mercedes-Benz с гордостью хвастался бодрым и темпераментным 190 E 2.3-16 со 185-сильным мотором Cosworth.
Быстрым он выглядел не только на страницах рекламных проспектов. За несколько недель до выставки, три 190E 2.3-16 отправились на трассу «Нардо» в Южной Италии — забрать себе мировые рекорды скорости на дистанции 25 тысяч км, 25 тысяч миль и 50 тысяч км.
Последний пал после 200 часов безостановочного наматывания кругов. Средняя скорость рекордного заезда составила почти 250 км/ч. Больше восьми суток серийные «мерседесы» ехали с педалью газа утопленной в пол. Вау! Это вот действительно гонка на выносливость.
Три лихие буквы
Бурный рост популярности чемпионата Германии по кузовному кольцу — он же «Дойче Туренваген Мастершафт», он же DTM — одно из главных событий в мире автоспорта 1980-х. Здесь гоночные версии 190-го, кстати, всегда были на первых ролях.
Для Mercedes-Benz участие в ДТМ стало официальным возвращением в кольцо после трагедии Ле-Мана 1955 года. Упасть в грязь лицом было нельзя. Даже второе место посчитали бы провалом.
Но все сложилось идеально. Клаус Людвиг на Mercedes-Benz 190E 2.5-16 Evo II стал чемпионом в сезоне-1992 — последнем году, когда ДТМ проводилась по техрегламенту группы А. Также на счету 190-х два чемпионских титула в командном зачете.
Раллийный облом
Про гоночные успехи 190-го на кольце известно всем. А еще специально подготовленная версия W201 должна была вернуть Mercedes-Benz в высшую лигу ралли.
Заряженный 190E 2.3-16 Cosworth, разрабатывался как омологационный автомобиль для заводской раллийной программы «трехлучевых». Всё испортили конкуренты. Успехи полноприводного Audi Quattro показали: в ралли без колесной формулы 4х4 больше делать нечего. В итоге так и не рожденный раллийный проект со временем превратился в успешный кольцевой автомобиль группы А.
Операция «Kaengsaeng 88»
Популярность Mercedes-Benz 190 порой принимала абсурдные формы. Классический дизайн, респектабельность в компактном формате и, конечно, ездовые характеристики W201 так впечатлили представителей северокорейской (!) промышленности, что они предприняли попытку сделать нелегальную копию немецкого седана.
Известный как Kaengsaeng 88 — просьба не путать с «Кёнигсегг»! — типичный пример обратного инжиниринга. Инженеры из КНДР замерили все параметры настоящего 190-го и построили свой вариант. Без климатической системы, без открывающихся окон, зато с четырехцилиндровым мотором советского производства — то ли от ГАЗ-21, а может и от «Победы». К счастью, до серийного выпуска дело не дошло — Kaengsaeng 88 так и остался прототипом в одном экземпляре.
В любом случае теперь вы знаете как выглядит и как называется самый унылый 190-й в мире.
А еще 190-й виновен в появлении BMW M3…
И это не притянутый за уши факт. Именно после дебюта заряженного 190E 2.3-16, в руководстве BMW приняли решение о разработке нового топ-мотора для 3-й серии в кузове E30.
Двигатель S14, который легендарный Пауль Роше создаст всего за две недели, станет основой для спортивного M3 первого поколения. Все что было дальше — уже история. Перефразируя Джеймса Бонда, живи и дай жить другим.
Первый и последний
Заключительный экземпляр Mercedes-Benz 190E скатился с конвейера 17 мая 1993-го. Общий тираж W201 составил 1 879 629 штук. Пусть на миллион меньше, чем добился рекордный W123, но все равно минимум вдвое выше прогнозов, которые в Штутгарте перед началом производства посчитали бы приемлемыми.
Формально у 190-го так и не появилось наследника. Пришедший на смену W202 обозначался уже как C-Класс. Обособленность 201-го кузова символична. На мой субъективный взгляд ни одной из «цешек» в полной мере не удалось повторить то, с чем блестяще справился 190-й. Остаться настоящим Mercedes-Benz во всём, кроме размеров.