«Радиоактивный» КрАЗ из Чернобыля
Трагическая история аварии на Чернобыльской АЭС описана и экранизирована множество раз, а от драматичных кадров, как обычные солдаты чистят крышу энергоблока от радиоактивных обломков, становится не по себе и сейчас.
Тем не менее, весь этот зараженный мусор надо было еще и куда-то вывозить с территории станции. И обычные грузовики, даже самопально защищенные свинцовыми пластинами, для этого не подходили.
Для работы непосредственно в зоне катастрофы необходимо было подготовить специальную технику и это задание досталось инженерам завода КрАЗ.
За основу решили взять самосвал КрАЗ-256Б1 — модернизированную версию 256-й модели середины семидесятых, а его доработкой занялись в экспериментальном цехе завода. Там же в начале восьмидесятых, например, строили прототипы сочлененных КрАЗ-ЧР-3120 — с их помощью армия хотела попробовать заменить колесными машинами более дорогую гусеничную технику.
В общем, опыт у мастеров был большой, но и задача нестандартная. В первую очередь, конечно, нужно было обеспечить защиту водителя. Для этого кабину решили заменить одиночной, герметичной капсулой, которая бы не пропускала радиацию.
Для этого стенки капсулы варили из двойных стальных листов, а между ними заливали свинец, который хорошо поглощает излучение. При этом самый толстый защитный слой свинца в три сантиметра был на полу, а самый тонкий на крыше — наибольший радиационный фон исходил от земли, где лежали обломки.
Толстые желтоватые стекла, которые могли защитить от радиации, имели размер всего 30 на 30 см, и перед водителем пришлось установить сразу два таких окошка в свинцовой раме.
А чтобы с них можно было беспроблемно смахивать грязь, поверх установили еще одно обычное стекло с одинарным пневматическим дворником. Хуже того: для первых экземпляров грузовика, получившего индекс 256Б1-030, специальных стекол не хватало, и их устанавливали только спереди.
В общем, условия работы обещали быть экстремальными во всех смыслах. Сперва просачиваешься внутрь кабины через маленькую дверку на правом боку капсулы. Устраиваешься в салоне, больше похожем на холодный, металлический сейф — систему отопления убрали.
Обзорность? Два желтоватых окошка спереди, а прямо перед ними на капоте два полусферических зеркала, чтобы хоть что-то увидеть по сторонам. Еще два зеркала были установлены на переднем бампере, чтобы увеличить угол обзора назад.
Из совсем экзотических особенностей: изнутри капсулы было невозможно выключить двигатель — только снаружи. Во время смены мотор молотил непрерывно. Если бы из-за случайной ошибки водителя двигатель снова не завелся, помочь ему уже никто бы не смог. Для пущей подстраховки на КрАЗ даже установили четыре аккумуляторных батареи.
С помощью них можно было обеспечить и бесперебойную работу фильтрующей системы ФВУА-100 — ее установили на крыше капсулы. Эти системы очистки воздуха можно видеть на российской военной технике и сегодня: устанавливаешь, например, такое устройство на кунг грузовика — и в нем можно жить и работать без защитного костюма даже во время химической атаки.
Одна часть ФВУА-100 засасывает воздух электровентилятором и прогоняет его через противопыльные кассеты, а другая часть оснащена фильтром-уловителем от отравляющих и бактериальных веществ, радиации. Капсулу даже попробовали спрятать под обычную кабину, чтобы не привлекать такой спецтехникой внимания к серьезности катастрофы, но габариты фильтрационной установки это сделать не позволили.
Впрочем, на этом проблемы инженеров КрАЗа не закончились. Масса свинцовой капсулы, например, превысила три тонны — столько весил целый шестиметровый правительственный лимузин ЗИЛ-114.
Хуже того: масса новой кабины не распределялась равномерно по осям грузовика, а перегружала левую часть рамы и передней подвески грузовика. Давление в передней левой шине тоже было повышенным и могло разбортировать колесо.
Проблему решали усилением левого лонжерона и левой рессоры, доработали сварочным аппаратом колесный диск, для повышения производительности повысили давление в гидроусилителе. Саму же капсулу поставили на отдельный подрамник и укрепили распорками.
Из-за экстренности ситуации работа шла буквально круглосуточно, но ходовые испытания и замеры в лаборатории показали, что автомобиль действительно способен защитить от радиации и даже неплохо справляется с бездорожьем.
Теперь каждый КрАЗ для Чернобыля сперва собирался на конвейере вместе с другими грузовиками, а потом отправлялся в экспериментальный цех, где его дорабатывали до версии 256Б1-030. После этого он незамедлительно отправлялся по железной дороге в Чернобыль, куда СССР в общей сложности направило 10 тысяч единиц разной техники, от банальных автобусов до ракетовозов МАЗ-537.
Между сменами необычная кабина даже упрощала обеззараживание автомобиля от радиоактивной пыли. В общей сложности на месте Чернобыльской катастрофы работало 18 КрАЗов 256Б1-030, которые вывозили зараженные обломки и мусор из самой опасной зоны вокруг реактора.
И их после этого, увы, нельзя было с почестями препроводить в музей. Каждый свинцовый КрАЗ после выполнения задачи отправился в могильник на территории ЧАЭС, оставшись только на фотографиях.
Интересно, что сравнительно недавно история свинцовых КрАЗов невольно продолжилась на озере Карачай, которое с пятидесятых годов служило хранилищем радиоактивных отходов. Для консервации и засыпки озера тоже использовали кременчугские самосвалы с кабинами, защищенными свинцом. В этот раз спереди потяжелевшую кабину даже укрепляли распорками, чтобы ее не сорвало на ухабах и торможениях.
Теперь вы знаете, как в случае чего доработать свою машину. Нужно лишь где-то найти фильтрационную установку ФВУА-100, сварочный аппарат и три тонны свинца. /m