Читальный зал10 мин.

Иж-2125 «Комби» — один из самых недооцененных автомобилей СССР

Почему самый удобный советский автомобиль 1970-х так и не стал народным
Этот вопрос мог бы стать коварной ловушкой в телевикторине автомобильной тематики. Правда ли что ВАЗ-2108 — первый советский автомобиль с передним приводом и первый же хэтчбек страны? Если на оба вопроса вы ответили «да», то оба раза ошиблись. Формально пионером советского переднего привода считается ЛуАЗ-969, а лавры первого хэтчбека принадлежат Иж-2125 «Комби».

Это, конечно, если использовать современную и самую распространенную интерпретацию понятия хэтчбек — грузопассажирский кузов с доступом к багажнику через расположенную под углом застекленную дверь. Существует, правда, секта любителей определять тип кузова не по функциональному назначению, а по форме задней двери. Такие называют «Комби» не столько хэтчбеком, скорее лифт- или даже нотчбеком.

Оставим ненужные споры. В любом случае до появления на рынке Иж-2125 «Комби» в Советском Союзе не было столь оригинального и практичного автомобиля. Почему же, несмотря на реальные удобства, достойные для своего времени технические характеристики и стильную внешность, «Комби» не стал по-настоящему народным автомобилем? Почти за четверть века на ижевском конвейере собрали только 414 186 лифтбэков. Попробуем разобраться.

Двойной удар

Подъем автомобильной промышленности СССР обычно связывают с началом строительства Волжского автозавода. Но еще до того как в 1966-м на контракте с FIAT появились печати и подписи, в Ижевске началось строительство другого крупного автосборочного предприятия.

У плохого пиара Иж-Авто несколько причин. Во-первых, в столице Удмуртии хотели выпускать не адаптированную иномарку как на ВАЗе, а модели отечественной марки «Москвич». Скромнее, чем в Тольятти, были и объемы самого производства. Но главное — огласка не интересовала фактических хозяев предприятия. Автомобильное производство в Ижевске развернули на мощностях «Ижмаша» — группы предприятий министерства обороны.

Конечно, заводы, где раньше штамповали автоматы Калашникова, не стали переоснащать под выпуск автомобилей — Иж-Авто строили с нуля. С широким, кстати, применением западных технологий. По сути, за разработку и оснащение предприятия отвечали французы из Renault.

Важно, что еще до того как с конвейера Ижевского завода начали скатываться серийные «Москвичи», у предприятия появилось собственное конструкторское бюро. С большими амбициями и творческими планами.

Агенты ГКБ-88

Вообще 1960-е — настоящий ренессанс отечественной автомобильной школы. Столько прогрессивных идей, интересных проектов, примеров интересного дизайна советский автопром еще не выдавал. Ижевское ГКБ-88 внесло в этот фейерверк свою порцию огня.

Первый опытный автомобиль ижевского КБ — двухдверный седан ЗИМА. Фото сделано, что характерно, зимой…

Перспективные модели, как мы уже сказали, пошли раньше серийных. Первым стал двухдверный (!) рамный седан «ЗИМА-1» (Завод Ижевских Малолитражных Автомобилей). Затем могучая кучка московского института НАМИ представила проект передового хэтчбека со сдвижными (!) боковыми дверями и профилем… американского AMC Gremlin. Причем облик «Гремлина» дизайнер Евгений Молчанов нарисовал за… четыре года до дебюта самого «Гремлина».

Впрочем, ни ЗИМА (за первой, кстати, последовала и вторая) , ни русский «Гремлин», ни проект комфортабельного внедорожника Иж-4 ни другие креативы агентов ГКБ-88 и близко не приблизились к серийному производству. Военное ведомство, в подчинении которого находился Иж-Авто, действовало строго по уставу. Задача сверху поставлена четко — наладить в столице Удмуртии производство серийных «Москвичей». Этого плана и придерживались. Исключение сделали только один раз. Этим разом и стал «Комби».

Легенда номер 16

Интересно получилось. Французская Renault, по сути строившая завод в Ижевске, представила первый в мире хэтчбек, модель Renault 16, в 1965-м. Год спустя проект «Москвича-408» со скошенной задней дверью показали уже специалисты ГКБ-88. Совпадение? Сомнительно…

Первая версия будущего «Комби». Со стандартной передней частью от «Москвича-408» и несерийной формой пятой двери. Это уж точно хэтчбек!

От седана прототип отличался удлиненной крышей, от универсала «Москвич-426» — более покатой багажной дверью. Обратите внимание — форма пятой двери прообраза «Комби» не такая, как на серийной версии.

Версия исправления и дополненная. Второй вариант «Комби» разжился измененной хромированной решеткой и новой задней дверью

Да и четырехфарная схема головного освещения и стандартная «москвичевская» решетка радиатора полностью копируют 408-ю модель.

Знакомые глазки, не правда ли?! Из автомобилей, на которые ставились фары фирмы FER, можно собрать целый музей

Пройдет несколько месяцев, и на выставке технической эстетики в Москве засветится уже второй прототип «Комби». С доработанной геометрией задней двери — появилась характерная ступенька на нижней кромке — измененной решеткой радиатора и одинарными круглыми фарами.

ЛиАЗ-677

Окончательно же вопрос с оптикой решится чуть позже. В стильные хромированные очки впишут новомодные прямоугольные фары фирмы FER из восточногерманского города Рула. Такие же ставили на гэдээрешные «вартбурги», а впоследствии на микроавтобусы РАФ и даже некоторые версии автобуса ЛИАЗ-677. Довершали облик стильные подфарники и оригинальные задние фонари, разработанные уже ижевскими специалистами. Получилось симпатично и ярко — совсем не по-советски.

Чуть помедленнее, «Комби»

Почему, в отличие от других проектов ГКБ-88 и НАМИ, прототип будущего «Комби» понравился военачальникам? Оказалось — даже военные умеют считать! Несмотря на внешний лоск, модель с прогрессивным, невиданным в СССР кузовом обходилась недорого в освоении. Конструктивно же это был самый обычный «Москвич» с минимумом доработок. Дополнительные усилители кузова, превратившие передние и задние лонжероны по сути в интегрированную раму, усиленные рессоры для повышения грузоподъемности, трансформируемый задний ряд сидений.

А это уже почти серийный вариант. Кроме номерного знака опытный образец выдает решетка радиатора со смещенной относительно центра надписью ИЖ-1500

И всё! Наладить производство такой модели — быстро и недорого. Так и случилось бы в Европе, США или Японии. Но в условиях плановой экономики СССР всё, конечно, происходило иначе — по заранее утвержденному плану...

Зеленый свет «Комби» военное ведомство зажгло, рассчитывая, что новинка сможет зарабатывать валюту в поставках «Автоэкспорта». Если бы производство лифтбэка удалось наладить в конце 1960-х, возможно так бы и случилось. Но никто никуда спешил. Прежде всего дождались запуска главного конвейера Иж-Авто (1970), затем поставили на поток важный для экономики страны «каблук» Иж-2175 (1972) и только затем вспомнили про давно готовый «Комби». В 1973-м, когда первый советский хэтчбек/лифтбек пошел в серию, он может и не устарел морально, но утреннюю свежесть утратил.

«каблук» Иж-2175

«Комби» все равно шел на экспорт, но в гомеопатических дозах. По сравнению с поставками «Москвичей» уж точно. Больше всего Иж пригодился там, где уродился — на домашнем рынке.

Большой туризм

Любая легковушка в Советском Союзе была обречена на покупательский успех. Промышленность не покрывала потребности огромной страны в личном транспорте. Но «Комби» — не просто любая легковушка.

Окрас «Охра золотистая» был, как бы сейчас сказали, маркетинговым цветом «Комби». На большинстве рекламных фотографиях машина красуется именно в таком колере

Представьте себе топовый «Москвич» с 75-сильным 1,5-литровым мотором, но более интересным дизайном и рациональными компоновочными решениями в салоне, которых в СССР просто не видели.

Мультимедийный центр «Комби» — радиоприемник «Урал-Авто-2» с антенной на корпусе и возможностью работы на батарейках. «Урал» можно было снять со штатного места и слушать на природе. Настоящий туризм!

Практичная пятая дверь с огромным погрузочным проемом, раскладной диван, легко превращающийся в двуспальную походную кровать, вместительный трехсекционный багажник. Нижняя часть — для инструментов и других необходимых автомобилисту мелочей, посередке —обычная поклажа, сверху — полка, отделявшая трюм от пассажирского салона. Много туда не положишь, но для эстетики и шумоизоляции польза очевидная.

Ступенька на пятой двери позволила обойтись и без дополнительного стеклоочистителя

По меркам времени всё было пристойно и с динамикой. Для советской машины начала семидесятых 140 км/ч максималки и разгон до сотни в районе 30 секунд — это норма. Скажем, вазовская «двойка» набирала сотню за 23 секунды, но слегка проигрывала по максималке — 138 км/ч.

Не забудем и про весьма достойное качество. Автомобили Иж выпускали на новом, построенном иностранными специалистами заводе. Поэтому особенно на первых порах по добротности сборки ижевские «Москвичи» опережали «Москвичи» столичные.

«Москвич-412»

Стоило удовольствие тоже разумных денег. В середине 1970-х прейскурант «Комби» стартовал с 6746 руб. Обычный ижевский седан «Москвич-412» стоил на 370 руб дешевле. Гуманно для многофункционального и стильного автомобиля, на котором с равным успехом можно было отправиться и в автомобильное путешествие на дальняк, и на рынок с грузом корнеплодов — благо усиленные рессоры позволяли загружать «Комби» по уровень крыши.

Один из вариантов рестайлинга «Комби», который в итоге не пошел в серию

Портили картинку только скромные объемы выпуска. Правильнее сказать — очень скромные. С 1973-го по 1982-й, то есть почти за десять лет, в Ижевске собрали 66 489 «Комби». Получается меньше восьми тысяч машин в год...

Превращение в тыкву

ВАЗ-2106

К всегдашним сложностям освоения новой модели, прибавились и совершенно неожиданные проблемы. Стильные немецкие фары и щедрое хромирование кузова оказались дорогим удовольствием в условиях массового производства. Начав жизнь записным красавцем, «Комби», как и многие другие советские машины — вспомним хотя бы грустную историю ВАЗ-2106 — затем растерял привлекательность и лоск.

Обновленный «Комби» — Иж-21251 — это одновременно и шаг вперед, и шаг назад. Дисковые тормоза спереди, травмобезопасные утопленные ручки дверей, сиденья с подголовниками — это, конечно, хорошо. Но скучная черная пластиковая решетка радиатора и банальные круглые фары лишили лифтбэк едва ли не половины очарования.

Иж-21251 обновлялся постепенно. Сначала добавились передние дисковые тормоза, но исчезли хром с решетки и немецкие фары. Потом пояивлись утопленные ручки дверей, но пропали колпаки.

Минусуйте еще хромированные колпаки, яркие оттенки в палитре цветов кузова, стильные зеркала на передних крыльях. Поздние версии «Комби» наводили тоску одним своим видом, не говоря уже о том, что к середине 1980-х машина, созданная в конце 1960-х, была уже, мягко говоря, уставшей...

Удивительно, как подробно и точно история «Комби» отражает советские реалии второй половины XX века. Задуманный в последние месяцы хрущевской оттепели, ижевский лифтбэк поначалу казался зарей новой жизни в СССР. Жизни в которой есть место красивым вещам, продуманным решениям и автомобильным путешествиям. Увы, годы застоя превратили яркий и удобный автомобиль в бледную тень самого себя.

«Иж-Комби» — как это было в воспоминаниях владельца

Сегодня Иж-2125 это интересный и нечастый персонаж на рынке классических автомобилей. Мы попросили нашего друга и коллегу, а по совместительству владельца «Комби» Александра Е. рассказать о семейной реликвии.

— Этот автомобиль был приобретен новым в 1978 году. Он на два года старше меня, и его силуэт в цвете «охра золотистая» — вечный спутник моего детства. Это машина деда, и она всегда была неотъемлемым элементом дачного пейзажа, таким же, как корабельные сосны или березы возле бани.

После ухода деда в 1995 году на нем никто не ездил, и около 15 лет автомобиль стоял покинутым. Продавать его рука не поднималась, а следить за ним было некогда. Так он и приходил понемногу в негодность в сыром гараже. Когда появилась возможность, я восстановил его. Он — часть моей личной истории.

— Что тебе нравилось/не нравилось в машине?

Время, когда «Комби» был сколь-нибудь актуален и активно эксплуатировался, пришлось на восьмидесятые. И тогда было откровенно недостаточно информации, чтобы сравнивать его с похожими машинами. Дед активно занимался его доработками по «советам бывалых» из журнала «За рулем». Например, сделал пенопластовую перегородку за задним сиденьем, которая уменьшила объем салона и позволяла воздуху быстрее прогреваться. Отсутствие обзорности через салонное зеркало деда не волновало, у него оставалось еще два внешних зеркала на передних крыльях.

Этот автомобиль всегда обладал преимуществом в виде просторного багажника, которым пользовались во время поездок. Например, мои родители ездили на этой машине в своё свадебное путешествие в 1979 году.

— В каком режиме эксплуатировался автомобиль?

В основном в довольно щадящем режиме загородных променадов до магазина и железнодорожной станции — дед встречал бабушку, которая приезжала со своей городской работы на электричке.  

— Самый запоминающийся эпизод, связанный с «Комби»?

Во всей куче воспоминаний ярче всего блестит одно — мне года четыре, и дед разрешает мне проехать на переднем сиденье. А когда мы приближаемся к посту ГАИ, я прячусь под торпедо, в нишу для ног переднего пассажира.

Когда я восстанавливал эту машину, было важным сохранить все «тонкие настройки». В первую очередь звуки и запахи, связанные с этим автомобилем. Кажется, мне это удалось. Каждый раз, когда я сажусь в него, то сразу перемещаюсь на 30–35 лет назад.

— Какое отношение к автомобилю было в семье? Это был культ машины или, напротив, максимально потребительский подход?

В моей семье было несколько машин, так что особого преклонения перед «Комби» не было. Это была вотчина деда. Он часто использовал её как свое личное пространство, что-то вроде беседки. Летом я часто видел, как он сидит внутри и читает газету.

— Можешь что-то вспомнить о надежности «Комби»?  Как было с доступностью сервиса, запчастями?

Мы не испытывали особенных проблем — всё стандартно ломалось, стандартно чинилось, подгнивало, ремонтировалось, красилось. Даже сейчас на эту машину достаточно запчастей.

А о её надежности лучше скажет мой опыт: когда я восстановил её, то приехал своим ходом из Петербурга в Москву. Съездил из Москвы в Минск и обратно. Ездил в Углич. И, наконец, вернулся назад в Петербург своим ходом. Перед этим последним перегоном машина стояла в гараже два пандемических года без движения, за ней никто не следил. Я пришел, завел её с пол-оборота, сел и проехал 700 км. 

— Говорят владельцы «москвичей» и «ижей» находились в режиме постоянного соперничества с «жигулистами». Так и было, или это больше байки из прошлого?

Конечно, это был полноценный «холивар». Моя семья сдалась только когда в конце 80-х, когда в семье появился ВАЗ-2108. Такой технический шаг вперед было сложно игнорировать.

— На какой современный автомобиль похож «Комби»?

Мне кажется, что по сочетанию сносной управляемости, комфорта подвески и довольно невыдающихся динамических качеств он ближе всего к продукции Renault. /m

Ошибка при инициализации компонента rcmwidget