Mohs Safarikar: чудовищно роскошный внедорожник для элитной охоты
Может показаться странным, что автомобиль вообще получил воплощение в металле — настолько он похож на фантазию сумасшедшего. Но его создатель вовсе не был сумасшедшим. Напротив: американец Брюс Болдуин Мос был весьма практичным человеком — хоть и эксцентриком.
Родился он в зажиточной семье. Отец — инженер и предприниматель: он «трижды становился миллионером и дважды прогорал», как описывал его Брюс. Например, во время первой мировой войны Мос-старший участвовал в разработке новых детонаторов для бомб, позже занимался строительством. Мать — архитектор, «построившая половину Мэдиссона», их родного города (это столица штата Висконсин).
Юный Брюс живо интересовался моторизованными средствами передвижения — в девять лет приделал моторчик от бетономешалки к тележке, а в двенадцать получил от отца королевский подарок: старый гоночный автомобиль 1920 года выпуска забытой ныне марки Falls. После этого увлечение только разгорелось с новой силой: в четырнадцать он собственноручно собрал мопед.
После смерти родителей Брюс получил существенное наследство — в том числе отель, ресторан и другое имущество. Но деятельная натура не позволяла ему сидеть на месте: ещё во время учёбы в Университете Висконсина молодой человек придумал покрытие для телевизионного кинескопа, противостоящее взрыву (тогдашние электронно-лучевые трубки страдали такой болезнью), и успешно продал патент. Сам он рассказывал, что на мысль его навели... грузовики его отца, на которых вечно трескались задние фонари — и юный изобретатель принялся искать подходящий метод склейки для стекла и пластика.
И пошло-поехало. В списке его изобретений чего только нет: снегоход, мотороллер, алюминиевые велосипедные педали, детская коляска с поворотным механизмом. Что-то приносило успех, как отражающие наклейки для отбойников на шоссе, что-то нет, но изобретательский бизнес крутился и давал доход. Да ещё и небольшое производство колясок для велосипедов и мотоциклов, сборка мотовелосипедов собственной конструкции, изготовление запчастей для авиации, маленькая авиакомпания...
В конце 1960-х Брюс решил заняться автомобилестроением. «Совершенно новая концепция, Mohs не имеет с другими автомобилями ни общих деталей, ни общей конструкторской философии» — это цитата из брошюры про автомобиль с вычурным названием Mohs Ostentatienne Opera Sedan. Да уж, «конструкторская философия» Моса была крайне своеобразна. Изобретатель придумал огромную четырёхколёсную баржу длиной 6,2 метра, высотой 1,8 метра, c 20-дюймовыми колёсами и... без дверей. Седокам полагалось ступать внутрь по опускной лестнице в заднем свесе, ныряя внутрь через подъёмный люк, словно в салон парусной яхты.
В рекламной брошюре автор особенно напирал на безопасность конструкции. И действительно: в этом даже можно обнаружить какие-то проблески гениальности. От бокового удара седоков защищала мощная труба-подлокотник, а все кресла с двухточечными ремнями крепились на шарнире, располагавшемся на уровне лопаток. По мысли изобретателя, это давало сразу два преимущества: в повороте кресла отклонялись внутрь виража под действием центробежных сил, а при фронтальном ударе кресло вместе с седоком должно было принимать почти горизонтальное положение.
Кстати, по поводу отсутствия деталей от других автомобилей Мос преувеличил — и это мягко говоря. В реальности автомобиль был построен на шасси грузовичка International Harvester: отсюда и громадные 20-дюймовые колёса, и зависимая подвеска спереди, и трёхметровая колёсная база, и впечатляющая масса в 2766 килограммов. Под капотом стоял пятилитровый V8 весьма умеренной мощности — 250 лошадиных сил.
Если раньше вы про Mohs Ostentatienne Opera Sedan ничего не слышали, то это естественно: проект «не взлетел». Желающих приобрести машину так и не нашлось, она осталась в единственном экземпляре. Но неугомонный Брюс Мос не успокоился, и пять лет спустя выкатил новую разработку — Mohs Safarikar.
Изобретатель был заядлым путешественником, и новую машину разработал специально для охоты на диких животных в Африке. И даже подвёл под свою разработку солидно выглядевшую теорию: мол, обитающие в саванне антилопы и хищные кошки имеют очень острый слух, а шум работы двигателя может спугнуть дичь.
Поэтому Мос решил сделать специальный звукоизолирующий кузов: на алюминиевые панели снаружи приклеивали толстый слой вспененного полиуретана, который обтягивали чёрным кожзамом — тканью с поливинилхлоридным покрытием, выпускавшейся под маркой Naugahyde (искусственный материал производил химический концерн United States Rubber Company, также известный по шинам Uniroyal). Всё это венчала монументальная хромированная решётка с громадным маскотом — расправляющей крылья птицей, плюс массивные хромированные бамперы.
Были и другие экзотические особенности, довольно безумные. Моторный щит был якобы изготовлен из алюминиево-вольфрамового сплава. Двери не распахивались или сдвигались, но отъезжали в стороны на телескопических направляющих. А жёсткая крыша при помощи несложного механизма складывалась — две половинки размещались на крышке багажного отсека.
Просторный салон был разделен на два отсека: для проводников и для охотника. Спереди — три кресла-«ковша», установленные плечом к плечу, магнитола и СиБи-радиостанция. Сзади — диван, раскладывающийся в кровать, оружейный ящик и упоры для винтовок.
Весь этот пир духа был установлен на шасси внедорожника International Harvester Travelall: прочная лонжеронная рама, неразрезной мост на рессорах сзади, независимая торсионная подвеска спереди. Силовой агрегат тоже от него: бензиновый мотор IHC V8 6.4 — тяжеленная «чугуняка» в паре с трёхступенчатым «автоматом». Его мощность в 235 сил Мос описывал, по примеру Роллс-Ройса, как «достаточную».
В это сложно поверить, но на эту машину даже нашлись покупатели. И это несмотря на цену: в 1972 году Мос просил за свой внедорожник от 19600 до 25600 долларов. В те времена это была огромная сумма: для сравнения, среднерыночная цена автомобиля в США составляла 3100 долларов, а самый дорогой автомобиль американского производства — роскошное купе Lincoln Continental Mark IV — стоило 8605 долларов. Выше только люксовые модели Mercedes и уж совсем элитная техника из Европы...
В общей сложности было изготовлено три автомобиля. Впрочем, даже это немало. Ведь машина была не только очень нишевая, но ещё и крайне дорогая (и это не затрагивая её внешнего вида). Впрочем, Мос не стал расстраиваться, и вскоре погрузился в следующий прожект — постройку масштабной действующей модели линкора «Висконсин» времён Второй мировой войны длиной девять метров.
Долгое время считалось, что сохранился лишь один из трёх автомобилей, пока в 2007 году ещё одну машину не нашли в Джорджии. Ещё два года спустя энтузиаст Марк Залутко выкупил её и на протяжении четырёх лет занимался реставрацией внедорожника — для этого пришлось заново обклеивать кузовные панели пенополиуретаном и обтягивать кожзамом. Сам он упоминал, что работы обошлись ему в 650 тысяч долларов. А теперь владелец уникального автомобиля намерен его продать. Правда, пока безуспешно: в прошлом году машина уже появлялась в продаже за 350 тысяч долларов. Сейчас аппетиты продавца немного снизились: на eBay фигурирует цена «Buy it now» в 197 тысяч долларов.
А вы как думаете — найдёт она своего ценителя или нет? /m