Этим машинам уже 20 лет?! Премьеры Франкфурта-2001
Alfa Romeo 156 GTA
На стенде Alfa Romeo отгремела премьера заряженной модификации 156-го семейства. Седан и универсал Sportwagon с комплексными апгрейдами наградили историческим, обязывающим к подвигам названием GTA (Gran Turismo Alleggerita, «облегченный гран-турер»). В шестидесятые годы его носил великолепно показавший себя в шоссейно-кольцевых гонках алюминиевый спорткар.
Тезка легенды создавался для водителей-гурманов, чьи аппетиты не могла удовлетворить азартная версия с 2,5-литровым двигателем V6 мощностью 190 л.с. Атмосферная «шестерка» Busso объемом 3,2 литра (250 л.с. и 300 Нм) в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач открыли новый уровень драйверского удовольствия. Разгон до сотни за 6,3 секунды разочаровывал только желающих во что бы то ни стало обогнать BMW M3. И то лишь до первой поездки, когда Alfa пускала в ход фирменную магию, чтобы подчинить себе сердце и разум пилота.
Более мощный мотор и аэродинамический обвес — не единственные преимущества GTA. Среди особенностей модификации фигурируют доработки в подвеске, мощные тормозные механизмы Brembo и очень «острая» рулевая рейка. От упора до упора руль делает всего 1,7 оборота против 2,1 у стандартной «156-й».
GTA ожидаемо оказалась малочисленной. До завершения производства спортверсии в октябре 2005 года компания выпустила 1973 седана и 1678 универсалов.
BMW 7 Series
Кто бы мог подумать, что дебют сенсационной «семерки» с внутризаводским индексом E65 обернется скандалом! Публика была готова развести костер и хорошенько поджарить главную ведьму Франкфуртского мотор-шоу — исковеркавшего фирменный стиль шеф-дизайнера Криса Бэнгла. Новый флагман разрывал все связи с каноничными BMW. Надуманность передка, грузные боковины и американистая монументальность салона без развернутой к водителю центральной консоли ужасали.
Ступенчатое оформление задней части кузова делало контрольный выстрел в сердца поклонников эстетически образцовой 7 Series E38. На то чтобы понять и принять «шестьдесят пятую» потребовался рестайлинг и долгие годы внутренних диалогов.
Технически автомобиль тоже не имел ничего общего с прежними «семерками» и задабривал публику целым ворохом инноваций. В их числе активные стабилизаторы поперечной устойчивости, опциональная пневматическая подвеска для задней оси, которая поддерживала постоянный дорожный просвет вне зависимости от загрузки, адаптивная головная оптика, впускной тракт с изменяемой геометрией, электромеханический стояночный тормоз, первый шестиступенчатый «автомат» на седане.
E65 первым среди BMW обзавелся биксеноновыми фарами, DVD-навигацией, кнопкой запуска двигателя и системой iDrive, объединившей мультимедийные и сервисные функции. Кстати, последнюю нещадно критиковали из-за замороченного меню.
Наконец, на бэнгловской «семерке» дебютировали бензиновые моторы серии N с системой изменения фаз газораспределения Valvetronic. Первыми в свет вышли восьмицилиндровые версии — 735i с 3,6-литровым мотором мощностью 272 л.с. и 745i с 333-сильным агрегатом объемом 4,4 литра.
Cadillac CTS
Седан американской марки открыл совершенно новую эру стиля и инжиниринга. Он задумывался конкурентом рафинированных моделей размерного класса E, а потому кардинально отличался от переднеприводных сухопутных яхт Cadillac.
CTS — не первая попытка бренда сыграть на поле европейского премиума. В девяностые годы на пятки представительской технике наступал прогрессивный и довольно специфичный Seville STS. Мощный двигатель V8 Northstar и отличный уровень оснащения делали его опасным соперником Mercedes-Benz и BMW, но передний привод мешал чувствовать себя своим в их компании. Во второй половине десятилетия компания отважилась на непозволительный с точки имиджа шаг — прощупывала почву в бизнес-классе заднеприводным седаном Catera, суть Opel Omega B в люксовой глазури.
«Си-ти-эс» имеет к «Опелю» весьма отдаленное отношение, хотя точки соприкосновения у них все же есть. Конструкторы отказались от сомнительного заимствования и создали оригинальный продукт без оглядки на прошлые разработки. Получилось свежо и своеобразно. Cadillac словно застрял между мирами. Он не был типичным американским автомобилем и при этом не воспринимался полнокровным европейским продуктом.
Граненый экстерьер и строгий интерьер готовили покупателей к принципиально новому языку дизайна Art and Science, первоначально обкатанному на концепт-каре Evoq 1999 года. В дальнейшем он распространится на всю линейку бренда, включая огромный DTS.
Новинка первой получила заднеприводную платформу Sigma. Странность же заключалась в отсутствии привычного для Cadillac двигателя V8. Любителям больших кубических дюймов пришлось ждать горячий CTS-V с восьмицилиндровым агрегатом «пять и семь». Остальные мирились с опелевским 220-сильным V6 объемом 3,2 литра (в общей сложности на модель первого поколения ставили шесть разных моторов) и дивились пятиступенчатой «механике», которая совсем уж шла вразрез с фирменными традициями комфорта. Благо, автоматическая коробка передач тоже предлагалась.
Производитель обещал разгон до 97 км/ч на механической КП менее чем за 7 секунд и отличные ездовые свойства. Ремарка об управляемости не преувеличение — CTS первым среди американских машин тщательно обучался хорошим манерам на Нюрбургринге.
Citroen C3
Реинкарнация 2CV? Не совсем, хотя очертания субкомпактного C3 с округлой крышей навевали ассоциации с «де-шво», одной из самых массовых малолитражек в мировой истории. В балансе милой комичности и стилистической выверенности не случайно чувствуется рука мастера. Над обликом автомобильчика работал итальянский дизайнер Донато Коко, автор Citroen Xsara Picasso, Ferrari 430, 458, 599XX и California.
C3 пришел на смену хэтчбеку Saxo. Трехдверный вариант упразднили, хотя несколькими годами позже появился оригинальный кабриолет C3 Pluriel. Изыски художников и вариативность гаммы пришлись по душе далеко не всем. Top Gear и вовсе поместил Pluriel в список 13 худших автомобилей двух последних десятилетий. Острые на язык британские журналисты сравнили его «полезность» с вылепленной из шоколада чайной чашкой.
Внутри «сэ-три» коктейль из компонентов Peugeot 206, 207 и 1007. Четырехцилиндровые двигатели объемом от 1,1 до 1,6 литра сочетаются с пятиступенчатой механической и четырехступенчатой автоматической коробкой передач, а также с «роботом» SensoDrive.
Lamborghini Murcielago
На рубеже тысячелетий в Санта-Агате-Болоньезе творились эпохальные события. Марка перешла в собственность концерна Volkswagen Group и влилась в состав Audi AG, которая отгрохала подопечному новое здание за 25 миллионов баксов. На момент подписания сделки Lamborghini уже разработала Murcielago, но большой босс всея VAG’а Фердинанд Пьех потребовал изменить дизайн от Zagato. Окончательный облик вышел не из-под карандаша итальянских маэстро, а создан «гайдзином» — бельгийцем Люком Донкервольке из Audi. Результат его стараний представили под франкфуртскими софитами.
Широченный и очень низкий Murcielago безошибочно идентифицировался как чистопородный Lamborghini и вобрал в себя все лучшее от Countach и Diablo. Grazie, сеньор Донкервольке. Вы определенно подобрали ключик от генетического кода!
С точки зрения инженерии Murcielago представлял собой классический Lambo и развеивал опасения скептически настроенных поклонников марки о своей «немецкости». Компоновка как у суперкаров прошлых поколений — атмосферный двигатель V12 объемом 6,2 литра (580 л.с. и 650 Нм) установлен продольно перед задней осью вперед маховиком. Коробка передач шестиступенчатая механическая. Стандартно Murcielago оснащен полным приводом на основе вискомуфты. Динамика ожидаемо убойная — 3,8 секунды до сотни и свыше 330 км/ч.
Шаг в сторону дружелюбия по отношению к водителю стал приятным сюрпризом. Murcielago с более жестким кузовом, улучшенной подвеской и усовершенствованной аэродинамикой не только оказался быстрее предшественников, но и, как обещал производитель, мог устроить им мастер-класс по управляемости и стабильности на высоких скоростях.
Mercedes-Benz SL
Родстер SL (R230) пятого поколения — один из самых удачных образчиков нового корпоративного стиля, зародившегося во второй половине девяностых годов. Он самобытен и самодостаточен. Со славным R129 его связывают разве что воздухозаборники в передних крыльях.
На первых порах «эс-эл» унаследовал у старого (пардон, классического!) спорткара надежнейший 5,0-литровый двигатель V8 M113 мощностью 309 л.с. С ним разгон до сотни укладывается в 6,3 секунды, а максимальная скорость по традиции ограничена на 250 км/ч.
Параллельно выстрелил свирепый SL 55 AMG с компрессорной 483-сильной версией «113-го» мотора объемом 5,4 литра. Такой родстер годился не только для пафосного круизинга. Он завтракал спорткарами и настойчиво просил всякие Porsche освободить левый ряд автобанов. Спринт за 4,7 секунды под артиллерию выхлопа — весомый аргумент для начала нулевых! Да и сейчас с таким боезапасом не заскучаешь.
Впрочем, что мы все о цифрах, да о динамике. R230 здорово шагнул вперед в вопросах практичности и рафинированности! Производитель отказался от мягкого верха и оснастил машину жесткой складной крышей. На трансформацию из готового к любой непогоде автомобиля в короля летних бульваров требуется 16 секунд.
Другое новшество — гидравлическая подвеска Active Body Control (ABC). Она постоянно отслеживает положение кузова и подавляет крены при торможении и прохождении поворотов на 60% по сравнению с SL R129.
Но не все инновации пошли во благо. Компания хлебнула лиха с мудреной электрогидравлической системой тормозов SBC (Sensotronic Brake Control) без привычной связи между педалью и тормозными механизмами в нормальном режиме. Вакуумный усилитель заменен на блок ABS с интегрированным электрическим гидронасосом Bosch ради чуть более короткого тормозного пути в экстренной ситуации, оптимизации распределения усилий между осями и гибкой работы. Иногда девайс довольно рано подкидывал проблемы. Сперва его пытались перепрошивать, а затем объявили отзывную кампанию.
Renault Avantime
Купеобразный минивэн или минивэноподобное купе? Пойди разбери этих французов… Вряд ли кто-то мог предположить, что шоу-кар Coupespace 1999 года попадет на конвейер. С другой стороны прочь сомнения — ведь это Renault! Она знает толк в авангардном дизайне и экстравагантных поступках. Запустить в серию продукт с весьма сомнительными рыночными перспективами? Почему бы и нет! Так на свет появился один из самых нетривиальных и провальных автомобилей в истории марки.
Трехлитровая «шестерка» и шестиступенчатая автоматическая коробка передач — самое заурядное, чем наградили Renault его создатели. Ознакомившийся с гран-турером авторства дизайнера Патрика ле Кемана имел полное право заявить: «Теперь я видел все!». Поразительно, сколь минимальными средствами достигнут эффект. Минивэн Espace распилили надвое, укоротили и лишили задних дверей. Вуаля!
«Забудьте все, что вы знали о по-настоящему оригинальных автомобилях», — словно говорит салон. Приборный щиток переместился со своего привычного места в середину передней панели и обрел вид узкой цифровой бойницы а-ля «Эспас» третьего поколения. Блок управления климатической установкой по чьей-то неведомой прихоти оказался у основания левой стойки. Голое торпедо почти полностью очищено от крутилок и клавиш. Зато нажатие одной кнопки опускает все стекла и сдвигает огромный люк в крыше!
Оригинальность «Авантайма» не ограничивалась экстерьером и интерьером. Участвовавшая в разработке компания Matra (это она некогда создала самый первый Espace с пространственной рамой и стеклопластиковым кузовом) применила в анатомии Avantime старые наработки. В частности, силовая структура купе напоминает таковую у однообъемника из восьмидесятых.
Век машины для воинствующих нонконформистов оказался очень коротким, всего-навсего с 2001 по 2003 год. Произведено менее девяти тысяч экземпляров.
Skoda Superb
На стенде Skoda показали знаковый седан Superb, который в фирменной табели о рангах занял строчку выше Octavia. Сходство с Volkswagen Passat B5 символичное и с намеком. В основу легло удлиненное пассатовское шасси с продольным расположением силового агрегата. Эта конструктивная особенность проводила жирную черту между последующими поколениями «Суперба» с мотором и коробкой передач поперек.
Читайте также
Гамма бензиновых двигателей, как и у Passat, включила в себя 115-сильный атмосферник объемом 2,0 литра, знаменитый турбонаддувный «один и восемь» (150 л.с.) с 20-клапанной головкой блока цилиндров и 2,8-литровый V6 (193 л.с.). Дизельная палитра представлена мотором объемом 1,9 литра (100 и 130 л.с.), а также 2,5-литровой «шестеркой» мощностью 163 л.с.
Особое внимание компания акцентировала на перечне стандартного оснащения. Базовый Superb по умолчанию имел четыре подушки безопасности, иммобилайзер, центральный замок, кондиционер, электростеклоподъемники и электрорегулировки обогреваемых зеркал. Вышестоящие исполнения получили биксеноновую оптику, датчик дождя и климат-контроль. В списке опций числились такие блага, как шторки безопасности, люк с электроприводом, парктроник, навигационная система и более продвинутая акустика. /m