Электростимуляция: самые крутые гибридные автомобили
/imgs/2023/10/06/14/6167090/9deceb0f1d120034d185b8e41214504dce2c207a.jpg)
Porsche 918 Spyder
В 2013 году Porsche, McLaren и Ferrari запустили бензоэлектрические модели, которые олицетворяли вершину инженерной мысли и вошли в историю под красивым понятием «Holy Trinity of Hypercars» («святая троица гиперкаров»). Начнем с реактивного 918 Spyder. Его конструкция испытала сильное влияние гоночной техники. Шасси напоминает анатомию ле-мановских «Порше», а атмосферная V-образная «восьмерка» объемом 4,6 литра базируется на архитектуре прототипа RS Spyder LMP2. В подзаряжаемую от внешнего источника plug-in гибридную систему (в пике — 887 л.с.) включен ДВС, два электромотора (один из них приводит передние колеса) и семиступенчатый преселективный «робот».
© Porsche
/imgs/2023/10/06/14/6167092/c54e75792d074353dc06a66a986c4af02dc7f2df.jpg)
В свое время 918 Spyder был настоящим примером для супермашин с амбициями. Сотня за 2,6 секунды, максимальные 345 км/ч и отличнейший результат на Нюрбургринге (6 минут 57 секунд) оставляют сильное впечатление по сей день. Из 918 выпущенных экземпляров некоторым достался опциональный Weissach Package — магниевые колесные диски BBS и ряд наружных элементов из углепластика.
© Porsche
McLaren P1
Почивать 918 Spyder на лаврах не позволил британский монстр с шикарным, не устаревающим экстерьером и пугающим потенциалом. Название P1 («position one») — не случайная комбинация, а символичная отсылка к 182 победам и 155 поул-позициям команды МакЛарен на момент рождения гиперкара. В основу лег карбоновый монокок. Кузов, кстати, тоже из углеволокна. Силовая связка — V8 объемом 3,8 литра с двумя турбокомпрессорами, электромотор и семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями — приводит задние колеса. Радиус действия в экологически чистом режиме составляет около десятка километров. Впрочем, это параметр представляет интерес разве что для защитников природы. Петролхедам важнее, что P1 — это абсолютное оружие с 916 л.с. и 900 Нм.
© McLaren
McLaren — трудная мишень. Прыжок до 100 км/ч занимает 2,8 секунды, двести автомобиль набирает за 6,8 секунды, а четвертую сотню разменивает спустя 16,5 секунд. Максималка ограничена на 350 км/ч. За два года производства парни из Уокинга сподобились всего на 439 штук, среди которых есть не только дорожные исполнения, но и строго трековые P1 GTR.
© McLaren
Шесть P1 GTR ожидала поистине удивительная судьба. Обычно track-only модели остаются верными своей первоначальной миссии, а этих «избранных» компания Lanzante Motorsport превратила в экстремальные дорожные P1 LM. До этого специалисты переконвертировали 27 «джи-ти-аров». Особенности LM — измененное программное управление, кастомная выпускная система с катализаторами. Снаружи уникальные McLaren отличаются модифицированным антикрылом и передним сплиттером.
© McLaren
Метаморфозы открыли для «джи-ти-аров» допуск на улицы и вдобавок сделали их совершеннее. Масса снижена примерно на 60 кг, прижимная сила увеличена на 40 процентов. Неудивительно, что в 2017 году прототип P1 XP1 LM показал выдающиеся 6 минут 43,22 секунды на Нордшляйфе.
© McLaren
Ferrari LaFerrari
Третий член элитного клуба «Holy Trinity of Hypercars» — истинный шедевр. Заднеприводный гиперкар построен на основе углепластиковой силовой структуры. Источник мотивации и харизмы — безнаддувный 800-сильный V12 объемом 6,3 литров с отсечкой на 9250 об/мин. С пришедшей из мира Формулы 1 электросистемой HY-KERS совокупная отдача достигает 963 л.с. Молниеносно работающий семиступенчатый преселективный «робот» позволяет идти ноздря в ноздрю с заклятыми соперниками, хотя до 300 км/ч LaFerrari добирается быстрее, за 15 секунд. Максимальная скорость превышает 350 км/ч.
© Ferrari
LaFerrari собирали с 2013 по 2018 год. Тираж — 710 штук, из которых 210 — это открытые Aperta (на фото).
© Ferrari
Ferrari SF90 Stradale
В 2019-м, по случаю 90-летнего юбилея гоночной «конюшни» Scuderia Ferrari фирма преподнесла себе и своим поклонникам великолепный и эпохальный подарок. Загибаем пальцы: первый в истории «Феррари» подзаряжаемый гибрид, первый полноприводный суперкар (именно суперкар, спортуниверсал FF не в счет), первый за более чем тридцать лет флагман с «восьмеркой», а не с каноничным безнаддувным V12. Каково! ДВС создан из 3,9-литрового путем увеличения объема до четырех литров и прочих апгрейдов. Он выдает 780 л.с. и 800 Нм — не намного больше, чем агрегат «три и девять» от F8 Tributo. Но с учетом трех электродвигателей выходит тысяча сил!
© Ferrari
Один электромотор стоит между V8 и восьмиступенчатой преселективной КП, два крутят передние колеса и реализуют управление вектором тяги. Задняя передача «электрическая». «Переднеприводный» запас хода с заглушенным ДВС достигает 25 километров на скоростях до 135 км/ч. В режиме берсерка SF90 Stradale выстреливает до 100 км/ч за 2,5 секунды и до 200 км/ч — за 6,7 секунды. Открытая версия Spider (на фото) лишь немногим медленнее.
© Ferrari
Mercedes-AMG One
С этим проектом мерседесовцы хлебнули лиха, а глава компании Ола Каллениус даже пошутил, что утверждавшие его боссы находились в подпитии. Еще бы: идея засунуть потроха формульного болида в дорожную машину вряд ли придет на трезвую голову. Дебют прототипа состоялся в 2017-м. Товарный образец обещали выкатить полтора года спустя, но не сложилось — очень уж замороченным и сложным оказался гиперкар. Потребовалась длительная адаптация гоночных технологий для условно гражданской эксплуатации. В итоге долгожданная премьера прогремела летом 2022 года — как раз на 55-летие подразделения AMG. Заказчики 275 обещанных товарных экземпляров наконец-то дождались!
© Mercedes-Benz
Начинка One — это космос! V6 объемом 1,6 литра от болида W07 Hybrid 2016 года имеет такие неслыханные решения для серийной продукции, как пневматический привод клапанов и шестеренчатый привод газораспределительного механизма. Предельные 11 000 об/мин — за гранью реального. Один электромотор установлен на коленвалу, второй «разгоняет» турбонагнетатель перед тем, как это сделает поток выхлопных газов. Плюс еще два вращают передние колеса, чего у Формулы 1 нет. Итого — 1063 л.с. Изощренная гоночная подвеска и активная аэродинамика позволили добиться невероятного результата: на сегодняшний день Mercedes-AMG One является абсолютным чемпионом Нюрбургринга среди дорожных автомобилей (6 минут 30,705 секунд).
© Mercedes-Benz
McLaren Speedtail
Вернемся к «Макларену», благо P1 — не единственный гибрид в его меню. Есть, например, суперкупе Artura начального уровня, но мы остановимся на фантастическом Longtail. Это огромный среднемоторный гипертурер длиной как у полноразмерного седана (5137 мм) и с необычной компоновкой а-ля культовый McLaren F1 девяностых годов — водитель сидит в центре, а пассажиры размещаются чуть сзади слева и справа. Симметричная панель с тремя мониторами создает эффект кабины космического корабля.
© McLaren
Тандем четырехлитровой «битурбовосьмерка» и электродвигателя мощностью свыше трехсот сил в пике генерируют очень воодушевляющие 1070 л.с. и 1150 Нм. С точки зрения темперамента Speedtail – один из самых умопомрачительных «Макларенов» в истории. Снаряженная масса в 1,6 тонны не помеха для набора 100 км/ч за три секунды. Рубеж в 200 км/ч преодолевается спустя 6,6 секунды после того, как задние колеса оттолкнутся от асфальта и ускорят вращение планеты. Максимальная скорость — 403 км/ч.
© McLaren
Lamborghini Revuelto
Aventador был хорош, но бунтарская атмосферная сила начала сдаваться под натиском наддувных конкурентов. В Сант-Агата-Болоньезе не отказались от своей философии, призвав на помощь электричество. Хотя, ДВС тоже преподнес сюрпризы. V12 объемом 6,5 литров – самый мощный и легкий агрегат данного типа от Lamborghini: 825 л.с. при 9250 об/мин и 218 кг. Кроме того, он развернут на 180 градусов относительно двигателя «Авентадора», а восьмиступенчатая преселективная КП пристыкована сзади.
© Lamborghini
Передней осью заведуют два электромотора. Интегрированная в трансмиссионный тоннель тяговая аккумуляторная батарея скромной емкостью 3,8 кВт⋅ч отличается высокой удельной емкостью 4500 ватт на килограмм и обеспечивает десятикилометровую автономность в экорежиме. Зарядить ее можно от внешнего источника – Revuelto является первым plug-in гибридом «Ламборгини». Потенциал и динамика гарантируют массу захватывающих и жизнеутверждающих мгновений! Совокупные 1015 л.с. разгоняют суперкупе за 2,5 секунды. Если не отпускать педаль акселератора, есть шанс увидеть на спидометре гипнотические цифры за отметкой 350 км/ч.
© Lamborghini
Koenigsegg Gemera
Шведская фирма Koenigsegg называет свои творения «мегакарами» совершенно справедливо. Gemera — это мегамашина с точки зрения характеристик и по совокупности конструктивных решений. Скажем больше: перед вами один из самых нетривиальных автомобилей в мире! Где вы еще видели двухлитровую «турботройку» TFG (Tiny Friendly Giant) с технологией FreeValve (вместо распредвалов применяются пневмогидроэлектрические актуаторы) и сухим картером? Она развивает 600 л.с. и 600 Нм, а пиковая отдача гибридной установки достигает 1400 л.с. и 1850 Нм. Привод полный, задняя ось подруливающая. Тем, кому этого мало стоит обратить внимание на 2300-сильную модификацию с пятилитровым V8.
© Koenigsegg
Спринт до 100 км/ч у Gemera TFG укладывается в 1,9 секунды. Максималка — 400 км/ч. Наслаждаться острыми ощущениями могут сразу четверо: за огромными подъемными дверьми просторный салон. На этом способности Gemera не ограничиваются: так, например, шведское чудо способно выжимать до 300 км/ч на одной только электротяге. Запаса энергии в 800-вольтовой АКБ хватает на полсотни километров.
© Koenigsegg
Chevrolet Corvette E-Ray
Закаленный в схватках «Корвет» предпочитал разделываться с соперниками старыми проверенными методами – могучими нижневальными «восьмерками», в том числе с компрессором. Новые времена потребовали свежих решений. Одно из самых неожиданных и эффективных использует вариант E-Ray: передняя ось приводится 162-сильным электродвигателем. Задняя — «восьмеркой» LT2 объемом 6,2 литра (502 л.с.) с деактивацией четырех цилиндров при малых нагрузках. Напомним, что это джиэмовская классика с одним нижним распредвалом и штанговыми толкателями. Совокупно — 664 л.с. Казалось бы, не так много на фоне других гибридов. Но полный привод открыл у Chevy второе дыхание: 97 км/ч (60 миль/ч) он пробивает за 2,5 секунды, квотер (¼ мили) — за 10,5 секунды. Предусмотрен полностью электрический режим Stealth для движения со скоростями до 72 км/ч.
© Chevrolet
E-Ray как две капли бензина похож на базовый Corvette Stingray, но сходство обманчиво: кузов расширен на 3,6 дюйма и оперением имитирует Corvette Z06 с высокооборотным 5,5-литровым атмосферником. В оснащение входит адаптивная подвеска и карбон-керамические тормоза Brembo.
© Chevrolet