Стоит ли доплачивать за дорогую акустику в автомобилях?
Это материя очень тонкая и для массового потребителя неочевидная. Потому что восприятие звука крайне индивидуально. Особенно сложно всё становится, если послушать базовую «музыку» и сравнить её не с топовой, а с промежуточной, предлагаемой для модели. Например, стартовый «ноунейм», который ставится в современные BMW (чаще всего это детали компании Lear, которая делает кресла и электрику), чаще всего звучит уже очень достойно. И не зная, что это не опциональный Harman Kardon, легко подумать, что это именно он и есть. Но это не общее правило, да и далеко не все закономерности в мире автомобильного аудио.
Например, одни и те же бренды могут как «звучать» и «не звучать» в разных марках и даже в разных моделях одного производителя. Те же системы Bose в разных автомобилях Mazda впечатляют слушателя с разной силой: в родстере MX-5 инженеры умудрились сделать потрясающую акустику для такого маленького и шумного кокпита — там спрятали 7 (!) динамиков, а процессор даже подстраивает эквалайзер при складывании и раскладывании крыши. А вот в кроссовере CX-5 тот же Bose — хорошо, но ничего особенного.
И здесь работает еще один принцип: чем крупнее и дороже автомобиль, тем больше воспринимаешь в нём качественный звук как должное. Система Naim в Bentley играет великолепно, но не производит такого яркого впечатления, как несоизмеримо более простой, но всё равно сочно звучащий Rockford Fosgate в Mitsubishi Outlander. Потому что разница в уровне автомобилей-носителей акустики куда значительнее, чем разница в уровне самих аудиосистем. И в абсолютных показателях нет никаких сомнений, где круче звучание, но в относительных всё уже не так однозначно.
Сравнение акустики разных марок между собой — вообще дело неблагодарное. Так, во время теста заряженных Porsche Cayenne и BMW X6 я решил заодно выяснить, какая хай-энд система круче — «поршевская» Burmester 3D High-End Surround Sound или «бээмвэшная» Bowers & Wilkins Diamond Surround Sound. Обе стоят под полмиллиона, состоят из двух десятков динамиков и выдают мощность около 1,5 кВт. Я запасся флэшкой с несжатой музыкой (в том числе референсным сборником от Burmester), сбросил эквалайзеры и начал эксперимент.
Прослушивание дорожек не только не позволило выявить лучший из этой пары концертный зал на колёсах, но и даже не дало ощутить заметную разницу в звучании. Она была едва уловима, и даже это я склонен списать на эффект плацебо. Потому что мозг был настроен на то, чтобы найти различия. Следующий шаг был ещё более дерзким: один и тот же трек воспроизводился сначала с флэш-накопителя, а потом через из стримингового сервиса в смартфоне с современным Bluetooth. Ведь где, как не на таких дорогих системах услышать различия в звучании «по проводам» и «по воздуху». Но их не было!
И даже когда я воспроизводил из онлайна требовательную к колонкам дорожку Epitaph от King Crimson поочерёдно то с высоким качеством (HQ), то с высокой компрессией для экономии интернет-трафика (SQ), то качество звука всё равно оставалось столь будоражащим, что не знай я об урезанном качестве, то подвоха бы не заметил. И точно так же каждый раз прихожу в аналогичный восторг от акустических возможностей того же Burmester, но уже в Mercedes-Benz. Или от Bang&Olufsen в топовых Audi.
Для меня — рядового слушателя — меняются лишь надписи на «грилях» динамиков, а качество остаётся неизменно высоким. Но исключения всё же случаются: это великолепная система Bowers & Wilkins, которая предлагается в Volvo. От неё даже оттоптанные стадом слонов уши приходят в экстаз — это вообще другой уровень в сравнении с тем, что предлагают все остальные. Я сверял свои ощущения с серьёзно увлечёнными звуком людьми, и мой восторг по поводу Volvo они полностью разделили.
Конечно, повелители мраморных подиумов и золотых проводов съедят меня за эти наблюдения, обесценивающие всю сферу их интересов. Но аудиофилы живут в своём мире, где условия и критерии оценки просто недоступны большинству простых пользователей, а навык получения удовольствия от хай-энд звучания тренируется годами экспериментов. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда профессионалы в отчаянии трясли обывателя за плечи, восклицая «ну сейчас-то ты слышишь?» А человеку оставалось лишь покивать в ответ, чтобы не выглядеть совсем глупо.
Но это вынужденное и неуверенное согласие, которое сродни надуманному восторгу в галерее современного искусства или на дегустации «великих» вин. В то же время яркий и энергичный, очень качественный, но «массовый» звук точно так же приведёт в восторг большинство неподготовленных слушателей (то есть нас с вами). Но у аудиогурмана вызовет лишь брезгливое фи и желание зачитать длинный список изъянов.
Поэтому на деле совершенно неважно, что там написано на решётке динамика — все системы одного уровня играют примерно одинаково круто. Лишь иногда вызывая недоумение — например, как рекордные 34 (!) динамика Bose в представительском Cadillac CT6. Непонятно, зачем так усложнять конструкцию, когда реальный производимый таким овер-инжиниригом эффект в сравнении с более простыми системами просто отсутствует.
Любой автопроизводитель, проектируя в своих моделях акустическую систему, сотрудничает с одним из топовых брендов. А добрая половина из них вообще входит в группу Harman International. Которая, в свою очередь, принадлежит концерну Samsung! В одной большой аудио-семье трудятся: Harman Kardon (устанавливается очень многими марками автомобилей от массовых и даже бюджетных, вроде Tata Motors до премиальных), Infinity (корейские, японские и американские модели), JBL (Toyota, Ford), Lexicon (Genesis), Mark Levinson (Lexus) и Bang & Olufsen (немецкие премиум-марки).
Остальные студии звука, сотрудничающие с автомобилестроителями — это или гигант-одиночка Bose (широчайшее портфолио от Fiat до Porsche), или относительно мелкие студии, иногда объединённые в небольшие альянсы. Тем не менее, у них у всех есть заказы от крупных автомобильных марок: Bowers & Wilkins работает с BMW, Jaguar, Volvo, McLaren и Maserati; Boston Acoustics сотрудничает c американскими марками; Burmester с Porsche, Mercedes-Benz и Bugatti; Dynaudio — это Volvo, Volkswagen и тоже Bugatti; McIntosh — Subaru и суперкар Ford GT; Meridian — концерн JLR и McLaren. И так далее.
Всех не упомнить и не перечислить. Важно то, что ни один производитель музыкальных систем из перечисленных не выделяется в значительной мере среди себе подобных ни в худшую, ни в лучшую сторону. И любой хай-фай будет хорош, а любой хай-энд — великолепен. Гораздо важнее обладать способностью оценить то качество звука, за которое автомобильные бренды просят доплату в сотни тысяч рублей. Поэтому не стоит расстраиваться, что какая-то автомобильная марка не сотрудничает с какой-то конкретной маркой музыкальной — на результат это не влияет. Если только это не Volvo с их концертным залом Гётеборга на колёсах в исполнении B&W.
Да и то не следует воспринимать последнее как аксиому в силу его субъективности. Мы все по-разному воспринимаем звучание и его окраску эквалайзером, а также слушаем музыку разных стилей. Некоторые из нас даже склонны кощунственно выкручивать низкие частоты на максимум, сводя на нет все старания разработчиков стремлением получить «бас поглубже».
Эта авторская колонка написана в качестве глобальной оговорки о том, что восторженные и не очень оценки звука в машинах, которые встречаются в автомобильной прессе, следует воспринимать философски. Ну а одержимые звуком фанаты всегда всё послушают сами и доверятся только собственным драгоценным ушам. /m