Четырехдверные суперкары: герои и лузеры
Ferrari 456 GT
Султан Брунея Хассанал Болкиах — страстный автоколлекционер. В его сокровищнице, как утверждают открытые источники, хранится до семи тысяч шедевров. Ferrari занимают в сердце правителя особое место: их у него около пятисот, включая специальные кастомные версии. Какие именно? Например, четырехдверка на базе гран-турера 456.
Информации о ней очень мало. Известно, что переделкой занималось ателье Pininfarina. Сведения о количестве построенных экземпляров варьируются от источника к источнику. По одним данным, в коллекции султана два таких уникума, по другим — семь. Напомним, что заводской Ferrari 456 оснащался 5,5-литровым V12 мощностью 442 л.с., шестиступенчатой механической коробкой передач (GT) и четырехступенчатым автоматом (GTA).
© Ferrari
Ferrari Pinin
История седанов Ferrari началась задолго до рождения 456 GT султана Брунея. Первым был «Пинин». Карроцерия Pininfarina представила его на Туринской выставке 1980 года по случаю своего полувекового юбилея. Затея инициирована лично Серджио Пининфариной. Ему хотелось, взрастить достойного соперника для Mercedes-Benz 450 SEL 6.9 и 12-цилиндрового Jaguar XJ, а заодно дать легкий дружеский подзатыльник Maserati Quattroporte от Джорджетто Джуджаро.
© Ferrari
Машину нарисовал Диего Оттина под чутким присмотром Леонардо Фиораванти, который в свою очередь ставил подпись под благородным обликом больших купе 365 GT4 2+2, 400 и 412. Родственные узы налицо — черты и пропорции гран-туреров обрели в Pinin вторую жизнь, заиграли новыми гранями. Донором выступил 400 GT (на фото) с пятиступенчатой «механикой»: от него модифицированное шасси с удлиненной на 50 миллиметров колесной базой (до 2750 мм).
© Ferrari
Ferrari 365 GT4 2+2 и его преемники комплектовались V12 объемом 4,4–4,9 литра. Pinin пошел дальше и с подачи технического директора Ferrari Мауро Форгьери получил 4,9-литровый 12-цилиндровый оппозитный Tipo F102B (365 л.с.) от среднемоторного суперкупе 512 BB с четырьмя распредвалами и карбюраторами Weber.
© Ferrari
Публика и сам Энцо Феррари тепло встретили Pinin. Впрочем, даже мелкосерийным он всё равно не стал. По слухам, идею зарубили не желавшие расходовать ресурсы на имиджевый проект чиновники Fiat. Единственный в своем роде спортседан находится в частной коллекции доктора Энтони Ноублса из американского штата Калифорния.
© Ferrari
Bugatti EB 112
В конце восьмидесятых марка Bugatti восстала из пепла благодаря энтузиазму и огромным усилиям предпринимателя Романо Артиоли. За непродолжительный этап самостоятельного существования она успела состряпать суперкар EB 110. И рассматривала запуск фастбекообразного EB 112, который трактовал понятие «роскошный седан» на новый невиданный лад. Контраст с флагманами типа Mercedes-Benz S 600 (W140) и BMW 750i (E38) колоссальный. И дело не только в эстетике.
© Bugatti
С точки зрения инженерии «112-й» находится на границе между быстрейшим спортивным машинами своей эпохи и большими четырехдверными моделями. Кузов авторства Джорджетто Джуджаро (ателье Italdesign) изготовлен из алюминия. Углепластиковое шасси является развитием структуры EB 110. Атмосферный V12 объемом 6,0 л с пятью клапанами на цилиндр (456 л.с. и 649 Нм) агрегатирован с шестиступенчатой «механикой» и эффективно реализует недюжинный потенциал через постоянный полный привод. Разгон до 100 км/ч занимает 4,3 секунды, максимальная скорость — 300 км/ч.
© Bugatti
«Самому прекрасному автомобилю в мире» по версии журнала Automobile не суждено было доставить удовольствие богатым энтузиастам: в 1995-м Bugatti Automobili S.p.A. обанкротилась. Часть активов вместе с тремя недостроенными и немного отличающимися друг от друга EB 112 приобрел бизнесмен Гильдо Палланка Пастор. Позже доукомплектованием прототипов занималась его фирма Monaco Racing Team.
© Bugatti
Bugatti EB 218
В королевстве Bugatti многое поменялось после того, как оно попало под крыло Volkswagen Group. Желание застолбить рыночную нишу для королевского седана с избыточными решениями и мизерным тиражом осталось неизменным. На сей раз оно материализовалось в концептуальном EB 218 1999 года.
© Bugatti
EB 218 — это воплощенный максимализм. Вызов всему стандартному и обыденному. Длина как у авианосца, элегантный и при этом фривольный дизайн от Джуджаро и 6,3-литровый двигатель Volkswagen W18 (563 л.с.) с 72 клапанами. Ничего подобного мир не видел и не знал. Коробка передач пятиступенчатая автоматическая. Система полного привода позаимствована у Lamborghini Diablo VT.
© Bugatti
Bugatti 16C Galibier
Наш обзор посвящен седанам, но мимо «гипер-панамеры» 2009 года с кузовом фастбек мы не пройдем! Называйте Galibier «Вейроном» наоборот. Восьмилитровый W16 с четырьмя турбокомпрессорами от гиперкара расположен спереди и передает тягу на все колеса через восьмиступенчатый автомат. У донора, напомним, преселективный семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями.
© Bugatti
Компания рассматривала возможность выпуска трех тысяч 16C Galibier, но в итоге отказалась от планов и сфокусировалась на разработке Chiron.
© Bugatti
Lamborghini Estoque
Итальянский бренд не ассоциируется с седанами. Со дня его основания главной и единственной (до появления кроссовера Urus) стезей являлись суперкары. Однако как минимум однажды «Ламбо» помышляла о большом четырехдверном автомобиле. Увы, все закончилось «убранным в стол» концептом.
© Lamborghini
А ведь Estoque хорош! Этакий кентавр: передняя часть а-ля Aventador пристыкована к мускулистому кузову с расширенными задними арками и сильно наклоненными стойками. Эффектно и, скорее всего, нецелесообразно. Поклонники комфортабельных линкоров посмотрят на S-Class и иже с ним, а фанаты скорости в массе своей вряд ли пойдут на компромисс и скорее предпочтут какой-нибудь Huracan. И лишь немногочисленная гвардия ценителей Maserati Quattroporte призадумается…
© Lamborghini
Габариты относят Lamborghini к полноразмерному классу. Длина — 5150 мм, между осями — 3010 мм, ширина — 1990 мм. Двигатель V10 объемом 5,2 литра и полный привод позаимствованы у среднемоторного Gallardo. Коробка передач роботизированная семиступенчатая с двумя сцеплениями, а не шестиступенчатая механическая КП или обычный «робот», как на серийном суперкаре. Привод полный.
© Lamborghini
Lagonda Rapide
Aston Martin сделал на благородном поприще седаностроения больше всех вместе упомянутых в нашем обзоре марок. Первым в фирменном портфолио был турер 1961–1964 годов. Таким изящным способом тогдашний владелец «Астона» Дэвид Браун пытался вдохнуть жизнь в роскошную марку Lagonda, которую он приобрел в конце сороковых. Имя Rapide историческое, в тридцатые его носили спортивные родстеры.
© Lagonda
Британия? Италия! Крейсер длиной около пяти метров облачен в алюминиевый кузов от ателье Carrozzeria Touring. Правда, передняя часть выглядит так, словно дизайном занималось давно почившее фордовское подразделение Edsel.
© Lagonda
Lagonda Rapide — плоть от плоти Aston Martin и вдобавок первооткрыватель. Его четырехлитровую рядную «шестерку» с двумя распредвалами позже получил DB5, а DBS — заднюю подвеску типа Де Дион. Коробка передач трехступенчатая автоматическая. Тормоза дисковые спереди и сзади. Выпущено всего 55 штук. Один из них попал в руки мастеров английской Carrosserie Company Ltd. и превратился в универсал.
© Lagonda
Aston Martin MP230 V8 Lagonda prototype
В 1967 году британцы показали роскошное купе DBS. Его имя прогремело на весь мир, в том числе благодаря Бондиане, чего не скажешь про родственный седан. Некоторые специализирующиеся на «Астонах» зарубежные интернет-ресурсы предполагают, что дизайнер Уильям Таунс сперва нарисовал четырехдверку и только потом сделал из нее гран-турер. Это объясняет едва заметный горбик на крыше над центральными стойками, словно кто-то разрезал машину надвое, укоротил и соединил обратно.
© Aston Martin
Единственный прототип цвета Roman Purple с пятилитровым V8 и красным велюровым интерьером предназначался в качестве личного транспортного средства сэра Дэвида Брауна. Впоследствии двигатель поменяли на серийный «пять и три», установили вентилируемые дисковые тормоза и колеса GKN. Кузов перекрасили в темно-синий колер, а салон перешили кожей.Aston Martin V8 Lagonda Series 1. Оформление передней части не красит первую условно серийную «Лагонду» со времен Rapide шестидесятых годов. Хотя, это сущие мелочи — купеобразный силуэт прекрасен! Седан мастерски переделан из двухдверной модели V8: колесная база увеличена до 2915 мм, длина — 4928 мм.
© Aston Martin
Aston Martin V8 Lagonda Series 1
Оформление передней части не красит первую условно серийную «Лагонду» со времен Rapide шестидесятых годов. Хотя, это сущие мелочи — купеобразный силуэт прекрасен! Седан мастерски переделан из двухдверной модели V8: колесная база увеличена до 2915 мм, длина — 4928 мм.
© Aston Martin
V8 Lagonda появился в 1974 году. В не самый подходящий момент, когда из-за топливного кризиса желающих приобрести двухтонного монстра с 5,3-литровой «восьмеркой» мощностью в районе 300 л.с. и максимальной скоростью около 260 км/ч поубавилось. Свет увидело всего семь экземпляров. Два с пятиступенчатой механической КП, у остальных —трехступенчатый крайслеровский «автомат» Torqueflite. Несколько Lagonda переделаны фирмой R.S.Williams (RSW): у них семилитровые агрегаты.
© Aston Martin
Aston Martin Lagonda Series 2/3/4
«Лагонда» 1976–1989 годов считается более знаменитой, чем предшественники. Причин тому как минимум две: тираж в 645 штук (на постройку каждой требовалось 2200 человеко-часов) и незаурядная футуристическая внешность. Интересно, чем вдохновлялся и как расширял сознание дизайнер Уильям Таунс?…
© Aston Martin
«Астон» огромен даже по нынешним меркам, его длина почти 5,3 метра. Двигатель 5,3-литровый мощностью 284 л.с. Кроме антуража, габаритов и мощи также примечательна первая в мире цифровая панель приборов на серийном автомобиле. Рекомендуем посмотреть видео Ильи Фролова об этом необычном автомобиле.
© Aston Martin
Lagonda обновлялась несколько раз. Последний апдейт получился наиболее масштабным. Таунс слегка закруглил бритвенно-острые углы кузова, убрал подъемные фары и увеличил головную оптику.
© Aston Martin
Aston Martin Rapide
Эксклюзивный седан производился с 2010 по 2020 год и теперь счет шел на тысячи. По сути Rapide — это удлиненный гран-турер DB9 с алюминиевым шасси VH. Апофеоз понятия «четырехдверное купе».
© Aston Martin
Rapide регулярно модернизировался и на каждой эволюционной ступени становился все круче. Сперва он получил 5,9-литровый V12 (477 л.с.). Следом вышла модификация S мощностью до 560 л.с. Даже предпринималась безуспешная попытка выпустить 155 электрических Rapide E с двумя моторами на задней оси пиковой мощностью свыше 610 л.с.
© Aston Martin
Финальный, весьма претенциозный вариант Rapide AMR от спортивного подразделения Aston Martin Racing (210 штук) комплексно отличался от предшественника. Под капотом 603 л.с., восьмиступенчатый «автомат» перекалиброван, доработана подвеска. В 21-дюймовых колесах с шинами Michelin Super Sport прячутся карбон-керамические тормозные диски диаметром 400 мм спереди и 360 мм сзади (суппорты шести- и четырехпоршневые соответственно). AMR ускоряется до 100 км/ч за 4,4 секунды, его максимальная скорость — 330 км/ч.
© Aston Martin
Lagonda Taraf
Очередная попытка воскресить имя Lagonda. На сей раз его даровали интерпретации классической Lagonda. Название переводится с арабского примерно как «абсолютная роскошь» и недвусмысленно намекает на ключевой рынок сбыта. Taraf — это не что иное, как подношение ближневосточным толстосумам, страсть как любящим дорогие «игрушки».
© Aston Martin
В целях оптимизации и унификации производства применена платформа Rapide. Но конструкторы постарались оправдать невероятную цену в миллион долларов углепластиковым кузовом, гигантскими размерами (длина — 5,4 метра) и роскошным салоном. Первоначально Aston Martin планировала 120 «Тарафов», затем пообещала две сотни. Сколько их существует фактически — неизвестно.
© Aston Martin
Porsche 989
Ничего не напоминает? Концепция большого премиального лифтбека с классической компоновкой гораздо старше, чем вы думаете. С «Панамерой» Porsche сделала то, что собиралась очень-очень давно. Правда, тогда компания хотела видеть в своих рядах не мегахэтч, а седан 989 с чертами 911. Разработка велась с 1988 по 1991 год и закончилась ничем. Да и был ли рынок тридцатилетней давности готов к столь смелому автомобилю вне рамок и шаблонов?…
© Porsche
Обратите внимание, сколь скромны размеры. Прототип длиной 4500 мм не дотягивал даже до машин размерного класса E. Уместные на заднемоторном Porsche 911 оппозитные двигатели не рассматривались, только V-образные «восьмерки» объемом 3,6 и 4,2 литра мощностью 300–350 л.с.
© Porsche
Lotus Eterne
На Парижском мотор-шоу 2010 года британская «Лотус» раскрыла амбициозный план на ближайшую пятилетку и наобещала с три короба. В частности, в стратегии развития упоминалась современная интерпретация суперкара Esprit и спортседан Eterne, который должен был скрестить шпаги с такими нишевыми моделями, как Maserati Quattroporte и Aston Martin Rapide.
© Lotus
Несостоявшаяся «Этерна» резко контрастировала с каноничными легкими, спартанскими и драйверскими Lotus. По легенде, это нафаршированный по высшему разряду продукт. Из углепластика и алюминия, вдобавок с наддувным тойотовским V8 объемом 5,0 литров в паре с семиступенчатым преселективным «роботом» и набором сотни за четыре секунды.
© Lotus