Читальный зал9 мин.

Как северокореец создал культовый американский автомобиль

История дизайнера Джона Чуна, нарисовавшего Shelby GT500
Американский журнал Road and Track опубликовал ранее неизвестные наброски спорткара Shelby Mustang GT500. Они сохранились в семье Джона Чуна — дизайнера, создавшего внешность этой «заряженной» версии Ford Mustang.

Его историю в 2012 году опубликовала небольшая региональная газета Star Tribune из Миннесоты. Журналисту Джеффу Стриклеру посчастливилось поговорить с дизайнером за год до его кончины. И рассказ стоит того, чтобы познакомить с ним читателей «Мотора».

Джон Чун не стал знаменитостью, как звёздные дизайнеры шестидесятых — скажем, Том Чарда, Ларри Шинода, Клаус Люте или Поль Брак. Но вот созданные им машины приобрели культовый статус, и высоко ценятся у коллекционеров. Например, минувшей зимой Shelby Mustang GT500 Super Snake 1967 года ушел с аукциона за невероятные 2,2 миллиона долларов!

Он так и остался бы неизвестен широкой публике, если бы не то интервью. Журналист Star Tribune разговаривал с вышедшим на пенсию дизайнером в семейном ресторанчике Chun Mee, который Джон вместе с женой Элен открыл в крохотном городке Делано к западу от Миннеаполиса (меньше четырех тысяч жителей!).

Впрочем, среди фанатов американских масл-каров слухи об удивительном корейце мало-помалу распространялись. Посетители ресторанчика частенько спрашивали, увидев на стене черно-белую фотографию молодого мужчины азиатской внешности вместе с «Мустангом» — не он ли создатель того самого спорткара?

Чун предпочитал отвечать отрицательно — «Это сделал тот, молодой с фотографии», заставляя гостей с удивлением искать и находить сходство между снимком и пожилым мужчиной за прилавком. А его жена рассказывала, что это приводило посетителей в такой восторг, что они просили просто прикоснуться к нему! «К нам приезжали даже из Оклахомы, Нью-Йорка и Флориды, просто чтобы увидеть его» — говорила она. Стены ресторанчика сверху донизу были покрыты фотографиями машин и рисунками — естественно, авторскими.

Будущий американец Джон Чун родился в 1928 году в Корее — тогда страна была оккупирована японскими войсками. После поражения японцев во второй мировой Корею разделили на две зоны оккупации. Север — советский, юг — американский: сейчас это Корейская Народно-Демократическая республика, или Северная Корея (родина Ким-Чен Ына) и Республика Корея, она же Южная Корея (родина Самсунга и Hyundai).

Город, в котором жила семья Чуна, оказался на севере. Но отец, инженер по образованию, догадывался, к чему все идет, и отправил сына на учебу на юг, в Сеул — благо такой охраняемой границы, как сейчас, тогда еще не было.

Молодой Джон Чун

После этого юноша побывал дома лишь раз. «Мы сразу поняли, что это ошибка, и что обратно на юг я рискую не вернуться. Пришлось бежать в Сеул» — рассказывал он свою историю. Когда в 1950-м началась Корейская война, Чун воевал за южан. По окончании боев в 1953-м стало очевидно: о возвращении на малую родину, к семье придется забыть.

По примеру приятеля Чун решил эмигрировать в США, в Калифорнию, и в 1957 году он переехал в Сакраменто. «Для начала нужно было выучить английский, и я записался на курсы, но провалил экзамены. Сдать удалось только со второго раза» — рассказывал он.

Преподавателей впечатлили его практические способности: однажды на занятиях по черчению он быстро и с легкостью изобразил чертеж воронки, и педагог предложил ему попытать счастья в Колледже искусства и дизайна. Этот частный университет в Пасадене является альма-матер многих прославленных дизайнеров. Среди наиболее известных выпускников — бывший дизайн-директор Форда Джей Мэйс, автор нового стиля BMW Крис Бэнгл, создатель внешности Chevrolet Corvette и Ford Mustang Ларри Шинода, автор всех электромобилей Tesla Франц фон Хольцхаузен, нынешний шеф-дизайнер бренда Genesis Люк Донкервольке.

Чтобы принять нового студента, приемной комиссии оказалось достаточно посмотреть портфолио его рисунков. Но за учебу нужно было платить — по 350 долларов за семестр. Ради этого Чун устроился механиком: каждый день до четырех учился в колледже, а после отрабатывал полную смену на фирме International Harvester (потом он перешел в сервис, где ремонтировал продукцию General Motors). Семь лет спустя он стал первым корейцем, выпустившимся из Арт-Центра.

Рисунок 1967 года: Чун работает над Shelby 1968 модельного года

Но найти работу по профилю оказалось сложно: он был старше своих сокурсников, а кадровики в автокорпорациях считали начинающего дизайнера в возрасте «за 30» уже слишком старым. В Форде, Крайслере и General Motors ему отказали.

«Я только выпустился из колледжа, и не представлял себе, что делать. Главный инженер Shelby Фред Гуделл пришел на ярмарку вакансий, и нанял меня — понятия не имею, почему. Он даже не сообщил, чем мне предстоит заниматься — просто сказал мне выходить на работу» — рассказывал Чун свою историю.

Фирма Кэррола Шелби уже была известна своими гоночными «Кобрами» с моторами Ford V8, а теперь получила от Форда заказ на создание особой «заряженной» версии купе Mustang. Чун должен был сделать внешность этой машины. Специально для проекта фирма арендовала ангар в аэропорту Лос-Анджелеса: там шла и разработка машин, и их сборка на основе кузовов, поставлявшихся с завода в Сан-Хосе.

Теперь, задним числом, понятно, насколько хорошо Чун подходил именно для этой работы. Имея за плечами хорошее инженерное образование, полученное в Корее, и опыт работы механиком, он не занимался пустыми фантазиями, а выбирал технологически удобные решения. «Я инстинктивно понимал, как должно изготавливаться то, что я рисую» — объяснял потом Чун.

Дизайнер вспоминал, что Кэррол Шелби постоянно заходил к нему посмотреть на работу: «Он всегда спрашивал — у тебя есть что-нибудь крутое? Просматривал мои эскизы, забирал парочку понравившихся, и говорил — не беспокойся, я скоро все верну обратно. И никогда не возвращал. Каждый раз приходилось повторять рисунки».

Но обиды или раздражения Чун не выказывал даже спустя полвека: напротив, рассказывал, что каким удовольствием была работа у Шелби, и как он принимал даже самые радикальные идеи. «Нет» он сказал мне лишь раз. Я все время крутился на гоночной части ангара, и когда он застал меня там, я предложил заниматься одновременно и дорожными, и гоночными машинами. Он ответил — занимайся своим делом, иди в офис» — делился Чун впечатлениями от Шелби.

Первой работой для Чуна стал Shelby Mustang GT350 и GT500 1967 модельного года, позже он занимался и машинами 1968 и 1969 модельных годов.

«Мустанги» с индексом GT350 снабжались высокооборотным мотором V8 4.7 мощностью свыше 300 сил, но потом его заменили более простым двигателем объёмом 5 литров, а в конце — даже 5,8 литра. Версия GT500 снабжалась семилитровым двигателем V8, развивавшим около 335 лошадиных сил.

Чун небольшими функциональными деталями придал машинам характер, отличавший их от обычных «Мустангов». Основные особенности — задний спойлер «утиный хвост», стеклопластиковый капот с парой прорезей, а также воздухозаборники на боковинах позади дверей.

А ещё его авторству принадлежат характерные эмблемы Shelby с изображением кобры. Конечно, само по себе название Cobra, как и фигурка атакующей змеи, было придумано задолго до появления Джона Чуна в компании — примерно в 1962 году. Но дизайнер переосмыслил и полностью переделал логотип.

Он был убежден, что кобра на имеющейся эмблеме излучает недостаточно угрозы. На протяжении шести месяцев Чун изучал всевозможные энциклопедии, альбомы и справочники, чтобы понять, как выглядит настоящая дикая змея. И рисовал, рисовал и рисовал. То, что у него получилось в итоге, знакомо любому поклоннику американских автомобилей: его рисунок одновременно лаконичный и детальный, а выбранная поза змеи — воплощенная угроза.

Вскоре после того, как Чун закончил внешность машины 1969 модельного года, контракт между Shelby и Фордом был расторгнут, компания закрыла производство и сократила большинство сотрудников.

Джону было предложено перейти в дизайн-подразделение Форда, но он предпочёл устроиться в Chrysler. Теперь-то дизайнера с опытом и серийными машинами в портфолио легко взяли на работу. Там он успел позаниматься внешностью «масл-каров» Dodge Challenger и Plymouth Road Runner, но всего через три года его сманил производитель игрушек Tonka Toys из Миннесоты.

Первоначальный вариант эмблемы

Фирма как раз собиралась начать выпуск игрушечных машинок, и им нужен был дизайнер с опытом в автопромышленности. «На протяжении трёх месяцев они названивали мне каждый день ровно в десять утра. В итоге их настойчивость дала свои плоды». Так он вместе с женой до конца жизни осел в крохотном городке Маунд в Миннесоте. Серия популярнейших игрушечных грузовиков Tonka — как раз работа Джона.

После игрушек Джон занимался разными небольшими проектами в области промышленного дизайна: например, создавал дизайн пылесосов для фирмы Whirlpool, нарисовал внешность кит-кара Bradley GT.

Со своим бэкграундом он вполне мог оставить след и в корейском автопроме, который в те годы только-только отходил от простой лицензионной сборки иностранных машин. И однажды это едва не случилось: к нему за консультацией обратились люди из Hyundai.

«Ко мне в Маунд приехали трое — среди них президент компании (вероятно, имелся в виду со-основатель Hyundai Motor Company Чон Се Юн — прим. «Мотора»). Они сообщили, что собираются начать производство собственных автомобилей. (До той поры фирма собирала лицензионные Форды — прим. «Мотора») Я рассказал, что создание первого прототипа обойдётся в 4-5 миллионов долларов. Но они решили, что это слишком дорого, и в итоге заказали машину итальянцам из Italdesign. Получилось неплохо, но машина не соответствовала требованиям DOT (департамента транспорта), поэтому не могла продаваться в США» — делился дизайнер с читателями Star Tribune.

«Потом они мне звонили, чтобы спросить, могу ли я исправить машину, подогнать её под американские правила, — вспоминал Чун, — Я ответил, что могу, только надо было слушать меня с самого начала!» Первая самостоятельная модель Hyundai — небольшой хэтчбек Pony на агрегатах Mitsubishi — так никогда и не продавалась в США. Фирма вышла на американский рынок лишь со следующей компактной моделью Excel в 1985 году.

На фотографиях Джон Чун позирует с Shelby GT500 1968 года. Но собственного Shelby у него никогда не было: «Когда я работал у Шелби, обычный Mustang стоил две тысячи долларов, а Shelby — ровно вдвое больше. Тогда я просто не мог позволить себе такую машину. Никто и помыслить не мог, что когда-нибудь они будут стоить 250 000 долларов».

Машина на снимках принадлежит коллекционеру Дэну Маттила. Владелец автосервиса и страстный коллекционер слышал, что бывший дизайнер Shelby живет где-то в Миннесоте, но понятия не имел, где — пока Джон Чун сам не позвонил ему с просьбой проехать в его машине на параде ретро-техники.

Shelby GT500 Дэна Маттила

Карьеру нашего героя не назовешь сверхуспешной — в автопроме он проработал недолго, и создал всего одну известную машину (или две, если считать модели разных лет). Зато какую! И разве не чудо, что весь этот путь прошёл беженец из Северной Кореи, поначалу едва говоривший по-английски?

Джон Чун умер от рака в 2013 году в возрасте 84 лет, воспитав троих детей, один из которых тоже стал дизайнером: Кевин Чун также закончил колледж в Пасадене, работал в калифорнийской студии Тойоты, фирме Polaris и корпорации Chrysler, где занимался внешностью автомобилей Jeep. На надгробии Джона Чуна выгравирован тот самый, знакомый всем логотип с готовой к атаке коброй.

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget