Быстрая жизнь McLaren P1
McLaren перетряхнул вселенную суперкаров и перевернул наше восприятие гибридов всего за полтора года — ровно столько времени прошло с момента премьеры серийного P1 до завершения его выпуска. Сегодня мы провожаем громкое, во всех смыслах, творение мастеров из Уокинга в гаражи коллекционеров и в списки аукционных лотов.
Конечно, можно пошутить про рубрику McLaren на «Авито», посетовать на собственные пустые карманы или вообще не обратить внимания на новость о том, что в британском Уокинге закончились супергибриды McLaren P1. Но только в том случае, если в вашем гараже уже стоит один из таких, в фирменном колере Volcano Orange. Или алая Ferrari LaFerrari. Или хотя бы серенький Porsche 918 Spyder. И тут нет никакого субъективизма — ведь именно в таком порядке три главные сверхмашины современности расположились по количеству запланированных к производству экземпляров — «Спайдер» от Porsche приблизился к товару широкого потребления ближе всех: их выпустят в 2,5 раза больше, чем «Макларенов».
Инженеры из Маранелло, Штутгарта и Уокинга ввязались в борьбу за технологическое превосходство примерно в одно и то же время. Ferrari заявила о планах на преемника Enzo еще до 2010-х, тогда как McLaren и Porsche немного дольше секретничали о своих главных проектах — наследниках F1 и Carrera GT соответственно.
Но машины прибыли практически синхронно. P1 в виде концепта явился на Парижский автосалон в 2012 году, а серийный вариант показали через год с небольшим в Женеве. Спустя еще некоторое время британцы раскрыли подробности о технической начинке и все ТТХ.
####И это были шокирующие цифры: девять с лишним сотен лошадиных сил и разгон с места до 200 километров в час всего за 7,5 секунды.
Его имя расшифровывается как «поул-позиция», а сам он представляет собой сумасшедший сгусток карбоновых кузовных панелей, скрученных в узел вокруг карбонового монокока. Как и в случае с остальными членами «Большой тройки», гибридная силовая установка P1 состоит из бензинового двигателя и электрического. Сердце — расположенный посередине фирменный 3,8-литровый твин-турбо V8, сильно модифицированный по сравнению с мотором «гражданского» 12C — агрегат получил около 90 процентов новых деталей.
В паре с V8 работает всего один электродвигатель (разработки Johnson Matthey Battery Systems), расположенный прямо под ДВС. Агрегат выдает 179 лошадиных сил и 260 Нм крутящего момента, а питает его блок литий-ионных батарей емкостью 4,7 кВт·ч с возможностью подзарядки от внешней сети. Суммарная мощность силовой установки составляет 916 лошадиных сил (978 Нм крутящего момента), а на колеса ее передает роботизированная трансмиссия разработки итальянской Oerlikon Graziano. А главное, привод тут задний.
###Что сколько весит
Однако в скоротечной истории успеха McLaren P1 не обошлось без промашки со стороны самих британцев. Первоначально «Макларен» заявила, что время ее супергибрида на Нюрбургринге составляет менее семи минут (в эту категорию попадают лишь несколько машин, почти все из которых — модели, не допущенные к использованию на общих дорогах). Но никаких подтверждений не последовало и точное время компания так и не назвала. Само собой, это вызвало немало критики.
Между тем, в Ferrari просто умолчали о времени LaFerrari на «Северной петле». А Porsche, в свою очередь, провела официальный заезд 918 Spyder на Ринге и гордо объявила потрясающий результат: 6 минут 57 секунд. Это принесло «Спайдеру» звание быстрейшей серийной машины на треке.
###Все, что нужно знать о скорости McLaren P1
Производство P1 стартовало летом 2013 года, причем вся серия из 375 машин была раскуплена по предзаказам. Ценник начинался от миллиона евро с небольшим, однако средняя стоимость супергибрида составила около 1,2 миллиона евро. Все дело в том, что примерно 75 машин прошли через программу персонализации подразделения MSO (McLaren Special Operations) — каждый такой экземпляр был оформлен в соответствии с пожеланиями клиента.
Вообще в McLaren уверяют, что на свете не существует двух одинаковых P1. Известно, что каждая третья машина была продана в США, 26 процентов пришлось на Европу, 13 процентов P1 купили клиенты с Ближнего Востока и Африки, а оставшиеся 27 процентов супергибридов нашли владельцы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
###Главные факты о McLaren P1
Постройка одного экземпляра McLaren P1 с нуля занимала около 800 часов, причем только на финальную сборку отводилось 17 дней. В выпуске каждой машины были задействованы больше 100 человек.
Стоит отметить, что McLaren сделали на несколько машин больше, чем досталось покупателям — перед запуском в серию были собраны 13 экспериментальных прототипов и три предсерийные машины. Тестовые машины прошли свыше 600 тысяч километров во время испытаний и не менее трети пути пришлось на трековые заезды.
Помимо «обычных» P1, в McLaren разработали еще и хардкорную трековую модификацию GTR. Точнее, целую клиентскую программу, схожую с той, что предлагают в Ferrari вместе с моделями XX-серии. За 2,7 миллиона евро владельцам P1 предложили не только трековый GTR-вариант супергибрида, но и комплекс услуг — выездные мероприятия на различные гоночные трассы мира в сопровождении личных инструкторов и команды механиков.
Кроме того, обладатели GTR могут посещать практически все отделы штаб-квартиры McLaren и тренироваться на профессиональных гоночных симуляторах компании, которые используют пилоты команды McLaren Формулы-1. Всего в Уокинге запланировали 45 машин с припиской GTR и, по всей видимости, все продали — о 42 купленных экземплярах сообщалось еще летом. Конечно же, обязательным условием для покупки GTR было наличие в гараже «гражданского» P1.
Показанный весной 2015-го в Женеве P1 GTR технически очень схож с самим P1, но отличается в некоторых ключевых моментах. Во-первых, он легче на 50 килограммов — спасибо карбоновым панелям в крыше вместо стеклянных и боковым стеклам из поликарбоната, а также фиксированному антикрылу вместо активного с гидравлическими стойками. Оно возвышается над задней частью кузова на 400 миллиметров и увеличивает прижимную силу супергибрида до 660 килограммов на скорости 240 километров в час. Кроме того, модель получила выхлопную систему из титана и инконеля (такой сплав используют для машин Формулы-1), которая на 6,5 килограмма легче стандартной.
Во-вторых, 3,8-литровый твин-турбо V8 выдает здесь ровно 800 лошадиных сил (плюс 63 силы относительно P1), а электромотор — 200 лошадиных сил. Для P1 GTR были пересмотрены геометрия и настройки подвески, а также использованы 19-дюймовые колеса с центральным креплением и шины-слики. Наконец, трековая версия отличается дополнительными аэродинамическими элементами в обвесе, которые прибавили 80 миллиметров габаритной ширины.
Трек-программа для владельцев P1 GTR началась еще осенью с испанской трассы Circuit de Catalunya. В планы McLaren входят также мероприятия в США, Великобритании, Италии, Австрии, Бельгии и ОАЭ.
375 дорожных машин, еще 45 трековых монстров и с десяток прототипов – в объемах выпуска главный McLaren наших дней ничтожно мал. Впрочем, по сравнению со своим предшественником – McLaren F1, некогда быстрейшей машиной на планете – британцы осмелели почти втрое (общий тираж F1, включая гоночные машины и серию допущенных до обычных дорог экземпляров, едва перевалил за сотню).
С завершения выпуска легенды 90-х до выхода нового гиперкара «Макларена» прошло долгих 17 лет. А сменщик P1 может появиться уже в начале 2020-х. Пока о нем не известно ничего (ну, может, дождемся наконец обещанных ультразвуковых дворников). Но что-то нам подсказывает, что мифический супер-P1 тоже ждет почетное место в параде самых невероятных автомобилей нашего времени. /m