Концепт-кары, которые играли в кино
Взять, например, Durango 95/Probe 16, созданный братьями Питером и Деннисом Адамсами — бывшими дизайнерами компании Marcos. В 1969 году он был одним из самых низких автомобилей в мире: высота кузова — 86 сантиметров! И в этот «метр без кепки» сумели уместить 1,8-литровый четырёхцилиндровый мотор от седанчика Austin 1800 и два полноценных места. Попасть в ярко-оранжевое купе можно было только через сдвижную секцию крыши — в дверях такой низкий автомобиль не нуждался.
Но известным Durango 95 сделал не его внешний вид и не корни British Leyland. В 1971 году он стал автомобилем банды Алекса ДеЛарджа — протагониста фильма «Заводной апельсин». Мало что может дополнить образ группировки психопатов лучше, чем ядовито-оранжевая двухдверка, несущаяся сквозь лесную чащу. Режиссёр Стэнли Кубрик прославил Probe 16, который, впрочем, всё равно не стал финансово успешным — таких собрали всего три экземпляра, один из которых сейчас стоит в автомобильном музее Петерсена в Лос-Анджелесе.
© Durango 95, мчащийся под аккомпанемент оперы Джоакино Россини и слепящий встречные автомобили — эта сцена стала одной из самых известных в фильме, а саму скандальную картину запретили в Великобритании, Ирландии и Сингапуре
Правда, фильм Кубрика — исключение из правила: при бюджете фильма в 2 миллиона долларов трудно ждать в нём обилия ярких автомобилей. А вот голливудские картины сплошь и рядом пестрят необычными концептами. Лучше всего это видно в фантастических фильмах. Взять, к примеру, боевик «Разрушитель» 1993 года, в котором показаны события тридцатых годов 21 века — улицы Америки будущего битком забиты футуристичными Cadillac, Chevrolet и Pontiac. И каждая из машин — настоящий концепт конца восьмидесятых.
И это даже не половина концепт-каров, которые снимались в «Разрушителе». Так что в списке актёров рядом со Сильвестром Сталлоне и Уэсли Снайпсом можно спокойно вписать General Motors — эта компания превратила фантастический боевик в двухчасовую выставку имени себя.
На «Разрушителе» GM не остановилась: в картине «Шестой день» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли тоже проскользнула пара машин концерна. Одна из них, минивэн GM HX3 Hybrid, даже умудрилась сняться в обеих картинах сразу! А другая, Pontiac Montana Thunder, позже пошла в серию, присоединившись к соплатформенным «близнецам» в лице Buick GL8, Chevrolet Trans Sport, Oldsmobile Silhouette и Opel Sintra.
Если сценаристы «Разрушителя» заглядывали в 2032 год, то в «Особом мнении» Стивена Спилберга действие разворачивается уже в 2054-м. А производители какой страны чаще всего мечтают о далёком будущем? Верно, японцы. И специально для этого фильма был создан Lexus 2054 с мотором V6 от Chevrolet.
Правда, по задумке Lexus был электрическим, но в 2002 году японские конструкторы не могли мечтать о подходящих агрегатах. На этом сюжетные особенности не заканчивались: в фильме ярко-красный концепт мог двигаться на автопилоте, сам себя чинить, менять цвет кузова по нажатию кнопки, а вместо ключа зажигания у него была система распознавания ДНК хозяина.
Всего собрали несколько машин, при этом достоверно известно о четырёх: два красных купе (одно с оригинальным дизайном салона, другое — с «голым» интерьером), серебристый родстер и чёрное купе, которое в 2002 году выставили на продажу на eBay.
Минимальная цена машины составляла 88 тысяч долларов, примерно две трети от затрат на её создание. В 2016 году ещё один продавец хотел выручить за реплику Lexus 2054 уже 95 тысяч долларов, но покупатель для неё так и не нашёлся.
В отличие от предыдущих фильмов, «Лига выдающихся джентльменов» описывает прошлое (конец 19 века), это не помешало показать в кадре концепт-кар. И какой! Шестиколёсный кабриолет «Наутилус», хозяином которого был сам капитан Немо, можно поместить в толковый словарь рядом со словом «избыточность».
Его длина составляет 6,7 метра, ширина — 2,74 метра, а диаметр каждого из шести колёс — 24 дюйма. Построен он был на шасси одной из моделей Land Rover, оттуда же взят и двигатель V8. По всему кузову установлены фигуры из металла в викторианском стиле, созданные Кэролом Спиром (художником-постановщиком фильма), а салон обтянут бежевой кожей. Кстати, в 2015 году «Наутилус» выставляли на аукцион, где его оценивали в 18-25 тысяч фунтов стерлингов. Совсем не большая цена за такой линкор на колёсах.
«Наутилус» придумали только ради фильма — никакой финансовой подоплёки в создании шестиколёсной «сироты» не было. Но чаще всего в индустрии кино шильдик на капоте машины героя определяется размером чемодана с деньгами, занесённого производителем. Один из самых удачных примеров — Audi, машины которой сейчас мелькают в каждом кинокомиксе Marvel. А начиналась эта маркетинговая стратегия ещё в начале двухтысячных годов.
В 2003 году немцы выпустили концепт Audi Le Mans quattro. В его внешности трудно не узнать серийный Audi R8, вышедший четыре года спустя. После нескольких выставок Le Mans Quattro, как и многие другие концепты, мог отправиться в музей марки, но ему нашли более интересное применение. Его внешность основательно перекроили, колёса прикрыли заглушками, а двери переделали в «крылья бабочки наоборот». Получившийся концепт получил имя Audi RSQ и отправился прямиком на съёмочную площадку фильма «Я, робот» по мотивам произведений Айзека Азимова.
К концепту присоединились два макета. Один из них использовали для съёмки крупных планов, а второй — для сцены с аварией. Таким гениальным ходом Audi убила даже не двух, а нескольких зайцев разом: проработала дизайн будущей R8, показала RSQ на большом экране и получила премию EACA Euro Effie за удачную рекламную кампанию. И всё это с помощью одной-единственной машины!
Этот успех не могли не заметить конкуренты. И самый лучший урок извлекла компания Chevrolet, которая с помощью фильмов о Трансформерах то и дело показывала свои будущие модели. Началось всё с первой части фильма. Ключевая роль была отдана автоботу Бамблби, превращавшегося в концепт пятого поколения Camaro. Что забавно, в своей первой битве Бамблби схлестнулся с десептиконом Баррикейдом, который превращался в… Ford Mustang!
Во втором фильме франшизы Chevrolet пошла по протоптанной дорожке. В этот раз в фильме появились целых пять машин марки: серийный Camaro в обвесе, намекающим на версию ZL1, концепт Corvette Stingray, прототип гибрида Volt и парочка концептов Beat и Trax — вариаций на тему будущего компакта Spark.
Это было лишь начало. С годами франшиза пополнилась ещё четырьмя фильмами, а автопарк её заметно вырос: в фильмах принимали участие и Lamborghini Aventador, и Pagani Huayra, и даже Bugatti Veyron Grand Sport Vitesse. Однако ни в одном фильме не обошлось без как минимум пары Chevrolet, а имя Camaro вовсе стало напрямую ассоциироваться с инопланетными роботами.
Еще одну супергеройскую франшизу взяла в оборот марка Mercedes-Benz. Речь идет о киновселенной DC Comics и самом Бэтмене. В трилогии Кристофера Нолана Брюс Уэйн разъезжал на матово-чёрных Lamborghini, но Зак Снайдер, режиссёр фильма «Лига справедливости», приготовил для героя кое-что поинтереснее.
Бэтмен управлял концептуальным купе Mercedes-Benz AMG Vision Gran Turismo, которое придумали для гоночного симулятора Gran Turismo 6. У виртуальной «Серебряной стрелы», весившей всего 1,4 тонны, под капотом был битурбированный V8 мощностью 585 лошадиных сил. Вряд ли таким же был и полноразмерный макет, зато двери, как и в «игрушечном» купе, открывались вверх. Изготовить макет для фильма было не так просто: к примеру, из-за того, что рост Бена Аффлека, игравшего Бэтмена, составляет 1,92 метра, салон автомобиля пришлось переосмыслить. И одна из коронных фраз Брюса («Моя суперспособность — деньги»), за рулём концепта прозвучала убедительнее некуда.
Бывает и так, что не марка ассоциируется с киногероями, а киногерои — с маркой. Так произошло с Aston Martin, которая на протяжении более полувека неразрывно связана с фильмами про Джеймса Бонда. Впервые автомобиль Aston Martin появился в фильме «Голдфингер» 1964 года. Это был DB5, за рулём которого оказался Шон Коннери. В самом свежем фильме, «Не время умирать», зрителей ждёт целая пригорошня «Астонов»: от классических DB5 и V8 Vantage до среднемоторного купе Valhalla. Однако нас интересует один особенный автомобиль.
Вы никогда не задумывались, почему после ухода с рынка DB9 ему на смену пришло купе DB11? Где «пропавшая» цифра? На самом деле, автомобиль с индексом DB10 существовал. Таким важным местом в иерархии британцы пожертвовали ради фильма «007: СПЕКТР». DB10 — концептуальная двухдверка, созданная для шпиона Её Величества в количестве десяти экземпляров. Её построили на платформе V8 Vantage, удлинив базу и расширив колею. Восьмицилиндровый мотор развивает 436 лошадиных сил.
На сегодняшний день такой мощностью никого не удивить, вот только киношный спорткар имел в рукаве пару козырей. К примеру, водитель мог катапультироваться из салона по нажатию кнопки, кузов машины не брали никакие пули, а в опасной ситуации DB10 мог защитить агента встроенными пулемётом и огнемётом. Увы, из десяти собранных машин до наших дней дожили только три — остальные были уничтожены в процессе съёмки. Один из оставшихся автомобилей отправился в музей Aston Martin, второй — в руки компании, участвовавшей в съёмках, а третий пустили с молотка на аукционе Christie’s за 3,4 миллиона долларов.
Наконец, иногда автопроизводителям надоедает придумывать для фильмов простые автомобили, и полёт фантазии дизайнеров отправляется в небо. Про летающий DeLorean из «Назад в будущее» известно многим, но как насчёт космического корабля Lexus? Именно такой проект под названием Lexus Skyjet был разработан японскими дизайнерами для фильма Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет», вышедшего в 2017 году.
По задумке авторов, так должны будут выглядеть «Лексусы» через 700 лет — у них будет по девять крыльев, фары в стиле купе LC и огромная решётка радиатора в форме веретена (хотя вообще-то веретено — ошибка перевода, а форма ближе к катушке). Само собой, технологии нашего времени не позволили построить полностью рабочий прототип, но масштабная копия всё же была представлена в Майами в январе 2017 года. И это не первый раз, когда режиссёр Люк Бессон мечтает о летающих автомобилях: чего стоят одни только парящие такси из «Пятого элемента».
А дизайнеров Porsche фантазия занесла совсем далеко: они создали космический перехватчик для «Звёздных войн»! Имя ему - Tri-Wing S-91x Pegasus Starfighter, и он дебютировал в прошлом году в картине «Звёздные войны: Скайуокер. Восход».
Художники в студиях Вайсаха и Сан-Франциско постарались придумать корабль, который органично бы смотрелся во вселенной франшизы и в то же время перекликался дизайном с серийными моделями марки. К примеру, на носу корабля есть фары, которые чем-то напоминают оптику серийного Taycan, а решётка со стоп-сигналом за спиной водителя прямо намекает на 911 в 992 кузове. Немцы даже не поленились создать масштабную копию корабля, которую показали на премьере фильма в Лос-Анджелесе.
Конечно, список «кинозвёзд с мотором» можно продолжать бесконечно. И луноход Audi в хорроре «Чужой: Завет», и красивейший концепт Cadillac Ciel в комедии «Антураж» по сути, преследуют одну цель: заставить зрителя, выходя из зала, вспомнить «ту самую машину из фильма» и захотеть себе такую же. Если бы не продакт-плейсмент, у нас не было бы тюнингованных Peugeot в фильмах «Такси», а Бэтмен Кристофера Нолана остался бы без своих матово-чёрных Lamborghini. Впрочем, если это работает — нам это только в радость. /m