Мотоциклы для больших путешествий
BMW R 1250 RT
Баварская марка давно и всерьез занимается туринговыми моделями. «Эр-тэшка» — одна из самых популярных. Ее любят гражданские мотоциклисты и полицейские. Удобно, комфортно, красиво… Мечта, а не байк! Двигатель проводит жирную черту между R 1250 RT и конкурентами: он двухцилиндровый, но не рядный и не V-образный, а оппозитный воздушно-жидкостного охлаждения (1254 куб. см, 136 л.с.). Из фишек — два верхних распредвала, балансирный вал и система изменения фаз газораспределения. Отметим, что «оппозит» характерен для прочих представителей R-линейки — турэндуро R 1250 GS, дорожных R 1250 R и R nineT, а также круизеров R 18.
© BMW
Спереди необычная рычажная схема Telelever с разделенными, в отличие от традиционной телескопической вилки, функциями демпфирования колеса (выполняется центральной пружинной стойкой) и поворота. Столь мудреным способом удается бороться с клевками при резких торможениях, да и управление ABS эффективнее. Заднее колесо приводится не цепью, а карданным валом, как и у других BMW R. Пусть эта особенность вас не удивляет – по ходу нашего повествования мы встретимся с ней еще не раз.
© BMW
BMW K 1600
Когда-то в K-семействе был необычный «интеллектуальный» гипертурер K 1200 S/K 1300 S (в среде мотоциклистов — «ка-эс» и «киса») с большущей «четверкой», передней рычажной подвеской Duolever и развитой ассистирующей электроникой. Сейчас в нем только тяжеловесы с базовой маркировкой K 1600. Их версии различаются сиденьями, кофрами и оформлением, но фундамент общий: рядный шестицилиндровый (!) мотор объемом 1649 куб. см (160 л.с.), шестиступенчатая КП, карданная передача. Фактически перед нами двухколесный эквивалент седана седьмой серии или «восьмерки» Gran Coupe.
© BMW
Спереди рычажная схема Duolever. Выглядит она следующим образом (на примере K 1200 S), только не падайте! Все-таки не на пустом месте родилась шутка, что BMW собирает байки из автомобильных деталей. Корни мудреной конструкции уходят в разработку британского изобретателя Нормана Хоссака, который еще в восьмидесятых трудился над бээмвэшными подвесками. В состав Duolever входят два диагональных рычага из кованой стали. Они крепятся к раме и удерживают направляющие вилки с очень высокой жесткостью на кручение. За демпфирование отвечает амортизатор и пружина — примерно как в машинах. Среди преимуществ «Дуолевера» устойчивость к «скручиванию», коим могут страдать классические мотоциклетные «телескопы», высокая точность управления и обратная связь.
© BMW
Комплектация способна вызвать жгучую зависть у владельцев бюджетных седанов и хэтчбеков. Вот, например, что есть в сокровищнице BMW K 1600 GTL (на фото, он же «гантеля»): аудиосистема, комбинация приборов с 10,25-дюймовым щитком с навигацией, противобуксовочная система, ездовые настройки Rain, Road и Dynamic, обогрев ручек руля и сиденья, светодиодная оптика и подсветка поворотов, cистема помощи при трогании на подъеме, функция контроля давления в шинах, зарядный отсек для смартфона с разъемом USB-C. Неудивительно, что снаряженная масса «гантели» — 358 кг, примерно как у двух среднекубатурников.
© BMW
Не станем сильно углубляться в дебри баварской палитры и лишь отметим, что в ней есть и другие пригодные для туризма байки. Например, R 1250 RS с оппозитным мотором (на фото).
© BMW
Yamaha FJR1300ES
Век отдельных туринговых мотоциклов невероятно долог. Знаменитый «фыжер», например, появился в 2001 году. Ямаховцы обленились? Вовсе нет! Скорее рационально рассудили, что большой турер — это не пытающийся вечно всем что-то доказать спортбайк. Ему достаточно точечных эпизодических модернизаций. Последняя приурочена к 2016 модельному году. Тогда начали устанавливать шестиступенчатую коробку передач, проскальзывающее сцепление, светодиодную оптику и видоизмененную панель приборов. FJR, как и BMW R 1250 RT, используется в полиции разных стран.
© Yamaha Motor
Рядный четырехцилиндровый 16-клапанник жидкостного охлаждения (1298 «кубиков») размещен в алюминиевой раме и транслирует тягу посредством неприхотливой карданной передачи. Подвески — спереди стандартная вилка перевернутого типа, сзади моноамортизатор — с электронным регулировками. Плюс противобуксовочная система и круиз-контроль. Истинный турер в первую очередь ассоциируется с комфортом, который начинается с посадки и эргономики. В данном случае можно выбрать одно из трех положений руля, скорректировать высоту сиденья, а также опустить или выдвинуть ветровое стекло с помощью электропривода.
© Yamaha Motor
Yamaha Tracer 9
«Трейсер» — асфальтовый путешественник, пытающийся походить на турэндуро. Подобный форм-фактор называют кроссовером, но суть от этого не меняется. Перед нами задуманный для долгих поездок мотоцикл. В основе общая с нейкед-байком Yamaha MT-09 платформа – диагональная рама и 119-сильная «тройка» объемом 890 куб. см. Маятник задней подвески Tracer на 60 мм длиннее, чем у MT-09. Кроме обязательной антиблокировочной системы тормозов есть трехуровневый трекшн-контроль, вили-контроль (препятствует отрыву переднего колеса от земли при резком ускорении) и слайд-контроль.
© Yamaha Motor
У варианта Tracer 9 GT полуактивная подвеска KYB, двусторонний квикшифтер (позволяет переключать передачи вверх и вниз без выжима сцепления), боковые кофры. Топовый GT+ первым среди Yamaha обзавелся адаптивным круиз-контролем.
© Yamaha Motor
Honda Gold Wing
«Голда» – легенда мира мотоциклов и признак обеспеченного зрелого райдера. Своего рода Mercedes-Maybach среди двухколесных и соперник больших BMW. Первое поколение увидело свет в середине семидесятых годов и сходу задало высокую планку литровым «четырехкотловым» оппозитным мотором. Начиная с четвертой итерации устанавливался шестицилиндровый агрегат объемом 1,5 литра. Прошлая пятая, едва ли не самая известная, выпускалась с 2001 по 2017-й. Наследник продолжает традиции и представляет собой автомобиль среди байков. Оппозитный 1833-кубовый двигатель (126 л.с. и 170 Нм при 4500 об/мин) — не кич, а насущная необходимость для крейсера снаряженной массой свыше 360 кг.
© Honda
Gold Wing способен обласкать водителя и пассажира так, что они, сами того не замечая, совершат кругосветное путешествие. Вот лишь несколько фактов. В оснащение входит электропривод ветрового стекла, система выбора режимов движения с настройками Tour, Sport, Econ и Rain, семидюймовый дисплей, система контроля давления в шинах, опциональный преселективный семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями и подушка безопасности водителя. На фото модификация с низким ветровиком и без спинки пассажира.
© Honda
Suzuki GSX-S1000 GT
Топовые вояджеры имеют большой вес, кучу разнообразного оборудования и впечатляющую цену. Желающим путешествовать на чем-то более доступном стоит обратить внимание на упомянутую выше Yamaha или «спортбайкоподобный» Suzuki. Что такое GSX-S1000 GT? Это одетый в пластиковый обтекатель и доработанный для туринговых задач нейкед GSX-S1000. Вот такими нехитрыми и эффективными манипуляциями получился «спорттурист».
© Suzuki
Судя по диаметру цилиндра и ходу поршня (73,4 x 59 мм), литровая 152-сильная «четверка» уходит корнями в мотор легендарного спортбайка Suzuki GSX-R1000 K5 (2005 модельный год). GT достойно укомплектован вопреки кажущейся на фоне лакшери-мотоциклов простоте. У него тормоза Brembo, квикшифтер, полностью регулируемая подвеска KYB, пятиуровневый трекшн-контроль и три ездовых режима.
© Suzuki
Suzuki Hayabusa
Как мы уже неоднократно отмечали, «туристы» бывают разные. И, если на одном полюсе находятся здоровяки типа Gold Wing, то на противоположном – гипербайки. Внешне они напоминают спортбайки, но больше, тяжелее и удобнее для дальнобоя даже при кажущейся иррациональности и избыточности. Их стиль жизни — пожирать сотни и тысячи километров автобанов со скоростями в районе 300 км/ч. Suzuki Hayabusa (в переводе с японского — «сокол») — один из самых прославленных гипертуреров. Он стартовал в конце девяностых в качестве ответа на Honda CBR1100XX Super Blackbird и завоевала титул самого быстро серийного мотоцикла в мире. Представленная в 2021 году третья «Буса» недалеко ушла от предка. Компания предпочла эволюцию радикальным шагам, дабы не отпугнуть огромную армию почитателей.
© Suzuki
Переработанная рядная «четверка» прежнего объема (1340 куб. см) развивает «всего» 190 л.с. Да, это очень много, но все-таки скромновато на фоне перешагнувших 200-сильную отметку «литровых» спортбайков. Зато передние тормозные суппорты серьезные — Brembo Stylema. Существенный рывок произошел в области электроники. В данной части Hayabusa отставала и потому считалась этакой «железной аналоговой». Одно из главных новшеств — система Suzuki Drive Mode Selector Alpha (SDMS-α) с тремя заводскими режимами и тремя индивидуальными, которые позволяют выбрать мощностную карту, трекшн-контроль, интенсивность торможения двигателем, анти-вили и квикшифтер.
© Suzuki
Kawasaki Ninja 1000SX
Спорттурер из огромного семейства «Ниндзя» выступает в одном классе с Suzuki GSX-S1000GT. Мотор, как следует из индекса, литровый, но не 998-кубовый от спортбайка Ninja ZX-10R, а собственный объемом 1043 «кубика». Он не такой злой и высокофорсированный, а настроен на эластичность и тягу во имя удобства повседневной эксплуатации. Выдает 142 л.с. и 111 Нм при 8000 об/мин.
© Kawasaki
Kawasaki Ninja H2 SX
Перед вами один из самых необычных «спорттуристов» в мире и блюдо для истинных ценителей. Рядная «четверка» объемом 998 куб. см пришпорена механическим нагнетателем и обрушивает 200 л.с. и 137 Нм при 8500 об/мин. Обратите внимание также на такие характерные для семейства H2 решения, как рама типа «птичья клетка», а не привычная диагональная архитектура и консольный маятник. Подвеска с электронным управлением.
© Kawasaki
Вспомогательных систем у «эс-икса» великое множество. Причем, есть даже адаптивный круиз-контроль, контроль слепых зон и предупреждение о риске фронтального столкновения, которые привычнее видеть на автомобилях.
© Kawasaki
Kawasaki Ninja ZX-14R
Время течет медленно не только для Suzuki Hayabusa, но и для единственного ее сохранившегося на рынке оппонента. Он в строю с 2006 года, пережил несколько модернизаций и по сей день царствует на автобанах. Последний серьезный апдейт состоялся в 2012-м. Тогда «ракета» обзавелась модифицированным 1441-кубовым двигателем, двумя мощностными настройками, трекшн-контролем и проскальзывающее сцепление. Кто-то назовет Ninja ZX-14R консервативным и даже архаичным, но он этим и прекрасен.
© Kawasaki
KTM 1290 Super Duke GT
Завершают обзор два очень необычных «туриста», мимо которых мы просто не могли пройти. Они — яркий пример того, сколь разной может быть техника для путешествий. Для тех, кто не в курсе: KTM — легендарная австрийская марка, в первую очередь сфокусированная на оффроудных байках всех мастей. Что касается дорожного Super Duke GT, то это эмоциональный агрессивный мотоцикл с 1301-кубовым V-твином (175 л.с.). Такой же у нейкеда 1290 Super Duke R Evo, но рама и подрамник отличаются. Задняя подвеска GT более длинноходная.
© KTM
«Супер Дюк» смотрится сногсшибательно и особенно хорош в фирменной оранжевой расцветкой. «Не дайте себя одурачить — под туринговыми компонентами скрывается зверь. GT, созданный для комфорта, скорости и длительных путешествий, на 100 процентов верен своему имени», — расставляет все точки над i производитель.
© KTM
MV Agusta Turismo Veloce
Продукция итальянского бренда имеет полное право считаться отдельным видом искусства. Во-первых, MV Agusta потрясающе красивы. Во-вторых, необычны трехцилиндровыми двигателями. Напомним, что подобную компоновку применяет Triumph и Yamaha. Но вернемся к эстетике. Как вы думаете, когда дебютировал «Туризмо Велоче»? Держитесь крепче: в далеком 2013 году на миланской выставке EICMA! Воистину, великолепному дизайну десять лет нипочем. Один выпускной тракт с тремя отдельными стволами чего стоит!
© MV Agusta
Кроссоверный силуэт ей к лицу! «Тройка» объемом 798 «кубиков» (110 л.с.) крепится к раме типа «птичья клетка» и включена в состав силовой структуры. Базовую вариацию R дополняет Lusso SCS и RC SCS. В аббревиатуре зашифровано Smart Clutch System, полуавтоматическое сцепление. Оно позволяет останавливаться на передаче и трогаться без выжима рычага сцепления и тем самым упрощает жизнь водителю.
© MV Agusta