Бойцовский клуб: самые маленькие автомобили с V8
Audi S4
Помните самую первую «эс-четвертую» — седан и универсал Audi 100 (C4) с 2,2-литровой «турбопятеркой» (230 л.с.) из начала девяностых? После изменения фирменной номенклатуры названий индекс перешел к спортивной вариации A4 (внутризаводская маркировка B5) с турбонаддувным V6 объемом 2,7 литра. Ее преемник вывел гонку вооружений на новый уровень, изумив пользователей 4,2-литровым 40-клапанным V8. Оцените разницу — 344 л.с. против 265 л.с.! В базе устанавливалась шестиступенчатая механическая коробка передач, а в качестве опции «автомат» ZF. Привод, разумеется, полный.
Неприметные, но злющие Audi всегда умели трепать нервы владельцев элитных двухдверок. Седан S4, универсал Avant и кабриолет серии B6 яркий тому пример. Американские издания утверждают о пяти «низких» секундах до 100 км/ч. Охотно верим!
Следующая S4 сохранила приверженность большим атмосферным «мускулам». Отдача почти не изменилась. А затем состоялась смена поколений и концепцию переписали заново: на смену олдскулу — теперь уже олдскулу! — пришел 3,0-литровый компрессорный V6.
Audi RS4
Эволюция легендарной «эр-эски» почти повторяет путь Audi S4. Самая первая (B5) оснащена V6 объемом 2,7 литра с двумя турбокомпрессорами. Ее наследник (B7) в форм-факторах седана, универсала и кабриолета заряжен «восьмеркой». Но не той, что у S4, а переработанной, с 32-клапанными головками блока цилиндров и непосредственным впрыском топлива FSI.
Агрегат со взрывным характером не случайно ставили на среднемоторный суперкар Audi R8. Львиная доля максимальных 430 Нм размазана между 2250 и 7600 об/мин. Но интересно даже не это, а маниакальная оборотистость. 420 л.с. при 8250 об/мин — как тут не вспомнить выжатые как лимон хондовские VTEC-молотилки! Наградой умеющему пользоваться безальтернативной шестиступенчатой «механикой» станет ускорение за 4,8 секунды. Тесты популярного Youtube-канала Carwow продемонстрировали, что с места RS4 не уедет от предшественника далеко. Зато отзывчивый V8 точно выиграет старт с хода. Турболаг? Нет, не слышал!
RS4 (B8) — последний из восьмицилиндровых могикан. К тому же в единственно возможном кузове универсал! Двигатель форсирован до 450 л.с. и вращает колеса через скорострельный семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями. До сотни суперверсия разгоняется за 4,7 секунды. В дальнейшем RS4 перешла на такой же мощный, но заметно более моментный 2,9-литровый V6, улучшивший динамику на полсекунды.
BMW M3
В 2007-м, спустя год после дебюта Audi RS4 (B7) спортивное подразделение BMW M выкатило захватывающее купе, к которому позже присоединились кабриолет и седан (внутризаводские индексы E92, E93 и E90 соответственно). Таких «эмок» мир еще не видел и не знал! Единственный раз в истории они получили 420-сильный безнаддувный V8 S65B40 объемом 4,0 литра с индивидуальными дроссельными заслонками, системой изменения фаз газораспределения Double VANOS, высокооборотным характером (красная зона тахометра начинается где-то за пределами 8000 об/мин) и полным драмы саундтреком.
«F#cking phenomenal», — коротко и ясно высказался американский журнал Road & Track. Конечно, старая «эмка»-купе не опередит нынешнюю M4 Competition со своими 4,8 секундами. Да и надо ли? Главное, что атмосферник с оголенными нервами, задний привод и шестиступенчатая механическая КП (альтернатива — «робот» с двумя сцеплениями) подарят водителю чистые концентрированные ощущения.
Для трек-дней и клубных соревнований предназначен облегченный M3 GTS с 4,4-литровым мотором (450 л.с.), модифицированной подвеской, более мощными тормозами, сплиттером и антикрылом. Хотя, сейчас его место в коллекции — всего выпущено 135 экземпляров.
Mercedes-Benz C 43 AMG
Компания из Штутгарта имеет давнюю традицию небольших четырехдверных спорткаров. У ее истоков стояли омологационные 190E 2.3-16 и 2.5-16/Evolution I/Evolution II с доработанными инжиниринговой фирмой Cosworth «четверками». Еще было несколько сотен модификаций, в которые независимое в те времена ателье AMG имплантировало 3,2-литровый V6 (234 л.с.). Правда, о ней сейчас помнят лишь махровые петролхеды вроде нас с вами. Mercedes-Benz C-Class (W 202) не только унаследовал замашки «сто девяностого», но и шагнул дальше. Кроме начального AMG с 3,6-литровым V6 предлагался C 43, чье подкапотное пространство распирает 306-сильный «четыре и три». Разгон — за 5,7 секунды!
Mercedes-Benz C 55 AMG
На C 43 спортивный дивизион не остановился. Под занавес производства семейства W 202 выкатили «пушку» с 5,4-литровым агрегатом мощностью 347 л.с. от линкора S 55 (W 220) и других AMG. На что способен этот монстр? Вопрос хороший, но, похоже, ответ на него не известен даже участникам тематических форумов. Как, впрочем, и точное количество экземпляров. Британские фанаты «Мерседеса» поговаривают о 59 штуках, хотя есть данные о всего-навсего трех десятках.
Следующий C 55 AMG (W 203) гораздо более массовый: с 2004 по 2007 год построено 4600 единиц. Прежняя «восьмерка» M113 с тремя клапанами на цилиндр форсирована до 367 л.с. и обеспечивает ускорение до 100 км/ч за 5,2 секунды. Особую пикантность добавляет предельно сдержанный интеллигентный облик. Зверский спорткар отличается от гражданских собратьев лаконичным обвесом и двустволкой выхлопной системы. Лишь наметанный взгляд выхватит его из транспортного потока.
Mercedes-Benz C 63 AMG
Если вы услышите раскаты грома и рев бури средь бела дня, то знайте — где-то поблизости настоящая легенда! Пока BMW прививала своей M3 изящные «гоночные» манеры, конкурент бесхитростно зарядил C-Class (W 204) 457-сильным мотором объемом 6,2 литра и очень гордился тем обстоятельством, что дорожную машину и боевую «цешку» чемпионата DTM разделяют всего тринадцать лошадиных сил.
Сумасшедший «слипер» не случайно стал транспортом любителей поиздеваться над полицией. Он выстреливает до 100 км/ч за 4,5–4,6 секунды в зависимости от типа кузова и ошеломляет «приходом» со средних скоростей. А ведь еще предлагался 487-сильный вариант Performance Package Plus!
На вершине гаммы 517-сильное купе C 63 AMG Black Series с регулируемой спортивной подвеской, останавливающими груженый локомотив тормозами, опциональным пакетом AMG Track Package и развитым аэродинамическим оперением.
SLK 55 AMG
В адрес маленьких прогулочных родстеров обычно уместны эпитеты вроде «милая игрушечка». Но пытавшийся захватить мир горячий SLK таковым точно не являлся. На заре своей карьеры он порадовал петролхедов компрессорной 3,2-литровой «шестеркой». Вторая итерация (R 171) удивительным образом сочетала внешнюю миниатюрность и V8 объемом 5,4 литра (360 л.с. и 510 Нм) в паре с семиступенчатой автоматической КП 7G-Tronic. Контрольный выстрел делает облегченный на 45 кг SLK 55 AMG Black Series с фиксированной жесткой крышей: 400 л.с. и 4,5 секунды, на 0,4 секунды быстрее стандартного родстера.
Аттракцион невиданной щедрости на кубические сантиметры и лошадиные силы продолжился на Франкфуртском автосалоне 2011 года — дебютировал буйно помешанный 422-сильный SLK 55 AMG (R 172), по темпераменту сопоставимый с предшествующим Black Series. Круто? Как сказать… Некоторые пользователи пели дифирамбы силище, но остались не в восторге от ездовых манер. «Если пришпорить в поворотах, обратная связь пропадает. Единственный индикатор того, что происходит с машиной — это крены и удары подвески на неровностях. Она не производит впечатление тщательной разработки, как другие AMG. Для меня SLK 55 — это AMG только в том, что касается двигателя. Он не соответствует традиционным фирменным ценностям», — вкратце таково мнение одного английского фаната и владельца быстрых Mercedes-Benz. Этот же господин отметил негативный эффект от короткой колесной базы и большой массы на передней оси, не позволяющий в полной мере реализовать потенциал мотора.
Mercedes-Benz CLK 55 AMG
«Восьмерку» M113 в буквальном смысле ставили на все подряд, включая купе и кабриолеты CLK. На второе поколение он перешел в раскачанном до 372 л.с. виде. «Есть несколько способов получить характер суперкара в повседневном автомобиле. Установка турбонаддува — один из путей. Или вы можете создать отточенный гоночный двигатель, как у BMW M3. Но у тюнинг-ателье AMG есть гораздо более простой метод — запихнуть под капот гигантский мотор», — писали наши коллеги из Auto Express о джентльменском маслкаре. Кстати, по их мнению, он силен не только темпераментом. Его управляемость — откровение по сравнению с тем, что было раньше.
CLK DTM AMG
Вариация в честь победы Mercedes-Benz в одноименном шоссейно-кольцевом первенстве стоит особняком. И дело не только в расширенных колесных арках и обвесе а-ля «дэтээмовский» монстр. Машина получила 582-сильную компрессорную модификацию M113 и способна выжать до 320 км/ч. В 2004-м построили сотню купе, а двумя годами позже — 80 кабриолетов.
CLK 63 AMG
Каким бы резвым не казался «пятьдесят пятый», но продолжатель его дела — совершенно другой коленкор. Базовый с 6,2-литровым монстром (475 л.с.) ошарашивает спринтом за 4,5–4,6 секунды. Топовый Black Series форсирован до полтысячи лошадиных сил, а время разгона сокращено до «низких» четырех секунд.
На бумаге, как обычно, все восхитительно. Однако CLK 63 AMG заставляет вспомнить популярные интернет-мемы про ожидание и реальность. А последняя такова, что Auto Express оценил ракету со складным верхом в три балла из пяти: «AMG — специалист по двигателям, и, хотя модернизированное шасси и подвеска справляются достаточно хорошо, усовершенствования не делают эту машину особенно запоминающейся». Тормоза и рулевое управление страдает дефицитом обратной связи, поэтому пилот недостаточно вовлечен в процесс. Внешность слишком спокойная. В итоге у журналистов создалось ощущение, что «Мерседес» не стоит своих денег.
Volkswagen Passat W8
От старины «Пассата» обычно не ждут чудес. Действительно, чем может удивить переднеприводная платформа? Но Passat B5 с продольной компоновкой это удалось, поскольку он — обладатель необычного W-образного восьмицилиндрового двигателя. На общий коленвал фактически нанизана пара VR4 c 15-градусным развалом блока и двумя головками с четырьмя клапанами на каждый котел.
Четырехлитровое 275-сильное чудо в паре с пятиступенчатым «автоматом» — прерогатива рестайлинговых седанов и универсалов. Полный привод с межосевым дифференциалом позволяет эффективно реализовать его потенциал. Машина оставила журналу Car and Driver на память о себе 6,9 секунд до 97 км/ч (60 миль/ч) в протоколе замеров и в целом положительное впечатление: «Когда в эфир просочились новости о готовящемся W8, мы задались вопросом, справится ли архитектура «Пассата» с такой большой мощностью и грузом престижа. Поводов для беспокойства нет. Passat W8 — величественный спортивно-роскошный, с осанкой и серьезностью BMW 540i или Mercedes E430».
Jaguar XE SV Project 8
Каков, а?! Красавчик обязан своим появлением специалистам придворного подразделения SVO (Special Vehicle Operations). Это их восьмой проект, что увековечено в названии. Все в его внешности кричит о скорости и штамповке рекордов на гоночных трассах.
Апгрейды комплексные и масштабные. Изменена аэродинамика, некоторые кузовные панели вылеплены из углепластика. В подвеске на двойных поперечных рычагах спереди и многорычажкой сзади применены адаптивные амортизаторы и более жесткие пружины. Тормозная система с углерод-керамическими дисками обучена имитировать управление вектором тяги. Шины — Michelin Pilot Sport Cup 2. Особый британский шарм спортседану придает увенчанный механическим нагнетателем 5,0-литровый V8. Он выдает 600 л.с. и благодаря полному приводу катапультирует специальный XE до 97 км/ч (60 миль/ч) за 3,3 секунды. Компания отмечает, что это самый динамичный дорожный Jaguar в истории. В 2019 году он установил рекорд Нюрбургринга для серийных четырехдверок — 7 минут 23,164 секунды.
Lexus IS-F
В первой половине нулевых было сложно вообразить полноценного соперника европейских спорткаров размерного класса D от бренда Lexus. Тем не менее, дерзкий ответ на Audi, BMW и Mercedes-Benz состоялся. Прототипы несли в себе 4,6-литровый V8, но представленный на Детройтской выставке в 2007 году серийный IS-F вооружился тандемом пятилитрового атмосферного 2UR-GSE (423 л.с. и 505 Нм при 5200 об/мин) и восьмиступенчатой автоматической коробки передач. Снаружи он отличался от стандартной модели точечными нюансами — расширением колесных арок, более рельефным высоким капотом и овальными выхлопными патрубками с необычным ступенчатым расположением.
V8 от Lexus — это комбинированный впрыск топлива, фазовращатели и доработанные инженерами Yamaha головки блока цилиндров с титановыми впускными клапанами. С мускулистым седаном не заскучаешь: набирает 100 км/ч за 4,8 секунд и укладывает стрелку спидометра на 270 км/ч.
IS 500 F Sport Performance
Приятно осознавать, что над большим атмосферником 2UR-GSE пока не властно время. Он устанавливался на разные «Лексусы» спортивной серии F, а сейчас живет и здравствует в 479-сильном исполнении на IS четвертого поколения.
Lancia Thema 8.32
Теперь углубимся в лабиринты истории и начнем с уникальной «Лянчи», которая вовсе не кажется таковой. На вид обычная Thema второй половины восьмидесятых. Шильдик-шифр «8.32» в корне меняет дело: перед вами настоящий «волк в овечьей шкуре». Под капотом не фиатовская «четверка» и даже не V6 от Alfa Romeo, а 2,9-литровый V8 Tipo F105L от среднемоторной Ferrari 308 GTB/GTS Quattrovalvole.
Даже по нынешним стандартам возможности Lancia неплохие — сравнительно скромных 215 л.с. достаточно для набора сотни за 6,8 секунды и максимальных 240 км/ч. Представьте, с каким вожделением на 8.32 смотрели те, чья вселенная не ограничивалась BMW M5.
Daimler SP250
Очень колоритный персонаж! К немецкому «Даймлеру» компактный кабриолет не имеет отношения. Он выпускался с 1959 по 1964 год английской Daimler Company и стал последним детищем марки перед тем, как ее продали Jaguar Cars.
Автомобиль интересен как минимум двумя моментами. Во-первых, у него стеклопластиковый кузов. Во-вторых, 2,5-литровый нижневальный двигатель с алюминиевыми головками блока цилиндров, полусферическими камерами сгорания и восемью котлами авторства мотоинженера Эдварда Тернера. Забавно, что Daimler служил в рядах английской полиции и участвовал в поимке дорожных хулиганов. В том числе, двухколесных.
MGB GT V8
Сборка британского спорткара стартовала в начале шестидесятых, но лишь в 1973 году фирма сподобилась на версию с алюминиевым Rover V8 объемом 3,5 литра. Он весил примерно на двадцать килограмм меньше чугунной «четверки», обеспечивал набор 97 км/ч за 7,7 секунды и максимальную скорость свыше 200 км/ч. Производство продолжалось лишь до 1976-го.
Sunbeam Tiger
Тюнинговые Ford Mustang и свирепый родстер Cobra — самые знаменитые, но далеко не единственные проекты гонщика и инженера Кэрролла Шелби. В их числе также менее известный маленький британский кабриолет Sunbeam Tiger — заряженное ответвление модели Alpine с 4,3 и 4,7-литровыми фордовскими V8. Автомобиль состряпан по тому же рецепту, что и «Кобра». В легкое шасси имплантирован большой мотор. С 1964 по 1967 год на мощностях компании Jensen построено 7083 экземпляров.
Tiger Mark II с агрегатом «четыре и семь» самый редкий — на дороги вышли 633 штуки.
AMC Gremlin
Американский хэтчбек размером с Kia Rio выглядит форменным издевательством. Словно большой седан семидесятых годов рассекли пополам, заодно укоротив колесную базу. Соответствующие ассоциации усиливает 5,0-литровая «восьмерка», затесавшаяся в линейку рядных шестицилиндровых двигателей. Она же ставилась на преемника «Гремлина» AMC Spirit.
AMC Pacer
Миловидное дитя почившей American Motors Corporation тоже комплектовалось V8. Но это не самая примечательная особенность. Трехдверный кузов с панорамным задним остеклением обескураживал даже привыкших ко всевозможным дизайнерским изыскам американцев.